Бесплатформенная инерциальная навигационная система подвижного объекта Российский патент 2019 года по МПК G01C23/00 

Описание патента на изобретение RU2676941C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании бесплатформенных инерциальных навигационных систем, водящих в состав инерциального навигационного комплекса для высокоскоростного маневренного объекта [1] в качестве бесплатформенной инерциальной навигационной системы, дублирующей основную бесплатформенную инерциальную навигационную систему подвижного объекта.

Используемые термины

Для существенного сокращения текста описания и формулы целесообразно перечислить используемые термины применительно к заявляемому устройству:

Объект - движущееся в пространстве управляемое тело с целенаправленным перемещением из одной области пространства в другую.

Полюс объекта - точка, для которой определяются переменные его поступательного движения - это, как правило, начало связанной с ним системы координат; в частности, полюсом объекта может быть его центр масс.

Датчиковая система координат - система координат, связанная с инерциальным датчиком; в заявляемом устройстве - это система координат, связанная с ротором, начало которой помещено в «нижний» конец его оси вращения, третья ось направлена по оси вращения в положительном направлении вектора угловой скорости ротора, две другие оси образуют с третьей осью правую тройку; в датчиковой системе координат заданы массогеометрические параметры ротора: проекции радиуса-вектора центра масс и компоненты тензора инерции.

Объектная система координат - связанная с объектом система координат, начало которой совмещено с его полюсом, оси которой направлены в соответствии с задачами управления его движением.

Установочная система координат - система координат, связанная с объектом, начало которой помещено в начало датчиковой системы координат, ее третья ось, по которой направлена ось вращения ротора инерциального датчика, отклонена на два угла относительно объектной системы координат, а две другие ее оси образуют с третьей осью правую тройку: эта система координат введена для построения математической модели динамики инерциального датчика, произвольно установленного на произвольно движущемся в пространстве объекте; путем варьирования численных значений двух углов можно установить инерциальный датчик требуемым образом относительно объекта.

Земная географическая система координат - связанная с Землей система координат, начало которой находится на поверхности Земли (в частности, совпадает с точкой начала движения объекта), первая ось направлена на Восток, вторая - на Север, третья - в зенит;

Земная геоцентрическая система координат - связанная с Землей система координат, начало которой помещено в центр сферической Земли, оси образуют правую тройку, при этом первая ось пересекает нулевой меридиан, третья ось направлена на Север (вдоль этой оси направлен вектор угловой скорости суточного вращения Земли).

Инерциальная система координат - связанная с абсолютно неподвижной в пространстве системой отсчета, оси которой образуют правую тройку и в начальный момент времени наблюдения за движением объекта параллельны осям земной геоцентрической системы координат.

Инерциальный датчик - электро-электронно-механическое устройство, выходные сигналы которого зависят от кинематических характеристик движения объекта и от конструктивных характеристик и принципов работы датчика, в заявляемом устройстве -это ротор, вращающийся вокруг оси, установленной в два опорных узла, каждый из которых представляет собой пять датчиков сил, четыре из которых перпендикулярны оси и взаимно перпендикулярны, а пятый установлен вдоль оси на ее торце, указанные датчики силы контактируют с осью в режиме подшипника скольжения, а противоположные концы датчиков силы контактируют с корпусом, жестко установленном на объекте, каждый датчик силы выдает сигнал, равный его силе сжатия; ротор приводится в движение моментным двигателем и около ротора имеются датчики угла поворота, угловой скорости и углового ускорения; выходы датчиков силы и датчиков угла, угловой скорости и углового ускорения подключены ко входу встроенного компьютера по беспроводной технологии передачи информации.

Встроенный компьютер - это вычислительное устройство, встроенное в инерциальный датчик или входящее в состав бортового компьютера, в котором хранится информация о структуре инерциального датчика и в который инсталлировано программное обеспечение для процедуры определения сил реакций опор оси вращения ротора на основе обработки сигналов датчиков сил, то есть вход во встроенный компьютер - это сигналы датчиков сил, а его выход - пять проекций векторов сил реакций опор оси вращения ротора (три - в нижней опоре, две - в верхней опоре) в установочной системе координат.

Первичная информация - это совокупность сигналов датчиков сил, установленных указанным выше способом между осями роторов и корпусами инерциальных датчиков, жестко связанных с объектом; на основе этой информации вычисляются указанные выше проекции векторов сил реакций опор осей вращения роторов инерциальных датчиков.

Инерциальная информация в заявляемом устройстве - это совокупность восемнадцати переменных, вычисляемых на основе первичной информации трех инерциальных датчиков, оси ращения роторов которых взаимно перпендикулярны; указанные пятнадцать переменных инерциальной информации - это: три проекции вектора кажущегося ускорения полюса объекта три проекции вектора абсолютного углового ускорения объекта, три проекции вектора абсолютной угловой скорости объекта и девять произведений проекций вектора абсолютной угловой скорости объекта друг на друга; все указанные проекции векторов - на оси объектной системы координат, определение переменных инерциальной информации сводится к решению системы линейных алгебраических уравнений восемнадцатого порядка.

Навигационная информация - переменные, на основе которых осуществляется управление движением объекта, в заявляемом устройстве - это пятнадцать переменных: переменные ориентации объекта от базовой (например, земной географической системы координат) к объектной системе координат (это, например, девять направляющих косинусов), три проекции вектора скорости полюса объекта и три проекции радиуса-вектора полюса объекта (то есть три координаты объекта) в базовой системе координат.

Функция управления движением объекта - в заявляемом устройстве это сумма средневзвешенных модулей разностей определяемых бесплатформенной инерциальной навигационной системой переменных навигационной информации и соответствующих функций времени, задающих требуемые программные движения объекта, то есть функция управления движением объекта представляет собой рассогласования реальных и программных движений объекта, которые система управления его движением должна сводить к нулю в каждый текущий момент времени.

