САМОСВАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Российский патент 2018 года по МПК B60P1/58 B60P1/04 B60P1/28 

Описание патента на изобретение RU2652759C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям самосвальных транспортных средств, предназначенных для перевозки насыпных и навалочных грузов.

Известен самосвал, принятый за аналог, содержащий самоходное шасси, шарнирно установленный на нем кузов и ударник с приводом в виде гибкой тяги. Ударник выполнен в виде шарнирно закрепленного на днище кузова двуплечего рычага, один конец которого связан с рамой шасси гибкой тягой. При подъеме кузова гибкая тяга натягивается, поворачивая рычаг, и он другим концом наносит удар по днищу [1].

Недостатком известного транспортного средства является низкая эффективность работы устройства для облегчения разгрузки кузова. Поскольку подъем кузова происходит медленно (за 15-20 с), то плавное натяжение гибкой тяги не обеспечивает резкого удара рычага по днищу кузова. Кроме того, рычаг только однократно воздействует на днище.

Известно самосвальное транспортное средство с устройством для облегчения разгрузки кузова, принятое за аналог, содержащее самоходное шасси, шарнирно установленный на нем кузов и ударник в виде подпружиненного относительно кузова рычага с ударной массой. На раме шасси установлен захватный механизм, который при подъеме кузова взводит рычаг, а в момент освобождения рычага ударная масса наносит резкий удар по днищу кузова [2]. Недостатком известного транспортного средства является низкая эффективность очистки кузова, поскольку при подъеме кузова происходит однократное срабатывание ударника. Кроме того, это происходит в момент, когда основная масса груза еще находится в кузове и, следовательно, демпфирует ударный импульс.

Известно самосвальное транспортное средство с устройством для облегчения разгрузки кузова, принятое за прототип, содержащее раму шасси, шарнирно установленный на ней кузов и ударник в виде упругих струн с приводом. Струны натянуты внутри кузова и вибрируют при взаимодействии с эксцентриковыми кулачками, которые смонтированы на одном валу с приводной звездочкой. При подъеме кузова звездочка вращается за счет движения охватывающей ее гибкой связи, один конец которой закреплен на раме жестко, а другой - с помощью пружины [3].

Недостатком известного транспортного средства является его низкая эффективность и узкая специализация: только для перевозки жидких растворов. При разгрузке насыпных и навальных грузов вал, кулачки и упругие струны, смонтированные внутри кузова, будут препятствовать движению груза и выйдут из строя. Другим недостатком известного устройства является его низкая надежность. В процессе эксплуатации кулачки и струны покроются коркой и не смогут выполнять свои функции. Кроме того, известное устройство начинает работать с первой секунды подъема кузова, пытаясь встряхнуть всю массу груза. При этом все звенья устройства будут испытывать значительные нагрузки, которые могут привести к их разрушению.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности очистки кузова от прилипшего груза путем обеспечения многократного воздействия ударника на кузов на последнем этапе его разгрузки.

Указанная техническая задача достигается тем, что в самосвальном транспортном средстве, содержащем раму шасси, шарнирно закрепленный на ней кузов и установленный на нем ударник с приводом, включающим звездочку, охваченную гибкой связью, первый конец которой соединен с рамой шасси, а второй подпружинен, ударник с приводом расположен с внешней стороны бокового борта кузова, привод снабжен кинематически связанным с ударником поворотным диском с радиальным пазом и кривошипом, пальцы которого смонтированы с возможностью зацепления с пазом указанного диска и его вращения для взвода ударника, а после выхода пальца из диска возврата диска в исходное положение, при этом первый конец гибкой связи соединен с рамой шасси посредством шарнирно закрепленного на раме рычага, второй конец подпружинен относительно кузова, а звездочка связана с кривошипом с помощью храпового механизма

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен вид сбоку на самосвальное транспортное средство в транспортном положении с ударником, воздействующим на передний борт; на фиг. 2 - то же, в процессе разгрузки; на фиг. 3 - общий вид ударника с приводом в разрезе; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 - привод ударника в исходном положении (звездочка и храповое колесо не показаны); на фиг. 6 - вид сбоку на самосвальное транспортное средство с ударником, воздействующим на днище; на фиг. 7 - то же, в процессе разгрузки.

