Данное техническое решение относится к области механики и представляет собой съемник мелких втулок с валов. Он был разработан и изготовлен автором заявки и использовался для съема втулки держателя щетки стеклоочистителя автомобиля, когда никакими другими способами держатель было не снять с вала вследствие окисления втулки держателя на валу. К тому же вал проходил сквозь лобовое стекло. В результате держатель со втулкой оказались отдельно друг от друга - один в руках ремонтника, другая осталась на валу, так как «закисла« на нем, к тому же вал проходил сквозь отверстие в стекле. Естественно, никакую нагрузку прикладывать было нельзя - стекло.
Всего-то за три года эксплуатации держатель щетки с арматурой в виде втулки из алюминия словно прирос втулкой к валу привода вследствие окисления.
Съемник пригоден для съема маслоотражательных колпачков с направляющих втулок клапанов, при профилактической замене втулок по причине износа, которыми снабжены все двигатели семейства автомобилей ВАЗ, а возможно и двигатели других фирм.
Автор заявки вынужден был прибегнуть к помощи такого съемника, когда по неопытности в такого рода работе разрушил металлокерамическую направляющую втулку клапана двигателя. Работы прибавилось на три дня.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Возможно, что съемники подобного рода существуют и автором не была проделана соответствующая работа по поиску нечто подобного в патентной и другой литературе.
Например, в книге «Справочник по обслуживанию и ремонту автомобилей М.А. Раевский и В.П. Обметица. Оборудование и инструмент. изд. 1991 года», подобных съемников не обнаружено.
Однако съемников там множество. Например, в съемнике, на стр. 162, рис 9.5б), предусмотрен корпус с резьбовым отверстием и опорным винтом, и синхронно раздвижными относительно корпуса с винтом захватами с крючками, где предусмотрена ступенчатая регулировка положения захватов под диаметры снимаемых втулок, что является недостатком. Этот съемник не пригоден для снятия тех же маслоотражательных (маслосъемных) и легко деформируемых колпачков, о которых сказано выше.
Целью изобретения является устранение недостатков прототипа и создание миниатюрного, надежного и безопасного для остальных, близкорасположенных к операции по съему втулки деталей автомобиля, а также с малыми трудозатратами при работе со съемником
СУЩНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В связи с тем, что речь идет о мелких втулках, с кромками для захвата крючками съемника к примеру 0,5 мм, за которые можно снимать втулку, зацепившись за кромки крючками захватов съемника, встает вопрос и о захватах, адаптированных к этим условиям. Поэтому предложено использовать захваты с переменным сечением крючков, завершающиеся остриями.
Корпус предлагается двух вариантов исполнения. В первом варианте исполнения он выполняется в виде цилиндрической трубки, с резьбой снаружи и изнутри с одного конца, а по вариантам исполнения другого конца предусмотрены захваты, выполненные в одном варианте исполнения из тела того же корпуса, путем удаления части металла вдоль продольной осевой, в виде 3…4 продольных пазов в корпусе, даже по резьбе, и оставлением того же количества тела захватов длиной примерно 3/4 от общей длины корпуса, и придания сформированным таким путем захватам подвижности в допустимых пределах за счет упругих деформаций, обеспечиваемых термообработкой зависящих от общей длины захватов, причем перед термообработкой захваты несколько отогнуты от продольной осевой линии корпуса, что способствует доступу к снимаемой втулке и этой подвижности.
В другом варианте исполнения в этом корпусе с резьбовыми участками по всей длине корпуса захваты установлены шарнирно на осях в пазах стенок этого трубчатого корпуса, что обеспечивает значительно большую их подвижность.
В обоих вариантах исполнения захваты отклоняются от исходного положения под размеры снимаемых втулок, фиксируются и к корпусу прикладывается тянущее усилие, а от него к захватам с их крючками для снятия втулки с вала.
Предлагается ряд вариантов исполнения по конструктиву и вариантам использования приспособления.
ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНОГО ИСПОЛНЕНИЯ.
