ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД Российский патент 2020 года по МПК B64C13/00 H02K7/116 

Описание патента на изобретение RU2714343C1

Электромеханический привод относится к исполнительным устройствам приборов систем управления и предназначен для поворота управляемого звена на заданный угол, в соответствии с управляющим сигналом, а также удержании заданного положения. Может применяться в приборостроении, машиностроении, авиации и космонавтике, а также других областях промышленности, где требуется точное задание и удержание угловых положений органов управления.

Из уровня техники известен блок рулевых приводов (патент RU 2102282 от 13.11.1996 г.), состоящий из четырех приводов, каждый из которых содержит собственный корпус, неполноповоротный вал рулевой поверхности, высокоскоростной электродвигатель, многоступенчатый редуктор, выполненный из трех типов последовательно расположенных зубчатых передач: входной конической, цилиндрической и выходной волновой, и датчик обратной связи положения вала рулевой поверхности, включающий разрезную шестерню. Выходная волновая передача выполнена двухволновой по симметричной схеме и содержит узкое гибкое колесо-кольцо с наружным зубчатым венцом, размещенное внутри жесткого колеса и внутри которого размещен волнообразователь в виде зубчатого колеса с трубчатым валом, на котором с помощью эксцентриков расположены три диска, причем крайние из них симметричны среднему, кроме того, по обе стороны жесткого колеса симметрично расположены жестко соединенные с корпусом исполнительного механизма две волновые муфты с внутренним расположением зубьев, взаимодействующих с наружным зубчатым венцом гибкого колеса-кольца. Входная коническая передача состоит из двух колес с одинаковым числом зубьев, одно из которых насажено на вал электродвигателя, а другое на вал цилиндрической шестерни, взаимодействующей с зубчатым колесом волнообразователя и образующей с ним цилиндрическую передачу, при этом элементы волновой передачи расположены концентрично с валом рулевой поверхности, а снаружи на жесткое колесо насажен стакан, который охватывает одну из муфт и имеет зубчатый сектор, взаимодействующий с разрезной шестерней датчика обратной связи положения вала рулевой поверхности, дно стакана жестко соединено с валом рулевой поверхности и содержит дугообразные прорези для размещения в них стоек крепления волновой муфты с корпусом.

Недостатками вышеописанного привода являются:

1. Нетехнологичная в производстве и сборке волновая передача;

2. Датчик обратной связи имеет в своем взаимодействии дополнительные звенья, что не обеспечивает должной надежности и достоверности информации о положении выходного вала.

Задачей предлагаемого электромеханического привода является обеспечение достоверности информации о положении выходного вала с датчика обратной связи, минимального люфта выходного вала, а также повышение технологичности сборки электромеханического привода.

Поставленная задача решается тем, что электромеханический привод, состоящий из: электродвигателя, двух цилиндрических зубчатых передач, выходного вала и датчика обратной связи, объединенных в едином корпусе, дополнен самотормозящей однозаходной червячной передачей, состоящей из находящихся в зацеплении червяка и червячного колеса, жестко закрепленного на выходном валу привода, причем червяк установлен на двух опорах качения. Каждая из опор качения состоит из пары шарикоподшипников, одна из опор качения фиксируется в корпусе с использованием фиксирующей гайки и упорного кольца, а вторая опора качения выполнена с использованием регулирующей гайки и механического фиксатора. Выходной вал привода смонтирован на двух шарикоподшипниках, закреплен в корпусе с использованием двух корончатых гаек: внешней и внутренней, и механических фиксаторов. Выходной вал привода установлен в корпусе с использованием стандартной манжеты и резинового кольца особой формы, установленного в канавке между внешней гайкой и корпусом. Две цилиндрические зубчатые передачи, состоят из: трибки, установленной на валу электродвигателя, промежуточного двухвенцового зубчатого колеса и зубчатого колеса, жестко закрепленного на червяке, причем промежуточное двухвенцовое зубчатое колесо находится в зацеплении с зубчатым колесом, закрепленным на червяке и трибкой. Датчик обратной связи соединен с выходным валом привода за счет плоской пружины.