Блок инерциальной информации - устройство, состоящее из трех инерциальных датчиков, каждый из которых построен на вращающемся роторе с установленными указанным выше образом датчиками сил в режиме подшипников скольжения оси вращения; оси вращения трех роторов являются некомпланарными в общем случае, а в частности, являются взаимно перпендикулярными; выходы инерциальных датчиков подключены ко входу локального компьютера по беспроводной технологии передачи информации, в котором инсталлировано программное обеспечение для процедуры определения переменных инерциальной информации на основе первичной информации.

Локальный компьютер - вычислительное устройство, встроенное в блок инерциальной информации или входящее в состав бортового компьютера, в котором хранится информация о структуре блока инерциальных датчиков и в который инсталлировано программное обеспечение, входом в которое являются переменные первичной информации, а выходом являются переменные инерциальной информации.

Бортовой компьютер - вычислительное устройство, в котором хранится априорная информация о гравитационном поле (Земли), базовом вращении (вращении Земли) и начальных условиях об ориентации, движении и положении объекта, входом которого являются переменные инерциальной информации, а выходом - переменные навигационной информации и в который инсталлировано программное обеспечение для процедуры функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы, то есть определения переменных навигационной информации и функции управления движением объекта на основе переменных инерциальной и априорной информации; следует отметить, что разделение общего вычислительного устройства (бортового компьютера) бесплатформенной инерциальной навигационной системы на встроенный, локальный и собственно бортовой компьютер является условным с целью удобства пояснения сути вычислительных процедур, реализуемых соответственно в инерциальном датчике, блоке инерциальной информации и собственно в бесплатформенной инерциальной навигационной системе.

Бесплатформенная инерциальная навигационная система - электро-электронно-механическое устройство, состоящее из блока инерциальной информации, подключенного к бортовому компьютеру, выходом которого являются переменные навигационной информации и функция управления движением объекта, поступающие на вход системы управления движением объекта.

Функционирование бесплатформенной инерциальной навигационной системы -процесс получения навигационной информации об ориентации объекта в системе координат, в которой решается задача навигации и управления им (например, направляющих косинусах от земной системы координат к объектной системе координат), движении объекта (проекций вектора скорости полюса объекта в земной системе координат), положении объекта (проекций радиуса-вектора полюса объекта в земной системе координат) и функции управления движением объекта на основе обработки первичной информации с привлечением априорной информации о гравитационном поле Земли, вращении Земли и начальных ориентации, движении и положении объекта относительно Земли.

Идентификация параметров инерциального датчика - процедура определения реальных конструктивных параметров инерциального датчика, основанная на его стендовых испытаниях, физически моделирующих поступательные и угловые движения объекта с обработкой получаемой при этих испытаниях первичной информации с последующим вычислением параметров инерциального датчика; для этой процедуры требуется разработка соответствующего программного обеспечения.

Массогеометрические характеристики инерциального датчика - в заявляемом устройстве - это постоянные во времени параметры: расстояние между опорами оси вращения ротора, масса ротора с осью вращения, координаты центра масс ротора и компоненты тензора инерции ротора в датчиковой системе координат.

Уровень техники

Известна бесплатформенная инерциальная навигационная система, построенная на трех взаимно ортогональных датчиках угловой скорости и трех взаимно ортогональных акселерометрах, выходы которых подключены к бортовому компьютеру, в котором вычисляются переменные навигационной информации и функция управления движением объекта [2, 3, 4].

Недостатком этого устройства является невозможность его использования для навигационных измерений в составе инерциального навигационного комплекса для высокоскоростного маневренного объекта [1].

Известен способ построения инерциальной навигационной системы [5], заключающийся в установке на объекте бесплатформенной инерциальной навигационной системы, состоящей из блока инерциальной информации, в состав которого входят один датчик углового движения (например, датчик угловой скорости) и один датчик поступательного движения (например, акселерометр), блок инерциальной информации жестко закреплен на оси, приводящейся во вращение двигателем и снабженной тахометром для измерения ее угловой скорости относительно объекта, во время движения объекта измеряют сигналы указанных датчиков в окрестностях координатных осей связанной с объектом системы координат и далее обрабатывают их с привлечением необходимой априорной информации для получения переменных навигационной информации. Известны также и усовершенствования [6, 7, 8] этого способа путем установки датчиков сил на оси вращения и соответствующей обработки измерительной информации. В изобретениях [5, 6, 7, 8] по способам построения инерциальных навигационных систем зафиксирована идея уменьшения количества инерциальных датчиков в системе путем принудительного вращения акселерометра относительно стабилизированной платформы или принудительного вращения относительно объекта двух датчиков, один из которых - акселерометр, второй - датчик угловой скорости. Если в дополнение к этим способам установить на оси вращения датчики сил, то измеряемая ими информация и ее обработка позволит получить избыточную инерциальную информацию с целью использования ее для повышения точности навигационной информации. Область применения таких систем ограничена объектами с медленно-меняющимися или с программно-меняющимися кинематическими характеристиками, то есть такие системы невозможно использовать для навигационных измерений в составе инерциального навигационного комплекса для высокоскоростного маневренного объекта [1] даже в качестве дублирующей основную бесплатформенную инерциальную навигационную систему.

Раскрытие изобретения

Задачей заявляемого устройства является обеспечение функциональных и точных навигационных измерений для высокоскоростного маневренного объекта [1].

Решение поставленной задачи основано на следующих идеях: 1) использование нескольких однотипных инерциальных датчиков для построения блока инерциальной информации; 2) использование в качестве основного элемента инерциального датчика ротора, ось вращения которого неподвижно установлена в подшипники скольжения, в качестве которых использованы работающие на сжатие датчики сил [10, 11], установленные на оси вращения ротора таким образом, чтобы на основе их сигналов можно было определить реакции опор оси вращения ротора; 3) идентификация параметров каждого инерциального датчика в блоке инерциальной информации и использование величин этих параметров при вычислении переменных инерциальной информации в течение всего интервала времени навигационных измерений.

