АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО СТАТОРОМ И РОТОРОМ ИЗ АМОРФНОЙ СТАЛИ Российский патент 2018 года по МПК H02K1/02 H02K1/16 H02K1/22 H02K17/12 

Описание патента на изобретение RU2652375C2

Настоящее изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к производству асинхронных электрических машин, например для электромобилей, трамваев и других транспортных средств.

Из существующего уровня техники известна асинхронная электрическая машина (см. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник / А90 А.Э. Кравчик, М.М. Шлаф, В.И. Афонин, Е.А. Соболенская, - М.: Энергоиздат, 1982. - 505 с., ил.), с. 15-16: «Сердечники статора и ротора собраны из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм (Фиг. 1, 2). Для листов сердечников двигателей с высотами оси вращения 50-132 мм применяется холоднокатанная нелегированная сталь марки 2013 (ГОСТ 21427.2-75), для двигателей с высотами оси вращения 160-250 мм - холоднокатанная слаболегированная сталь марки 2212 (ГОСТ 21427.2-75), для двигателей с высотами оси вращения 280-355 мм - горячекатанная сталь марки 1312 (ГОСТ 21427.2-75).

Сердечники статоров двигателей (Фиг. 2) с высотами оси вращения 50-180 мм скрепляются сваркой или скобами, а двигателей с высотами оси вращения 280-355 мм набирают непосредственно в станину, опрессовывают и закрепляют кольцевыми шпонками.

Двигатели имеют на роторе (Фиг. 3) литую короткозамкнутую клетку из алюминия марки А7 или А5 (ГОСТ 11069-74). С торцов клетки предусмотрены лопатки, которые служат для отвода теплоты от активных частей ротора и для перемешивания воздуха внутри двигателя. Сердечник ротора с короткозамкнутой обмоткой посажен на вал. Вал лежит на двух подшипниковых опорах, состоящих из подшипников качения и подшипниковых щитов».

Недостатками данного технического решения являются большой вес и, как правило, габариты, так как асинхронная электрическая машина по существу полностью состоит из стали.

Известен ротор в виде массивного железного цилиндра (см. К.И. Шенфер, Асинхронные машины, - M. – Л.: Государственное объединенное научно-техническое издательство Редакция энергетической литературы, 1936. - 412 с.), с. 194-195: «Вместо обычной конструкции ротора с обмоткой, расположенной на сердечнике из листового железа, применить массивный железный ротор без всякой обмотки».

Несмотря на все отмеченные выше положительные качества, ротор в виде массивного железного цилиндра до сих пор не получил широкого распространения на практике.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является патент 2496212 (от 20.10.2013) на способ изготовления сердечника электрической машины. «1. Способ изготовления сердечника электрической машины, заключающийся в изготовлении пакетов из отрезков аморфных лент, формирование фасонного контура пакетов намоткой на оправку с последующей термической и механической обработкой пакетов, включая вакуумную обработку связующим и отрезку определенной части от каждого пакета с последующей сборкой сердечника в цилиндрической оправке, отличающийся тем, что при формировании пакетов используют треугольную оправку, ось которой ориентируют параллельно оси электрической машины, при этом отрезку части пакета осуществляют параллельно оси оправки, а в качестве цилиндрической оправки используют корпус электрической машины, в который послойно укладывают пакеты, располагая слои пакетов в осевом направлении этого корпуса, при этом пакеты в каждом слое скрепляют по боковым поверхностям.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что сборку сердечника осуществляют из условия сдвига с регулярным шагом зубцов и пазов в смежных слоях пакетов.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве связующего используют лак или компаунд».

Недостатками данного технического решения являются большой вес и габариты, значительное увеличение стоимости.

Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение веса и габаритов асинхронных электрических машин.

