Способ оценки прочности сцепления многослойного покрытия Российский патент 2020 года по МПК G01N19/04 

Описание патента на изобретение RU2728732C1

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основой и может быть использовано для оценки прочности сцепления слоев в многослойном покрытии.

Известно, что эксплуатационные свойства деталей с защитными покрытиями связаны с точностью оценки их адгезионной и когезионной прочности. Особенно актуальным является оценка прочности сцепления между слоями многослойных ионно-плазменных покрытий. Использование количественных методов оценки прочности сцепления для многослойных ионно-плазменных покрытий, обладающих высокой адгезионной и когезионной прочностью затруднено.

Известны "Методы контроля прочности сцепления покрытий" пункт 5 ГОСТ 9. 302-88, где:

- по пункту 5.5 - "Метод изгиба" образец с покрытием изгибают под углом 90° в одну сторону, затем в другую до излома;

- по пункту 5.8 - "Метод нанесения сетки царапин" (метод рисок) на поверхности контролируемого покрытия острием наносят не менее трех параллельных рисок с расстоянием между ними от 2 до 3 мм и перпендикулярно к ним также не менее трех параллельных рисок глубиной до основного металла;

- по пункту 5.12 - "Метод выдавливания" (штамповки) по ГОСТ 10510, основанный на выдавливании сферических лунок по Эриксену.

Недостатком этих методов является невозможность количественной оценки прочности сцепления покрытия с основным материалом, поэтому эти способы позволяют судить только о качественной характеристике прочности сцепления покрытия с основой.

Известен способ оценки прочности сцепления покрытия с основой, в котором на пластинчатый образец наносят покрытие и изгибают на заданный угол и по результату разрушения покрытия судят о прочности его сцепления (авт. св. СССР №538271 «Образец для определения прочности покрытий при изгибе», Бюл. №46, 1976 г.)

Недостатком известного изобретения является невозможность количественно-качественной оценки прочности сцепления покрытия с основой.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ оценки прочности сцепления многослойного покрытия, заключающийся в нанесении слоев испытуемого покрытия на образец в виде металлической пластины, выполнении в покрытии поперечного надреза до подложки и изгиб пластины с испытуемым покрытием, при выполнении надреза в области растяжения при изгибе пластины и оценку прочности сцепления по результатам разрушения покрытия (авт. св. СССР №1046660 «Способ определения прочности сцепления слоев соединения», МПК G01N 19/04, 1983 г.).

Однако, известные способы оценки прочности сцепления покрытия с основным материалом не позволяют оценить одновременно и прочность сцепления покрытия с основным материалом и прочность сцепления между слоями многослойного покрытия.

Задачей данного изобретения является возможность обеспечения оценки прочности сцепления между покрытием и основой и между слоями многослойного покрытия.

Техническим результатом данного изобретения является обеспечение количественно-качественной оценки прочности сцепления между покрытием и основой и между слоями многослойного покрытия.

Технический результат достигается за счет того, что в способе оценки прочности сцепления многослойного покрытия, заключающемся в нанесении слоев испытуемого покрытия на образец в виде металлической пластины, выполнении в покрытии поперечного надреза до подложки и изгиб пластины с испытуемым покрытием при расположении надреза в области растяжения при изгибе пластины и оценку прочности сцепления по результатам разрушения покрытия, в отличие от прототипа, надрез выполняют в зоне максимальной деформации металлической пластины при изгибе, при этом до или после деформации приготавливают микрошлиф в плоскости, перпендикулярной линии надреза, и на микрошлифе или его фотографическом изображении определяют: точку О - точку пересечения биссектрисы угла изгиба образца α, проходящей через центр надреза О', с линией, перпендикулярной поверхности покрытия в точке A1 и проходящей через точку А1 проводят из точки О линию через точку А2 и определяют угол γ1 между этой линией ОА2 и биссектрисой ОО', затем проводят из точки О линию через точку А3 и определяют угол γmax между этой линией ОА3 и биссектрисой ОО', затем проводят из точки О линию через точку А4 и определяют угол γmin между этой линией ОА4 и биссектрисой ОО', где:

α - угол изгиба образца,

А1 - точка начала зоны деформации пластины,

А2 - точка конца участка отслоения покрытия от основы,

γ1 - угол отслоения покрытия от основы,

А3 - точка конца участка максимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия,

γmax - угол максимального отслоения слоев покрытия,

А4 - точка конца участка минимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия,

γmin - угол минимального отслоения слоев покрытия,

а по значениям углов γ1, γmax, γmin судят о прочности сцепления между слоями и между покрытием и основой, причем, чем больше значение углов γ1, γmax, γmin, тем меньше прочность сцепления.