Самосвальное транспортное средство содержит раму 1 шасси, шарнирно закрепленный на ней кузов 2 и ударник 3 с приводом, установленные с внешней стороны бокового борта кузова 2. Привод состоит из кривошипа 4, звездочки 5 и поворотного диска 6, размещенного на неподвижной оси 7. Поворотный диск 6 имеет радиальный паз 8, а на кривошипе 4 смонтированы пальцы 9 с возможностью зацепления с указанным пазом 8. Звездочка 5 охвачена гибкой связью 11, один конец которой соединен с рычагом 12, шарнирно закрепленным на раме 1, а другой конец связан с кузовом 2 посредством пружины 13. Кривошип 4 и звездочка 5 могут свободно вращаться на неподвижной оси 10 и связаны между собой с помощью храпового механизма, состоящего из храпового колеса 14 и подпружиненных собачек 15. Причем храповое колесо 14 сблокировано со звездочкой 5, а собачки 15 смонтированы на кривошипе 4.

Ударник 3 состоит из цилиндрического корпуса 16, бойка 17 со штоком 18 и пружины 19. Торец корпуса 16 шарнирно соединен с опорной плитой 20, закрепленной на кузове 2, а шток 18 посредством зубчатой рейки 21 кинематически связан с поворотным диском 6, имеющим зубчатый сектор 22. Для повышения эффективности ударного воздействия аналогичная кинематическая цепь может быть построена симметрично на другом борту кузова.

Кузов самосвального транспортного средства работает следующим образом. При подъеме кузова 2, например, с помощью гидроцилиндра рычаг 12 под действием гибкой связи 11 поворачивается относительно рамы 1. Когда кузов 2 поднимется на угол естественного откоса и основная масса груза разгрузится под действием собственного веса, рычаг 12 и гибкая связь 11 вытянутся вдоль одной прямой (фиг. 2). При дальнейшем подъеме кузова 2 гибкая связь 11 приводит в движение звездочку 5 и растягивает пружину 13. Вращение от звездочки 5 с помощью зацепления храпового колеса 14 с собачками 15 передается кривошипу 4. Палец 9 кривошипа 4 входит в радиальный паз 8 и, двигаясь вдоль него, заставляет вращаться поворотный диск 6. В свою очередь зубчатый сектор 22 диска 6, находясь в зацеплении с зубчатой рейкой 21, перемещает шток 18 и взводит ударник 3. После выхода пальца 9 из паза 8 диск 6 освобождается и боек 17 под действием пружины 19 через опорную плиту 20 наносит резкий удар по кузову 2. Одновременно диск 6 возвращается в исходное положение. Затем второй палец 9 кривошипа 4 входит в зацепление с пазом 8 и вновь поворачивает диск 6. При этом ударник 3 повторно взводится и срабатывает после выхода пальца 9 из радиального паза 8. Цикл повторяется до тех пор, пока кузов 2 не повернется на максимальный угол, при этом остатки налипшего груза освобождают кузов 2.

После разгрузки кузов 2 опускается и гибкая связь 11 под действием растянутой пружины 13 вращает звездочку 5 в обратном направлении (по ходу часовой стрелки). При этом храповое колесо 14 выходит из зацепления с собачками 15, кривошип 4 не вращается и ударник 3 не взводится. Кузов 2 и рычаг 12 опускаются на раму 1 и процесс разгрузки завершается. В зависимости от расположения ударника 3 удары могут наноситься как по переднему борту кузова (фиг. 1, 2), так и по его днищу (фиг. 6, 7).

Таким образом, в результате многократного воздействия ударника осуществляется надежная очистка кузова самосвала от налипших остатков. Экономический эффект достигается за счет повышения производительности разгрузочных работ. Оснащение самосвалов предложенным устройством снижает время разгрузки кузова и повышает эффективность использования автомобильного парка.

Источники информации

1. А.с. СССР №1260275, кл. B60P 1/58,1986 г., бюл. № 36.

2. Патент РФ №2218282 на изобретение, МПК B60P 1/04, B60P 1/26, B60P 1/58. Устройство для облегчения разгрузки самосвала / Главацкий Г.Д., Шмаков В.А., Орловский С.Н.; заявитель и патентообладатель: Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной охраны лесов и механизации лесного хозяйства (ВНИИПОМлесхоз) (RU). - №2002115207/11, 06.06.2002; опубл. 10.12.2003, бюл. № 46.

3. А.с. СССР №1733286, кл. B60P 1/28, 1992 г., бюл. № 18.

