СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ Российский патент 2020 года по МПК B23K11/04 B23K101/26 C21D9/04 C21D9/50 

Описание патента на изобретение RU2725821C1

Изобретение относится к контактной стыковой сварке и может быть использовано при изготовлении длинномерных рельсов и бесстыковых плетей для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта путем соединения рельсов.

Известен способ контактно стыковой сварки оплавлением, при котором вначале на свариваемые детали подают напряжение от сварочного трансформатора, а затем их сближают с заданной скоростью. При соприкосновении происходит оплавление торцов деталей, после чего производят осадку (Оборудование для контактной сварки рельсов и его эксплуатация / С.А. Солодовников [и др.] / Академия наук Украинской СССР - Киев: Изд-во. Наукова думка, 1974. - 184 с.).

Существенным недостатком данного способа является процесс нагрева, который не обеспечивает в ряде случаев требуемою микроструктуру, механические свойства сварного шва и не исключает образование дефектов при сварке. При длительном нагреве увеличивается линейная величина зоны термического влияния (ЗТВ), что приводит к снижению конструкционной прочности сварного стыка. При быстром нагреве сварного стыка происходит интенсивное охлаждение ЗТВ с формированием высокопрочного слоя со структурой мартенсита, что в дальнейшем приводит к образованию дефектов в сварных стыках - трещин, пор и раковин, приводящих к излому рельса.

Известен, выбранный в качестве прототипа, способ контактной стыковой сварки рельсов, включающий операцию предварительной механической обработки, разогрев свариваемых концов и осадку, при котором после осадки производят выдержку 5 15 секунд после чего через сварной стык пропускают переменный электрический ток 2÷4 импульсами длительностью 0,5÷ 220 секунд с интервалами 10÷40 секунд при плотности тока 2÷40 А/мм2 (RU №2641586 МПК В23К 11/04; В23К 101/26; C21D 9/50; C21D 9/04, опубл. 18.01.2018).

Существенными недостатками данного способа являются:

- высокая отбраковка сварных стыков по физико-механическим свойствам: низкие значения стрелы прогиба и усилия изгиба при испытании сварного стыка рельса на статический трехточечный изгиб;

- широкая протяженность зоны термического влияния;

- высокая отбраковка по поверхностным дефектам: трещины, раковины, поры.

Техническая проблема, решаемая заявляемым изобретением, заключается в обеспечении требуемых физико-механических свойств, низкой протяженности зоны термического влияния и исключении дефектов в сварном шве и околошовной зоне.

Для решения существующей технической проблемы в известном способе контактной стыковой сварки рельсов, включающем предварительную механическую обработку свариваемых концов, их разогрев, осадку, выдержку, пропускание переменного электрического тока через сварной стык импульсами с интервалами 10÷30 секунд, при плотности тока 2÷40 А/мм2, согласно изобретению, после осадки производят выдержку в течение 160÷260 секунд, а переменный электрический ток через сварной стык пропускают 4÷6 импульсами длительностью 2÷6 секунд.

Технический результат, получаемый в результате использования изобретения, заключается:

- в обеспечении требуемых физико-механических свойств сварного соединения;

- в обеспечении требуемой зоны термического влияния и микроструктуры;

- в исключении дефектов в сварном шве и околошовной зоне при сварке.

Предлагаемый способ осуществлялся с помощью машины контактной стыковой сварки, обеспечивающей импульсный подогрев свариваемых стыков в пределах температуры, необходимой для образования заданной структуры, исходя из диаграммы изотермического распада аустенита, что позволило исключить дополнительную термообработку сварного соединения.

