СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ЛОПАСТИ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА Российский патент 2019 года по МПК B64C27/473 B64C11/26 B23P15/04 

Описание патента на изобретение RU2699877C1

Изобретение относится к области моделирования оснастки для изготовления лопастей осевых вентиляторов и может быть использовано для изготовления скелетной модели лопасти осевого вентилятора, предназначенной, например, для градирен большого диаметра.

Для изготовления пространственных моделей кожухообразной формы средних и крупных размеров применяются т.н. скелетные модели единовременного применения (http://dnb.d-nb.de.). Достоинство скелетных моделей состоит в том, что они значительно дешевле полной модели, меньшей массы и материалоемкости.

Пример склеенной деревянной модели обтекателя шахтного вентилятора показан на рис. 101 указанного источника. Способ изготовления такой модели включает моделирование скелета профиля изготавливаемой модели из деревянных ребер соответствующей формы, заполнение пространства между ребрами пенопластом, гипсом, пенополиуретаном, пластилином, либо путем перекрытия пространства между ребрами листовым пластиком или пиломатериалами из мягких пород древесины, деревянным шпоном и т.д. Как правило, заданный профиль поверхности скелетной модели профиля лопасти выводят с помощью лекал и шаблонов, а окончательный профиль и качество поверхности скелетной модели получают с помощью грунтовки, шпатлевки и нанесения финишного покрытия. Способ весьма трудоемкий и длительный по времени, что существенно усложняет работы по моделированию новых профилей лопасти, особенно в период опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Более того, известный способ не позволит достичь необходимой точности профиля для такого пространственного изделия, как лопасть вентилятора, для которого существенным является угол крутки, как расчетная величина, заданная аэродинамическим расчетом.

Задача настоящего изобретения заключается в создании способа изготовления пространственной модели лопасти осевого вентилятора.

Для этого предложен способ, который, как и прототип, включает сборку и формирование скелета профиля модели из единичных элементов. Заявленный способ отличается тем, что скелет профиля, включая его форму, длину и ширину, формируют из единичных элементов, которые с учетом формы скелета вырезают из листового материала заданной толщины и плотно насаживают на оправку длиной, равной длине скелета с помощью имеющихся в каждом из элементов сквозных посадочных отверстий, при этом форму скелета формируют с углом крутки профиля лопасти, для этого каждый единичный элемент от исходного до конечного, а также их взаимное расположение относительно друг друга устанавливают на оправке таким образом, чтобы разность угла установки исходного и конечного профилей была равна расчетному углу крутки профиля лопасти, установку единичных элементов на оправке под заданным углом осуществляют за счет заданной ориентации посадочных отверстий, длину скелета формируют за счет количества единичных профилей от 1 до n, а ширину – за счет количества оправок и соответствующего им количества посадочных отверстий от 1 до m.

Единичные элементы скелета профиля модели насаживают на оправку, имеющую наружный профиль, соответствующий профилю сквозного посадочного отверстия того единичного элемента, который на нее насаживают. При этом оптимальным является исполнение, при котором при длине лопасти осевого вентилятора до 1 метра, используют единичные профили толщиной 3–10 мм, при длине от 1 до 3 метров, – толщиной 6–20 мм, при длине более 3 метров – толщиной 15 – 40 мм.

Изготовленная предлагаемым способом модель лопасти состоит из набора отдельных аэродинамических профилей заданной формы, длины, ширины и толщины, плотно насаженных на оправку. В отличие от прототипа, заявленный способ не нуждается в выведении заданного профиля поверхности скелетной модели с помощью лекал и шаблонов, в заполнении пространства между ребрами каким либо материалом, в использовании грунтовки, шпатлевки и нанесения финишного покрытия для получения окончательного профиля и качества поверхности скелета модели. В результате использования заявленного способа многократно сокращаются сроки моделирования, что повышает эффективность опытно-конструкторских и экспериментальных работ, снижает их стоимость и повышает качество конечного продукта. Большинство операций заявленного способа могут быть автоматизировано и механизировано, что повышает точность профиля изготавливаемой модели. Кроме того, широкий выбор листовых материалов для изготовления единичных элементов обеспечивает большие возможности для реализации заявленного способа.

Новый технический результат, достигаемый изобретением, заключается в упрощении технологии изготовления модели, сокращении сроков моделирования и повышении точности изготавливаемой модели.

Предлагаемый способ иллюстрируется рисунками, где на фиг. 1 показана схема сборки модели лопасти; на фиг.2 – единичный элемент с трапецеидальным профилем; на фиг.3 – единичный элемент с серповидным профилем; на фиг. 4 – фото полученной лопасти.

