Способ контактной стыковой сварки рельсов Российский патент 2018 года по МПК B23K11/04 B23K101/26 C21D9/50 C21D9/04 

Описание патента на изобретение RU2641586C1

Изобретение относится к контактной стыковой сварке и может быть использовано при изготовлении длинномерных рельсов и бесстыковых плетей для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта путем соединения рельсов.

Известен способ контактно-стыковой сварки оплавлением, при котором вначале на свариваемые детали подают напряжение от сварочного трансформатора, а затем их сближают с заданной скоростью. При соприкосновении происходит оплавление торцов деталей, после чего производят осадку [1].

Существенным недостатком данного способа является процесс нагрева, который не обеспечивает в ряде случаев требуемою структуру и качество свариваемых изделий. При длительном нагреве увеличивается линейная величина зоны термического влияния (ЗТВ), что приводит к снижению конструкционной прочности сварного стыка. При быстром нагреве сварного стыка происходит интенсивное охлаждение ЗТВ с формированием высокопрочного слоя со структурой мартенсита, что в дальнейшем приводит к образованию дефектов в сварных стыках - трещин, приводящих к хрупкому излому рельса.

Известен способ стыковой сварки оплавлением изделий замкнутой формы, преимущественно звеньев цепей, при котором в контуре звена аккумулируют упругие усилия и осуществляют предварительный подогрев с саморегулированием его длительности путем управления циклом замыкания-пауза, при котором в момент протекания импульса тока подогрева свариваемые торцы останавливают и снова приводят в соприкосновение после образования между свариваемыми торцами зазора [2].

Существенным техническим недостатком данного способа является используемый предварительный подогрев, при котором нет возможности точного регулирования структуры металла шва после сварки, при этом требуется дополнительная послесварочная термообработка, значительно увеличивающая стоимость процесса термообработки.

Известен также способ термической обработки сварных стыков объемно-закаленных рельсов в составе путевых рельсосварочных машин в пути, в котором нагревают сечение рельса в зоне сварного шва до 850-900°С и принудительно охлаждают головку с одновременным охлаждением шейки и подошвы естественным путем на воздухе, в котором при термообработке сварных стыков рельсов в составе путевых рельсосварочных машин в пути для упрочнения металла головки сварного стыка рельсов применяют поток воздуха с давлением 0,5-0,8 МПа и расходом 0,08-0,15 м3/с, подаваемый в течении не менее 180 с со скоростями 60-200 м/с на поверхность рельса через ряд отверстий диаметром 2 мм каждое и с суммарной площадью 0,0008-0,0011 м2, объемом 0,002-0,003 м3, установленного на расстоянии не более 10 мм между поверхностью головки рельса и плоскостью нижней панели с отверстиями [3].

Существенным недостатком данного способа является высокая стоимость процесса, связанная с дополнительной операцией термообработки после сварки с использованием дорогостоящего оборудования.

Известен также способ термообработки рабочей поверхности головки рельса непосредственно на путях без демонтажа рельсов, включающий обработку рабочей поверхности головки рельса посредством передвижного устройства непосредственно на путях без демонтажа рельсов, при котором обработку осуществляют электроконтактным нагревом с пропусканием электрического тока через контактные элементы, прижимаемые к обрабатываемой поверхности под давлением, с последующим охлаждением зоны нагрева, причем обработку осуществляют на участках рабочей поверхности головки рельса при достижении критического износа поверхностного слоя рельса, составляющего 1,5…2,0 мм и имеющего мартенситную структуру, при этом электроконтактный нагрев рабочей поверхности головки рельса осуществляют до температуры закаливания 850°C и охлаждают водой с температурой 18-20°C, а перед термообработкой проводят коррекцию рабочей поверхности головки рельса шлифованием [4].

Существенными недостатками данного способа являются:

- использование дополнительного оборудования для обеспечения требуемой структуры при термообработке после сварки,

- значительная длительность операции термообработки,

- высокая стоимость процесса сварки и термообработки.

Известен способ контактной стыковой сварки, при котором оплавление свариваемых торцов производится путем пропускания через них постоянного тока от основного источника, причем между торцами возбуждают регулируемую дугу от дополнительного источника постоянного тока с повышенным напряжением холостого хода, который подключают параллельно основному источнику [5].

Существенным недостатком данного способа является:

- удорожание процесса сварки в связи с использование для сварки оборудования для постоянного тока, в отличие от менее дорогостоящего оборудования для переменного тока.

Известен выбранный в качестве прототипа способ контактной стыковой сварки рельсов, включающий операцию предварительной механической обработки, разогрев свариваемых концов, осадку и последующую термомеханическую обработку стыков, при котором для обеспечения качественной и надежной сварки рельсов разных профилей перед предварительной механической обработки на рельсе большего профиля на длине, равной длине зоны оплавления и осадки при последующей сварке, формируют участок, соответствующий рельсу малого профиля, для чего производят локальный нагрев рельса большого профиля с градиентом распределения температуры по высоте рельса, причем подошву и прилегающую к ней часть шейки нагревают до ковочных температур, а головку рельса - до температур, не превышающих температуру разупрочнения металла рельса, затем производят одностороннюю осадку рельса на участке нагрева со стороны подошвы до высоты рельса меньшего профиля [6].

