Способ крепления ступицы на валу Российский патент 2020 года по МПК F16D1/08 

Описание патента на изобретение RU2726508C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям вал - ступица, и предназначено для простого и надежного крепления зубчатых колес, шкивов, звездочек, рычагов и аналогичных деталей на валах с возможностью мобильной регулировки их осевого и углового положения.

Из уровня техники известно соединение вала со ступицей биконическими наружными и внутренними кольцами, разжимаемыми путем сведения с помощью винтов двух промежуточных колец, установленных с двух сторон в кольцевые пазы между биконическими кольцами (Орлов П.И. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1988, кн. 2, с. 304, рис. 638).

Недостатком этого соединения является центрирование по четырем поверхностям, а также неравномерность распределения контактных давлений по их длине.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является выбранное в качестве прототипа устройство для крепления ступицы на валу с помощью двух одинаковых втулок с конической наружной и цилиндрической внутренней поверхностями, изготовленных из упругого материала и противоположно относительно пересечения конических участков размещенных в зазоре между валом и ступицей, со средством их осевого перемещения, выполненного в виде четного количества винтов, размещенных в соответствующих отверстиях, равномерно по окружности сформированных в каждой из упомянутых втулок чередующимися так, что одни из них выполнены резьбовыми под резьбу винта, а другие - с зазором под стержень винта, между которыми поочередно с обоих торцов втулки выполнены пазы, отстоящие от близлежащих отверстий под винты на одинаковое расстояние (Патент РФ на полезную модель №177902, опубл. 15.03.2018 г.).

Недостатком известного устройства для крепления ступицы на валу, в том числе технической проблемой, является низкая степень соосности двух посадочных встречно направленных конических отверстий в ступице, формируемых в процессе их обработки при двух установках детали с различных ее торцов, а также усложняющая конструкцию втулок необходимость выполнения в них резьбовых отверстий под винты, служащие средством осевого перемещения втулок.

В основу заявленного изобретения был положен технический результат - повышение степени соосности двух посадочных конических отверстий в ступице и, следовательно, улучшение условий контакта рабочих поверхностей втулок, ступицы и вала, увеличение за счет этого нагрузочной способности устройства для крепления ступицы на валу и повышение точности расположения детали на валу, а также упрощение конструкции втулок, исключающее необходимость выполнения во втулках резьбовых отверстий под винты.

Технический результат достигается тем, что в способе крепления ступицы на валу, заключающемся в выполнении внутренней поверхности ступицы в виде двух конических встречно-направленных отверстий, в размещении в них двух одинаковых изготовленных из упругого материала втулок с наружной конической и внутренней цилиндрической поверхностями и стягивании их с помощью четного количества винтов, размещенных в отверстиях, равномерно по окружности сформированных в каждой из втулок, между которыми поочередно с обоих торцов втулки выполнены пазы, равноотстоящие от близлежащих отверстий под винты, между двумя коническими отверстиями ступицы выполняют цилиндрический участок, формируемый совместно с расточкой первого конического отверстия в ступице и служащий для базирования детали после ее поворота при обработке второго конического отверстия с другого торца ступицы, размещают в нем цилиндрическое кольцо, имеющее удвоенное по сравнению с количеством винтов в каждой из втулок количество равномерно расположенных по окружности резьбовых отверстий под винты, а стягивание втулок осуществляют завинчиванием винтов в резьбовые отверстия кольца.

Изобретение поясняется графическими изображениями.

На фиг. 1 изображен вид с торца ступицы на устройство крепления ступицы на валу.

На фиг. 2 изображен разрез А-А на фиг. 1.

На фиг. 3 изображена втулка в изометрии.