Поставленная задача решается тем, что бесплатформенная инерциальная навигационная система состоит из трех инерциальных датчиков, каждый из которых построен на роторе, приводящемся во вращение моментным двигателем и снабженным датчиками угла, угловой скорости и углового ускорения [9]; каждый ротор вращается вокруг оси, установленной в два опорных узла, каждый из которых представляет собой пять датчиков сил, четыре из которых перпендикулярны оси и взаимно перпендикулярны, а пятый установлен вдоль оси на ее торце, указанные датчики силы контактируют с осью в режиме подшипника скольжения, а противоположные концы датчиков сил контактируют с корпусом, жестко установленном на объекте, каждый датчик силы выдает сигнал, рваный его силе сжатия; выходы датчиков сил и датчиков угла, угловой скорости и углового ускорения подключены к входу встроенного компьютера по беспроводной технологии передачи информации.

На основе измеряемых угла поворота ротора, его угловой скорости, его углового ускорения и сигналов датчиков сил далее последовательно: 1) во встроенном компьютере вычисляют пять сил реакций опор оси вращения ротора для каждого инерциального датчика, 2) в локальном компьютере вычисляют восемнадцать переменных инерциальной информации, 3) в бортовом компьютере вычисляют пятнадцать переменных навигационной информации с привлечением априорной информации об угловой скорости Земли, ее гравитационном поле и начальных условиях о движении объекта, а затем вычисляют функцию управления движением объекта с привлечение априорной информации о программных законах движения объекта во времени. Подача сигналов датчиков сил в локальный компьютер осуществляется по беспроводной технологии передачи информации [12].

Осуществление изобретения

На фиг. 1 показана схема инерциального датчика, построенного на основе ротора, установленного в двух опорах, в каждую из которых вмонтированы по пять датчиков сил в режимах подшипников скольжения для оси ротора. Инерциальный датчик (фиг. 1) является одним из нескольких (не менее трех) инерциальных датчиков, входящих в состав бесплатформенной инерциальной навигационной системы. На оси вращения 1 ротора 2, приводимого в движение моментным двигателем 3 с измерениями угла поворота ротора, его угловой скорости и его углового ускорения единым датчиком 4, в ее нижней и верхней (по фиг. 1) опорах установлены по пять работающих на сжатие датчиков сил 5, четыре из которых перпендикулярны оси и взаимно перпендикулярны, а два датчика силы установлены вдоль оси по ее торцам, указанные датчики силы контактируют с осью в режиме подшипников скольжения, а противоположные концы датчиков силы контактируют с корпусом (обозначенном на фиг. 1 штриховкой), жестко установленном на объекте, каждый датчик силы выдает сигнал, равный его силе сжатия; ротор приводится в движение моментным двигателем, выходы датчиков сил и единого датчика угла, угловой скорости и углового ускорения подключены к входу встроенного компьютера по беспроводной технологии передачи информации [12]. Датчик силы представляет собой работающий на сжатие пьезоэлектрический элемент [10, 11], сигнал которого пропорционален действующей на него силы сжатия. Следует отметить, что каждый датчик силы предварительно поджат и выставлен на нуль его сигал в этом предварительно поджатом состоянии из того условия, что при уменьшении силы сжатия у него появляется сигнал, соответствующий силе противоположного направления по отношению к силе, обеспечивающей его предварительное поджатие. Указанное предварительное поджатие каждого датчика силы рассчитано таким образом, что эти датчики способны измерять весь диапазон сил, обусловленных движением объекта, для которого предназначена бесплатформенная инерциальная навигационная система. Каждый датчик силы подключен к встроенному компьютеру 6, в котором на основе сигналов десяти датчиков сил (первичной информации) вычисляют реакции опор оси вращения: три проекции Fi (i=l, 2, 3) вектора силы реакции нижней опоры и две проекции Nj (j=1, 2) вектора силы верхней опоры оси вращения ротора в установочной системе координат. Следует также отметить, что единый датчик 4 угла поворота ротора, его угловой скорости и его углового ускорения может представлять собой тахометр [13], то есть измеритель угловой скорости вращения ротора с подключенными к нему интегрирующему устройству (выходом которого является угол поворота ротора) и дифференцирующему устройству (выходом которого является угловое ускорение ротора). Инерциальный датчик, схема которого изображена на фиг. 1, пронумерован позицией 7.

На фиг. 2 изображена схема блока инерциальной информации, построенного на трех инерциальных датчиках 7 указанного выше типа, подключенных к локальному компьютеру 8. С корпусом блока инерциальной информации связана объектная система координат OYY1Y2Y3. Выходная информация встроенных компьютеров каждого инерциального датчика подана на вход локального компьютера 8, выходная информация которого - это восемнадцать переменных xi, i=l, … 18 инерциальной информации и в котором осуществляются вычисления этих переменных на основе вычисленных во встроенных компьютерах трех инерциальных датчиков реакций опор оси вращения и на основе заданных вращающих моментов роторов и измеренных углов его поворота, угловой скорости и углового ускорения. Блок инерциальной информации, изображенный на фиг. 2, пронумерован позицией 9.

