СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ САМОЛЕТА Российский патент 2019 года по МПК B60T8/00 B64C25/46 

Описание патента на изобретение RU2709946C2

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления торможением самолетов и предназначено для использования в объектах авиационной техники.

Известен способ управления торможением колес транспортного средства, заключающийся в формировании сигнала управления давлением в зависимости от величины перемещения тормозной педали с учетом текущего углового замедления тормозного колеса и его проскальзывания (например, патент №2108247, опубликовано 10.04.1998 г.).

При использовании известного способа в процессе торможения самолета поддерживается заданное от тормозных педалей значение замедления самолета независимо от использования дополнительных средств торможения, что не обеспечивает в необходимых случаях возможность повысить эффективность торможения для значительного сокращения тормозной дистанции путем использования тормозного парашюта, поскольку в результате действия аэродинамических сил парашюта замедление самолета начинает превышать заданное от тормозных педалей значение, приводя к уменьшению тормозного давления (и момента), не позволяя превысить начально заданную от тормозных педалей эффективность торможения.

Указанный недостаток известного способа в конечном итоге снижает эксплуатационную надежность самолета.

Положительный результат, который может быть достигнут при использовании предлагаемого технического решения, выражается в обеспечении возможности значительного сокращения тормозной дистанции в необходимых случаях за счет поддержания в процессе торможения заданного значения замедления самолета с учетом использования тормозного парашюта, что повышает эксплуатационную надежность самолета.

Указанный результат достигается тем, что сигнал управления (U), которому соответствует тормозное давление, вычисляют как величину, пропорциональную интегралу от разности между заданным и текущим (с учетом относительного проскальзывания) угловыми замедлениями колеса, причем заданное угловое замедление колеса определяют в зависимости от величины перемещения тормозной педали с учетом замедления самолета, создаваемого тормозным парашютом (в случае его применения - за счет учета значения признака выпуска парашюта):

где величина заданного углового замедления колеса:

Es=Ео+ВП*Kp*Wo2

Eo - величина заданного углового замедления колеса, пропорциональная перемещению тормозной педали;

признак выпуска парашюта:

Kp - коэффициент, учитывающий аэродинамические характеристики парашюта;

Ek - величина текущего углового замедления колеса;

Wo - угловая скорость колеса, соответствующая скорости самолета;

Wт - угловая скорость тормозящегося колеса;

t - текущее время торможения;

k1 - коэффициент пропорциональности.

Благодаря изменению сигнала управления указанным образом в процессе торможения замедление самолета поддерживается на уровне, заданном оператором, а в случае применения тормозного парашюта, замедление самолета в процессе торможения увеличивается на величину (зависящую от скорости самолета), создаваемую аэродинамическими силами сопротивления парашюта, обеспечивая дополнительное сокращение тормозной дистанции, что, в конечном итоге, повышает эксплуатационную надежность самолета.

На рисунке 1 представлены графики изменения сигнала управления (U), величин заданного (Es) и текущего (Ek) углового замедления колеса и других параметров, иллюстрирующих предлагаемый способ управления торможением самолета.

Нажатием тормозной педали оператор задает необходимую эффективность торможения самолета (величину углового замедления колеса Еo). В случае торможения без применения тормозного парашюта (признак ВП=0) заданное замедление Es=Еo, т.е. зависит только от величины перемещения тормозной педали. При этом сигнал (U) и соответствующее ему тормозное давление нарастают пропорционально интегралу от разности между заданным и текущим угловым замедлением колеса в соответствии с формулой (1) до тех пор, пока не станет равной нулю разность между заданным (Es) и текущим (Ek) замедлением колеса (с учетом его проскальзывания) (участок I на рисунке). По окончании переходного процесса автоматически поддерживается величина сигнала (U) и соответствующее ей тормозное давление, при котором обеспечивается заданная величина (Es) углового замедления колеса (участок II).

В случае необходимости более эффективного торможения оператор выпускает тормозной парашют. В этот момент значение признака выпуска парашюта становится равным: ВП=1. При этом значение заданного замедления колеса становится равным: Es=Еo+Kp*Wo2, т.е. в зависимости от текущей скорости самолета в момент выпуска парашюта значение (Kp*Wo2) резко увеличивается, а затем уменьшается по квадратичной зависимости. При этом после окончания непродолжительного переходного процесса (участок III) значение сигнала (U) возвращается к величине, определяемой перемещением тормозной педали, а текущее угловое замедление колеса (следовательно, и самолета) соответствует суммарному заданному угловому замедлению колеса (Es) (участок IV).

Коэффициент (k1) в формуле (1) выбирается в зависимости от конкретных значений массы самолета, момента инерции тормозного колеса, обеспечиваемого быстродействия исполнительного устройства и требуемой точности обеспечения заданной эффективности торможения. Коэффициент (Kp) вычисляется в зависимости от параметров применяемого тормозного парашюта (его площади, коэффициента лобового сопротивления и др.)

