СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БОКОВОМУ СНОСУ И УПРАВЛЕНИЯ КРЕНОМ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2020 года по МПК B63B39/00 B63B39/06 

Описание патента на изобретение RU2716602C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам противодействия боковому сносу и управления креном судна.

Известен способ противодействия боковому сносу за счет увеличения сопротивления корпуса судна боковому перемещению при помощи киля, шверта или придания ему определенной формы (Г.М. Новак «Справочник по катерам, лодкам и моторам»).

Недостатком известного способа является неизбежное формирование кренящего момента силы растущего прямо пропорционально силе бокового сноса.

Известен способ управления креном судна за счет формирования управляющего момента силы смещением центра тяжести (ЦТ) относительно центра водоизмещения (ЦВ) судна (Г.М. Новак «Справочник по катерам, лодкам и моторам»). Смещение ЦТ реализуется перемещением экипажа, перемещением груза, размещением балласта на конце киля и т.д.

Недостатки известного способа

1. Максимальное значение управляющего креном момента силы ограничено величиной перемещаемой массы и расстоянием ее перемещения в сторону от диаметральной плоскости судна.

2. Смещение ЦТ на практике выполняется медленно относительно скорости изменения величины кренящего момента силы, в результате чего крайне затруднительно стабилизировать крен судна данным способом.

3. При увеличении размеров судна, когда массы перемещаемого полезного груза становится недостаточно, увеличение максимума управляющего момента силы достигается за счет дополнительного балласта, следствием чего является увеличение осадки судна и уменьшение его грузоподъемности. Кроме того, увеличивается лобовое сопротивление и площадь смоченной поверхности судна.

Известен способ управления креном судна за счет формирования управляющего момента силы при помощи подводного крыла, вынесенного в сторону от диаметральной плоскости судна (патент номер: US 7,644,672 В2 «Monohull sailing vessel having a lifting hydrofoil»).

Недостатки известного способа

1. Способ неэффективен при малых скоростях движения судна, так как максимальное значение управляющего момента силы прямо пропорционально скорости набегающего на крыло потока воды.

2. Крыло и детали для его монтажа увеличивают массу, лобовое сопротивление и площадь смоченной поверхности судна.

Технический результат изобретения - повышение динамической остойчивости, ходкости и управляемости судна.

Технический результат достигается вынесением центра бокового сопротивления в сторону от диаметральной плоскости судна, противоположенную действию силы бокового сноса, и перераспределением силы сопротивления боковому сносу по судну с формированием управляющего креном момента силы.

Устройство для реализации предлагаемого способа состоит из якоря и соединений для его крепления к судну. Форма якоря обеспечивает его высокое сопротивление боковому перемещению и минимальное лобовое сопротивление, а также авторегулировку его угловых положений в зависимости от передаваемых на него через соединения сил от судна.

На чертеже, на примере парусного судна схематично показаны корпус (1), мачта (2) и парус (3). Якорь (4) закреплен в данном примере двумя нижними соединениями (6) и одним верхним (5).

Для осуществления «способа… и устройства…» минимизируют сопротивление корпуса судна боковому перемещению. Определяют точки расположения верхних соединений, которые должны располагаться выше центра действия силы бокового сноса, и определяют точки расположения нижних соединений (6), которые должны располагаться ниже центра действия силы бокового сноса. Увеличение смещения точек крепления соединений вниз и вверх относительно центра действия силы бокового сноса увеличивает величину управляющего креном момента силы. Затем регулируют длину соединений якоря с судном, определяя его расположение, угловое положение по курсу и крен судна.

Сила бокового сноса судна по соединениям передается на якорь, где происходит реакция опоры якоря на воду и на нем формируется сила сопротивления сносу. Сила сопротивления сносу через соединения распределяется по судну, при этом формируется управляющий креном судна динамически изменяющийся момент силы. За счет изменения соотношения длин верхних и нижних соединений задается угол крена судна.

