Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности к конструкции средств контроля уровня масла в поддоне картера двигателя.
Известен маслоизмерительный щуп (масломер), который предназначен для контроля уровня масла в картере двигателя. Он устанавливается в картер двигателя с возможностью контакта свободного конца щупа с маслом в поддоне картера. При этом уровень масла в картере двигателя определяют по меткам, выполненным в виде рисок на свободном конце щупа (Тракторы «Беларусь» МТ3-100, МТ3-102, МТ3-80А, МТ3-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 34, 273) [1].
Недостатки известного устройства заключаются в следующем. Необходимость доливки масла контролируют по положению его уровня в поддоне картера относительно нижней метки на щупе. Работа двигателя с уровнем масла ниже нижней метки не допускается. Однако в практике почти не представляется возможным обнаружить тот момент, когда уровень масла в поддоне картера точно совпадает с нижней меткой на щупе. Поэтому доливку масла обычно производят раньше, чем его уровень достигнет нижней метки, но при этом не имеют информации о том, какой объем масла следует долить, чтобы его уровень соответствовал верхней метке.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания, который выполнен в виде последовательно размещенных, усеченных конусов со штрихами на их боковой поверхности, а также с направляющим усеченным конусом. При этом штрихи на всех конусах обозначены цифрами, которые также нанесены на боковые поверхности конусов, а штрихи на первом и последнем конусе совпадают соответственно с началом и окончанием отсчета образованной измерительной шкалы, высота каждого конуса соответствует цене деления этой шкалы (Патент РФ №2625540, G01F 23/04 (2006.01), F01M 11/12 (2006.01), 25.05.15) [2].
Недостатком указанного устройства является то, что оно может быть использовано только в таких двигателях или корпусах. машин, в которых конструктивно обеспечена вертикальная установка щупа. Это обусловлено тем, что линия пересечения поверхности жидкости (масла) с поверхностью конуса на щупе должна быть концентрична его основанию. Однако этого не происходит, если щуп установить под углом к горизонтальной плоскости, как это сделано в современных двигателях внутреннего сгорания.
Задачей изобретения является создание щупа для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания с возможностью получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер до установленного верхнего уровня.
Сущность изобретения заключается в следующем. Измерительное устройство выполнено в виде последовательно размещенных шестиугольников, каждый из- которых составлен из двух трапеций с горизонтальными основаниями, причем таким образом, что их наибольшие основания совмещены между собой, а наименьшие основания совпадают с шириной стержня. Короткие и длинные штрихи выполнены соответственно по наименьшим и наибольшим основаниям трапеций. При этом длинные штрихи обозначены цифрами. Высота каждой трапеции соответствует цене деления шкалы измерительного устройства. Начало отсчета шкалы совпадает с верхней меткой, а верхний предел измерений шкалы не превышает объема масла на долив в картер двигателя, соответствующего нижней метке. При этом разница между верхним пределом измерений шкалы и указанным объемом масла не превышает цены деления шкалы. Поверхности трапеций, с нанесенными на них штрихами и цифрами, лежат в плоскости, перпендикулярной продольной плоскости, проходящей через вертикальную ось симметрии кольца, причем названные рабочие поверхности трапеций находятся на передней стороне щупа, когда он установлен в картер двигателя. На боковой поверхности стакана, со стороны, противоположной рабочим поверхностям трапеций, нанесена метка в виде вертикальной линии, а на трубке двигателя под щуп, в продолжение этой лини, нанесена метка в виде точки. В совокупности это позволило создать щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания с возможностью получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер. Такой щуп может быть использован как в двигателях с вертикальной установкой щупа, так и при его установке под углом к горизонтальной плоскости. Это обусловлено тем, что линия пересечения поверхности жидкости (масла) с поверхностью одной из трапеции всегда параллельна горизонтальной плоскости и, следовательно, основаниям трапеции. Кроме того, при применении трапеций в измерительном устройстве появляется возможность более качественного выполнения его шкалы.
