Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности, к устройству для определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства.
Известен щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания, измерительная часть которого выполнена в виде последовательно размещенных усеченных конусов со штрихами на их боковой поверхности (Патент РФ на изобретение №2625540, G01F 23/04 (2006.01), F01M 11/12 (2006.01), 21.05.2015) [1].
Недостатком известного устройства является его сложность конструкции.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является масломер, выполненный с возможностью его установки в картер двигателя, а также с возможностью контроля уровня масла в его поддоне и для этого оснащенного верхней и нижней метками в виде штрихов (рисок) (Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 34, 273) [2].
Недостатком указанного устройства является то, что оно мало приспособлено для использования его в качестве средства для определения объема масла, необходимого для доливки по результатам контроля уровня масла в картере двигателя. Необходимость доливки масла контролируют по положению его уровня в поддоне картера относительно нижней метки на щупе. Работа двигателя с уровнем масла ниже нижней метки не допускается. Однако в практике почти не представляется возможным обнаружить тот момент, когда уровень масла в поддоне картера точно совпадает с нижней меткой на щупе. Поэтому доливку масла обычно производят раньше, чем его уровень достигнет нижней метки, но при этом не имеют информации о том, какой объем масла следует долить, чтобы его уровень соответствовал верхней метке. Однако бывают и такие ситуации, когда уровень масла в двигателе опускается ниже нижней метки на масломере и в этом случае также отсутствует информация о необходимом объеме доливаемого масла.
Задачей изобретения является создание масломера двигателя внутреннего сгорания с возможностью получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер после контроля в нем уровня масла.
Сущность изобретения состоит в следующем. Щуп выполнен в виде линейки, свободный конец которой отстоит от нижней метки настолько, что имеет возможность контроля уровня масла в картере двигателя, когда указанный уровень ниже нижней метки. На линейке, между верхней меткой и срезом ее свободного конца, нанесена линейная шкала, начало отсчета которой совпадает с верхней меткой, а окончание отсчета - со свободным концом линейки. При этом шкала образована с ценой деления 1 мм в виде коротких и длинных штрихов, причем длинные штрихи отстоят друг от друга на 5 мм. Над верхней меткой, вдоль линейки выполнена надпись «Долить: V=КН, л», где V - объем масла в литрах, необходимый для доливки в картер двигателя при его техническом обслуживании, K - коэффициент, учитывающий объем масла в литрах, приходящийся на 1 мм расстояния между верхней и нижней метками масломера, Н - расстояние в мм, измеренное от верхней метки до уровня масла, зафиксированного на масломере. При этом коэффициент К относится к двигателю, на котором установлен этот масломер, и представлен на линейке в виде постоянного числа. В совокупности это позволяет создать масломер двигателя внутреннего сгорания с возможностью получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер после контроля в нем уровня масла.
На фиг. изображен масломер двигателя внутреннего сгорания, где буквами обозначены: V - объем масла в литрах, необходимый для доливки в картер двигателя при его техническом обслуживании, K - коэффициент, учитывающий объем масла в литрах, приходящийся на 1 мм расстояния между верхней и нижней метками масломера, Н - расстояние в мм, измеренное от верхней метки до уровня масла, зафиксированного на масломере (он показан штриховой линией); L - расстояние в мм между верхней 5 и нижней 8 метками масломера. Масломер, выполнен в виде линейки 3 с установочным стаканом 2 и кольцом 1. При этом на линейке 3 в виде штрихов нанесены верхняя 4 и нижняя 8 метки. Щуп выполнен в виде линейки 3, свободный конец которой отстоит от нижней 8 метки настолько, что имеет возможность контроля уровня масла в картере двигателя, когда указанный уровень ниже нижней 8 метки. На линейке, между верхней 5 меткой и срезом ее свободного конца, нанесена линейная шкала, начало отсчета которой совпадает с верхней 5 меткой, а окончание отсчета - со свободным концом линейки 3. При этом шкала образована с ценой деления 1 мм в виде коротких 6 и длинных 7 штрихов, причем длинные 7 штрихи отстоят друг от друга на 5 мм. Над верхней 5 меткой, вдоль линейки 3 выполнена надпись «Долить: V=КН, л», где К относится к двигателю, на котором установлен этот масломер, и может быть представлен на линейке 3 в виде постоянного числа, например: «Долить: V=0,05Н, л».
