Предлагаемое изобретение относится к области психологии и может быть использовано при изучении малых групп, имеющих относительно постоянную структуру и длительный срок взаимодействия членов группы. Результатом изобретения является повышение точности измерения актуального коэффициента взаимности малой группы. Сущность изобретения состоит в том, что измерение актуального коэффициента взаимности малой группы осуществляется по результатам выделения элементов (областей) визуального бланка, составленного с учетом проксемических параметров, определяющих индивидуальный балл. Устойчивость во времени (прогноз) актуального коэффициента взаимности малой группы подкрепляется возможностью выбора желаемого элемента (области) визуального бланка. Коэффициент взаимности малой группы рассчитывается исходя из суммы индивидуальных баллов и количества членов группы, принимающих участие в анализе. Многократное применение способа к конкретной группе выявляет динамику взаимоотношений в группе.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ социометрических измерений, направленный на диагностику межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения. Способ позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Наиболее общей задачей социометрического способа является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы [1].
Недостатком прототипа является затрата большего количества времени для проведения опроса и сбора первичных данных, а также необходимость составления социоматриц и социограмм.
Задачей изобретения является повышение точности измерения взаимоотношений в малой группе путем анализа выборов по проксемическим параметрам.
Поставленная задача достигается тем, что по результатам восприятия ситуации, отраженной на бланке, делаются определенные индивидуальные выборы актуального состояния, по результатам которых, в соответствии с проксемическими параметрами, интерпретируется выбор, определяется индивидуальный статус в группе и рассчитывается общий коэффициент взаимности малой группы. Визуальный бланк разбит на сюжетные области, имеющие описательную часть, необходимую для интерпретации актуальных и желаемых выборов, соответствие или несоответствие которых, в свою очередь, подтверждает или не подтверждает устойчивость оценок.
Способ измерения актуального коэффициента взаимности малой группы осуществляется следующим образом.
Участникам предлагается бланк с готовым изображением сюжета: поляна, на которой представлена вся группа, члены которой демонстрируют определенные роли и положения по отношению к ней (Рисунок 1). Каждый участник получает лист с таким изображением группы на поляне и обводит по контуру тот сюжетный элемент, который в большей степени отражает его отношение (положение) к группе. Также, вторым этапом участнику можно предложить заштриховать члена группы в сюжетном элементе, которым он хотел бы быть и на каком месте хотел бы находиться (второй этап является необязательным).
Анализ ассоциативных выборов элементов, входящих в состав визуального бланка, и соотнесение их с определенными сюжетными областями позволяют рассчитывать актуальный коэффициент взаимности малой группы.
Деление бланка на сюжетные области необходимо для интерпретации результатов опроса (Рисунок 2).
Область №1 (Рисунок 3): подразумевает под собой нахождение участника опроса в коллективе, интерес к совместной деятельности и достижения целей и задач группы, взаимовыручка и взаимопомощь.
Область №2 (Рисунок 4): характеризуется наличием отдельных малочисленных групп, формируемых по определенным признакам. Интересы такой группы выше интересов всего коллектива (группы).
Область №3, 4, 5 (Рисунок 5): отсутствие интереса к общему делу, равнодушное отношение к группе, собственные цели.
Область №6 (Рисунок 6): может расцениваться как усталость от группы, нежелание в ней находиться, отсутствие друзей и товарищеской опоры, отвержение самой группы.
Область №7 (Рисунок 7): ассоциация с лидерством. Выбор этой области может расцениваться как постановка себя выше остальных, интересы группы не учитываются (наличие завышенной самооценки), а может расцениваться как лицо, направляющее группу на достижение общего дела, попытка организации и объединения членов группы.
Результаты выборов можно интерпретировать в сопоставлении «себя» в настоящем положении с желаемым. Если происходит совпадение настоящего с желаемым, то интерпретация сюжетной области является наиболее устойчивой. Если желаемое состояние направлено в сторону нахождения в группе из настоящего вне группы, то это может говорить о наличии определенных проблем (непринятие личности группой, отсутствие опыта у личности налаживания социальных взаимоотношений и др.). Также можно говорить о наличии проблем во взаимоотношениях и нездоровом климате, если показано стремление отделиться от группы за ее пределы.