На фиг. 1 и 2 изображен щуп для определения уровня масла в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания, в частности, на фиг. 1 показан его общий вид (вид спереди), на фиг. 2 - вид А.
Он состоит из кольца 1, установочного стакана 2 и цилиндрического или плоского стержня 3, выполненного с возможностью его установки в картер двигателя (не показан), а также с возможностью определения объема доливаемого масла. Для этого щуп оснащен измерительным устройством, измерительным устройством, которое выполнено в виде последовательно размещенных шестиугольников, каждый из которых составлен из двух трапеций 8 с горизонтальными основаниями, причем таким образом, что их наибольшие основания совмещены между собой, а наименьшие основания совпадают с шириной стержня 3. Короткие 6 и длинные 7 "штрихи выполнены соответственно по наименьшим и наибольшим основаниям трапеций 8. При этом длинные 7 штрихи обозначены цифрами. Высота трапеции 8 соответствует цене деления шкалы измерительного устройства. Начало отсчета шкалы совпадает с верхней 4 меткой, а верхний предел измерений шкалы не превышает объема масла на долив в картер двигателя, соответствующего нижней 5 метке. При этом разница между верхним пределом измерений шкалы и указанным объемом масла не превышает цены деления шкалы. Поверхности трапеций 8, с нанесенными на них штрихами и цифрами, лежат в плоскости, перпендикулярной продольной плоскости, проходящей через вертикальную ось симметрии кольца 1. Причем названные рабочие поверхности трапеций 8 находятся на передней стороне щупа, когда он установлен в картер двигателя. На боковой поверхности стакана 2, со стороны, противоположной рабочим поверхностям трапеций 8, нанесена метка в виде вертикальной линии, а на трубке двигателя под щуп, в продолжение этой лини, нанесена метка в виде точки (не показано). Для удобства выполнения операции по доливке масла над верхней 4 меткой вдоль стержня 3 произведена надпись 9 «Долить, л», где буквой «л» обозначена измеряемая величина в литрах.
При проверке уровня масла извлекают щуп за кольцо 1 из картера двигателя (не показан). Вытирают его насухо и снова устанавливают на место до упора в трубку под щуп (не показана) таким образом, чтобы кольцо 1 (его продольная плоскость, проходящая через линию симметрии) было расположено перпендикулярно вертикальной плоскости, проходящей через горизонтальную ось симметрии машины (двигателя). Одновременно с этим также обеспечивают правильное положение рабочих поверхностей трапеций 8, которые должны находиться на передней стороне щупа, когда он установлен в картер двигателя: практически совмещают метку в виде вертикальной линии на боковой поверхности стакана 2 с меткой в виде точки на трубке двигателя (не показано). Вторично извлекают щуп и на измерительном устройстве находят границу масла (линию, соответствующую его уровню в картере). По штриху, к которому ближе всего расположена указанная линия, определяют уровень масла в картере двигателя и соответственно объем масла, который нужно долить в картер. Если граница масла окажется в интервале от верхнего предела измерений шкалы до нижней 5 метки, то в картер двигателя доливают объем масла, соответствующий верхнему пределу измерений шкалы. После чего, при необходимости, производят долив масла в картер до верхней 4 метке на щупе. Получение информации об объеме доливаемого масла позволяет более качественно и с наименьшими затратами труда выполнить соответствующую операцию, так как оператор точно знает: сколько масла нужно долить.
На основе предложенных технических решений представляется возможным создать щуп с измерительным устройством, имеющим равномерную шкалу с цифрами. Это обеспечивает качественное определение уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания с одновременным получением информации об объеме масла, который необходимо долить в картер до установленного верхнего уровня.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ
1. Тракторы «Беларусь» МТ3-100, МТ3-102, МТ3-80А, МТ3-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 34, 273.