На фиг. 3. изображена бесплатформенная инерциальная навигационная система, состоящая из последовательно соединенных блока инерциальной информации 9, бортового компьютера 10 и блока 11 вычисления функции управления движением объекта. Совокупность перечисленных устройств 9, 10, 11 и представляет собой бесплатформенную инерциальную навигационную систему 12, установленную на объекте 13, движущемся относительно Земли 14. Выходной информацией блока инерциальной информации 9 являются переменные xi, i=l, … 30 инерциальной информации, поступающие из локального компьютера 8 на вход бортового компьютера 10, в котором хранится априорная информация о вращении Земли, ее гравитационном поле и начальных условиях движения объекта. Выходная информация бортового компьютера 10 - это вычисляемые в каждый текущий момент времени движения объекта пятнадцать переменных навигационной информации: девять направляющих косинусов Cij, I,j=1, 2, 3 от земной географической к объектной системе координат, три проекции Vi, i=1, 2, 3 вектора скорости полюса объекта и три проекции Ri, i=1, 2, 3 радиуса-вектора полюса объекта в земной географической системе координат. Указанные переменные навигационной информации поступают на вход блока 11 вычисления функции F управления движением объекта, которая далее подается в систему управления его движением относительно Земли.

На фиг. 4 представлена схема опорных узлов ротора инерциального датчика с наименованиями каждого из десяти датчиков сил, математическое описание обработки информации, получаемой с указанных опорных узлов приведено далее в тексте описания.

На фиг. 5 изображена блок-схема алгоритма функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы, краткое математическое описание для которого приведено далее.

На фиг. 6 изображена блок-схема алгоритма функционирования имитационной модели бесплатформенной инерциальной навигационной системы, краткое математическое описание для которого приведено далее.

Устройство работает следующим образом

Для пояснения работы заявляемого устройства необходимо привести краткое пояснение математических описаний функционирования инерциального датчика, бока инерциальной информации и бесплатформенной инерциальной навигационной системы.

Рассмотрим инерциальный датчик (фиг. 1) как механическую систему, представляющую собой ротор, установленный своей осью вращения в подшипники скольжения на произвольно движущемся в инерциальном пространстве объекте. Применяя к указанной механической системе теорему об изменении главного вектора количеств движения и теорему об изменении главного момента количеств движения относительно точки Oj, принадлежащей инерциальной системе отсчета, составляем шесть скалярных уравнений:

где Ωi, εi, wi - проекции на оси объектной системы координат соответственно векторов абсолютной угловой скорости, абсолютного углового ускорения и кажущегося ускорения полюса объекта; - коэффициенты, зависящие от параметров установки инерциального датчика на объекте: координат начал датчиковой системы координат и углов установки оси вращения ротора относительно объекта, массогеометрических характеристик инерциального датчика и закона вращения ротора во времени: угла, угловой скорости и углового ускорения. Авторами получены формулы для этих коэффициентов от указанных параметров инерциального датчика и законов движения роторов и могут быть представлены эксперту по его требованию. Правые части уравнений (1) имеют выражения:

где Fi - силы реакции «нижней» (по фиг. 1) опоры оси вращения ротора (i=1, 2, 3); Ni -силы реакций «верхней» (по фиг. 1) опоры оси вращения ротора (i=l, 2); Dij - символ Кронеккера; М0- момент, приложенный к ротору; h - расстояние между опорами оси вращения ротора (фиг. 4), Aqi0, i=1, 2, 3; Bqi0, i=4, 5 - величины, зависящие от массогеометрических характеристик инерциального датчика и закона вращения ротора во времени: угла, угловой скорости и углового ускорения.

Обозначая символом ri,j величину сигнала датчика силы Sij (фиг. 4) в размерности силы, то есть с учетом соответствующих коэффициентов пропорциональности, записываем зависимости указанных реакций опор оси вращения от сигналов датчиков сил:

Зависимости (4) записаны для одного инерциального датчика, установленного осью вращения ротора по одной из координатных осей объектной системы координат. Аналогичные зависимости будут иметь место для двух других инерциальных датчиков, установленных осями вращения ротора по двум другим координатным осям объектной системы координат.

Список переменных величин и параметров инерциального датчика, а также параметров его установки на объекте, от которых зависят коэффициенты уравнений (1):

m - масса ротора с осью вращения;

Θij -компоненты тензора инерции ротора с осью вращения в датчиковой системе координат;

ρj - проекции радиуса-вектора центра масс ротора с осью вращения в датчиковой системе координат;

q - угол поворота ротора вокруг его оси вращения;

- угловая скорость ротора;

- угловое ускорение ротора;

Lj - проекции радиуса-вектора начала Ох датчиковой системы координат относительно начала OY объектной системы координат на оси объектной системы координат, j=l, 2, 3; βi - углы установки оси вращения ротора инерциального датчика относительно объектной системы координат, i=l, 2.

Следует выделить пять замечаний.

Первое. Ротор инерциального датчика, используемый в заявляемом устройстве, представляет собой твердое тело, которое в общем случае не является статически и динамически отбалансированным, то есть оно имеет произвольные массогеометрические характеристики: координаты центра масс и произвольные компоненты его тензора инерции (три осевых и три центробежных момента инерции). Для превращения такого ротора в инерциальный датчик, его снабжают опорными узлами с установленными указанным выше способом датчиками сил, моментным двигателем и датчиками его угла поворота, его угловой скорости и его углового ускорения относительно объекта. При заданном моменте, приложенном к оси вращения ротора и на основе измерений сигналов датчиков сил, датчиков его угла поворота, его угловой скорости и его углового ускорения вычисляются указанные выше переменные инерциальной информации. Точность переменных инерциальной информации будет зависеть от точности идентификации массогеометрических характеристик ротора, от точности задания момента, приложенного к оси вращения ротора и от точности измерений сигналов датчиков сил, датчиков угла поворота ротора, его угловой скорости и его углового ускорения.

Второе. Все вышеперечисленные параметры инерциального датчика должны быть настолько точно идентифицированы, насколько это позволяют существующие современные средства стендовых испытаний, соответствующих этим стендам измерений и обработки информации, так как от точности идентификации параметров инерциальных датчиков будет зависеть точность вычисляемых величин реакций опор подвеса во встроенном компьютере, переменных инерциальной информации в локальном компьютере и переменных навигационной информации в бортовом компьютере.