Определение коэффициента взаимности достигается обработкой результатов математическим способом, отражая уровень сплоченности коллектива (группы). Коэффициент взаимности выражается в степени взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей. Полученный коэффициент основывается на степени тяготения к группе по эмоциональному признаку, проявляющемуся в межличностных симпатиях, в характере взаимодействия индивидов и комфортности нахождения в группе.
Коэффициент взаимности рассчитывается по следующей формуле:
где К(вз) - коэффициент взаимности;
Σ - знак алгебраического суммирования;
b1 - балл первого выбора (области, выбранной респондентом в первую очередь);
х - количество сделанных выборов в группе.
Если все выборы группы будут отражены в области №1, имеющей балловый показатель 4, то коэффициент достигнет своего максимального значения, то есть четырех. Если в группе будет выделена только область №6 (с показателем в 1 балл), то величина коэффициента взаимности будет равна единице (минимальному показателю).
Пример расчета коэффициента взаимности.
После проведения опроса с применением визуального бланк для измерения актуального коэффициента взаимности в группе была составлена таблица выборов (Таблица 3).
В приведенном данном примере количество участников -28 человек, общая сумма индивидуальных результатов (Σ (b1)) составила 79 баллов, следовательно, коэффициент взаимности
К(вз)=79/28=2,82,
что соответствует показателю: «коэффициент взаимности выше среднего».
При проведении диагностических мероприятий с применением способа измерения актуального коэффициента взаимности малой группы нельзя исключать определенные «риски» в получении достоверных результатов. Рисками могут быть внешние и внутренние факторы, влияющие на результат выбора субъектом исследования, например: усталость опрашиваемого, возможные ассоциации, непонимание инструкции и т.д. Однако предложенные требования к применению способа и качественное проведение инструктажа позволяют получить точные результаты.
Необходимо внимательно относиться к обобщению полученных результатов и дополнять их данными наблюдениями и экспертными оценками руководителей групп, проводить беседы.
Способ также может применяться при социометрических исследованиях. Многократное использование способа предполагает изучение динамики отношений личности к группе, тенденций взаимности малой группы.
Требования к проведению опроса
Для получения данных с использованием предлагаемого способа важно соблюдать следующие требования:
1. Способ необходимо применять только в группах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между членами группы ввиду того, что коллективная деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивых эмоциональных отношений. В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.
2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Задача применяющего способ - обеспечить такие условия, которые бы исключили любое давление на свободное волеизъявление в ситуации выбора. Это может быть достигнуто индивидуальной формой проведения опроса, правильной организацией пространства исследования при групповом диагностировании.
3. Размер группы не должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большая численность группы может снизить качество получаемой информации.
4. Исследователь, применяющий способ измерения актуального коэффициента взаимности малой группы, в своем устном выступлении должен указать на конфиденциальность собираемой информации. При этом важно понимать, что раскрытие информации может привести к сильному влиянию на уже сложившийся образ «Я».
