Изобретение относится к области транспортных средств, в частности к способам повышения сцепления опорной поверхности колес с дорожным полотном.
Известен способ повышения сцепных свойств колесного транспортного средства, например используемого в протекторе пневматической шины, содержащей кольцевые ребра, состоящие из шашечных элементов, в которых выполнены щелевидные прорези. По глубине щелевидной прорези каждая поверхность состоит из двух участков. Первый выполнен волнообразным, а второй выполнен плоским. На плоских участках противолежащих поверхностей щелевидной прорези выполнено по одному ряду боковых выступов и ответных выемок, расположенных с зазором между собой (см. Патент на изобретение №2589531. Дата приоритета 28.11.2014 г. Опубликовано: 10.07.2016 г. Бюллетень №19. Авторы: Григоренко А.В., Андреев М.Ю., Жогин В.А. Открытое акционерное общество «КОРДИАНТ». Открытое издание).
Известный способ повышения сцепных свойств колесного транспортного средства позволяет за счет конструкции пневматической шины, а именно ее протектора, улучшить отвод влаги из пятна контакта. Однако указанный способ имеет недостаток, выраженный в том, что при движении колесного транспортного средства по ледяному участку дороги сцепные свойства опорной поверхности шины с дорожным полотном значительно снижаются, в результате чего может произойти занос, приводящий к аварийной ситуации на дороге.
Кроме того, известен способ повышения сцепных свойств колесного транспортного средства в виде противобуксовочного устройства, содержащего закрепленные на несущей ступице рычаги, свободные концы которых выполнены с грунтозацепами и изогнуты для охвата протектора шины колеса, и приспособление для прижатия рычагов к протектору в виде нажимной ступицы, установленной соосно с несущей ступицей и связанной с ней посредством стяжного болта, причем нажимная ступица выполнена с нажимным кольцом с направляющими элементами, через которые пропущены рычаги с возможностью радиального смещения (см. Патент на изобретение №2023598. Опубликовано: 30.11.1994 г. Автор Коротенко Е.Б. Открытое издание). Данный способ выбран в качестве прототипа.
Известный способ позволяет повысить сцепление колес при движении по ледяной и снежной дороге в зимнее время. Однако при движении в черте большого города, как правило, в зимнее время года, дорожные службы местами используют химические реагенты. В таких местах ледяной покров на дороге отсутствует, и использование данного устройства может ухудшить сцепные свойства колес, показатели подвижности автомобиля в целом, а также привести к порче дорожного полотна.
Задача настоящего изобретения заключается в повышении сцепных свойств колес транспортного средства с дорожным полотном, улучшение показателей подвижности автомобиля, исключение порчи дорожного полотна.
Техническим результатом предложенного изобретения является повышение сцепных свойств колес транспортного средства с дорожным полотном, улучшение показателей подвижности колесного транспортного средства, исключение порчи дорожного полотна.
Техническим решением предложенного изобретения является снабжение ходовой части колесного транспортного средства устройством, содержащим в своем составе бортовую информационно-управляющую систему (далее - БИУС), связывающую посредством электропроводов исполнительный элемент с механической муфтой и вращательное устройство с металлическими цепями, расположенными на ходовой части, непосредственно около шин ведущих колес.
При этом способ повышения сцепных свойств колесного транспортного средства, основан на том, что при движении машины, БИУС определяет потерю сцепных свойств конкретного колеса (или колес в целом) с дорожным полотном (их проскальзывание по скользящей поверхности дорожного полотна) и передает сигнал по электропроводам на исполнительный элемент, воздействующий на механическую муфту, которая механически воздействует на вращательное устройство с металлическими цепями, прижимая его к контактной поверхности колеса. Вращательное устройство обкатывается по контактной поверхности колеса и тем самым приводится в движение (вращается), при этом металлические цепи, жестко связанные с вращательным устройством под действием центробежных сил, разматываются в стороны, попадая между контактной поверхностью колеса и дорожным полотном, повышая тем самым сцепные свойства.
Способ повышения сцепных свойств колесного транспортного средства, заключающийся в том, что при помощи бортовой информационно-управляющей системы определяют колесо, потерявшее с дорожным полотном сцепные свойства, передают от нее сигнал по электропроводам на исполнительный элемент, которым воздействуют на механическую муфту, посредством которой прижимают вращательное устройство к боковой поверхности ведущего колеса, при этом, используя крутящий момент ведущего колеса, приводят в движение вращательное устройство которым разматывают металлические цепи в направлении непосредственно между ведущим колесом и дорожным полотном.
Изобретение поясняется фиг. 1, на которой показан способ повышения сцепных свойств колесного транспортного средства, где: 1 - машина; 2 - БИУС; 3 - электропровода; 4 - металлические цепи; 5 - вращательное устройство; 6 - дорожное полотно; 7 - исполнительный элемент с механической муфтой; 8 - ведущее колесо; 9 - ходовая часть.
