БЕСПЛАТФОРМЕННЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ЛИНЕЙНЫХ И УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ Российский патент 2018 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2656265C1

Изобретение относится к области измерительной техники и приборостроения, а именно к приборам для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов.

Известен аналог «Блок измерения угловой скорости БИУС-040» разработки ОАО НПП «Антарес», Россия [1, 2], который представляет собой четырехосную (с неортогональным расположением осей чувствительности) отказоустойчивую систему измерения проекций абсолютной угловой скорости и линейного ускорения объекта на оси приборной системы координат.

В качестве измерителей линейного ускорения используются чувствительные элементы на основе сухих маятниковых акселерометров, с подвесом на основе кварцевого стекла и датчиком угла емкостного типа.

Система работоспособна при возникновении одного отказа в любой из одноименных подсистем (измерения угловой скорости, линейного ускорения, сервисной электроники) и содержит дублированную сервисную электронику.

Наиболее близким техническим решением к заявленному является «Бесплатформенный измерительный блок КИНД34-059» разработки филиала ФГУП «ЦЭНКИ» «НИИ Прикладной Механики им. академика В.И. Кузнецова» Россия [3], выбранный за прототип.

В состав прототипа входят не имеющие внутреннего резервирования и не связанные между собой восемь измерительных каналов: четыре гироскопических канала (ГК), в которых применен датчик угловой скорости (ДУС) на основе волоконно-оптического гироскопа (ВОГ), и четыре акселерометрических канала (АК); два модуля обмена и управления (МОУ1 и МОУ2) с входящим в каждый из них специальным вычислителем; четыре опорных генератора; четыре вторичных источника питания. В качестве измерителей линейного ускорения используются чувствительные элементы акселерометров маятникового типа, с подвесом на основе кварцевого стекла и емкостным датчиком угла. Все восемь чувствительных элементов (ЧЭ) установлены на общем основании и образуют блок ЧЭ. В состав прибора введены: резервированная система термостатирования и система виброударной защиты (амортизации) блока ЧЭ.

Недостатками прототипа являются совмещение электроники каждой пары чувствительных элементов (ДУСа и акселерометра) и наличие общего источника вторичного питания, что существенно снижает надежность прибора в целом, а также применение системы термостатирования, что ведет к значительному повышению энергопотребления.

Существенным недостатком аналога и прототипа является применение в них элементной базы импортного производства.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение надежности и снижение энергопотребления. Кроме того, устройство должно быть выполнено на современной отечественной элементной базе и материалах.

Заявленный технический результат достигается тем, что в бесплатформенный измеритель линейных и угловых скоростей (БИЛУС), содержащий: четыре вторичных источника питания (ВИП), соединенные выходами, соответственно, с входами питания четырех измерителей угловых скоростей (ИУС), четыре измерителя линейных ускорений (ИЛУ) и два электронных вычислителя (ЭВ), согласно изобретению введены два ВИП для ЭВ, при этом выход первого ВИП соединен с входом первого ЭВ, выход второго ВИП соединен с входом второго ЭВ, резервированный силовой коммутатор (СК), выходами соединенный с входами всех ВИП и входами всех ИЛУ, выходы всех ИУС и ИЛУ связаны с соответствующими входами первого и второго ЭВ посредством независимых линий связи.

На чертеже приведена структурная схема бесплатформенного измерителя линейных и угловых скоростей.

БИЛУС предназначен для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов, содержит:

1, 2, 3, 4 - вторичные источники питания ИУС;

5, 6, 7, 8 - измерители угловых скоростей;

9, 10 - электронные вычислители;

11, 12, 13, 14 - измерители линейных ускорений;

15, 16 - вторичные источники питания ЭВ;

17 - резервированный силовой коммутатор.

Выходы четырех ИУС соединены с входами первого и второго ЭВ. Выходы четырех ИЛУ соединены, соответственно, с входами первого и второго ЭВ. Выходы резервированного СК соединены, соответственно, с входами ИЛУ и с входами всех ВИП. Выходы четырех ВИП соединены, соответственно, с входами четырех ИУС. Выходы первого и второго ВИП для ЭВ соединены с входом первого ЭВ и входом второго ЭВ соответственно.

Инициализация работы БИЛУС осуществляется подачей на него питания и выдачей в резервированный СК внешней команды от потребителя, которая задает требуемую конфигурацию ИУС и ИЛУ. Резервированный СК подает питание на соответствующие конфигурации ИЛУ и ИУС через ВИП. ИУС и ИЛУ измеряют, соответственно, угловые скорости, линейные ускорения и передают результаты измерений одновременно в первый и второй ЭВ.