Данная задача решается за счет того, что асинхронный двигатель, содержащий ротор и статор, отличающийся тем, что сердечник статора изготовлен из нескольких витков ленты из аморфной стали в виде внешних и внутренних пазов с возможностью укладки в них обмоток, а сердечник ротора - в виде цилиндра из электротехнической стали, покрытого несколькими слоями ленты из аморфной стали с высокой магнитной проницаемостью.

Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является снижение веса электрической машины примерно на 80÷85% у одинаковых габаритов.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

Фиг. 1. Пластины, вырубленные из электротехнической стали, из которых набирается: а) сердечник статора традиционных асинхронных электрических машин; б) сердечник ротора традиционных асинхронных электрических машин.

Фиг. 2. Сердечник статора традиционной асинхронной электрической машины в сборе.

Фиг. 3. Ротор в сборе традиционного асинхронного двигателя

Фиг. 4. Пакет сердечника электрической машины по патенту №2496212.

Фиг. 4а. Пакет статора из отрезка аморфной ленты по патенту №2496212.

Фиг. 4б. U-образный пакет сердечника по патенту №2496212

Фиг. 5. Профиль сердечника статора из аморфной стали: 1 - внешние пазы; 2 - внутренние пазы статора.

Фиг. 6. Ротор из аморфной стали: 1 - цилиндр из электротехнической стали, покрытый несколькими слоями ленты из аморфной стали; 2 - медные или алюминиевые замыкающие кольца; 3 - крестовина; 4 - отверстие под вал; 5 - отверстия под болтовые соединения.

Асинхронная электрическая машина состоит из статора и ротора из аморфной стали.

Изготовление «Асинхронной электрической машины со статором и ротором из аморфной стали» реализуется следующим образом. Сердечник статора изготовить из нескольких витков ленты из аморфной стали, например марки АМАГ-170 толщиной от 15 до 30 мкм с высокой относительной магнитной проницаемостью μ0≈106. Ширина ленты и соответственно длина сердечника статора электрической машины, например, мощностью 110 кВт, может составить 20-25 мм при внутреннем диаметре сердечника статора 250 мм. Эта бочка короче традиционной примерно в 10 раз! И примерно в 10 раз легче! Сердечник статора из аморфной стали формируется с помощью матрицы и пуансона. Лента из аморфного железа формируется в виде внешних 1 и внутренних 2 пазов статора (Фиг. 5). Поскольку для мощных электрических машин применяются двухслойные обмотки, то первый слой может укладываться во внутренние пазы 2, а второй - во внешние 1.

Обмотки двигателя выполняются из алюминия на специальном шаблоне, а затем вставляются в пазы статора, что также снижает вес электрической машины.

Сердечник ротора машины (Фиг. 6) представляет собой цилиндр 1 из электротехнической стали, покрытый несколькими слоями ленты из аморфной стали, например марки АМАГ-170 толщиной от 15 до 30 мкм с высокой относительной магнитной проницаемостью μ≈106 и шириной 20-25 мм, скрепленный медными или алюминиевыми кольцами 2, с крестовиной 3, стянутыми болтами 5.

Токи Фуко, индуктируемые в нем вращающимся потоком, будут полезными токами, создающими вращающий момент [стр. 195, (К.И. Шенфер, Асинхронные машины, - M. – Л.: Государственное объединенное научно-техническое издательство Редакция энергетической литературы, 1936. - 412 с.)].

В связи с тем, что сопротивление стали, в том числе аморфной выше, чем меди или алюминия, то двигатель будет обладать большим пусковым моментом, а также повышенным отношением критического момента к номинальному, что позволяет применять эти машины в качестве тяговых.

Техническим результатом заявляемого изобретения является резкое снижение веса и габарита асинхронных электрических машин. Это позволяет расширить применение асинхронных электрических машин, например для электромобилей, трамваев и других транспортных средств.

Изобретение может быть реализовано при производстве асинхронных электрических машин. Лента из аморфной стали выпускается рядом заводов России, Китая.