1. А.Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов. Изд.: Эксмо, 2007 г., С. 242-247.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОЛЛЕКТИВА | 2013 |
|
RU2567463C2 |
Способ изменения социально-психологического поведения в социальных группах | 2020 |
|
RU2745938C1 |
Психологический приём диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребёнка 6-9 лет в группе сверстников | 2017 |
|
RU2668470C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ | 2010 |
|
RU2458628C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ | 2001 |
|
RU2197888C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ | 2009 |
|
RU2421124C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ И УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ | 2012 |
|
RU2497440C1 |
СПОСОБ РОЛЕВОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА | 2003 |
|
RU2235505C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 2013 |
|
RU2545908C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2371206C2 |
Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при изучении малых групп, имеющих относительно постоянную структуру и длительный срок взаимодействия членов группы. Проводят демонстрацию каждому участнику визуального бланка. Участникам предлагают визуальный бланк с готовым изображением сюжета: поляна, на которой представлена группа, члены которой демонстрируют социальные роли и положения по отношению к группе по следующим областям сюжетных элементов: область N1 ассоциируется с интересом участника к совместной деятельности, достижением целей и задач группы, взаимовыручкой и взаимопомощью. Область N2 ассоциируется с наличием отдельных, малочисленных групп, формируемых по таким интересам, которые выше интересов всего коллектива. Области N3, 4, 5 ассоциируются с отсутствием интереса к общему делу, равнодушным отношением группы к группе, собственными целями. Область N6 ассоциируется с усталостью участника от группы, нежеланием в ней находится, отсутствием друзей и товарищеской опоры, отвержением самой группы. Область N7 ассоциируется с лидерством или постановкой себя выше остальных без учета интересов группы. Далее каждый участник группы на визуальном бланке обводит по контору тот сюжетный элемент, который в большей степени отражает его отношение или положение к группе и оценивают в баллах. Коэффициент взаимности рассчитывается по математической формуле. В зависимости от полученного значения, коэффициент взаимности малой группы оценивают как высокий, как выше среднего, как средний, как ниже среднего или низкий. Способ позволяет повысить точность измерения взаимоотношений в малой группе за счет анализа выборов по проксемическим параметрам. 7 ил., 3 табл., 1 пр.
Способ измерения актуального коэффициента взаимности малой группы, включающий демонстрацию каждому участнику визуального бланка, отличающийся тем, что участникам предлагают визуальный бланк с готовым изображением сюжета: поляна, на которой представлена группа, члены которой демонстрируют социальные роли и положения по отношению к группе по следующим областям сюжетных элементов: область N1 ассоциируется с интересом участника к совместной деятельности, достижением целей и задач группы, взаимовыручкой и взаимопомощью; область N2 ассоциируется с наличием отдельных, малочисленных групп, формируемых по таким интересам, которые выше интересов всего коллектива; области N3, 4, 5 ассоциируются с отсутствием интереса к общему делу, с равнодушным отношением группы к группе, собственными целями; область N6 ассоциируется с усталостью участника от группы, нежеланием в ней находиться, отсутствием друзей и товарищеской опоры, отвержением самой группы; область N7 ассоциируется с лидерством или постановкой себя выше остальных без учета интересов группы,
далее каждый участник группы на визуальном бланке обводит по контору тот сюжетный элемент, который в большей степени отражает его отношение или положение к группе, причем выбор области N1 соответствует 4 баллам, N2 и N7 - 3 баллам, N3, N4 и N5 - 2 баллам, N6 - 1 баллу, а коэффициент взаимности рассчитывается по формуле:
где К(вз) - коэффициент взаимности;
Σ - знак алгебраического суммирования;
b1 - балл первого выбора: по номеру области, выбранной участником в первую очередь;
x - количество сделанных выборов в группе,
и при получении значений К (вз) 3,5 балла и выше коэффициент взаимности малой группы оценивают как высокий, при значениях 2,8-3,4 балла - как выше среднего, от 2,1-2,7 баллов - как средний, от 1,6-2 баллов - как ниже среднего и от 1,5 балла и ниже - как низкий.
КАРЕЛИН А | |||
А | |||
Большая энциклопедия психологических тестов | |||
Изд.: Эксмо, 2007, С | |||
Металлические подъемные леса | 1921 |
|
SU242A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ | 2014 |
|
RU2550685C1 |
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПО ГОМЕОСТАТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ | 2015 |
|
RU2603617C1 |
СИДОРЕНКОВ А | |||
В | |||
Социально-психологическая диагностика малых групп | |||
Методический инструментарий | |||
Уч | |||
пособие | |||
Ростов н/Д, ЮФУ, 2014, С | |||
Способ приготовления пищевого продукта сливкообразной консистенции | 1917 |
|
SU69A1 |
ФЕТИСКИН Н | |||
П | |||
и др | |||
Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп | |||
М.: Изд | |||
Института Психотерапии, 2002. |
Авторы
Даты
2018-09-03—Публикация
2017-05-25—Подача