Третье. Уравнения (1) для рассматриваемого инерциального датчика получены при произвольных величинах его параметров и при произвольной его установке на произвольно движущийся в пространстве объект. Если принять величины параметров инерциального датчика не произвольными, а удовлетворяющими некоторым ограничениям, достигаемым специальными конструктивными разработками, а также установить его не произвольным, а частным образом на объект, который совершает не произвольное, а некоторое частное движение, то из уравнений (1) можно «удалить» некоторые слагаемые и иметь не восемнадцать переменных инерциальной информации, как это имеет место в общем случае, а меньше. В этих случаях и построение блока инерциальной информации возможно на меньшем количестве инерциальных датчиков. Другими словами, можно специальными конструктивными разработками, реализованными в соответствии с критериями параметрического синтеза, обнулить коэффициенты при некоторых слагаемых в уравнениях (1) и превратить рассматриваемый инерциальный датчик общего вида в инерциальный датчик специального вида, например, в датчик угловой скорости, датчик углового ускорения, датчик кажущегося ускорения. Но следует иметь в виду, что указанные конструктивные разработки необходимо реализовывать с предельно высокой точностью, которая возможна при современной технологической культуре производства. Поэтому возникает альтернатива: точно идентифицировать реальные параметры инерциального датчика и пользоваться общими уравнениями (1) для получения в конечном итоге переменных навигационной информации или превратить инерциальный датчик общего вида в инерциальный датчик специального вида путем специальных конструктивных разработок с применением наиболее точной технологии реализации этих разработок. В заявляемом устройстве использован первый вариант, хотя второй вариант после выполнения необходимых теоретических исследований также имеет право на существование.

Четвертое. Шестое уравнение системы (1) описывает вращение ротора вокруг его оси при заданном моменте М0, приложенном к этой оси. В частности, имеют место следующие варианты движения ротора: 1) отсутствие вращения, в этом случае ротор является инерционным телом; 2) вращение с постоянной угловой скоростью, которое может быть обеспечено специальным динамическим синтезом, в этом случае ротор представляет собой гиромотор и слагаемые в четвертом и пятом уравнениях системы (1), содержащие проекции вектора абсолютной угловой скорости объекта, приобретают значительные величины по сравнению с остальными слагаемыми - в этом режиме при определенных условиях инерциальный датчик может быть датчиком одной из проекций абсолютной угловой скорости объекта в объектной систем координат; 3) возвратно-вращательное движение ротора; 4) произвольное вращение ротора.

Пятое. Уравнения системы (1) получены при произвольных величинах проекций радиуса-вектора центра масс ротора и произвольных величинах компонент его тензора инерции. В частности, при статической и динамической балансировке симметричного относительно сои ротора его центр масс будет расположен на оси вращения и тензор инерции будет иметь диагональный вид - в этом случае при обеспечении точной балансировки в уравнениях системы (1) будут отсутствовать слагаемые, содержащие произведения проекций вектора абсолютной угловой скорости объекта.

Перечисленные выше замечания являются основой для постановок задач соответствующих исследований частных случаев, а в заявляемом устройстве использован общий случай, о котором указано в третьем замечании.

Согласно схеме блока инерциальной информации (фиг. 2), в его состав входят три инерциальных датчика, математическое описание каждого из которых представлено шестью уравнениями (1), в каждое из которых в общем случае при произвольных величинах параметров инерциальных датчиков входит по восемнадцать переменных инерциальной информации вида:

Заметим, что переменные Ωi, Wi i=1, 2, 3 инерциальной информации из перечисленных в (4) являются основными, а остальные - избыточными, которые следует использовать для проверки правильности вычислений основных, например, путем проверки выполнения тождеств:

то есть повышения надежности определения указанных переменных, а значит и повышения надежности определения переменных навигационной информации и функции управления движением объекта. Можно показать, что в общем случае инерциальные датчики, входящие в состав блока инерциальной информации, должны иметь неодинаковые параметры, перечисленные выше, для того, чтобы решения системы линейных алгебраических уравнений:

13

относительно переменных инерциальной информации существовали и были единственными, где aij - коэффициенты, зависящие от времени в силу наличия закона вращения ротора во времени и от конструктивных параметров трех инерциальных датчиков, Bi - правые части, зависящие от величин реакций (3), определенных на основе измеряемых сигналов датчиков сил трех инерциальных датчиков, то есть тридцати датчиков сил. Решая систему линейных алгебраических уравнений (6) в локальном компьютере блока инерциальной информации (фиг. 2), получаем величины переменных инерциальной информации (4), из которых переменные Ωi, Wi, i=1, 2, 3 являются основными и необходимыми для реализации алгоритма функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы, а остальные переменные инерциальной информации из перечня (4) являются избыточными и должны быть использованы для проверки правильности определения основных переменных инерциальной информации, то есть должны быть использованы для повышения надежности получаемой инерциальной информации, а, следовательно, и повышения надежности определения переменных навигационной информации и функции управления движением объекта.

Согласно схеме бесплатформенной инерциальной навигационной системы (фиг. 3) в бортовом компьютере должен быть реализован алгоритм ее функционирования на основе вычисленных переменных инерциальной информации Ωi, Wi, i=1, 2, 3, математическое описание для которого представляет собой систему пятнадцати обыкновенных дифференциальных уравнений:

и систему шести алгебраических уравнений, выражающих условия ортогональности и масштаба для направляющих косинусов от земной географической к объектной системе координат:

где введены обозначения: Sijk - символ Леви-Чивита, Dij -символ Кронеккера, Ui, gi - проекции соответственно векторов угловой скорости Земли и гравитационного ускорения полюса объекта в земной географической системе координат; Ωi, Wi - проекции соответственно векторов абсолютной угловой скорости объекта и кажущегося ускорения полюса объекта в объектной системе координат, являющиеся основными переменными инерциальной информации; Cij - направляющие косинусы от земной географической системы координат к объектной системе координат; Vi, Ri - проекции соответственно векторов скорости полюса объекта и радиуса-вектора полюса объекта (то есть координат объекта) в земной географической системе координат; C0ij, V0i, R0i - значения соответственно переменных Cij, Vi, Ri в начальный момент времени навигации объекта, то есть начальные условия движения объекта. Функция управления движением объекта может быть представлена в виде:

где С*ij, V*i, R*i - программные функции времени переменных навигационной информации, соответствующие переменным Cij, Vi, Ri, вычисленным в бортовом компьютере бесплатформенной инерциальной навигационной системы; размерные весовые коэффициенты, определяемые зависимостями:

где CBij,VBi, RBi - наибольшие значения переменных Cij, Vi, Ri на интервале времени [t0;T] навигации объекта; - безразмерные весовые коэффициенты, которыми выделяется значимость того или иного слагаемого в формуле (9), удовлетворяющие условию:

Заметим, что функция (9) с учетом введенных весовых коэффициентов (10), (11) представляет собой относительную величину рассогласования между программными и определяемыми бесплатформенной инерциальной навигационной системой переменными навигационной информации в каждый текущий момент времени из интервала [t0;T]. Далее, аналогично тому, как это было сделано для восемнадцати переменных инерциальной информации, целесообразно ввести единые обозначения для пятнадцати переменных навигационной информации:

тогда систему уравнений (7) можно записать в виде:

уравнения (8) можно записать в виде:

функцию управления (9) можно записать в виде:

где введены обозначения для размерных весовых коэффициентов:

а также введены обозначения: у*k - программные функции времени переменных навигационной информации, соответствующие переменным yk; yBk - наибольшие значения переменных ук на интервале времени [t0;T] навигации объекта, γ0k - безразмерные весовые коэффициенты, удовлетворяющие условию (11), которое в новых обозначениях переменных навигационной информации принимает вид:

На основе выполненного математического описания составлен алгоритм функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы, который поясняет работу заявленного устройства. Блок-схема этого алгоритма представлена на фиг. 5. В блоке 0 перечислена исходная информация, хранимая в бортовом компьютере, и предназначенная для осуществления вычислений в блоках 1, 2, 3 алгоритма. После измерения сигналов датчиков сил в блоке 1 вычисляются реакции опор осей вращения роторов трех инерциальных датчиков по формулам (3) в блоке 2, которые используются для вычисления в блоке 3 коэффициентов aij на основе коэффициентов зависящих от массогеометрических характеристик трех инерциальных датчиков и величин 5, правых частей системы (6), зависящих от вычисленных ранее реакций опор осей вращения роторов трех инерциальных датчиков. Далее в блоке 4 осуществляется решение системы линейных алгебраических уравнений восемнадцатого порядка относительно переменных инерциальной информации xi, в блоке 5 проверяются условия (5) - зависимости между переменными инерциальной информации, при невыполнении которых осуществляется поиск ошибок первого уровня (обозначенных буквой А) с возвратом на блок 2. Далее в блоке 6 решается система (13) обыкновенных дифференциальных уравнений пятнадцатого порядка относительно переменных навигационной информации yi, после чего в блоке 7 проверяются условия (14) ортогональности и масштаба для направляющих косинусов, при невыполнении которых осуществляется поиск ошибок второго уровня (обозначенных буквой Б) с возвратом на блок 6. Далее в блоке 8 вычисляется функция (15) управления движением объекта и в блоке 9 осуществляется вывод переменных навигационной информации и функции (5) и ввод их в систему управления движением объекта. На основе этого алгоритма с использованием конкретных формул, которыми должен быть снабжен блок 3 (эти формулы имеются, но с целью сокращения текста описания не приведены), должна быть разработана программа для бортового компьютера и после изготовления опытного образца заявляемого устройства проведены натурные испытания этой программы для ее отладки и устранения ошибок первого и второго уровней (А и Б).

Правильность приведенного выше алгоритма функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы зависит от достоверности информации сигналов датчиков сил и, соответственно, от правильного вычисления сил реакций опор осей вращения роторов трех инерциальных датчиков, входящих в состав блока инерциальной информации. Проверка указанных достоверности и правильности должна быть реализована экспериментально после изготовления конструкций опорных узлов (фиг. 4) трех инерциальных датчиков. После проведения этих процедур и получения требуемых результатов остается вопрос о проверке достоверности алгоритма вычисления восемнадцати переменных xi, i=l, …, 18 инерциальной информации и пятнадцати переменных yk, k=1, …, 15 навигационной информации. Этот вопрос может быть решен теоретически на основе построенной имитационной модели функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы, о которой далее идет речь. Для построения указанной имитационной модели необходимо задать информацию о кинематических характеристиках объекта, для навигации которого предполагается использовать бесплатформенную инерциальную навигационную систему. Эти кинематические характеристики можно задать в виде функций времени:

где - проекции соответственно радиуса-вектора полюса объекта в земной географической системе координат, их первые и вторые производные по времени; - углы поворотов объекта относительно земной географической системы координат, их первые и вторые производные по времени на интервале [t0;T]. На основе этой информации путем выкладок, проделанных авторами методами кинематики произвольно движущегося в пространстве объекта, определяются переменные:

являющиеся имитациями соответствующих переменных xi инерциальной информации, и далее определяются переменные:

являющиеся имитациями соответствующих переменных yi навигационной информации. Подставляя переменные (19) в формулы (1) для трех инерциальных датчиков, получаем имитации реакций опор осей вращения роторов этих инерциальных датчиков и затем получаем имитации B0i правых частей системы (6), вместо которой получаем соответствующую имитационную систему линейных алгебраических уравнений:

Решая эту систему относительно xi и сравнивая полученные решения с соответствующими переменными x0i, делаем вывод о правильности или неправильности алгоритма вычисления переменных инерциальной информации. В случае правильности на основе этого алгоритма следует разработать программу и инсталлировать эту программу в локальный компьютер. Далее, используя имитации x0i переменных инерциальной информации, на основе алгоритма функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы путем решения системы обыкновенных дифференциальных уравнений (13) относительно yi и сравнивая полученные решения с соответствующими переменными y0i, делаем вывод о правильности или неправильности алгоритма вычисления переменных навигационной информации. В случае правильности на основе этого алгоритма следует разработать программу и инсталлировать эту программу в бортовой компьютер. Блок-схема этого алгоритма представлена на фиг. 6. В блоке 0 перечислена исходная информация, в состав которой входит указанная выше информация о кинематических характеристиках объекта (18), на основе которой вычисляются переменные (19), (20) соответственно в блоках 1, 2. В блоке 3 вычисляются реакции опор осей вращения роторов трех инерциальных датчиков с использованием формул (1), читая их справа налево, и далее в блоках 4, 5 вычисляются правые части системы (6) и коэффициенты этой системы, после чего в блоке 6 решается соответствующая имитационная система (21). Полученные решения в блоке 7 сравниваются с соответствующими переменными (19) и в случае их несовпадения осуществляется поиск ошибок первого уровня (А) и возврат к блоку 3. Далее основные переменные инерциальной информации из перечня (19) подставляются в систему (13) и в блоке 8 решается эта система и полученные решения в блоке 9 сравниваются с переменными (20) и в случае их несовпадения осуществляется поиск ошибок второго уровня (Б) и возврат к блоку 8. На основе описанного алгоритма следует разработать программы для локального и бортового компьютеров, которые при их отладке и устранения ошибок первого и второго уровней (А и Б) должны быть инсталлированы в локальный и бортовой компьютеры и в дальнейшем проверены при натурных испытаниях заявляемого устройства.

Итак, для доказательства принципиальной работоспособности заявляемого устройства составлен и пояснен математическими описаниями алгоритм функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы (фиг. 5), представляющий собой последовательность операций ввода исходной информации, измерения и вычисления, выходом которого являются переменные навигационной информации и функция управления движением объекта. Для доказательства принципиальной реализуемости работоспособности заявляемого устройства при навигации объекта с заданными кинематическими характеристиками составлен и пояснен математическими описаниями алгоритм имитационной модели функционирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы (фиг. 6) с целью контроля правильности вычислений переменных инерциальной информации и переменных навигационной информации при разработке программ для локального и бортового компьютеров.

Источники информации, на которые есть ссылки в описании

1. Инерциальный навигационный комплекс для высокоскоростного маневренного объекта / Решение о выдаче патента на изобретение от 29.05.2017 по заявке №2016119832/28 (031267) от 23.05.2016 - МПК 8 G01C 23/00; авторы: Хмелевский А.С., Щипицын А.Г., Лысов А.Н., Коваленко В.В.

2. Ткачёв Л.И. Системы инерциальной ориентировки: Учебное пособие. - М.: МЭИ, 1973.

3. Щипицын А.Г. Бесплатформенные инерциальные навигационные системы: Учебное пособие. - Челябинск, ЧГТУ, 1993.

4. Матвеев В.В., Распопов В.Я. Основы построения бесплатформенных инерциальных навигационных систем. - СПб.: ГНЦ РФ ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2009.

5. Способ построения инерциальной навигационной системы. А.с. №155519 / Челяб. политех, ин-т, автор Щипицын А.Г. - Заявлено 20.04.79 №2276932 МКИ 3 G01C 19/00. Зарегист. 5.02.81.

6. Способ построения инерциальной навигационной системы. А.с.№183269 / Челяб. политех, ин-т, авторы: Щипицын А.Г., Хмелевский А.С.- Заявлено 16.03.82 №3042080 МКИЗ G01C19/00. Зарегист.7.01.83.

7. Способ построения инерциальной навигационной системы. А.с. №201020 / Челяб. политех, ин-т, авторы: Щипицын А.Г., Хмелевский А.С, Губницкий А.Ф. - Заявлено 4.05.83 №3065109 МКИ 3 G01C 19/00. Зарегист. 27.03.84.

8. Способ построения инерциальной навигационной системы. А.с. №241291 / Челяб. политех, ин-т, авторы: Щипицын А.Г., Хмелевский А.С, Губницкий А.Ф., Слепова С.В. - Заявлено 9.10.85 №3125843 МКИ 3 G01C 19/00. Зарегист. 1.08.86.

9. Делекторский Б.А., Мастяев Н.З., Орлов И.Н. Проектирование гироскопических электродвигателей. - Москва: Машиностроение, 1968. - 252 с.

10. Малов В.В. Пьезоэлектрические датчики. - 2-е изд. - М.: Энергоатомиздат, 1989.

11. Гроховский С.С., Лущиков Р.И., Прохоров Н.И. Интеллектуальный датчик силы./ Патент РФ 2165601 от 20.04.2001. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.freepatent.ru/patents/2165601

12. Григорьев В.А., Лагутенко О.И., Распаев Ю.А. Системы и сети радиодоступа. М.,: Эко Трендз, 2005.

