Схема канализации обратного тягового тока на станции Российский патент 2018 года по МПК B60M3/00 

Описание патента на изобретение RU2662346C1

Изобретение относится к системам тягового электроснабжения железных дорог на переменном токе напряжением 27,5 кВ и постоянном токе напряжением 3,3 кВ, в частности к вопросам совершенствования схем канализации обратного тягового тока.

Для электрических железных дорог известна проблема повреждения цепей обратного тока тяговых подстанций. Цепи обратного тока являются одним из важных звеньев системы тягового электроснабжения. Использование в известных системах канализации обратного тягового тока протяженных тяговых соединителей (отсосов) негативно сказывается на работе системы тягового электроснабжения и смежных устройств.

Известна система энергоснабжения электрифицированного транспорта переменного тока (Система энергоснабжения электрифицированного транспорта переменного тока [Текст] / А.Н. Бычков, Б.И. Косарев, Г.Н. Косолапов, С.Д. Соколов, Л.А. Черноусов, Т.П. Добровольскис, Е.П. Фигурнов, В.П. Кручинин, А.С. Бочев (СССР). - №1115940; заявл. 14.03.83; опубл. 30.09.84, Бюл. №36). Система электроснабжения содержит тяговые подстанции, связанные между собой тяговой сетью, выполненной в виде контактной подвески, усиливающего и экранирующего проводов, а также рельсовые цепи. Рельсовые цепи разделены изолирующими стыками на участки, связанные между собой средними точками выводов дроссель-трансформаторов. Тяговая нагрузка одним выводом подключена к контактной подвеске, другим выводом - к рельсовым цепям. Между тяговой подстанцией и контактной подвеской включен резонансный контур, содержащий последовательно соединенные емкость и индуктивность, при этом параллельно емкости подключен дроссель.

Также известна система энергоснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока (Григорьев Н.П. (RU), Крикун А.А. (RU), Соколовский А.И. (RU). - №2406624; заявл. 14.12.2009; опубл. 20.12.2010, Бюл. №35). Система содержит тяговые подстанции, силовые трансформаторы с выводами «а», «b» и «с», рельсовые цепи с изолирующими стыками и дроссель-трансформаторами, переходные сопротивления, тяговую нагрузку, заземленные рельсы, контуры заземления, рельсы подъездных путей и воздушные фидеры отсоса, блоки аналогово-цифровых преобразователей, блоки регистрации, блок сравнения и блок индикации, измерительные преобразователи тока.

Всем найденным аналогам присущи следующие недостатки:

- низкая надежность вследствие применения отсасывающих линий;

- существенные потери электрической энергии в тяговой сети.

Наиболее близким к заявляемому устройству, взятому за прототип, по технической сущности и достигаемому результату является система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока (Бей Ю.М. Тяговые подстанции / Бей Ю.М., Мамошин Р.Р., Пупынин В.Н., Шалимов М.Г. - М.: Транспорт, 1986. - 319 с.). Прототип содержит рельсовые цепи с изолирующими стыками и дроссель-трансформаторами, контур заземления тяговой подстанции и фидеры отсоса.

Недостатками прототипа является:

- низкая надежность вследствие применения отсасывающих линий;

- существенные потери электрической энергии в тяговой сети.

Задача, решаемая изобретением, заключается в создании схемы канализации обратного тягового тока на станции, позволяющей повысить надежность электроснабжения тяговых потребителей и снизить потери в тяговой сети.

Для решения поставленной задачи в схеме канализации обратного тягового тока на станции, содержащей рельсовые цепи с изолирующими стыками и дроссель-трансформаторами, контур заземления тяговой подстанции и фидер отсоса, причем рельсовые цепи разделены изолирующими стыками на участки, соединенные между собой средними точками выводов дроссель-трансформаторов, контур заземления тяговой подстанции соединен со средней точкой выводов дроссель-трансформатора посредством фидера отсоса и с землей, фидер отсоса выполнен в виде индивидуальных глубинных заземлителей, электрически соединенных с контуром заземления тяговой подстанции и между собой через землю.

Схема канализации обратного тягового тока на станции на фиг. 1.

Схема канализации обратного тягового тока на станции содержит рельсовые цепи 1 с изолирующими стыками 2 и дроссель-трансформаторами 3, контур заземления тяговой подстанции 4, индивидуальные глубинные заземлители 5.

Индивидуальные глубинные заземлители подключаются к средним точкам определенных дроссель-трансформаторов. Дроссель-трансформаторы, подлежащие подключению к индивидуальным глубинным заземлителям на станции, определяются из нормативных требований, связанных с количеством (длиной) рельсовых цепей, расположенных между точками подключения индивидуальных глубинных заземлителей.

Схема канализации обратного тягового тока на станции функционирует следующим образом.

Обратный тяговый ток от тягового подвижного состава возвращается на тяговую подстанцию по рельсовым цепям, разделенным изолирующими стыками, дроссель-трансформаторам, индивидуальным глубинным заземлителям и контуру заземления тяговой подстанции.

Максимальный эффект от применения предложенной схемы канализации обратного тягового тока достигается для станций, наиболее удаленных от тяговой подстанции.

Таким образом, при любом повреждении в схеме канализации обратного тягового тока на станции всегда будет гарантировано протекание обратного тягового тока от рельсовой сети до тяговой подстанции, что повышает надежность работы системы тягового электроснабжения в целом. Использование земли в качестве элемента пропуска обратного тягового тока существенно снижает сопротивление цепи в целом, а следовательно, уменьшает потери в тяговой сети.