Существенными недостатками данного способа являются:

- использование дополнительного оборудования для обеспечения требуемой микроструктуры и исключения дефектов макроструктуры для термообработки после сварки,

- значительная длительность операции термообработки,

- высокая стоимость процесса термообработки.

Техническими результатами изобретения являются:

- обеспечение требуемой микроструктуры при сварке за счет предложенного оборудования;

- исключение дефектов в сварном шве и околошовной зоне за счет оптимизации режимов термообработки;

- снижение стоимости и длительности процесса сварки и термообработки за счет уменьшения затрат на оборудование, необходимого для термообработки сварного шва после сварки.

Для достижения этого предлагается способ контактной стыковой сварки рельсов, включающий операцию предварительной механической обработки, разогрев свариваемых концов, осадку и последующую термомеханическую обработку стыков, отличающийся тем, что сварку проводят при силе тока 6000÷32000 А, плотности тока 1÷3,87 А/мм2, напряжении 4-10 В и усилии осадки 450÷800 кН, после осадки производят выдержку 5÷15 секунд, после чего через сварной стык пропускают переменный электрический ток 2÷4 импульсами длительностью 0,5÷220 секунд с интервалами 10÷40 секунд при плотности тока 2÷40 А/мм2.

Заявляемые режимы подобраны опытным путем. Опыты проводили на сварочной машине МС-2008. При сварке использовали рельсы из стали 76ХСФ. Для сварки вырезались образцы из рельсов сечением 10 мм × 30 мм и длиной 90 мм. Сечение образцов выбиралось из условий возможности ведения процесса сварки непрерывным оплавлением на машине МС-2008. В первую очередь производили подбор оптимальных режимов исходя из рекомендованного режима, приведенного в техническом описании и инструкции по эксплуатации сварочной машины. Показатели подобраны опытным путем: при значениях силы тока, превышающих 32000 А, либо при токе менее 6000 А, при напряжении, превышающем 10 В, либо менее 6 В и значениях усилия осадки, превышающих 800 кН, либо при усилии менее 450 кН в металле шва наблюдается образование дефектов в виде раковин и трещин.

Исследование влияния различных термических циклов на структуру металла шва заключалось в том, что сварка образцов производилась на заявляемых режимах, после чего осуществлялось регулируемое охлаждение по заданным режимам (таблица 1). В дальнейшем после визуального контроля образцы разрезались и производилось исследование микроструктуры сварного шва и зон термического влияния.

Длительность выдержки подобрана исходя из диаграммы распада аустенита рельсовой стали, таким образом, чтобы сварной стык остыл до значений температуры, при которой образуется необходимая структура металла шва. При значениях, превышающих 15 секунд, либо при выдержке менее 5 секунд в металле шва наблюдается образование недопустимой структуры - мартенсит. После операции выдержки через сварной стык пропускали 2-4 импульса переменного электрического тока. Количеством импульсов задается время, в течении которого поддерживается средняя температура сварного стыка, для формирования необходимой структуры при сварке. При этом длительность импульса определяется исходя из плотности тока, пропускаемого через сварной стык, и подобрана таким образом, чтобы температура сварного стыка не поднималась выше значений температур, при которых образуется необходимая структура, так если длительность превышала 1,5 секунды либо была менее 220 секунд (при плотности тока от 2 до 40 А/мм2) в металле шва наблюдается образование недопустимой структуры - мартенсит. Импульсы пропускания тока задавались с определенным интервалом. Длительность интервала подобранна таким образом, чтобы температура сварного стыка не опускалась ниже значений температур, при которых образуется необходимая нам структура металла шва, при значениях, превышающих 40 секунд, либо при длительности паузы менее 10 секунд в металле шва наблюдается образование недопустимой структуры - мартенсит. При значениях выше и ниже заявляемых пределов не удавалось обеспечить требуемую структуру металла шва и отсутствие дефектов сварки.

Источники информации

1. Оборудование для контактной сварки рельсов и его эксплуатация / С.А. Солодовников и др. / Академия наук Украинской СССР - Киев: Изд-во Наукова думка, 1974. - (с.8).

2. А.С. СССР №633689, B23K 11/04.

3. Патент РФ №2371535, E01B 31/18, C21D 9/04, 9/50.

4. Патент РФ №2556257, E01B 31/18, C21D 9/04, 9/40.

5. А.С. СССР №354955, B23K 11/04.

6. А.С. СССР №1563920, B23K 11/04, 11/02.