Стрелками показано направление вращения металлических цепей 4. Для повышения сцепных свойств колесного транспортного средства, в составе ходовой части 9 машины 1 используется устройство, имеющее в своем составе исполнительный элемент с механической муфтой 7, управляемый по электропроводам 3 БИУС 2. БИУС 2 при движении машины 1 по скользкому дорожному полотну 6 определяет потерю сцепных свойств определенного ведущего колеса 8 (или всех колес) с дорожным полотном 6 и управляет работой исполнительного элемента с механической муфтой 7. При проскальзывании ведущего колеса 8 по дорожному полотну 6, БИУС передает сигнал по электропроводам 3 на исполнительный элемент с механической муфтой 7, связанный жестко с ходовой частью 9 машины 1. Исполнительный элемент с механической муфтой 7 предназначен для введения в зацепление с боковой контактной поверхностью ведущего колеса 8 вращательного устройства 5. При этом крутящий момент от ведущего колеса 8 передается на вращательное устройство 5, придавая ему вращательное движение. Вращаясь непосредственно около ведущего колеса 8 вращательное устройство 5, приводит в движение жестко скрепленные с ним металлические цепи 4. Под действием центробежных сил металлические цепи 4 попадают непосредственно под проскальзывающее по дорожному полотну 6 ведущее колесо 8, обеспечивая повышение сцепных свойств ведущего колеса 8 с дорожным полотном 6. В период отсутствия зацепления вращательного устройства 5 с ведущим колесом 8, металлические цепи 4 работают как антистатик, снимая остаточное напряжение машины 1.
Пример работы способа. При движении машины 1 БИУС 2 определяет потерю сцепных свойств ведущего колеса 8 с дорожным полотном 6. Сигнал по электропроводам 3 от БИУС 2 передается на исполнительный элемент с механической муфтой 7, жестко связанный с ходовой частью 9 машины 1. Исполнительный элемент с механической муфтой 7 вводит в зацепление с боковой контактной поверхностью ведущего колеса 8 вращательное устройство 5. Крутящий момент от ведущего колеса 8 передается на вращательное устройство 5, вращая его. Вращение вращательного устройства 5 приводит в движение металлические цепи 4, которые попадают между ведущим колесом 8 и дорожным полотном 6, обеспечивая повышение сцепных свойств.
Предлагаемый способ позволяет автоматизировать процесс повышения сцепных свойств колесного транспортного средства с дорожным полотном, возникновение заноса машины, снизить аварийные ситуации на дороге.
Литература
1. Патент на изобретение №2589531. Дата приоритета 28.11.2014 г. Опубликовано: 10.07.2016 г. Бюллетень №19. Авторы: Григоренко А.В., Андреев М.Ю., Жогин В.А. Открытое акционерное общество «КОРДИАНТ». Открытое издание.
2. Патент на изобретение №2023598. Опубликовано: 30.11.1994 г. Автор Коротенко Е.Б. Открытое издание.
Способ заключается в том, что при помощи бортовой информационно-управляющей системы определяют колесо, потерявшее с дорожным полотном сцепные свойства, передают от нее сигнал по электропроводам на исполнительный элемент, которым воздействуют на механическую муфту, посредством которой прижимают вращательное устройство к боковой поверхности ведущего колеса. Используя крутящий момент ведущего колеса, приводят в движение вращательное устройство, которым разматывают металлические цепи в направлении непосредственно между ведущим колесом и дорожным полотном. Технический результат - повышение сцепных свойств колес транспортного средства с дорожным полотном, улучшение показателей подвижности колесного транспортного средства, исключение порчи дорожного полотна. 1 ил.
Способ повышения сцепных свойств колесного транспортного средства, заключающийся в том, что при помощи бортовой информационно-управляющей системы определяют колесо, потерявшее с дорожным полотном сцепные свойства, передают от нее сигнал по электропроводам на исполнительный элемент, которым воздействуют на механическую муфту, посредством которой прижимают вращательное устройство к боковой поверхности ведущего колеса, при этом, используя крутящий момент ведущего колеса, приводят в движение вращательное устройство, которым разматывают металлические цепи в направлении непосредственно между ведущим колесом и дорожным полотном.
Устройство для повышения силы сцепления колеса автомобиля с поверхностью дороги | 1978 |
|
SU993810A3 |
ПРОТИВОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2023598C1 |
ДЕТАНДЕР ДЛЯ ГАЗОВЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ МАШИН И УСТАНОВОК ГЛУБОКОГО ХОЛОДА | 0 |
|
SU167708A1 |
US 4278122 А, 14.07.1981. |
Авторы
Даты
2018-06-19—Публикация
2017-07-05—Подача