Похожие патенты RU2662346C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2009
  • Григорьев Николай Потапович
  • Крикун Артем Андреевич
  • Соколовский Алексей Игоревич
RU2406624C1
Система энергоснабжения электрифицированного транспорта переменного тока 1983
  • Бычков Анатолий Николаевич
  • Косарев Борис Иванович
  • Косолапов Геннадий Николаевич
  • Соколов Сергей Дмитриевич
  • Черноусов Леонид Алексеевич
  • Добровольскис Теодорас Пранцишкович
  • Фигурнов Евгений Петрович
  • Кручинин Владимир Петрович
  • Бочев Александр Сергеевич
SU1115940A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ АППАРАТУРЫ АВТОБЛОКИРОВКИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЯГОВОГО ТОКА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2015
  • Батраев Владимир Петрович
  • Маршов Сергей Владимирович
RU2585701C1
УСТРОЙСТВО ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2015
  • Кузнецов Константин Борисович
  • Лесников Дмитрий Валентинович
RU2581619C1
Устройство цепей отсоса тяговой подстанции переменного тока 1990
  • Бычков Анатолий Николаевич
  • Косарев Борис Иванович
  • Корнеев Андрей Дмитриевич
  • Вишняков Анатолий Всеволодович
  • Дмитриев Валерий Разумникович
  • Карпухин Анатолий Георгиевич
SU1766730A1
ТЯГОВАЯ СЕТЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2015
  • Лунев Сергей Александрович
  • Ходкевич Антон Геннадьевич
  • Сероштанов Сергей Сергеевич
  • Дремин Владимир Валентинович
RU2623030C2
Тяговая сеть переменного тока 1987
  • Бочев Александр Сергеевич
  • Добровольскис Теодорас Пранцишкович
  • Кручинин Владимир Петрович
  • Мишель Виктор Анатольевич
  • Фигурнов Евгений Петрович
  • Черноусов Леонид Алексеевич
SU1643226A1
Устройство цепей обратного тока тяговой подстанции электрифицированных железных дорог 1985
  • Бычков Анатолий Николаевич
  • Косарев Борис Иванович
SU1355515A1
Контактная сеть рельсового электрифицированного транспорта 1981
  • Бочев Александр Сергеевич
  • Кручинин Владимир Петрович
  • Мишель Виктор Анатольевич
  • Романов Николай Маркович
  • Сердинов Сергей Михайлович
  • Федоров Валерьян Иванович
  • Фигурнов Евгений Петрович
SU1079494A1
Устройство защиты электрооборудования тяговой подстанции от перенапряжений 1986
  • Косарев Борис Иванович
  • Бычков Анатолий Николаевич
SU1414681A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 662 346 C1

Реферат патента 2018 года Схема канализации обратного тягового тока на станции

Изобретение относится к вопросам совершенствования схем обратного тягового тока. Схема канализации обратного тягового тока на станции содержит рельсовые цепи с изолирующими стыками и дроссель-трансформаторами, контур заземления тяговой подстанции и фидер отсоса. Причем рельсовые цепи разделены изолирующими стыками на участки, соединенные между собой средними точками выводов дроссель-трансформаторов, контур заземления тяговой подстанции соединен со средней точкой выводов дроссель-трансформаторов посредством фидера отсоса и с землей, фидер отсоса выполнен в виде индивидуальных глубинных заземлителей, электрически соединенных с контуром заземления тяговой подстанции и между собой через землю. Повышается надежность электроснабжения тяговых потребителей и снижаются потери в тяговой сети. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 662 346 C1

Схема канализации обратного тягового тока на станции, содержащая рельсовые цепи с изолирующими стыками и дроссель-трансформаторами и фидер отсоса, причем рельсовые цепи разделены изолирующими стыками на участки, соединенные между собой средними точками выводов дроссель-трансформаторов, контур заземления тяговой подстанции соединен со средней точкой выводов дроссель-трансформаторов посредством фидера отсоса и с землей, отличающаяся тем, что фидер отсоса выполнен в виде индивидуальных глубинных заземлителей, электрически соединенных с контуром заземления тяговой подстанции и между собой через землю.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2662346C1

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2009
  • Григорьев Николай Потапович
  • Крикун Артем Андреевич
  • Соколовский Алексей Игоревич
RU2406624C1
ТЯГОВАЯ СЕТЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2015
  • Лунев Сергей Александрович
  • Ходкевич Антон Геннадьевич
  • Сероштанов Сергей Сергеевич
  • Дремин Владимир Валентинович
RU2623030C2
Система энергоснабжения электрифицированного транспорта переменного тока 1983
  • Бычков Анатолий Николаевич
  • Косарев Борис Иванович
  • Косолапов Геннадий Николаевич
  • Соколов Сергей Дмитриевич
  • Черноусов Леонид Алексеевич
  • Добровольскис Теодорас Пранцишкович
  • Фигурнов Евгений Петрович
  • Кручинин Владимир Петрович
  • Бочев Александр Сергеевич
SU1115940A1
Тяговая сеть переменного тока 1985
  • Пупынин Владимир Николаевич
  • Березуцкий Юрий Николаевич
  • Семенчук Владимир Петрович
  • Уренев Анатолий Алексеевич
SU1310257A1

RU 2 662 346 C1

Авторы

Лунев Сергей Александрович

Присухина Илона Вадимовна

Соколов Максим Михайлович

Сероштанов Сергей Сергеевич

Ходкевич Антон Геннадьевич

Даты

2018-07-25Публикация

2017-07-18Подача