Таким образом, при использовании предлагаемого способа происходит автоматическая настройка уровня тормозного давления и момента колеса, обеспечивая заданную эффективность торможения с учетом ее повышения при выпуске тормозного парашюта, что позволяет значительно сократить тормозную дистанцию.

Предлагаемый способ управления торможением самолета может быть реализован, например, с использованием вычислителя на базе микропроцессора типа МК51 (см. Справочник "Однокристальные микро ЭВМ", Москва, "Бином", 1994, стр. 107) или аналоговой техники, формирующего сигнал управления гидроусилителем типа "сопло-заслонка" по сигналам от датчиков хода тормозной педали (Еo) и угловой скорости колес самолета (Wt). Величина (Wo) может определяться по измеренной угловой скорости нетормозящегося носового колеса или по измеренной линейной скорости самолета с учетом радиуса колеса.

Похожие патенты RU2709946C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Волков С.В.
RU2108247C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Волков С.В.
RU2225303C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Волков С.В.
RU2116911C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Волков Сергей Валерианович
  • Малахов Евгений Владимирович
RU2274567C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Волков Сергей Валерианович
RU2298495C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОДНОМЕСТНЫЙ САМОЛЕТ С КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ 2016
  • Демин Игорь Михайлович
  • Константинов Сергей Валентинович
  • Крючков Владимир Витальевич
  • Скачков Анатолий Федорович
  • Беляев Алексей Валерьевич
  • Краснов Владимир Алексеевич
  • Москалев Павел Борисович
  • Засовин Александр Игоревич
  • Заец Виктор Федорович
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Костенко Николай Иванович
  • Кислов Сергей Владимирович
RU2630030C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Науменко Б.С.
RU2086441C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Согомонов Э.Р.
  • Волков С.В.
RU2158687C2
СПОСОБ ЗАГРУЗКИ ПЕДАЛИ НОЖНОГО ПОСТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ САМОЛЕТА И ПЕДАЛЬНЫЙ УЗЕЛ НОЖНОГО ПОСТА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Дубовский Эдуард Александрович
  • Терен Георгий Андреевич
RU2524808C1
СПОСОБЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ, ОБОРУДОВАННОГО АНТИБЛОКИРОВОЧНОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБОВ 2005
  • Федотов Александр Иванович
  • Осипов Артур Геннадьевич
  • Бойко Александр Владимирович
  • Портнягин Евгений Михайлович
RU2297932C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 709 946 C2

Реферат патента 2019 года СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ САМОЛЕТА

Изобретение относится к способу автоматического управления торможением самолета. Для реализации способа формируют сигнал управления давлением в зависимости от величины перемещения тормозной педали и текущего углового замедления тормозного колеса с учетом его проскальзывания, а также с учетом замедления самолета, создаваемое тормозным парашютом по определенному закону. Обеспечивается повышение надежности и эффективности торможения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 709 946 C2

Способ автоматического управления торможением самолета, заключающийся в формировании сигнала управления давлением в зависимости от величины перемещения тормозной педали и текущего углового замедления тормозного колеса с учетом его проскальзывания, отличающийся тем, что сигнал управления давлением формируют с учетом замедления самолета, создаваемого тормозным парашютом, по следующему закону:

, где

величина заданного углового замедления колеса:

Es=Ео+ВП*Kp*Wo2

Ео - величина заданного углового замедления колеса, пропорциональная перемещению тормозной педали;

признак выпуска парашюта:

Kp - коэффициент, учитывающий аэродинамические характеристики парашюта;

Ek - величина текущего углового замедления колеса;

Wo - угловая скорость колеса, соответствующая скорости самолета;

Wт - угловая скорость тормозящегося колеса;

t - текущее время торможения;

k1 - коэффициент пропорциональности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2709946C2

СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Волков С.В.
RU2108247C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОДНОМЕСТНЫЙ САМОЛЕТ С КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ 2016
  • Демин Игорь Михайлович
  • Константинов Сергей Валентинович
  • Крючков Владимир Витальевич
  • Скачков Анатолий Федорович
  • Беляев Алексей Валерьевич
  • Краснов Владимир Алексеевич
  • Москалев Павел Борисович
  • Засовин Александр Игоревич
  • Заец Виктор Федорович
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Костенко Николай Иванович
  • Кислов Сергей Владимирович
RU2630030C1
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА 1994
  • Лобода Игорь Николаевич
  • Изосимов Вячеслав Вячеславович
RU2102283C1
US 3089667 A1, 14.05.1963
US 4180223 A1, 25.12.1979.

RU 2 709 946 C2

Авторы

Волков Сергей Валерьянович

Даты

2019-12-23Публикация

2017-11-09Подача