Объем масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства, определяют следующим образом (Беларус 1221: руководство по эксплуатации: 1221 - 0000010РЭ / сост. В.Г. Левков, редактор М.Г. Мелешко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ПО «Минский тракторный завод», 2000. - 224 с - С. Л7) [3]. Устанавливают машину на ровную площадку, останавливают двигатель и после того, когда масло полностью стечет в картер (через 3-5 мин после остановки двигателя), вынимают масломер, протирают его начисто и вновь устанавливают его на место до упора. Затем снова вынимают масломер и находят положение зафиксированного уровня масла относительно верхней 5 метки на масломере путем измерения посредством шкалы на этой же линейке расстояния (величины Н в мм) от указанной метки 5 до зафиксированного уровня масла на масломере, который на фиг. для примера показан штриховой линией. По фиг. Н равно 12 мм. После чего определяют объем масла, необходимый для доливки в картер двигателя, по формуле, указанной на линейке 3 в табличке 4. В нашем примере получим:
V=0,082Н=0,082⋅12=0,984 л.
При этом значение K было вычислено предварительно по формуле , где ΔV - объем масла в литрах в картере двигателя, соответствующий объему картера между верхней 5 и нижней 8 метками масломера, L - расстояние в мм между верхней 5 и нижней 8 метками масломера. Доливают в картер двигателя через маслозаливную горловину (не показана) заданный (вычисленный) объем масла - 0,984 л. После выполнения этой операции масломером проверяют уровень масла в картере двигателя, который должен соответствовать верхней 5 метке на масломере.
Предложен масломер двигателя внутреннего сгорания с возможностью получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер после контроля в нем уровня масла.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ
1. Патент РФ на изобретение №2625540, G01F 23/04 (2006.01), F01M 11/12 (2006.01), 21.05.2015.
2. Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 34, 273 - прототип.
3. Беларус 1221: руководство по эксплуатации: 1221 - 0000010РЭ / сост. В.Г. Левков, редактор М.Г. Мелешко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ПО «Минский тракторный завод», 2000. - 224 с - С. Л7.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА МАСЛА, ДОЛИВАЕМОГО В КАРТЕР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2698596C2 |
ЩУП ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2625540C2 |
ЩУП ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МАСЛА В ПОДДОНЕ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2018 |
|
RU2724408C2 |
ПРИБОР ДЛЯ ДОЗИРОВАННОЙ ЗАПРАВКИ МАСЛОМ ДВС АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИХ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ | 2014 |
|
RU2589888C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2224988C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2009 |
|
RU2392607C1 |
СИГНАЛИЗАТОР ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ФИЛЬТРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2526587C1 |
ВОРОНКА ЗАПРАВОЧНАЯ | 2019 |
|
RU2725032C1 |
Гидробак транспортного средства | 1980 |
|
SU971729A1 |
ЛИНЕЙКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОГО ХОДА РУЛЕВОГО КОЛЕСА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2012 |
|
RU2485471C1 |
Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности к устройству для определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства. Предложен масломер двигателя внутреннего сгорания, который основан на применении штатного масломера. Он выполнен в виде линейки с линейной шкалой, начало отсчета которой совпадает с верхней меткой, а окончание отсчета - со свободным концом линейки. При этом шкала образована с ценой деления 1 мм в виде коротких и длинных штрихов, причем длинные штрихи отстоят друг от друга на 5 мм. Над верхней меткой вдоль линейки выполнена надпись в виде формулы, поясняющей порядок вычисления объема доливаемого масла. В совокупности это позволяет создать масломер двигателя внутреннего сгорания с возможностью получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер после контроля в нем уровня масла.1 ил.
Масломер двигателя внутреннего сгорания, состоящий из щупа, выполненного с возможностью его установки в картер двигателя, а также с возможностью контроля уровня масла в его поддоне и для этого оснащенного верхней и нижней метками в виде штрихов, отличающийся тем, что щуп выполнен в виде линейки, свободный конец которой отстоит от нижней метки настолько, что имеет возможность контроля уровня масла в картере двигателя, когда указанный уровень ниже нижней метки, на линейке между верхней меткой и срезом ее свободного конца нанесена линейная шкала, начало отсчета которой совпадает с верхней меткой, а окончание отсчета - со свободным концом линейки, при этом шкала образована с ценой деления 1 мм в виде коротких и длинных штрихов, причем длинные штрихи отстоят друг от друга на 5 мм, над верхней меткой вдоль линейки выполнена надпись «Долить: V=КН, л», где V - объем масла в литрах, необходимый для доливки в картер двигателя при его техническом обслуживании, К - коэффициент, учитывающий объем масла в литрах, приходящийся на 1 мм расстояния между верхней и нижней метками масломера, Н - расстояние в мм, измеренное от верхней метки до уровня масла, зафиксированного на масломере, при этом коэффициент К относится к двигателю, на котором установлен этот масломер, и представлен на линейке в виде числа.
CN 202420608 U, 05.09.2012 | |||
Метрошток для измерения уровня жидкости | 1977 |
|
SU679805A1 |
US 1475183 A1, 27.11.1923 | |||
US 4480470 A1, 06.11.1984 | |||
US 4445370 A1, 01.05.1984 | |||
Складной поддон | 1987 |
|
SU1521668A1 |
Авторы
Даты
2019-10-15—Публикация
2017-10-18—Подача