Заявляемые режимы подобраны опытным путем. Длительность выдержки подобрана также, исходя из опытных данных и диаграммы распада аустенита рельсовой стали, таким образом, чтобы сварной стык остыл до значений температуры, при которой образуется необходимая структура металла шва. При значениях, превышающих 260 секунд, либо при выдержке менее 160 секунд в металле шва наблюдается образование структур - мартенсита и троостита. При количестве импульсов больше 6, либо меньше 4 в металле шва наблюдается образование недопустимых структур - троостита, либо мартенсит. Количеством импульсов задается время, в течение которого поддерживается средняя температура сварного стыка необходимая для формирования требуемой структуры при сварке. При длительности импульса больше 6 секунд, либо меньше 2 секунд (при плотности тока от 2 до 40 А/мм2) в металле шва наблюдается образование недопустимых структур - троостита или мартенсита. Импульсы пропускания тока задавались с определенным интервалом. Длительность импульса определялась, исходя из плотности пропускаемого через сварной стык тока, и выбрана таким образом, чтобы температура сварного стыка не поднималась выше значений температур, требуемых для образования необходимой структуры. При значениях длительности интервала между импульсами, более 30 секунд, либо при длительности паузы менее 10 секунд в металле шва наблюдалось образование недопустимых структур - троостита и мартенсита. Длительность интервала подобранна таким образом, чтобы температура сварного стыка не опускалась ниже значений температур, при которых образуется необходимая структура металла шва. Структуры троостита и мартенсита приводят к появлению трещин в сварном шве, что снижает физико-механические свойства сварного соединения. При значениях выше и ниже заявляемых пределов не удавалось обеспечить требуемую структуру металла шва и отсутствие дефектов сварки.

Исследования проводили в условиях рельсосварочного предприятия на рельсосварочной машине МСР-6301.

В промышленных условиях сваривались по два полнопрофильных образца рельсов Р65, после чего проводили испытание стыков на трехточечный статический изгиб согласно СТО РЖД 1.08.002-2009 «Рельсы железнодорожные, сваренные электроконтактным способом». Испытания на статический изгиб проводили на прессе типа ПМС-320. Контрольные образцы испытывались после сварки и удаления грата в сварочной машине. При испытаниях на статический поперечный изгиб контрольный образец имел длину не менее 1200 мм со сварным стыком посередине. Нагрузку прикладывали в середине пролета контрольного образца в месте сварного стыка с расстоянием между опорами 1 м. В дальнейшем после визуального контроля сварных стыков полнопрофильных рельсов, последние разрезались, и производилось исследование микроструктуры сварного шва и зон термического влияния.

Испытание одного контрольного образца производили, с приложением нагрузки на головку (растяжение в подошве), второй контрольный образец нагружали на подошву (растяжение в головке). Результатами испытания являются значения усилия, возникающего при изгибе Ризг, кН и значения стрелы прогиба fnp, мм при которых происходит разрушение контрольного образца, либо максимальные значения данных показателей, если образец не разрушился во время испытаний.

Результаты испытаний при заявляемых и заграничных пределах приведены в таблице.

Использование заявляемого способа позволило обеспечить требуемую микроструктуру (отсутствие недопустимой структуры мартенсит), уменьшить отбраковку по поверхностным дефектам (трещины, раковины) на 0,8%, снизить отбраковку по механическим свойствам (по параметру стрела прогиба на 0,5%, «усилие изгиба» 0,6%).