Способ крепления ступицы на валу заключается в выполнении внутренней поверхности ступицы 1 (см. фиг. 2) в виде двух конических встречно направленных отверстий 2, в размещении в них двух одинаковых изготовленных из упругого материала втулок 3 с конической наружной 4 (см. фиг. 3) и цилиндрической внутренней 5 поверхностями и стягивании их с помощью четного количества винтов 6 (см. фиг. 2), размещенных в отверстиях 7 (см. фиг. 3), равномерно по окружности сформированных в каждой из втулок 3, между которыми поочередно с обоих торцов 8 (см. фиг. 2) и 9 (см. фиг. 3) втулки 3 выполнены пазы 10 и 11, равноотстоящие от близлежащих отверстий 7 под винты 6, а также в том, что между двумя коническими отверстиями 2 (см. фиг. 2) ступицы 1 выполняют цилиндрический участок 12, формируемый совместно с расточкой первого конического отверстия 2 ступицы 1 и служащий для базирования детали после ее поворота при обработке второго конического отверстия 2 с другого торца ступицы 1, размещают в нем цилиндрическое кольцо 13, имеющее удвоенное по сравнению с количеством винтов 6 в каждой из втулок 3 количество резьбовых отверстий под винты 6, а стягивание втулок 3 осуществляют завинчиванием винтов 6 в резьбовые отверстия кольца 13.

Заявленный способ крепления ступицы на валу характеризуется достижением высокой степени соосности двух посадочных конических отверстий 2 в ступице1 путем использования при их формировании в качестве базы цилиндрического участка 12, что обеспечивает хорошие условия контакта рабочих поверхностей 4 и 5 втулок 3 с внутренними коническими поверхностями 2 ступицы 1 и цилиндрической поверхностью 14 вала 15, а, следовательно, увеличение нагрузочной способности соединения вал-ступица и повышение точности расположения детали на валу 15. Кроме того, использование цилиндрического кольца 13, имеющего удвоенное по сравнению с количеством винтов в каждой из втулок 3 количество резьбовых отверстий для завинчивания в них винтов 6 с целью стягивания втулок 3, упростило конструкцию втулок 3, исключив необходимость выполнения во втулках 3 резьбовых отверстий под винты 6.

Отверстия 7 во втулках с зазором под стержень 16 винта бмогут быть выполнены со стороны торца 9, обращенного вовне ступицы 1, с гнездом 17 (см. фиг. 3) под головку 18 (см. фиг. 2) винта 6.

Сборка устройства для осуществления способа крепления ступицы на валу производится следующим образом.

На вал 15 устанавливают втулку 3 торцом 8 в ту сторону, с которой будут монтировать деталь, предназначенную для закрепления на валу, и надвигают деталь ступицей 1 на втулку 3. После этого, в свободный зазор между ступицей 1 и валом 15 устанавливают осевым перемещением по валу

15 цилиндрическое кольцо 13, размещая его в цилиндрическом участке 12 внутри ступицы 1, а затем таким же осевым перемещением вводят внутрь ступицы вторую втулку 3 торцом 9 наружу. Перемещением вдоль оси вала 15 собранного комплекта из цилиндрического кольца 13 и 2-х втулок 3 вместе со ступицей 1 размещают тот в нужном осевом положении, а поворотом вокруг оси вала 15 - в нужном угловом положении и приступают к фиксации всего комплекта на валу 15. Для этого вводят снаружи с двух сторон ступицы 1 в отверстия 7 обеих втулок 3 необходимое четное количество винтов 6, независимым поворотом вокруг своих осей обеих втулок 3 внутри ступицы 1 добиваются совпадения осей винтов 6 в каждой втулке с осями удвоенного количества резьбовых отверстий в кольце 13, причем в каждое такое резьбовое отверстие вворачивают только один винт со стороны наружных торцов 9 чередующихся втулок 3, и ввинчивают все винты 6 с двух сторон ступицы 1 до тех пор, пока головки винтов 18 полностью не войдут в гнезда для них 17 в обеих втулках 3, а при исполнении втулок 3 без гнезд 17 под головку винта 18, - пока головки винтов 18 не прижмутся к наружным торцам 9 втулок 3, и затягивают винты 6, стягивая между собой каждую из втулок 3 и кольцо 13, то есть втягивая внутрь ступицы обе втулки 3 с осевой силой такой величины, которая необходима для создания соответствующих сил трения на двух наружных конических поверхностях 4и двух внутренних поверхностях 5 двух втулок 3, которые будут достаточны для обеспечения передачи соединением с вала 15 на ступицу 1 (или наоборот) крутящего момента заданной величины.