В дальнейшем техническое решение поясняется описанием чертежей, на которых:

Фиг. 1 - вид спереди;

Фиг. 2 - вид А;

Фиг. 3 - вид сверху;

Фиг. 4 - разрез В-В;

Фиг. 5 - вид У;

Фиг. 6 - разрез Б-Б;

Фиг. 7 - разрез Г-Г.

На фиг. 1 - фиг. 6 приведены следующие обозначения:

1 - корпус;

2 - электродвигатель;

3 - промежуточное зубчатое колесо;

4 - зубчатое колесо;

5 - червяк;

6 - шарикоподшипник;

7 - фиксирующая гайка;

8 - упорное кольцо;

9 - регулирующая гайка;

10 - механический фиксатор;

11 - червячное колесо;

12 - выходной вал привода;

13, 14 - шарикоподшипники;

15, 16 - внешняя и внутренняя гайки;

17, 18 - механические фиксаторы;

19 - манжета;

20 - резиновое кольцо;

21 - датчик обратной связи;

22 - плоская пружина.

Электромеханический привод состоит из объединенных в едином корпусе (1): электродвигателя (2), двух цилиндрических зубчатых и одной самотормозящейся однозаходной червячной передачи (малый угол подъема винтовой линии червяка), выходного вала привода и датчика обратной связи.

Источником крутящего момента в приводе является электродвигатель (2) с трибкой, приводящий в движение промежуточное зубчатое колесо (3), далее движение передается зубчатому колесу (4), жестко закрепленному на червяке (5) (фиг. 4).

Червяк (5) (фиг. 4) установлен на двух опорах качения. Каждая из опор качения состоит из пары шарикоподшипников (6). Одна из опор качения фиксируется в корпусе с использованием фиксирующей гайки (7) и упорного кольца (8), а вторая опора качения выполнена с использованием регулирующей гайки (9) и механического фиксатора (10) (фиг. 5), служащего для уменьшения осевой игры шарикоподшипников до минимально возможного значения, что существенно сказывается на снижении углового люфта выходного вала привода.

Червяк (5), взаимодействуя с червячным колесом (11), приводит в движение выходной вал привода (12) (фиг. 6).

Червяк (5) выполнен однозаходным с малым углом подъема винтовой линии для обеспечения самоторможения выходного вала привода (12).

С целью повышения технологичности сборки привода и простоты регулировки совпадения средней плоскости червячного колеса и оси червяка (для обеспечения высокого КПД и кинематической точности зацепления) выходной вал привода (12) (фиг. 6) смонтирован на двух шарикоподшипниках (13 и 14) и закреплен в корпусе с использованием двух гаек: внешней (15) и внутренней (16). Гайки имеют мелкую резьбу и корончатый венец, которые в совокупности, позволяют осуществлять микроперемещения червячного колеса вдоль оси выходного вала привода и обеспечивать сохранение отрегулированного положения за счет использования механических фиксаторов (17 и 18) (фиг. 1). Фиксаторы имеют зеркальную форму, тем самым в два раза увеличивая количество фиксированных положений гаек.

Для обеспечения герметичности привода выходной вал привода (фиг. 6) устанавливается в корпус с использованием стандартной (ГОСТ 8752-79) манжеты (19) и резинового кольца особой формы (20), установленного в канавке между внешней гайкой (15) и корпусом. Резиновое кольцо особой формы (20) обеспечивает герметичность резьбового соединения внешней гайки (15) и корпуса вне зависимости от осевого перемещения гайки в пределах возможной регулировки.

Датчик обратной связи (21) (фиг. 7) устанавливается на поверхности крышки, закрывающей внутреннюю гайку, и находится в постоянной механической связи с выходным валом привода, посредством плоской пружины (22), устраняющей погрешности при передаче вращения с выходного вала на датчик обратной связи.