Похожие патенты RU2725821C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2020
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Крюков Роман Евгеньевич
  • Козырева Ольга Евгеньевна
  • Усольцев Александр Александрович
  • Шевченко Виктория Витальевна
RU2743440C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2021
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Михно Алексей Романович
  • Козырева Ольга Анатольевна
  • Усольцев Александр Александрович
RU2756553C1
Способ контактной стыковой сварки рельсов 2016
  • Протопопов Евгений Валентинович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Крюков Роман Евгеньевич
  • Фейлер Сергей Владимирович
  • Усольцев Александр Александрович
RU2641586C1
МАШИНА ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ 2017
  • Протопопов Евгений Валентинович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Кратько Сергей Николаевич
  • Хомичева Валентина Евгеньевна
RU2683668C1
Способ оптимизации режимов контактной сварки рельсов 2022
  • Орлов Сергей Евгеньевич
  • Печенова Татьяна Петровна
  • Кокорин Роман Владимирович
RU2792955C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ЧУГУНА ОПЛАВЛЕНИЕМ 2003
  • Шахматов М.В.
  • Крымский В.В.
  • Шахматов Д.М.
RU2240904C1
СПОСОБ ТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2021
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Климов Валерий Геннадьевич
RU2757644C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СВАРНОГО ШВА РЕЛЬСОВОГО СТЫКА 2018
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Атапина Анастасия Николаевна
  • Егоров Дмитрий Евгеньевич
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Семашко Николай Александрович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Флянтикова Татьяна Евгеньевна
RU2698510C1
ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГИБКИХ ДЛИННОМЕРНЫХ ТРУБ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2014
  • Вальдес, Мартин
  • Митр, Жорж
  • Гомес, Гонсало
  • Рейхерт, Брюс
RU2664347C2
СПОСОБ СВАРКИ ТРЕНИЕМ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2006
  • Алексеев Вячеслав Владимирович
  • Овчинников Виктор Васильевич
  • Рязанцев Владимир Иванович
  • Гуреева Марина Алексеевна
  • Манаков Иван Николаевич
RU2350443C2

Реферат патента 2020 года СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ

Изобретение может быть использовано при изготовлении контактной стыковой сваркой длинномерных рельсов и бесстыковых плетей для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта. После предварительной механической обработки производят разогрев свариваемых концов и их осадку. После осадки проводят выдержку в течение 160÷260 сек и затем пропускают переменный электрического ток 4÷6 импульсами длительностью 2÷6 сек с интервалами 10÷30 сек при плотности тока 2÷40 А/мм2. Изобретение обеспечивает требуемые физико-механические свойства сварного соединения при получении необходимой микроструктуры. Способ позволяет исключить дефекты в сварном шве и околошовной зоне при сварке. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 725 821 C1

Способ контактной стыковой сварки рельсов, включающий предварительную механическую обработку свариваемых концов, их разогрев, осадку и последующую выдержку, после чего через сварной стык пропускают импульсы переменного электрического тока, отличающийся тем, что выдержку после осадки проводят в течение 160÷260 сек, а переменный электрический ток пропускают 4÷6 импульсами длительностью 2÷6 сек с интервалами 10÷30 сек при плотности тока 2÷40 А/мм2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2725821C1

Способ контактной стыковой сварки рельсов 2016
  • Протопопов Евгений Валентинович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Крюков Роман Евгеньевич
  • Фейлер Сергей Владимирович
  • Усольцев Александр Александрович
RU2641586C1
Способ контактной стыковой сварки оплавлением 2017
  • Хоменко Владимир Иванович
  • Лоренц Сергей Викторович
  • Чирсков Владимир Александрович
  • Эдель Мартин Феликсович
  • Дробязко Максим Владимирович
RU2644484C1
Способ контактной стыковой сварки рельсов 1988
  • Генкин Иосиф Зеликович
  • Лядов Владимир Васильевич
  • Гридин Александр Петрович
  • Дорофеева Нина Ивановна
SU1563920A1
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВУЛКАНИЗАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БАРЬЕРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ ДЛЯ ТЕКУЧИХ СРЕД 2008
  • Блок Эдвард Джон
  • Харрингтон Брюс Алан
  • Хара Юити
  • Томои Сусаку
RU2495064C2
Н.А.КОЗЫРЕВ и др
"Современные технологии сварки железнодорожных рельсов", Бюллетень "Черная металлургия", 2, 2018.

RU 2 725 821 C1

Авторы

Козырев Николай Анатольевич

Шевченко Роман Алексеевич

Уманский Александр Александрович

Даты

2020-07-06Публикация

2019-11-29Подача