Согласно фиг 1 на металлокерамическую втулку 1 напрессован стальной юбкой маслоотражательный колпачок, который нужно снять, при этом клапан 3 двигателя зафиксирован в положении, как показано на фиг.1
Приспособление включает корпус 9, выполненный с резьбой снаружи и изнутри на части длины его, снабженный несколькими захватами 4, выполненными из остальной части корпуса, отогнутыми от осевой линии на конус и снабженными заостренными крючками на концах захватов, подвижными этими крючками в небольших пределах за счет упругости захватов. На корпус 9 навернута резьбой гайка 5 с возможностью перемещения по резьбе своим телом на коническую часть и обратно. Гайку 5 охватывает собою гильза 8, а через отверстие в дне гильзы пропущен винт 7 также с отверстием в центре, с резьбой и фланцем с гранями под гаечный ключ, завернутый в резьбовое отверстие корпуса. В гильзе 8 и корпусе 9 выполнены совместимые друг с другом отверстия под вороток 6. Гайка 5 отодвинута в исходном положении устройства от захватов 4, а сами захваты раздвинуты за счет упругости относительно колпачка 2. В этом положении захваты 4 свободно надеваются крючками на колпачок. Надевают гильзу 8 поверх гайки 5, затем пропускают через отверстие в дне гильзы 8 винт 7, заворачивая его в корпус 9, с упором своим фланцем в гильзу. От проворачивания корпус 9 и гильза 7 фиксируются воротком 6.
Работа с приспособлением сводится к следующему. После того как корпус 9 захватами 4 установили на колпачок 2, защемляют последний за кромки захватами, надвигая по резьбе на захваты 4 гайку 5. Далее, накрывают поверх гайки 5 эту систему звеньев гильзой 8 и через отверстие в дне гильзы заворачивают винт 7 в корпус 9, удерживая корпус гаечным ключом за грани на торце (не показаны), или за радиальное отверстие в корпусе и опираясь фланцем на гильзу 8, снимают колпачок, как показано на фиг 2. Здесь же пример выполнения гильзы составной фиг.2б).
Съемник для снятия обычных мелких втулок с таких же мелких валов еще более упрощен, так как гильза 8 не используется. На фиг.3 в отверстие винта вставлен болт 11, или специальная заглушка, которым непосредственно мы будем упираться в валик 10, и с которого нужно снять втулку 12. Сначала заворачивают гайку 5, удерживая корпус 9 воротком 6 в отверстие «В» или за грани «Е», захватывают крючками 4 втулку 12. Затем, вращая винт 7, упираются окончательно в валик 10 упомянутым болтом 11 и сдергивают втулку 12 с валика. Здесь вид «А« на торец четырех захватов, вид «Б« на отверстия, по количеству захватов способствующие подвижности захватов 4.
Работа с приспособлением несколько отлична от предыдущего варианта использования приспособления. Здесь отверстие в опорном винте 7 заглушено, например, тем же болтом 11 или им несколько доработанным. Гайкой 5 сдвигают крючки захватов 4 под втулку 12 и через болт 11, упираясь в валик 10, крючками захватов 4 сдергивают втулку 12 с валика 10.
На фиг.4 пример исполнения съемника, где пустотелый корпус 9 снабжен шарнирно установленными в нем на осях захватами 4, раздвигаемыми и сдвигаемыми в значительно большем диапазоне. Здесь используется вспомогательное кольцо 13, нейтрализующее реактивную нагрузку со стороны захватов 4, при этом гайку 5 можно не использовать, или использовать лишь гайку 5, а кольцо 13 может не использоваться в зависимости от того, что более производительнее. На сечении Ж-Ж пример исполнения крючков прямоугольными, самих захватов с крючками только два и расположенных с противоположных сторон и форма сечения захватов не регламентируется. Здесь дно 14 гильзы выполнено в виде шайбы, раздельной с самой втулкой (теперь уже части гильзы). Работа с приспособлением такова: сначала устанавливают захваты под размер, например подшипника 5, затем кольцом 13 или гайкой 5 ограничивают захваты 4 от реактивного усилия со стороны захватов, лишь затем устанавливают втулку 8 с шайбой 14, накрывая шайбой звенья 4, 5, 9, пропуская сквозь отверстие в шайбе винт 7 и заворачивая его в корпус 9. Вращая винт 7 с упором в дно или шайбу - части гильзы, поднимают крючками корпуса 9 подшипник. Здесь приспособление пригодно для съема тех же пластмассовых стеклоочистителей автомобилей, нос захватом за металлическую втулку-арматуру стеклоочистителя, (а не за пластмассовый держатель) которой втулка стеклоочистителя приржавела к валу.
На фиг. 5 представлено приспособление для снятия более крупных деталей типа втулка. Здесь крючки на захватах двухсторонние и пригоняются под размер втулки 15 с помощью грибка 16, перемещаемого по резьбе в одну сторону, если требуется увеличить размер под втулку, или в другую, если нужно сблизить захваты с крючками гайкой 5, или это делается вручную. Здесь отверстия «Г», «Д» и «И» выполнены под вороток и для наблюдения за процессом съема. « Е » - выполнены небольшие грани под гаечный ключ на конце корпуса 9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Техническое решение представлено в виде малогабаритного, легкого съемника, обеспечивающего проведение трудновыполнимых работ по съему мелких втулок с таких же мелких валов, в том числе, когда эта втулка является лишь арматурой в неметаллическом материале, где недопустимы большие нагрузки на близко расположенные к снимаемой втулке объекты, автор ничего подобного в литературе не обнаружил.