Похожие патенты RU2652375C2

название год авторы номер документа
АСИНХРОННАЯ КОМПЕНСИРОВАННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Савицкий Александр Леонидович
  • Мугалимов Риф Гарифович
  • Савицкая Любовь Давыдовна
RU2112307C1
Способ изготовления магнитопровода электрической машины 1984
  • Корницкий Леонид Иванович
  • Пашков Владимир Никитович
  • Федюшкин Анатолий Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1334293A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1990
  • Амелин В.Д.
RU2030005C1
Способ резки сердечника ленточного магнитопровода 2019
  • Аверин Федор Владимирович
  • Савинова Ольга Владимировна
  • Гиндулин Рифкат Махмутович
  • Десяткин Вячеслав Юрьевич
  • Максимов Дмитрий Анатольевич
RU2711459C1
Электрическая машина 1989
  • Корницкий Леонид Иванович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1686619A1
Способ модернизации асинхронной электромашины привода насоса систем транспорта добываемой нефти 2019
  • Хабибрахманов Дмитрий Разинович
  • Усачев Олег Ильич
  • Тишин Александр Метталинович
RU2720880C1
Тяговый электропривод для маневровых тепловозов 2019
  • Пичугин Андрей Владиславович
  • Полюхович Владимир Степанович
  • Кострубов Евгений Евгеньевич
  • Небензя Кирилл Андреевич
RU2720229C1
СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Ковалев Юрий Захарович
  • Ковалев Владимир Захарович
  • Ковалев Александр Юрьевич
  • Ковалева Наталья Александровна
  • Кузнецов Евгений Михайлович
  • Щербаков Александр Геннадиевич
RU2320063C2
Якорь многофазной электрической машины 2018
  • Бердичевский Алексей Сергеевич
  • Лопатин Евгений Геннадьевич
  • Недзельский Владимир Евгеньевич
  • Берая Роман Константинович
  • Соколов Николай Владимирович
  • Пластун Анатолий Трофимович
  • Тихонова Ольга Валерьевна
RU2684898C1
Статор электродвигателя переменного тока 1989
  • Корницкий Леонид Иванович
  • Сысоев Валентин Сергеевич
  • Яковлев Александр Иванович
  • Яковлев Юрий Александрович
SU1746471A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 652 375 C2

Реферат патента 2018 года АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО СТАТОРОМ И РОТОРОМ ИЗ АМОРФНОЙ СТАЛИ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к производству асинхронных электрических машин, например для электромобилей, трамваев и других транспортных средств. Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение веса и габаритов асинхронных электрических машин. Асинхронный двигатель содержит ротор и статор. Сердечник статора изготовлен из нескольких витков ленты из аморфной стали в виде внешних и внутренних пазов с возможностью укладки в них обмоток, а сердечник ротора - в виде цилиндра из электротехнической стали, покрытого несколькими слоями ленты из аморфной стали с высокой магнитной проницаемостью. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 652 375 C2

Асинхронный двигатель, содержащий ротор и статор, отличающийся тем, что сердечник статора изготовлен из нескольких витков ленты из аморфной стали в виде внешних и внутренних пазов с возможностью укладки в них обмоток, а сердечник ротора - в виде цилиндра из электротехнической стали, покрытого несколькими слоями ленты из аморфной стали с высокой магнитной проницаемостью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2652375C2

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЕРДЕЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2011
  • Геча Владимир Яковлевич
RU2496212C2
Способ азотирования быстрорежущего инструмента аммиаком 1947
  • Кирин И.С.
SU120524A1
RU 94011349 A1, 27.10.1995
US 6960860 B1, 01.11.2005
JP 61012004 A, 20.01.1986.

RU 2 652 375 C2

Авторы

Савицкий Александр Леонидович

Савицкий Леонид Александрович

Савицкая Любовь Давыдовна

Даты

2018-04-26Публикация

2016-09-21Подача