Таким образом, предложен электромеханический привод, состоящий из: электродвигателя, двух цилиндрических зубчатых передач, выходного вала и датчика обратной связи, объединенных в едином корпусе, дополнен самотормозящей однозаходной червячной передачей, состоящей из находящихся в зацеплении червяка и червячного колеса, жестко закрепленного на выходном валу привода, причем червяк установлен на двух опорах качения. Каждая из опор качения состоит из пары шарикоподшипников, одна из опор качения фиксируется в корпусе с использованием фиксирующей гайки и упорного кольца, а вторая опора качения выполнена с использованием регулирующей гайки и механического фиксатора. Выходной вал привода смонтирован на двух шарикоподшипниках, закреплен в корпусе с использованием двух корончатых гаек: внешней и внутренней, и механических фиксаторов. Выходной вал привода установлен в корпусе с использованием стандартной манжеты и резинового кольца особой формы, установленного в канавке между внешней гайкой и корпусом. Две цилиндрические зубчатые передачи, состоят из: трибки, установленной на валу электродвигателя, промежуточного двухвенцового зубчатого колеса и зубчатого колеса, жестко закрепленного на червяке, причем промежуточное двухвенцовое зубчатое колесо находится в зацеплении с зубчатым колесом, закрепленным на червяке и трибкой. Датчик обратной связи соединен с выходным валом привода за счет плоской пружины.

Техническим результатом от предложенного электромеханического привода является повышение технологичности сборки привода, обеспечение минимального люфта выходного вала привода, упрощение регулировки совпадения средней плоскости червячного колеса и оси червяка, достоверность информации о положении выходного вала за счет постоянной механической связи датчика обратной связи с выходным валом привода.

Похожие патенты RU2714343C1

название год авторы номер документа
Рулевой привод 2024
  • Убейволк Виталий Иванович
RU2826230C1
Электромеханический привод руля 2024
  • Убейволк Виталий Иванович
RU2824682C1
ПРИВОД ДВИГАТЕЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ 2017
  • Акулов Владимир Анатольевич
  • Кургузенков Вячеслав Владимирович
  • Жданов Андрей Геннадьевич
  • Кулясова Ксения Павловна
RU2675288C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ МНОГООБОРОТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА 2011
  • Сидоров Пётр Григорьевич
  • Распопов Владимир Яковлевич
  • Дмитриев Андрей Владимирович
  • Пашин Александр Александрович
  • Терёшкин Михаил Владимирович
  • Ведешкин Юрий Владимирович
  • Плясов Алексей Валентинович
RU2457385C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРИВОД ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ОТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И/ИЛИ ОТ РУЧНОГО УСИЛИЯ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Становской В.В.
  • Казакявичюс С.М.
  • Шибико А.Ф.
  • Ремнева Т.А.
  • Килина Н.В.
RU2226633C1
КАРТЕР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 1993
  • Йёрг Хельмут
RU2227234C2
ПАЛЕЦ ПРОТЕЗА СО СПИРОИДНЫМ РЕДУКТОРОМ И МОДУЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРОТЕЗА ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 2019
  • Шириазданов Константин Валерьевич
RU2727893C1
Механизм перемещения рабочей поверхности стола 1980
  • Гордюков Владимир Сергеевич
  • Салогуб Григорий Данилович
  • Солодкин Геральд Иванович
  • Шайков Александр Александрович
SU961659A1
Токарный многооперационный станок 1985
  • Козляев Владимир Васильевич
  • Куликов Александр Владимирович
  • Черкасов Павел Александрович
SU1321526A1
ПРИВОД МАШИНЫ 2011
  • Артемов Валерий Валентинович
  • Говоров Николай Сергеевич
  • Говоров Сергей Николаевич
  • Молокин Юрий Валентинович
  • Савельев Виктор Юрьвич
  • Чурзин Денис Александрович
RU2457378C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 714 343 C1