При осуществлении способа в качестве листового материала можно использовать толстый картон (МДФ), фанеру, листовой пластик, плотный пенопласт и др. С помощью автоматической раскройки посредством, например, лазерного плоттера, ЧПУ- фрезера, форматно-раскроечной машины, вырезают единичные элементы скелета заданной толщины с учетом заданной формы скелета, включая исходный 1, промежуточный 2 и конечный n. Для формирования скелета заданной длины элементы 1,2,n плотно с помощью клея насаживают на оправку 3 длиной, равной длине скелета с помощью имеющихся в каждом из них сквозных посадочных отверстий 4. Каждый из единичных элементов имеет свой угол установки α1, α2, αn, соответствующий расчетной схеме заданной крутки профиля лопасти. Для формирования скелета с углом крутки профиля лопасти каждый единичный элемент от исходного до конечного, а также их взаимное расположение относительно друг друга устанавливают на оправке таким образом, чтобы разность угла установки между исходным и конечным профилями от α1 до αn была равна расчетному углу крутки профиля лопасти. Этого достигают за счет заданной ориентации посадочных отверстий 4 при условии, что угол наклона этого отверстия β равен углу установки данного единичного элемента. Длину скелета формируют за счет количества единичных профилей, а ширину – за счет количества оправок и соответствующего им количества посадочных отверстий от 1 до m.

Исходный профиль 1, представленный на фиг.1, выполнен с углом установки α1 = 00. В данном случае - это база, за которую можно принять любую удобную поверхность для соблюдения условия, чтобы разность угла установки конечного профиля и начального была равна расчетному углу крутки профиля лопатки.

В горизонтальной плоскости каждый единичный элемент позиционирован на расстоянии А1, А2, Аn от оси лопасти. Поперечные размеры оправки равны размерам сквозных отверстий. Толщину единичного профиля рассчитывают по формуле: Sn = L/n, где: L – длина лопасти; n – число единичных профилей. При этом для небольшой, до 1 метра, длине лопастей, оптимальной толщиной единичного элемента, с учетом последующей обработки поверхности модели лопасти, является толщина равная 3-10 мм. Для средних лопастей длиной от 1 до 3 метров, оптимальной толщиной является – 6-20 мм. Для больших, более 3 м лопастей, рекомендуемая толщина единичного профиля составляет 15 - 40 мм. Количество оправок зависит от размеров лопасти. С учетом жесткого позиционирования профилей наружный профиль оправок может быть круглым, квадратным и др., соответственно и форма сквозных посадочных отверстий в единичных элементах должна соответствовать наружному профилю оправки. Для получения жесткой конструкции модели лопасти, единичные профили при сборке склеиваются между собой. После сборки поверхность лопасти получается ступенчатой и подлежит дальнейшей обработке общепринятыми доводочными способами: шпатлевка, шлифовка, полировка и пр. Форма единичного элемента может быть трапецеидальной, серповидной и пр. (фиг. 2, 3).

Заявленный способ позволяет упростить работы по моделированию новых профилей лопасти осевого вентилятора.

Похожие патенты RU2699877C1

название год авторы номер документа
Способ и устройство для реконструкции нижней челюсти 2021
  • Кульбакин Денис Евгеньевич
  • Чойнзонов Евгений Лхамацыренович
  • Мухамедов Марат Рафкатович
  • Красовский Игорь Борисович
  • Панченко Андрей Александрович
RU2762318C1
РОТОР "ВОЗДУШНОЕ КОЛЕСО". ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ РОТОР "ВОЗДУШНОЕ КОЛЕСО", НАЗЕМНОЕ/ПАЛУБНОЕ УСТРОЙСТВО ИХ ЗАПУСКА 2013
  • Кузиков Сергей Юрьевич
RU2538737C9
Оправочный узел стана винтовой прокатки 2017
  • Топоров Владимир Алексеевич
  • Пьянков Борис Григорьевич
  • Панасенко Олег Александрович
  • Терешин Александр Викторович
  • Пьянков Константин Павлович
  • Блаженец Николай Юрьевич
RU2650218C1
ЛОПАСТЬ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА 2003
  • Гюльмамедов Сафа Алисафа Оглы
RU2274770C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛЫХ ЗАГОТОВОК ИЗ ВЫСОКОПРОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2002
  • Лавров А.Ф.
  • Дубровский Э.С.
  • Толкачев А.Ф.
  • Кондрушин В.И.
  • Сажников О.В.
  • Гончарук А.В.
  • Романцев Б.А.
  • Кузнецов В.М.
  • Алешин Н.Н.
  • Даева Е.В.
RU2204449C1
Способ и устройство для центробежно-шпиндельной обработки поверхностей изделий 2020
  • Зверовщиков Владимир Зиновьевич
  • Липов Александр Викторович
  • Павловский Павел Геннадьевич
  • Нестеров Сергей Александрович
  • Зверовщиков Анатолий Владимирович
RU2755328C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2011
  • Гаммель Миках
  • Маршаль Янн
  • Фелиппо Антуан
RU2568715C2
ВОДООХЛАЖДАЕМАЯ ОПРАВКА КОСОВАЛКОВОГО ПРОШИВНОГО СТАНА, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭТОЙ ОПРАВКИ И ШТАМПОВАЯ ОСНАСТКА ДЛЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2023
  • Мышечкин Алексей Александрович
  • Скрипник Сергей Васильевич
RU2816967C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБОЛОЧКИ ОСКОЛОЧНОГО БОЕПРИПАСА 2002
RU2225768C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБОЛОЧКИ ОСКОЛОЧНОГО БОЕПРИПАСА 2000
  • Анпилогов О.А.
  • Казаков И.В.
  • Кузнецов В.П.
  • Макаровец Н.А.
  • Манчук Б.В.
  • Серегин Н.А.
RU2171445C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 699 877 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ЛОПАСТИ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА

Изобретение относится к изготовлению пространственной модели лопасти осевого вентилятора. Осуществляют сборку и формирование скелета профиля модели из единичных профилей. Скелет профиля формируют из единичных профилей, которые насаживают на оправку длиной, равной длине скелета с помощью имеющихся в каждом из профилей сквозных посадочных отверстий. Форму скелета формируют с углом крутки профиля лопасти, для этого каждый единичный профиль от исходного до конечного устанавливают на оправке таким образом, чтобы разность угла установки исходного и конечного профилей была равна расчетному углу крутки профиля лопасти. Установку единичных профилей на оправке под заданным углом осуществляют за счет заданной ориентации посадочных отверстий, длину скелета формируют за счет количества единичных профилей, а ширину – за счет количества оправок и соответствующего им количества посадочных отверстий. В результате упрощается работа по моделированию новых профилей лопасти осевого вентилятора. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 699 877 C1

1. Способ изготовления пространственной модели лопасти осевого вентилятора, включающий сборку и формирование скелета профиля модели из единичных профилей, отличающийся тем, что скелет профиля, учитывающий его форму, длину и ширину, формируют из единичных профилей, которые с учетом формы скелета вырезают из листового материала заданной толщины и плотно насаживают на оправку длиной, равной длине скелета с помощью выполненных в каждом из элементов сквозных посадочных отверстий, при этом форму скелета формируют с углом крутки профиля лопасти путем установки на оправку каждого единичного профиля от исходного до конечного, при их взаимном расположении относительно друг друга с обеспечением разности угла установки исходного и конечного профилей, равной расчетному углу крутки профиля лопасти, за счет заданной ориентации посадочных отверстий, причем длину скелета формируют посредством единичных профилей в количестве от 1 до n, а ширину – посредством оправок и соответствующего им количества посадочных отверстий от 1 до m.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что единичные профили модели насаживают на оправку, имеющую наружный профиль, соответствующий профилю сквозного посадочного отверстия того единичного элемента, который на нее насаживают.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при длине лопасти осевого вентилятора до 1 метра, единичные профили вырезают толщиной 3–10 мм, при длине от 1 до 3 метров, – толщиной 6–20 мм, при длине более 3 метров – толщиной 15 – 40 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2699877C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛЫХ ПАНЕЛЬНО-КАРКАСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 1991
  • Сабадаш Евгений Григорьевич
  • Каплин Михаил Михайлович
  • Смирнов Алексей Федорович
  • Пунгин Василий Дмитриевич
  • Ахметсагиров Ирек Кирамович
  • Мизинов Дмитрий Германович
RU2030336C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАСТИ РУЛЕВОГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2016
  • Баженов Анатолий Николаевич
RU2614163C1
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАСТИ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2013
  • Губарев Борис Анатольевич
  • Шегас Сергей Леонидович
  • Каюмов Сергей Владиславович
RU2541574C1
БЕЗЛОНЖЕРОННАЯ ЛОПАСТЬ ВИНТА ВЕРТОЛЕТА ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2013
  • Матвеев Владимир Александрович
  • Подорящий Дмитрий Александрович
  • Чуклинов Сергей Владимирович
RU2547672C1
ТИГЕЛЬНАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНА 1986
  • Токарев И.К.
  • Фазлулин Э.М.
  • Колесниченко В.П.
  • Смиреннова Н.В.
RU2041829C1

RU 2 699 877 C1

Авторы

Холодникова Елена Юрьевна

Холодников Юрий Васильевич

Даты

2019-09-11Публикация

2018-12-28Подача