Похожие патенты RU2641586C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2020
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Крюков Роман Евгеньевич
  • Козырева Ольга Евгеньевна
  • Усольцев Александр Александрович
  • Шевченко Виктория Витальевна
RU2743440C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2019
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Уманский Александр Александрович
RU2725821C1
МАШИНА ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ 2017
  • Протопопов Евгений Валентинович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Кратько Сергей Николаевич
  • Хомичева Валентина Евгеньевна
RU2683668C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2021
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Михно Алексей Романович
  • Козырева Ольга Анатольевна
  • Усольцев Александр Александрович
RU2756553C1
Способ оптимизации режимов контактной сварки рельсов 2022
  • Орлов Сергей Евгеньевич
  • Печенова Татьяна Петровна
  • Кокорин Роман Владимирович
RU2792955C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ЧУГУНА ОПЛАВЛЕНИЕМ 2003
  • Шахматов М.В.
  • Крымский В.В.
  • Шахматов Д.М.
RU2240904C1
Способ контактной стыковой сварки оплавлением 2017
  • Хоменко Владимир Иванович
  • Лоренц Сергей Викторович
  • Чирсков Владимир Александрович
  • Эдель Мартин Феликсович
  • Дробязко Максим Владимирович
RU2644484C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ОПЛАВЛЕНИЕМ СТАЛЬНЫХ РЕЛЬСОВ 2005
  • Беляев Даниил Иванович
  • Бондарук Андрей Всеволодович
  • Гудков Александр Владимирович
  • Федин Владимир Михайлович
  • Николин Аркадий Игорьевич
RU2296655C2
СПОСОБ РЕЛЬЕФНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2022
  • Петров Сергей Юрьевич
  • Резанов Виктор Александрович
RU2809616C1
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНЫХ ТРУБ С КОНТРОЛИРУЕМЫМ ТЕПЛОВЛОЖЕНИЕМ 2014
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Ченцов Александр Николаевич
  • Колесников Олег Игоревич
  • Гончаров Николай Георгиевич
  • Зотов Михаил Юрьевич
  • Шотер Павел Иванович
RU2563793C1

Реферат патента 2018 года Способ контактной стыковой сварки рельсов

Изобретение может быть использовано при изготовлении длинномерных рельсов и бесстыковых плетей для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта. После предварительной механической обработки осуществляют разогрев свариваемых концов рельсов и осадку. После осадки производят выдержку 5÷15 секунд, затем через сварной стык пропускают переменный электрический ток 2÷4 импульсами длительностью 0,5÷220 секунд с интервалами 10÷40 секунд при плотности тока 2÷40 А/мм2. Способ сварки обеспечивает требуемую микроструктуру и механические свойства сварного соединения без дополнительной термообработки, исключение дефектов в сварном шве и околошовной зоне, а также снижение длительности процесса соединения рельсов. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 641 586 C1

Способ контактной стыковой сварки рельсов, включающий операцию предварительной механической обработки, разогрев свариваемых концов рельсов и осадку, отличающийся тем, что после осадки производят выдержку 5÷15 секунд, а затем через сварной стык пропускают переменный электрический ток 2÷4 импульсами длительностью 0,5÷220 секунд с интервалами 10÷40 секунд при плотности тока 2÷40 А/мм2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2641586C1

Способ контактной стыковой сварки рельсов 1988
  • Генкин Иосиф Зеликович
  • Лядов Владимир Васильевич
  • Гридин Александр Петрович
  • Дорофеева Нина Ивановна
SU1563920A1
СПОСОБ СВАРКИ 1992
  • Рототаев Д.А.
  • Шашкин В.И.
  • Дорохов Н.С.
  • Котов В.Ф.
  • Сергиенко А.И.
  • Назаров В.В.
  • Комаричева Л.И.
  • Образцов И.Ф.
  • Силин Е.М.
  • Елькин А.И.
  • Жбанков Ю.П.
  • Губченко Л.И.
  • Воскобойников И.М.
RU2057626C1
Способ регулирования процесса контактной стыковой сварки оплавлением 1983
  • Ткаченко Игорь Григорьевич
  • Кривонос Вадим Петрович
  • Грабчев Борис Леонидович
SU1080941A1
СПОСОБ КОНСЕРВАЦИИ СВЕЖЕУБРАННОГО ЗЕРНА 2002
  • Квасенков О.И.
  • Ермоленко С.А.
RU2222145C1
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВУЛКАНИЗАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БАРЬЕРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ ДЛЯ ТЕКУЧИХ СРЕД 2008
  • Блок Эдвард Джон
  • Харрингтон Брюс Алан
  • Хара Юити
  • Томои Сусаку
RU2495064C2

RU 2 641 586 C1

Авторы

Протопопов Евгений Валентинович

Козырев Николай Анатольевич

Шевченко Роман Алексеевич

Крюков Роман Евгеньевич

Фейлер Сергей Владимирович

Усольцев Александр Александрович

Даты

2018-01-18Публикация

2016-12-07Подача