Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно, к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса (вагонов грузовых поездов).
Аналогом заявляемого изобретения является колодка железнодорожного транспортного средства, включающая полимерный композиционный фрикционный элемент с выполненным в его центре со стороны рабочей поверхности колодки углублением, глубина которого составляет более половины толщины колодки, и металлический каркас (см. патент RU 67947, МПК В61Н 7/02, 2017 г.). Существенные признаки аналога «полимерный композиционный фрикционный элемент с углублением, глубина которого составляет более половины толщины колодки, выполненным в его центре со стороны рабочей поверхности колодки, металлический каркас» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком аналога является снижение эксплуатационных характеристик колодки в случае ее установки на колесо, имеющее выработку по кругу его катания (прокат), особенно в случае износа по прокату, близкому к максимально допустимому.
Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, включающая полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, глубина которого составляет более половины толщины колодки, по периметру которого дополнительно введен. полимерный фрикционный элемент, и металлический каркас (см. патент RU 2329909, МПК В61Н 7/02, 2008 г.). Существенные признаки наиболее близкого аналога «полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, глубина которого составляет более половины толщины колодки, металлический каркас» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком наиболее близкого аналога также является снижение эксплуатационных характеристик колодки в случае ее установки на колесо, имеющее выработку по кругу его катания (прокат), особенно в случае величины проката, близкой к максимально допустимой, из-за недостаточной гибкости колодки под действием усилия прижатия башмаком колодки к колесу, что не позволяет обеспечить необходимый коэффициент взаимного перекрытия в паре трения рабочая поверхность колодки - поверхность катания колеса.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является обеспечение необходимых эксплуатационных характеристик колодки не только при установке на колеса без проката, но и на колеса, прокат которых близок к максимально допустимому значению, посредством изготовления колодки с гибкостью в зоне углубления, обеспечивающей при эксплуатационном прижатии башмаком колодки к колесу необходимую величину коэффициента взаимного перекрытия пары трения колодка -колесо.
Для достижения указанного технического результата в тормозной колодке железнодорожного транспортного средства, включающей металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, глубина которого составляет более половины толщины колодки, колодка выполнена с гибкостью в зоне углубления, обеспечивающей при эксплуатационных усилиях прижатия башмаком колодки к колесу, имеющему прокат, близкий к максимально допустимому значению, величину коэффициента взаимного перекрытия пары трения колодка - колесо от 0,08 до 0,12 (Квз = 0,08÷0,12, где Квз - коэффициент взаимного перекрытия).
Существенные признаки заявляемого изобретения «колодка выполнена с гибкостью в зоне углубления, обеспечивающей при эксплуатационных усилиях прижатия башмаком колодки к колесу, имеющему прокат, близкий к максимально допустимому, величину коэффициента взаимного перекрытия пары трения колодка - колесо от 0,08 до 0,12» являются отличительными от признаков наиболее близкого аналога.
Колодка железнодорожного транспортного средства включает полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из композита с полимерной матрицей, например из вулканизата каучука. Композит содержит дисперсные и волокнистые наполнители. Со стороны рабочей поверхности колодки в полимерном композиционном фрикционном элементе выполнена выемка (углубление), например П-образной формы, размещенная поперечно колодке. Глубина выемки более половины толщины колодки. При прижатии башмаком в процессе эксплуатации колодки к колесу в случае, если колесо имеет большой прокат (максимально допустимый прокат для колес железнодорожных грузовых вагонов не более 9 мм), колодка изгибается в зоне выемки, поскольку башмак, воздействуя на крайние части колодки, вызывает изгиб, если радиус рабочей поверхности колодки оказывается больше, чем радиус поверхности катания колеса (из-за проката колеска). Гибкость колодки в центральной части (зоне углубления) должна обеспечивать возможность такого изгиба, в результате чего коэффициент взаимного перекрытия рабочей поверхности колодки и поверхности катания колеса (Квз) составляет от 0,08 до 0,12. Обеспечение необходимой гибкости колодки можно достичь различными способами, например, увеличением содержания полимерной матрицы (вулканизата) в композите, или снижением степени вулканизации (сшивки) полимера. Величина износа колес определяется размером выработки по кругу катания (этот износ и называют «прокатом»), а также уменьшением толщины гребня колеса.
Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка тормозная композиционная с сетчато-проволочным каркасом для грузовых железнодорожных вагонов, выполненная из композита, обеспечивающего за счет гибкости величину Квз около 0,1 колодки с колесом, имеющим прокат ≈ 8 мм.
Изготавливаться заявляемая колодка может известными способами, например формованием в пресс-форме.
Предложенная гибкость колодки при эксплуатационных нагрузках обеспечивает необходимую контурную площадь контакта рабочей поверхности колодки с поверхностью катания колеса, имеющего прокат, близкий к максимально допустимому (например, 8 мм).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2018 |
|
RU2706624C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2018 |
|
RU2684024C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2018 |
|
RU2684028C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2022 |
|
RU2789902C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2387559C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2427491C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2364766C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2340805C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2022 |
|
RU2785733C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2340806C1 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства включает металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, глубина которого более половины толщины колодки. Колодка выполнена с гибкостью в зоне углубления, обеспечивающей при эксплуатационных усилиях прижатия башмаком колодки к колесу, имеющему прокат, близкий к максимально допустимому, величину коэффициента взаимного перекрытия пары трения колодка - колесо от 0,08 до 0,12. Достигается обеспечение необходимых эксплуатационных характеристик колодки не только при установке на колесо без проката, но и на колеса, прокат которых близок к максимально допустимому значению.
Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, включающая металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, глубина которого составляет более половины толщины колодки, отличающаяся тем, что колодка выполнена с гибкостью в зоне углубления, обеспечивающей при эксплуатационных усилиях прижатия башмаком колодки к колесу, имеющему прокат, близкий к максимально допустимому, величину коэффициента взаимного перекрытия пары трения колодка - колесо от 0,08 до 0,12.
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2006 |
|
RU2329909C2 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2387559C1 |
JP S60185735 U, 09.12.1985 | |||
JP 2001065609 A, 16.03.2001 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ 6-МЕТОКСИ-8-(α-ДИЭТИЛАМИНО-δ-МЕТИЛБУТИЛ)-АМИНОХИНОЛИНА (ПЛАЗМОХИНА) | 1941 |
|
SU67947A1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2253056C1 |
Авторы
Даты
2019-04-03—Публикация
2018-05-28—Подача