Разборка устройства осуществляется в обратном порядке.

Вывинчивают и вынимают из обеих втулок 3 с двух сторон ступицы 1 все винты 6, вынимают из ступицы 1 и снимают с вала 15 одну из втулок 3 и кольцо 13, затем либо в ту же сторону с оставшейся на валу 15 второй втулки 3 снимают закрепленную посредством втулок 3 на валу 15 деталь, а потом с вала 15 снимают оставшуюся на нем втулку 3, либо с вала 15 снимают деталь вместе с остающейся в ней одной втулкой 3 с последующим извлечением этой втулки 3 из ступицы 1.

Заявленное техническое решение, а именно выполнение внутренней поверхности ступицы закрепляемой на валу детали с дополнительным по сравнению с прототипом третьим цилиндрическим участком, расположенным между двумя коническими отверстиями, формируемым совместно с расточкой первого конического отверстия и служащим для базирования детали после ее поворота при обработке второго конического отверстия с другого торца ступицы с целью достижения высокой степени соосности двух посадочных конических отверстий в ступице, а также для размещения в нем цилиндрического кольца с удвоенным по сравнению с количеством винтов в каждой втулке количеством резьбовых отверстий под винты, затягиванием которых в резьбовые отверстия в кольце осуществляется стягивание втулок внутри ступицы, что позволяет точнее центрировать ступицу на валу, надежнее крепить деталь, обеспечивая лучший контакт наружных конических и внутренних цилиндрических поверхностей втулок со ступицей и валом соответственно, и повысить передаваемый с вала на ступицу (или наоборот) рабочий крутящий момент, а также упростить конструкцию втулок, выполняя их без резьбовых отверстий.

Экспериментально (методом компьютерного моделирования) установлено, что нагрузочная способность соединения вала со ступицей при использовании заявленного технического решения при прочих равных параметрах повышается до 20% и выше.

Таким образом, заявленная совокупность существенных признаков, отраженная в формуле изобретения, обеспечивает при реализации изобретения получение заявленного технического результата - повышение степени соосности двух посадочных конических отверстий в ступице и, следовательно, улучшение условий контакта рабочих поверхностей втулок, ступицы и вала, увеличение за счет этого нагрузочной способности устройства для крепления ступицы на валу и повышение точности расположения детали на валу, а также упрощение конструкции втулок, исключающее необходимость выполнения во втулках резьбовых отверстий под винты.

Анализ заявленного технического решения на соответствие условиям патентоспособности показал, что указанные в формуле изобретения признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой с образованием устойчивой совокупности необходимых признаков, неизвестной на дату приоритета из уровня техники и достаточной для получения заявленного технического результата.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного технического решения следующей совокупности условий:

- объект, воплощающий заявленное техническое решение, при его осуществлении относится к машиностроению, в частности, к соединениям вал - ступица, и может быть использован для закрепления зубчатых колес, шкивов, звездочек, рычагов и аналогичных деталей на валах;

- для заявленного объекта в том виде, как он охарактеризован в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеописанных в заявке и известных из уровня техники на дату приоритета средств и методов;

- объект, воплощающий заявленное техническое решение, при его осуществлении способен обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.

Следовательно, заявленный объект соответствует критериям патентоспособности «новизна» и «промышленная применимость» по действующему законодательству.

