РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ АМОРТИЗИРОВАННЫЙ БЛОК ДАТЧИКОВ МАЛОГАБАРИТНОЙ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Российский патент 2022 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2778428C1

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью.

Наиболее близким к заявляемым техническим решениям является амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной системы (Патент РФ на полезную модель №121364, МПК: G01C 21/00, опубл. 20.10.2012 г., бюл. №29), состоящий из амортизируемого корпуса, в состав которого включены три акселерометра, два динамически настраиваемых гироскопа, элементы электропроводки и съема информации. К недостаткам устройства можно отнести недостаточную надежность устройства, вызванную тем, что в условиях сильной вибрации, характерной для полета высокодинамичных беспилотных летательных аппаратов, увеличивается вероятность выхода из строя любого акселерометра или динамически настраиваемого гироскопа, т.к. они содержат подвижные части, подверженные вибрации. При их отказе устройство перестает выполнять свою функцию, что приводит к неисправности системы управления беспилотного летательного аппарата.

Известны навигационная система и корпус навигационной системы (Патент РФ №2702845, МПК: G01C 21/00, опубл. 11.10.2019, бюл. 29), состоящий из корпуса, четырех волоконно-оптических гироскопов, четырех угловых акселерометров, четырех линейных акселерометров и блока электроники. К недостаткам указанного устройства можно отнести большие габариты, низкую устойчивость к механическим нагрузкам, отсутствие амортизированного основания, избыточное количество датчиков для системы управления беспилотного летательного аппарата.

Известен датчик крена и оборотов быстровращающегося управляемого снаряда (Патент РФ на полезную модель №143669, МПК: G01C 21/00, опубл. 27.07.2014 г., бюл. №21), состоящий из двух МЭМС акселерометров, МЭМС датчика угловой скорости, датчика магнитного поля, блока электроники. К недостаткам устройства можно отнести недостаточную надежность устройства, вызванную тем, что при выходе из строя любого акселерометра или датчика угловой скорости устройство перестает выполнять свою функцию, низкую точность МЭМС датчиков, устройство измеряет только угол крена и угловую скорость относительно продольной оси, что недостаточно для управления высокодинамичным беспилотным летательным аппаратом.

Технический результат, создаваемый изобретением, - повышение точности, надежности и механической устойчивости устройства.

Для достижения указанного результата предлагается резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной системы, содержащий корпус, установленный на четыре амортизатора, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а

точка пересечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани, разъем и элементы электропроводки.

Применение вместо трех акселерометров четырех, использование сигналов всех четырех измерительных осей двух динамически настраиваемых гироскопов, а также расположение датчиков специальным образом, позволит обеспечить функционирование устройства при выходе из строя любого одного из четырех акселерометров и при выходе из строя любой одной из четырех измерительных осей двух динамически настраиваемых гироскопов. При исправном функционировании всех датчиков точность определения проекций угловой скорости и линейного ускорения возрастает по сравнению с амортизированным блоком датчиков, содержащим три акселерометра и два динамически настраиваемых гироскопа.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «новизна».

Реализация отличительных признаков заявленного устройства позволяет обеспечить повышение точности, надежности и механической устойчивости устройства.

Указанные обстоятельства обуславливают, по мнению заявителя, соответствие данного технического решения критерию «изобретательский уровень». Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - структурная схема резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы,

на фиг. 2 - рисунок, показывающий направление измерительных осей акселерометров изделия,

на фиг. 3 - рисунок, показывающий направление измерительных осей динамически настраиваемых гироскопов изделия,

на фиг. 4 - общий вид резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы,

на фиг. 5 - чертеж конструкции резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы.

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы состоит из корпуса 1, на который действуют внешнее линейное ускорение а и угловая скорость Ω, четыре акселерометра 2…5, предназначенные для измерения проекций линейного ускорения а на оси a1, а2, а3, а4, два динамически настраиваемых гироскопа 6, 7, каждый из которых измеряет проекции вектора угловой скорости Ω на две оси Ω1, Ω2 и две оси Ω3, Ω4 соответственно, разъема и элементов электропроводки 8, четырех устройств амортизации 9-12, предназначенных для уменьшения влияния вибрации, характерной для работы двигательной установки высокодинамичных беспилотных летательных аппаратов.