Похожие патенты RU2652759C2

название год авторы номер документа
КУЗОВ САМОСВАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Барышников Юрий Николаевич
  • Швая Евгения Павловна
  • Беленкова Наталья Ивановна
  • Мишкина Ольга Васильевна
RU2637576C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2013
  • Войнаш Сергей Александрович
  • Войнаш Александр Станиславович
RU2530904C2
Самосвал 1985
  • Григолюк Эдуард Иванович
  • Барышников Юрий Николаевич
  • Кудинов Юрий Алексеевич
SU1266767A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СМЕННЫМ КУЗОВОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ 2011
  • Евтюшенков Николай Ефимович
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Калинкин Геннадий Алексеевич
  • Крюков Михаил Львович
  • Пышкин Виктор Кириллович
RU2479448C1
Транспортное средство 1986
  • Лобусов Юрий Акимович
  • Бубнов Игорь Петрович
SU1418120A1
Самосвальное транспортное средство 1986
  • Попов Игорь Васильевич
  • Руденец Николай Андреевич
SU1472309A1
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2018
  • Войнаш Александр Станиславович
RU2686290C2
Транспортное средство 1990
  • Руденец Николай Андреевич
  • Лях Александр Николаевич
  • Дашкевич Александр Петрович
  • Пожидаев Андрей Николаевич
  • Вавула Василий Иванович
SU1791261A1
САМОСВАЛЬНЫЙ КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Гомонай Михаил Васильевич
  • Аграновский Артур Александрович
  • Карамышева Екатерина Александровна
RU2607036C2
САМОРАЗГРУЖАЮЩЕЕСЯ САМОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ 2007
  • Липкань Александр Васильевич
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Терентьев Юрий Васильевич
  • Худолеев Валерий Петрович
  • Мухин Вячеслав Петрович
  • Татаринов Михаил Иванович
  • Гулевич Людмила Николаевна
RU2335881C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 652 759 C2

Реферат патента 2018 года САМОСВАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям самосвальных транспортных средств, предназначенных для перевозки насыпных и навалочных грузов. Самосвальное транспортное средство содержит раму (1) шасси, шарнирно закрепленный на ней кузов (2) и ударник (3) с приводом, которые установлены с внешней стороны бокового борта кузова. Привод состоит из кривошипа (4), звездочки и поворотного диска (6), кинематически связанного с ударником (3). Звездочка охвачена гибкой связью (11), один конец которой соединен с рычагом (12), а второй подпружинен относительно кузова (2). При подъеме кузова (2) на угол естественного откоса рычаг (12) и гибкая связь (11) вытягиваются вдоль одной прямой. При дальнейшем подъеме гибкая связь (11) приводит в движение звездочку, которая с помощью храпового механизма передает вращение кривошипу (4). Палец последнего входит в зацепление с пазом поворотного диска (6) и, вращая его, взводит ударник (3). После выхода пальца из паза диск (6) возвращается в исходное положение, а ударник (3) наносит резкий удар по кузову (2). Цикл многократно повторяется до поворота кузова (2) на максимальный угол. Изобретение повышает эффективность очистки кузова от налипшего груза. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 652 759 C2

Самосвальное транспортное средство, содержащее раму шасси, шарнирно закрепленный на ней кузов и установленный на нем ударник с приводом, включающим звездочку, охваченную гибкой связью, первый конец которой соединен с рамой шасси, а второй подпружинен, отличающееся тем, что ударник с приводом расположен с внешней стороны бокового борта кузова, привод снабжен кинематически связанным с ударником поворотным диском с радиальным пазом и кривошипом, пальцы которого смонтированы с возможностью зацепления с пазом указанного диска и его вращения для взвода ударника, а после выхода пальца из диска возврата диска в исходное положение, при этом первый конец гибкой связи соединен с рамой шасси посредством шарнирно закрепленного на раме рычага, второй конец подпружинен относительно кузова, а звездочка связана с кривошипом с помощью храпового механизма.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2652759C2

Опрокидывающийся кузов транспортного средства 1990
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Аблялимов Олег Сергеевич
SU1733286A1
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОГО ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА 2010
  • Горбачев Александр Евгеньевич
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2428660C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ РАЗГРУЗКИ САМОСВАЛА 2002
  • Главацкий Г.Д.
  • Шмаков В.А.
  • Орловский С.Н.
RU2218282C1
Колосоуборка 1923
  • Беляков И.Д.
SU2009A1

RU 2 652 759 C2

Авторы

Барышников Юрий Николаевич

Швая Евгения Павловна

Беленкова Наталья Ивановна

Мишкина Ольга Васильевна

Даты

2018-04-28Публикация

2016-05-20Подача