2. Патент РФ №2625540, G01F 23/04 (2006.01), F01M 11/12 (2006.01), 25.05.15 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЩУП ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2625540C2 |
МАСЛОМЕР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2017 |
|
RU2702996C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА МАСЛА, ДОЛИВАЕМОГО В КАРТЕР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2698596C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИНДИКАТОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ МАСЛА В СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЕ ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2186999C2 |
ПРИБОР ДЛЯ ДОЗИРОВАННОЙ ЗАПРАВКИ МАСЛОМ ДВС АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИХ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ | 2014 |
|
RU2589888C2 |
Устройство для диагностирования двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1777020A1 |
ВОРОНКА ЗАПРАВОЧНАЯ | 2019 |
|
RU2725032C1 |
ШТАНГЕНГЛУБИНОМЕР МАЛЫХ ВЕЛИЧИН | 2001 |
|
RU2178544C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРНЫХ ПОЛОСТЕЙ МАШИН | 2013 |
|
RU2540382C1 |
РЕГУЛЯТОР УРОВНЯ МОТОРНОГО МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2016 |
|
RU2641184C1 |
Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности к конструкции средств контроля уровня масла в поддоне картера двигателя. Щуп для определения уровня масла в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания, выполненный с возможностью определения объема масла, доливаемого в картер. Для этого измерительное устройство щупа выполнено в виде последовательно размещенных шестиугольников, каждый из которых составлен из двух трапеций с горизонтальными основаниями, причем таким образом, что их наибольшие основания совмещены между собой, а наименьшие основания совпадают с шириной стержня. Короткие и длинные штрихи выполнены соответственно по наименьшим и наибольшим основаниям трапеций. При этом длинные штрихи обозначены цифрами. Высота каждой трапеции соответствует цене деления шкалы измерительного устройства. Изобретение обеспечивает определение уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания и получение информации об объеме масла, который необходимо долить до установленного верхнего уровня. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Щуп для определения уровня масла в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания, состоящий из кольца, установочного стакана и цилиндрического стержня, выполненного с возможностью его установки в картер двигателя посредством трубки под него, а также с возможностью контроля уровня масла в его поддоне и для этого оснащенного измерительным устройством, содержащим штрихи со шкалой, при этом измерительное устройство выполнено с учетом размещения верхней и нижней меток на стержне, отличающийся тем, что измерительное устройство выполнено в виде последовательно размещенных шестиугольников, каждый из которых составлен из двух трапеций с горизонтальными основаниями, причем таким образом, что их наибольшие основания совмещены между собой, а наименьшие основания совпадают с шириной стержня, короткие и длинные штрихи выполнены соответственно по наименьшим и наибольшим основаниям трапеций, при этом длинные штрихи обозначены цифрами, высота трапеции соответствует цене деления шкалы измерительного устройства, начало отсчета шкалы совпадает с верхней меткой, а верхний предел измерений шкалы не превышает объема масла на долив в картер двигателя, соответствующего нижней метке, при этом разница между верхним пределом измерений шкалы и указанным объемом масла не превышает цены деления шкалы, поверхности трапеций с нанесенными на них штрихами и цифрами лежат в плоскости, перпендикулярной продольной плоскости, проходящей через вертикальную ось симметрии кольца, причем названные рабочие поверхности трапеций находятся на передней стороне щупа, когда он установлен в картер двигателя.
2. Щуп по п. 1, отличающийся тем, что на боковой поверхности стакана со стороны, противоположной рабочим поверхностям трапеций, нанесена метка в виде вертикальной линии, а на трубке двигателя под щуп, в продолжение этой лини, нанесена метка в виде точки.
ЩУП ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2625540C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИНДИКАТОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ МАСЛА В СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЕ ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2186999C2 |
Устройство контроля расхода масла | 2015 |
|
RU2620615C1 |
Метрошток для измерения уровня жидкости | 1977 |
|
SU679805A1 |
US 4910495 A1, 20.03.1990 | |||
СПОСОБ И ЗАГОТОВКА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШНЕКОВОГО ТРУБЧАТОГО ТРАНСПОРТЕРА | 2007 |
|
RU2433878C2 |
Авторы
Даты
2020-06-23—Публикация
2018-04-23—Подача