В ЭВ осуществляется накапливание и обработка полученной информации. При поступлении в ЭВ команды опроса производится расчет следующей информации:

- о проекциях вектора абсолютной угловой скорости изделия на оси чувствительности ИУС и оси приборной системы координат;

- о приращениях интегралов проекций вектора абсолютной угловой скорости изделия на оси чувствительности ВОГ и оси приборной системы координат;

- о проекциях вектора линейного ускорения в месте установки на оси чувствительности акселерометров и оси приборной системы координат;

- о приращениях интегралов проекций вектора линейного ускорения в месте установки на оси чувствительности акселерометров и оси приборной системы координат;

- о составляющих кватерниона приращения углового положения с момента включения;

- о моментах времени, на которые сформирована информация.

При этом каждый измеритель осуществляет передачу значений величины собственной частоты параллельно в каждый ЭВ, которые обрабатывают полученную информацию и выдают конечный результат потребителю.

В БИЛУС используется ИЛУ, состоящий из ЧЭ акселерометра и его электронного преобразователя акселерометра.

Таким образом, заявлен бесплатформенный измеритель линейных и угловых скоростей, содержащий: четыре ВИП, соединенные выходами, соответственно, с входами питания четырех ИУС, четыре ИЛУ и два ЭВ. Отличительная особенность устройства заключается в том, что введены два ВИП для ЭВ, при этом выход первого ВИП соединен с входом первого ЭВ, выход второго ВИП соединен с входом второго ЭВ, резервированный СК, выходами соединенный с входами всех ВИП и входами всех ИЛУ, выходы всех ИУС и ИЛУ связаны с соответствующими входами первого и второго ЭВ посредством независимых линий связи.

Техническим результатом является повышение надежности и уменьшение энергопотребления.

Источники информации

1. www.npp-antares.ru/equipment.html.

2. Волоконно-оптический гироскоп космического применения. Опыт разработки, производства и эксплуатации // Доклады XX Санкт-Петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам, Санкт-Петербург, Россия, 27-29 мая, 2013.

3. В.М. Кутовой, О.И. Маслова, С.Ю. Перепелкина, М.А. Чапцова, М.В. Антонова, А.А. Игнатьев, Е.Ю. Ковалева, A.M. Курбатов, Л.З. Новиков. Исследование характеристик бесплатформенного инерциального блока на базе волоконно-оптических гироскопов в процессе наземной отработки. // Сборник материалов ХVIII Санкт-Петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам, СПб, ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2011.

Похожие патенты RU2656265C1

название год авторы номер документа
АСТРОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2015
  • Брайткрайц Сергей Гариевич
  • Полубехин Александр Иванович
  • Ильин Евгений Михайлович
  • Цыганков Виктор Юрьевич
  • Трубицин Геннадий Васильевич
  • Микаэльян Самвел Вартанович
RU2592715C1
АСТРОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2014
  • Болотнов Сергей Альбертович
  • Брайткрайц Сергей Гарриевич
  • Герасимчук Юрий Николаевич
  • Ильин Владимир Константинович
  • Каютин Иван Сергеевич
  • Людомирский Максим Борисович
  • Трубицин Геннадий Васильевич
  • Ямщиков Николай Евгеньевич
RU2607197C2
Астроинерциальная навигационная система с коррекцией по гравитационному полю Земли 2023
  • Полубехин Александр Иванович
  • Юрин Александр Дмитриевич
  • Брайткрайц Сергей Гарриевич
  • Киселев Сергей Константинович
  • Голованов Сергей Николаевич
  • Меркулова Ирина Игоревна
  • Егоров Дмитрий Александрович
  • Шипулин Максим Дмитриевич
  • Ларионов Игорь Олегович
RU2820600C1
РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ АМОРТИЗИРОВАННЫЙ БЛОК ДАТЧИКОВ МАЛОГАБАРИТНОЙ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2021
  • Штек Сергей Георгиевич
  • Жеглов Максим Александрович
  • Коробко Андрей Викторович
RU2778428C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕКТА И БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2017
  • Черенков Сергей Анатольевич
  • Лисин Алексей Анатольевич
  • Худяков Александр Александрович
RU2661446C1
СПОСОБ ОТБОРА ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОТКАЗОВ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И ДАТЧИКОВ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ПРИ ШЕСТИ ИЗМЕРИТЕЛЯХ В КАЖДОМ ТРАКТЕ В БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Дишель Валерий Давидович
  • Трунов Юрий Вадимович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Казаков Сергей Васильевич
  • Маслов Андрей Александрович
RU2573442C1
ПОДВИЖНЫЙ РАДИОЛОКАТОР 2014
  • Болотнов Сергей Альбертович
  • Ильин Владимир Константинович
  • Брайткрайц Сергей Гарриевич
  • Герасимчук Юрий Николаевич
  • Каютин Иван Сергеевич
  • Лобанов Валерий Иванович
  • Людомирский Максим Борисович
  • Ямщиков Николай Евгеньевич
RU2572094C1
НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА И КОРПУС НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2018
  • Новиков Федор Борисович
  • Ефремов Максим Владимирович
  • Изнаиров Игорь Александрович
  • Терехин Максим Анатольевич
RU2702845C1
Способ определения ориентации объекта в бесплатформенной инерциальной навигационной системе 2022
  • Иванов Максим Алексеевич
  • Черемисенов Геннадий Викторович
  • Люфанов Виктор Евгеньевич
  • Колбас Юрий Юрьевич
RU2794283C1
СПОСОБ ОТБОРА ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОТКАЗОВ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И ДАТЧИКОВ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ПРИ ПЯТИ ИЗМЕРИТЕЛЯХ В КАЖДОМ ТРАКТЕ В БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Дишель Валерий Давидович
  • Трунов Юрий Вадимович
  • Казаков Сергей Васильевич
  • Маслов Андрей Александрович
  • Тимофеев Александр Анатольевич
  • Полисадов Владимир Валерьевич
RU2568191C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 656 265 C1