Похожие патенты RU2726508C1

название год авторы номер документа
Способ достижения соосности двух конических внутренних поверхностей ступицы 2019
  • Арбузов Михаил Олегович
  • Некрасов Алексей Яковлевич
  • Соболев Александр Николаевич
RU2714408C1
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ СДВОЕННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА ДЛЯ НАСОСНОГО АГРЕГАТА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Гуськов Александр Михайлович
  • Кушнарев Владимир Иванович
RU2484325C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2487272C1
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АГРЕГАТА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
  • Петров Алексей Игоревич
RU2484305C1
Устройство для контроля соосности отверстий 2022
  • Москвичев Антон Вячеславович
  • Запольских Алексей Александрович
  • Гришечкин Павел Вадимович
  • Зимин Алексей Анатольевич
RU2790047C1
БОЛТОВОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ 2020
  • Лебедько Дмитрий Николаевич
RU2740147C1
Устройство для герметизации трубопровода при ремонте и замене шарового крана 2023
  • Куприянов Антон Викторович
  • Егоров Евгений Владимирович
  • Орлов Александр Дмитриевич
  • Терещенко Евгений Александрович
RU2812289C1
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СЕКЦИОННАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ СБОРКИ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ 2013
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Кушнарев Иван Владимирович
  • Обозный Юрий Сергеевич
RU2529979C1
Рабочий орган роторного экскаватора 1980
  • Кутьков Павел Михайлович
  • Коробкин Владимир Антонович
  • Подгайный Сергей Петрович
SU901388A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 2015
  • Варочко Алексей Григорьевич
  • Блинов Дмитрий Сергеевич
  • Носов Александр Сергеевич
RU2610747C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 726 508 C1

Реферат патента 2020 года Способ крепления ступицы на валу

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединениям вал-ступица. Способ крепления ступицы на валу заключается в выполнении внутренней поверхности ступицы в виде двух конических встречно-направленных отверстий, в размещении в них двух одинаковых втулок из упругого материала с пазами с обоих торцов поочередно и равномерно по окружности расположенным четным количеством отверстий под винты. Стягивание втулок между собой внутри ступицы путем завинчивания винтов в цилиндрическое кольцо с удвоенным по сравнению с количеством винтов в каждой втулке количеством резьбовых отверстий под винты. Размещение указанного кольца в цилиндрическом участке, формируемом между двумя коническими отверстиями внутри ступицы совместно с расточкой первого конического отверстия и служащим для базирования детали после ее поворота при расточке второго конического отверстия. Достигается соосность конических отверстий. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 726 508 C1

Способ крепления ступицы на валу, заключающийся в выполнении внутренней поверхности ступицы в виде двух конических встречно-направленных отверстий, в размещении в них двух одинаковых изготовленных из упругого материала втулок с наружной конической и внутренней цилиндрической поверхностями и стягивании их с помощью четного количества винтов, размещенных в отверстиях, равномерно по окружности сформированных в каждой из втулок, между которыми поочередно с обоих торцов втулки выполнены пазы, равноотстоящие от близлежащих отверстий под винты, отличающийся тем, что между двумя коническими отверстиями ступицы выполняют цилиндрический участок, формируемый совместно с расточкой первого конического отверстия в ступице и служащий для базирования детали после ее поворота при обработке второго конического отверстия с другого торца ступицы, размещают в нем цилиндрическое кольцо, имеющее удвоенное по сравнению с количеством винтов в каждой из втулок количество равномерно расположенных по окружности резьбовых отверстий под винты, а стягивание втулок осуществляют завинчиванием винтов в резьбовые отверстия кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2726508C1

СПОСОБ ОБРАБОТКИ ОТВЕРСТИЙ 2006
  • Каргаев Леонид Александрович
  • Жукова Светлана Леонидовна
  • Жуков Александр Андреевич
RU2317179C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАСПЫЛИТЕЛЯ ФОРСУНКИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Гундоров В.М.
  • Индрупский И.Л.
RU2175077C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗАГОТОВОК КОЛЕЦ С ДВУМЯ СООСНЫМИ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫМИ КОНИЧЕСКИМИ ОТВЕРСТИЯМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСТОЧКИ 2006
RU2323066C2
СПОСОБ РАСТАЧИВАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Приземирский В.С.
  • Волынский А.А.
  • Бычков Н.А.
  • Мелехина О.В.
  • Зимников В.Н.
RU2078649C1
US 5655854 A1, 12.08.1997
CN 108247302 A, 06.07.2018.

RU 2 726 508 C1

Авторы

Арбузов Михаил Олегович

Некрасов Алексей Яковлевич

Соболев Александр Николаевич

Даты

2020-07-14Публикация

2019-01-22Подача