Похожие патенты RU2716602C1

название год авторы номер документа
Способ управляемого изменения крена автономного необитаемого подводного аппарата 2024
  • Мартынова Любовь Александровна
  • Пашкевич Иван Владимирович
RU2823820C1
БОРТОВОЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ РУЛЬ И АКТИВНАЯ СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ДЛЯ СУДНА 2013
  • Скёуэн Ронни
RU2617159C1
ПАРУСНОЕ СУДНО 2002
  • Троицкий Г.Н.
RU2265546C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ 2005
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Лобойко Борис Иванович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Яценко Сергей Владимирович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Алексеев Сергей Петрович
RU2277495C1
Стабилизированный корпус однокорпусного килевого парусного/парусно-моторного судна 2015
  • Водопьянов Игнат Михайлович
RU2623348C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА 2012
  • Лобанов Андрей Александрович
  • Адамов Николай Олегович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2501708C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Троицкий Г.Н.
RU2145291C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА 2010
  • Юдин Юрий Иванович
  • Пашенцев Сергей Владимирович
RU2442718C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ ШВАРТОВНОЙ ОПЕРАЦИИ К БОРТУ СУДНА ПАРТНЕРА, СТОЯЩЕГО НА ЯКОРЕ 2012
  • Юдин Юрий Иванович
  • Иванов Виталий Витальевич
  • Холичев Сергей Николаевич
  • Петров Сергей Олегович
RU2509031C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМ НАСОСОМ 2005
  • Соловьев Александр Петрович
  • Турышев Борис Иванович
RU2303556C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 716 602 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БОКОВОМУ СНОСУ И УПРАВЛЕНИЯ КРЕНОМ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройству и способу противодействия боковому сносу и управления креном судна. Устройство для противодействия боковому сносу и управления креном судна содержит якорь, обладающий высоким сопротивлением боковому перемещению и минимальным лобовым сопротивлением, авторегулирующий свои угловые положения в зависимости от передаваемых на него сил от судна и соединений для крепления к судну. Способ противодействия боковому сносу и управления креном судов заключается в том, что центр бокового сопротивления судна выносят в сторону, противоположную действию силы бокового сноса от диаметральной плоскости судна, и силу сопротивления боковому сносу перераспределяют по судну с формированием управляющего креном момента силы. Достигается повышение динамической остойчивости, ходкости и управляемости судна. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 716 602 C1

1. Способ противодействия боковому сносу и управления креном судна формированием силы сопротивления боковому сносу и управляющего креном момента силы, отличающийся тем, что центр бокового сопротивления выносят в сторону от диаметральной плоскости судна, противоположную действию силы бокового сноса, и силу сопротивления боковому сносу распределяют по судну с формированием управляющего креном момента силы.

2. Устройство для противодействия боковому сносу и управления креном судна, содержащее якорь, обладающий высоким сопротивлением боковому перемещению и минимальным лобовым сопротивлением, авторегулирующий свои угловые положения в зависимости от передаваемых на него сил от судна и соединений для крепления к судну.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2716602C1

Тепловой ограничитель электрического тока 1928
  • Кацнельсон И.Г.
  • Франк О.Л.
SU12348A1
Прибор для обточки конуса 1929
  • Хроль И.Я.
SU16973A1
Парусное судно 1981
  • Зуев Станислав Викторович
SU1030239A1
Парусное судно 1989
  • Куликов Олег Анатольевич
  • Куликов Анатолий Олегович
  • Рейхман Григорий Михайлович
SU1622219A1
ПАРУСНОЕ СУДНО 2000
  • Шпади А.Л.
  • Тимофеев В.Ф.
  • Рыжаков С.Г.
  • Ушков А.Б.
RU2171195C1
US 5642682 A, 01.07.1997
US 2009283023 A1, 19.11.2009
Способ компенсации дрейфа и повышения остойчивости парусного судна на ходу и устройство для его осуществления 1986
  • Троицкий Георгий Николаевич
  • Троицкий Николай Георгиевич
SU1459968A1

RU 2 716 602 C1

Авторы

Хакимов Дмитрий Валерьевич

Даты

2020-03-13Публикация

2019-02-08Подача