13. Лазерный тахометр. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://oooitom.ru/data/documents/Lazernyy-tahometr.pdf

Похожие патенты RU2676941C1

название год авторы номер документа
Бесплатформенная инерциальная навигационная система подвижного носителя 2018
  • Щипицын Анатолий Георгиевич
  • Хмелевский Анатолий Сергеевич
RU2682060C1
Бесплатформенная инерциальная навигационная система для высокоскоростного маневренного объекта 2017
  • Хмелевский Анатолий Сергеевич
  • Щипицын Анатолий Георгиевич
RU2674572C1
Инерциальный навигационный комплекс для высокоскоростного маневренного объекта 2016
  • Хмелевский Анатолий Сергеевич
  • Щипицын Анатолий Георгиевич
  • Лысов Александр Николаевич
  • Коваленко Валентин Владимирович
RU2657293C1
Способ определения ориентации объекта в бесплатформенной инерциальной навигационной системе 2022
  • Иванов Максим Алексеевич
  • Черемисенов Геннадий Викторович
  • Люфанов Виктор Евгеньевич
  • Колбас Юрий Юрьевич
RU2794283C1
Способ непрерывного съёма навигационной информации с кориолисова вибрационного гироскопа 2016
  • Хмелевский Анатолий Сергеевич
  • Щипицын Анатолий Георгиевич
  • Лысов Александр Николаевич
  • Коваленко Валентин Владимирович
RU2662456C2
ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2004
  • Шафранюк А.В.
  • Щипицын А.Г.
RU2257547C1
Способ компенсации погрешности от углового ускорения основания для кориолисова вибрационного гироскопа с непрерывным съёмом навигационной информации 2016
  • Хмелевский Анатолий Сергеевич
  • Щипицын Анатолий Георгиевич
  • Лысов Александр Николаевич
  • Коваленко Валентин Владимирович
  • Левина Галина Абрамовна
RU2659097C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ БЕСПЛАТФОРМЕННОГО ИНЕРЦИАЛЬНОГО БЛОКА ОТНОСИТЕЛЬНО БАЗОВОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ 2004
  • Макарченко Федор Иванович
  • Румянцев Геннадий Николаевич
  • Калинин Анатолий Иванович
RU2279635C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОШИБОК ОРИЕНТАЦИИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ОСЕЙ ЛАЗЕРНЫХ ГИРОСКОПОВ И МАЯТНИКОВЫХ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ В БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ 2018
  • Зубов Андрей Георгиевич
  • Колбас Юрий Юрьевич
RU2683144C1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2009
  • Андреев Алексей Гурьевич
  • Ермаков Владимир Сергеевич
  • Николаев Станислав Георгиевич
  • Колеватов Андрей Петрович
RU2406973C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 676 941 C1

Реферат патента 2019 года Бесплатформенная инерциальная навигационная система подвижного объекта

Изобретение относится к бесплатформенным инерциальным навигационным системам подвижных объектов. Бесплатформенная инерциальная навигационная система подвижного объекта дополнительно содержит три ротора с идентифицированными массогеометрическими характеристиками, вращающихся вокруг осей, каждый из которых представляет собой пять датчиков сил, указанные датчики сил контактируют с осью вращения в режиме подшипников скольжения, а противоположные концы датчиков сил контактируют с корпусом, жестко установленным на объекте, каждый датчик силы выдает сигнал, равный его силе сжатия; ротор приводится в движение моментным двигателем и снабжен датчиками угла поворота, угловой скорости и углового ускорения; выходы датчиков силы и датчиков угла, угловой скорости и углового ускорения подключены к входу бортового компьютера, в котором последовательно вычисляются реакции опор осей вращения роторов инерциальных датчиков, восемнадцать переменных инерциальной информации с использованием избыточности для контроля правильности вычислений и повышения надежности, пятнадцать переменных навигационной информации и функция управления движением объекта. Технический результат – повышение точности навигационных измерений для высокоскоростного маневренного объекта. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 676 941 C1

Бесплатформенная инерциальная навигационная система подвижного объекта, содержащая датчики угловой скорости и датчики кажущегося ускорения, подключенные к бортовому компьютеру, в котором хранится априорная информация о вращении Земли, ее гравитационном поле и начальных условиях о движении объекта и в каждый текущий момент времени последовательно вычисляются шесть переменных инерциальной информации, пятнадцать переменных навигационной информации и функция управления движением объекта, отличающаяся тем, что в качестве инерциальных датчиков использованы три ротора с идентифицированными массогеометрическими характеристиками, вращающихся вокруг осей, каждая из которых установлена в два опорных узла, каждый из которых представляет собой пять датчиков сил, четыре из которых перпендикулярны оси вращения и взаимно перпендикулярны, а пятый установлен вдоль оси вращения на ее торце, указанные датчики сил контактируют с осью вращения в режиме подшипников скольжения, а противоположные концы датчиков сил контактируют с корпусом, жестко установленным на объекте, каждый датчик силы выдает сигнал, равный его силе сжатия; ротор приводится в движение моментным двигателем и снабжен датчиками угла поворота, угловой скорости и углового ускорения; выходы датчиков силы и датчиков угла, угловой скорости и углового ускорения подключены ко входу бортового компьютера по беспроводной технологии передачи информации, в котором последовательно вычисляются реакции опор осей вращения роторов инерциальных датчиков, восемнадцать переменных инерциальной информации с использованием избыточности для контроля правильности вычислений и повышения надежности, пятнадцать переменных навигационной информации и функция управления движением объекта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2676941C1

БЕЗПЛАТФОРМЕННЫЙ НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС С ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА "ГРУБЫХ" ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ И СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЕГО ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ДАТЧИКОВ 2014
  • Греков Александр Николаевич
  • Алексеев Сергей Юрьевич
  • Греков Николай Александрович
RU2548115C1
БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2013
  • Антимиров Владимир Михайлович
  • Вдовин Алексей Сергеевич
  • Манько Николай Григорьевич
  • Уманский Алексей Борисович
  • Шалимов Леонид Николаевич
  • Шестаков Геннадий Васильевич
  • Штыков Александр Николаевич
RU2563333C2
Прибор для определения угла установки отклонителя в скважине 1957
  • Васильев Ю.С.
  • Онищенко М.С.
SU109553A1
US 3509765 A1, 05.05.1970.

RU 2 676 941 C1

Авторы

Хмелевский Анатолий Сергеевич

Щипицын Анатолий Георгиевич

Даты

2019-01-11Публикация

2017-12-20Подача