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы работает следующим образом. Через разъем и элементы электропроводки 8 на акселерометры 2…5 подается напряжение питания, на динамически настраиваемые гироскопы 6, 7 подается напряжение питания и управляющие сигналы. Происходит включение датчиков линейного ускорения и динамически настраиваемых гироскопов. На корпус 1 и закрепленные на нем четыре акселерометра 2…5 и два динамически настраиваемых гироскопа 6, 7 воздействуют силы, зависящие от вектора линейного ускорения а и вектора угловой скорости Ω. Акселерометры 2…5 измеряют величину проекции вектора линейного ускорения а на оси чувствительности a1, а2, а3, а4. Динамически настраиваемый гироскоп 6 измеряет величину проекции вектора угловой скорости Ω на оси чувствительности Ω1, Ω2. Динамически настраиваемый гироскоп 7 измеряет величину проекции вектора угловой скорости Ω на оси чувствительности Ω3, Ω4. Особенностью данной схемы является избыточность измеряемой информации о воздействующем параметре. Так при одновременном пропадании одного из параметров a1, а2, а3, а4 и одного из параметров Ω1, Ω2, Ω3, Ω4 существует возможность по трем оставшимся параметрам каждого наименования определить значение вектора линейного ускорения а и вектора угловой скорости Ω, воздействующих на корпус 1.

Изобретение может быть использовано для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью.

Похожие патенты RU2778428C1

название год авторы номер документа
НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА И КОРПУС НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2018
  • Новиков Федор Борисович
  • Ефремов Максим Владимирович
  • Изнаиров Игорь Александрович
  • Терехин Максим Анатольевич
RU2702845C1
Бесплатформенная инерциальная навигационная система 2021
  • Титков Егор Иванович
  • Фролов Александр Владимирович
  • Смирнов Сергей Викторович
RU2768616C1
НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА И КОРПУС НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2010
  • Губанов Александр Георгиевич
  • Ефремов Максим Владимирович
  • Карпов Михаил Николаевич
  • Левушкин Владимир Александрович
  • Левушкин Денис Владимирович
  • Малышев Александр Юрьевич
  • Романов Антон Викторович
RU2430333C1
СПОСОБ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ НА МИКРОМЕХАНИЧЕСКИХ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ 2015
  • Мумин Олег Леонидович
  • Сумароков Виктор Владимирович
  • Демидов Анатолий Николаевич
RU2577567C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕКТА И БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2017
  • Черенков Сергей Анатольевич
  • Лисин Алексей Анатольевич
  • Худяков Александр Александрович
RU2661446C1
БЕСПЛАТФОРМЕННЫЙ ИНЕРЦИАЛЬНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК 2000
  • Ачильдиев В.М.
  • Дрофа В.Н.
  • Рублев В.М.
  • Цуцаева Т.В.
RU2162203C1
Инерциальный измерительный модуль 2021
  • Губко Вадим Петрович
  • Щусь Андрей Александрович
RU2761592C1
Бесплатформенный инерциальный измерительный блок 2023
  • Востров Анатолий Александрович
  • Востров Николай Александрович
  • Клевакин Алексей Анатольевич
  • Клевакин Георгий Анатольевич
RU2797150C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ СРЕДНЕЙ ТОЧНОСТИ ДЛЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Салычев Олег Степанович
  • Григорьев Виктор Евгеньевич
  • Макаров Николай Николаевич
RU2539140C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2014
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
RU2564380C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 778 428 C1

Реферат патента 2022 года РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ АМОРТИЗИРОВАННЫЙ БЛОК ДАТЧИКОВ МАЛОГАБАРИТНОЙ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью. Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной БИНС содержит корпус, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, разъем и элементы электропроводки. При этом корпус установлен на четыре амортизатора и содержит четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а точка пресечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани. Технический результат – повышение точности, надежности и механической устойчивости заявленного блока датчиков малогабаритной БИНС. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 778 428 C1

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, содержащий корпус, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, разъем и элементы электропроводки, отличающийся тем, что корпус установлен на четыре амортизатора и содержит четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а точка пресечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2778428C1

НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА И КОРПУС НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2018
  • Новиков Федор Борисович
  • Ефремов Максим Владимирович
  • Изнаиров Игорь Александрович
  • Терехин Максим Анатольевич
RU2702845C1
НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА И КОРПУС НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2010
  • Губанов Александр Георгиевич
  • Ефремов Максим Владимирович
  • Карпов Михаил Николаевич
  • Левушкин Владимир Александрович
  • Левушкин Денис Владимирович
  • Малышев Александр Юрьевич
  • Романов Антон Викторович
RU2430333C1
БЕСПЛАТФОРМЕННЫЙ ИНЕРЦИАЛЬНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК 2000
  • Ачильдиев В.М.
  • Дрофа В.Н.
  • Рублев В.М.
  • Цуцаева Т.В.
RU2162203C1
CN 111397601 A, 10.07.2020.

RU 2 778 428 C1

Авторы

Штек Сергей Георгиевич

Жеглов Максим Александрович

Коробко Андрей Викторович

Даты

2022-08-18Публикация

2021-10-14Подача