Реферат патента 2018 года БЕСПЛАТФОРМЕННЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ЛИНЕЙНЫХ И УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ

Изобретение относится к области измерительной техники и приборостроения, а именно к приборам для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат – повышение надежности. Для этого бесплатформенный измеритель линейных и угловых скоростей содержит: четыре вторичных источника питания (ВИЛ), соединенные выходами, соответственно, с входами питания четырех измерителей угловых скоростей (ИУС), четыре измерителя линейных ускорений (ИЛУ) и два электронных вычислителя (ЭВ), согласно изобретению введены два ВИЛ для ЭВ, при этом выход первого ВИЛ соединен с входом первого ЭВ, выход второго ВИЛ соединен с входом второго ЭВ, резервированный силовой коммутатор, выходами соединенный с входами всех ВИЛ и входами всех ИЛУ, выходы всех ИУС и ИЛУ связаны с соответствующими входами первого и второго ЭВ посредством независимых линий связи. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 656 265 C1

Бесплатформенный измеритель линейных и угловых скоростей, содержащий: четыре вторичных источника питания (ВИП), соединенные выходами, соответственно, с входами питания четырех измерителей угловых скоростей (ИУС), четыре измерителя линейных ускорений (ИЛУ) и два электронных вычислителя (ЭВ), отличающийся тем, что введены два ВИП для ЭВ, при этом выход первого ВИП соединен с входом первого ЭВ, выход второго ВИП соединен с входом второго ЭВ, резервированный силовой коммутатор, выходами соединенный с входами всех ВИП и входами всех ИЛУ, выходы всех ИУС и ИЛУ связаны с соответствующими входами первого и второго ЭВ посредством независимых линий связи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2656265C1

Кутовой В.М
и др
Исследование характеристик бесплатформенного инерциального блока на базе волоконно-оптических гироскопов в процессе наземной отработки
// Сборник материалов ХVIII Санкт-Петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам, СПб, ОАО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор", 2011
БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2013
  • Антимиров Владимир Михайлович
  • Вдовин Алексей Сергеевич
  • Манько Николай Григорьевич
  • Уманский Алексей Борисович
  • Шалимов Леонид Николаевич
  • Шестаков Геннадий Васильевич
  • Штыков Александр Николаевич
RU2563333C2
КОМПЛЕКС БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО МНОГОЦЕЛЕВОГО САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Парамонов П.П.
  • Виноградов Ю.Н.
  • Суслов В.Д.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2215668C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АППАРАТУРЫ ПОДВИЖНОГО КОМПЛЕКСА ТОПОПРИВЯЗКИ 2010
  • Горбачев Александр Евгеньевич
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Наумов Виктор Иванович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2435280C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ ПЛАСТЫРЯ В ОБСАДНОЙ КОЛОННЕ ТРУБ 2007
  • Ибрагимов Наиль Габдулбариевич
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Мелинг Константин Викторович
  • Кашапов Ильгиз Камаевич
  • Мелинг Виталий Константинович
  • Исмагилов Марат Азатович
RU2342515C1

RU 2 656 265 C1

Авторы

Межирицкий Ефим Леонидович

Казаков Сергей Васильевич

Сапожников Александр Илариевич

Смирнов Евгений Семенович

Виноградов Игорь Евгеньевич

Казаков Алексей Сергеевич

Смыслов Евгений Владимирович

Даты

2018-06-04Публикация

2017-05-15Подача