Реферат патента 2020 года ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД

Изобретение относится к исполнительным устройствам приборов систем управления и предназначено для поворота управляемого звена на заданный угол, а также удержания заданного положения. Электромеханический привод состоит из электродвигателя, двух цилиндрических зубчатых передач, выходного вала привода и датчика обратной связи, объединенных в едином корпусе. Привод дополнен самотормозящей однозаходной червячной передачей, состоящей из червяка и червячного колеса, причем червяк установлен на двух опорах качения. Каждая из опор качения состоит из пары шарикоподшипников, одна из опор качения фиксируется в корпусе с использованием фиксирующей гайки и упорного кольца, а вторая опора качения выполнена с использованием регулирующей гайки и механического фиксатора. Выходной вал привода смонтирован на двух шарикоподшипниках, закреплен в корпусе с использованием двух корончатых гаек: внешней и внутренней, и механических фиксаторов. Датчик обратной связи соединен с выходным валом привода за счет плоской пружины. Обеспечивается повышение технологичности сборки привода, минимальный люфт выходного вала привода, упрощение регулировки совпадения средней плоскости червячного колеса и оси червяка. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 714 343 C1

Электромеханический привод, состоящий из: электродвигателя, двух цилиндрических зубчатых передач, выходного вала привода и датчика обратной связи, объединенных в едином корпусе, отличающийся тем, что электромеханический привод дополнен самотормозящей однозаходной червячной передачей, состоящей из находящихся в зацеплении червяка и червячного колеса, жестко закрепленного на выходном валу привода, причем червяк установлен на двух опорах качения, каждая из опор качения состоит из пары шарикоподшипников, одна из опор качения фиксируется в корпусе с использованием фиксирующей гайки и упорного кольца, а вторая опора качения выполнена с использованием регулирующей гайки и механического фиксатора, выходной вал привода смонтирован на двух шарикоподшипниках, закреплен в корпусе с использованием двух корончатых гаек: внешней и внутренней, и механических фиксаторов, выходной вал привода установлен в корпусе с использованием стандартной манжеты и резинового кольца особой формы, установленного в канавке между внешней гайкой и корпусом, две цилиндрические зубчатые передачи состоят из трибки, установленной на валу электродвигателя, промежуточного двухвенцового зубчатого колеса и зубчатого колеса, жестко закрепленного на червяке, причем промежуточное двухвенцовое зубчатое колесо находится в зацеплении с зубчатым колесом, закрепленным на червяке, и трибкой, датчик обратной связи соединен с выходным валом привода за счет плоской пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2714343C1

БЛОК РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ 1996
  • Соколовский Г.А.
  • Баранов А.Г.
  • Ватолин В.В.
  • Пирязев В.Ф.
  • Полковников В.А.
  • Самсонович С.Л.
RU2102282C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ 2014
  • Хафермальц Йенс
  • Фюхзель Деннис
RU2617294C1
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО КРАНОМАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ 2001
  • Богданов В.О.
  • Ененко А.Ю.
  • Клочихин Н.В.
  • Конопкин А.Ф.
  • Лаптев А.В.
  • Мошкин В.С.
  • Неверов А.Г.
  • Оконьский А.Б.
  • Пырьев А.А.
  • Халиулин А.Г.
RU2230699C2
НАСОС СВЕРЛЯЩЕГО ПЕРФОРАТОРА 1992
  • Кудашев П.М.
  • Краснов А.Е.
  • Багманов Р.Р.
RU2043540C1

RU 2 714 343 C1

Авторы

Апальков Владимир Константинович

Давыдов Андрей Вадимович

Иванов Борис Иванович

Межирицкий Ефим Леонидович

Смирнов Дмитрий Борисович

Даты

2020-02-14Публикация

2019-05-20Подача