Изобретение относится к съемнику для снятия деталей типа втулка с валов и может найти применение для ремонта автомобилей. Корпус съемника выполнен в виде трубки с резьбой на наружной и внутренней поверхностях. Опорный винт имеет продольное отверстие, а крючки захватов выполнены с заостренными концами. На наружную резьбу трубки корпуса навернута гайка с возможностью воздействия на захваты своей внутренней кромкой и тем самым регулируя расстояние между захватами под диаметр снимаемой втулки. Поверх гайки установлена гильза с дном и с отверстием в дне, через которое пропущен опорный винт, опирающийся своими заплечиками на кромки дна гильзы. В стенках гильзы выполнено по меньшей мере одно радиальное отверстие под дополнительный вороток , имеющее возможность совмещения его при съеме втулки с таким же, по меньшей мере одним, радиальным отверстием, выполненным в упомянутой трубке. В результате съемник обеспечивает возможность выполнения работ, связанных со съемом с мелких валов деталей типа «втулка». 10 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Съемник для снятия деталей типа втулка с валов, содержащий корпус, опорный винт с заплечиками и воротком ,установленный в резьбовом отверстии корпуса, и захваты с крючками на одних их концах, другие концы которых связаны с корпусом с возможностью синхронного перемещения крючков перпендикулярно центральной продольной оси корпуса, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде трубки с резьбой на наружной и внутренней поверхностях, опорный винт выполнен с продольным отверстием, а крючки захватов выполнены с заостренными концами, при этом на наружную резьбу трубки корпуса навернута гайка с возможностью воздействия на захваты своей внутренней кромкой и регулирования расстояния между захватами под диаметр снимаемой втулки, а поверх гайки установлена гильза с дном и с отверстием в дне, через которое пропущен опорный винт, опирающийся своими заплечиками на кромки дна гильзы, причем в стенках гильзы выполнено по меньшей мере одно радиальное отверстие под дополнительный вороток с возможностью совмещения его при съеме втулки с таким же, по меньшей мере одним, радиальным отверстием, выполненным в упомянутой трубке.
2. Съемник по п. 1, отличающийся тем, что захваты выполнены упругими и за одно целое с трубкой, причем в исходном положении они отогнуты в стороны от продольной оси трубки.
3. Съемник по п. 1, отличающийся тем, что захваты соединены с трубкой корпуса посредством шарнирного сочленения.
4. Съемник по п. 1, отличающийся тем, что на трубке, гайке и на опорном винте выполнены грани под вороток, который выполнен в виде гаечного ключа.
5. Съемник по п. 1, отличающийся тем, что опорная гильза выполнена составной, из тонкостенной пустотелой втулки и шайбы.
6. Съемник по п. 1, отличающийся тем, что продольное отверстие опорного винта выполнено с резьбой.
7. Съемник по п. 6, отличающийся тем, что он снабжен вкладышем, установленным в продольном отверстии опорного винта, и выполнен, например, в виде болта.
8. Съемник по п. 6, отличающийся тем, что он снабжен грибообразной регулировочной пробкой, ввернутой в резьбу продольного отверстия опорного винта с возможностью взаимодействия своим грибообразным утолщением с захватами, при этом пробка выполнена со шлицами под отвертку с обоих концов.
9. Съемник по п. 1, отличающийся тем, что захваты выполнены с двухсторонними крючками.
10. Съемник по п. 1, отличающийся тем, что внутренняя кромка гайки, взаимодействующая с захватами, выполнена скругленной.
11. Съемник по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен вспомогательным кольцом, устанавливаемым поверх захватов, для компенсирования реактивного усилия крючков захватов при съеме втулки.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ | 2008 |
|
RU2391199C1 |
Съемник | 1988 |
|
SU1625680A1 |
СЪЕМНИК ДЛЯ ДЕМОНТАЖА ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2188112C2 |
ВИНТОВОЙ СЪЁМНИК | 2001 |
|
RU2204468C2 |
US 3908258 A, 30.09.1975 | |||
US 3568294 A, 09.03.1971. |
Авторы
Даты
2018-08-14—Публикация
2016-11-10—Подача