Кроме того возможны следующие дополнительные приемы осуществления способа: из точки О проводят линию через точку An - точку конца участка отслоения n-го слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия и определяют угол γn отслоения n-го слоя покрытия, по значению которого судят о прочности сцепления между n-м слоем и нижележащим слоем покрытия; по значениям углов γ1, γmax, γmin определяют:

коэффициент отслоения покрытия Котс.пок:

Котс.пок1

коэффициент максимального отслоения слоя покрытия Котс.сл.max:

Котс.сл.maxmax/α,

коэффициент минимального отслоения слоя покрытия:

Котс.сл.minmin/α,

а по значениям коэффициентов Котс.пок, Котс.сл.max, Котс.сл.min, судят о прочности сцепления между слоями и между покрытием и основой, причем чем больше значение коэффициентов Котс.пок, Котс.сл.max, Котс.сл.min, тем меньше соответствующее этим коэффициентам значение прочности сцепления; по значениям углов γn, определяют:

коэффициент отслоения n-го слоя покрытия Котс.сл:

Котс.сл.n/α,

а по значению коэффициента Котс.сл. судят о прочности сцепления между испытуемыми слоями, причем чем больше значение коэффициента Котс.сл., тем меньше соответствующее этим коэффициентам значение прочности сцепления.

Заявленное изобретение соответствует критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники.

Предложенный способ является промышленно применимым и соответствует критерию "изобретательский уровень", т.к. он явным образом не следует из уровня техники.

Таким образом, данное техническое решение соответствует установленным условиям патентоспособности изобретения. Других известных технических решений аналогичного назначения с подобными существенными признаками заявителем не обнаружено.

Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображено: на фигуре 1 представлена схема испытуемого изгибного образца с покрытием, на фигуре 2 - схема отслоений покрытия от основы и между слоями покрытия.

На фигурах 1 и 2 обозначено: 1 - испытуемый изгибный образец; 2 - покрытие; 3 - надрез; 4 (4а, 4b, 4с) - слои покрытия; 5 - зона отслоения «покрытие-основа»; 6 - зона максимального отслоения между слоями покрытия; 7 -зона минимального отслоения между слоями покрытия; α - угол изгиба образца с покрытием; О - точка пересечения линии, проходящей через точку A1 и перпендикулярной к поверхности покрытия в точке A1 с биссектрисой ОО' угла изгиба образца α, проходящей через центр надреза; A1 - точка начала зоны деформации пластины (А1' - точка начала зоны деформации пластины симметричная точке A1); А2 - точка конца участка отслоения покрытия от основы; А3 - точка конца участка максимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия; А4 - точка конца участка минимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия; γ - угол деформации (); γ1 - угол отслоения покрытия от основы (); γmax - угол максимального отслоения слоев покрытия (); γmin - угол минимального отслоения слоев покрытия (); в - ширина надреза в покрытии.

Предлагаемый способ оценки прочности сцепления многослойного покрытия осуществляют следующим образом.

Вначале на плоскую поверхность испытуемого образца 1 (фиг. 1) наносят испытуемое многослойное покрытие 2. Затем одним из известных способов в покрытии, в зоне заданной максимальной деформации образца выполняют сквозной надрез 3 шириной в, и глубиной, доходящей до поверхности основного материала образца (фиг. 1 и фиг. 2). Изгибают образец 1 с покрытием 2 на заданный угол α таким образом, чтобы надрез 3 в покрытии 2 располагался в области растяжения покрытия при изгибе, т.е. с выпуклой части изогнутого образца 1. Для лучшего осмотра области деформации образца 1 с покрытием 2 до или после изгиба на боковой стороне пластинчатого образца 1 в плоскости, перпендикулярной линии надреза 3 приготавливают микрошлиф и изготавливают ее микрофотографию (или выносят на дисплей микроскопа). На полученном изображении зоны изгибной деформации образца 1 с покрытием 2 делают следующие геометрические построения (фиг. 2), определяя:

1) угол α изгиба пластинчатого образца 1;

2) биссектрису угла α изгиба пластинчатого образца 1, проходящую через центр надреза 3 (линия ОО');

3) точку А1 - точку зоны начала деформации пластинчатого образца 1;

4) точку О - точку пересечения биссектрисы ОО' угла α с линией, проходящей через точку А1 и перпендикулярной к поверхности покрытия 2;

5) точку А2 - точку конца участка отслоения покрытия 2 от основы

6) проводят из точки О линию через точку А2 и определяют угол γ1 отслоения покрытия 2 от основы;

7) определяют точку А3 - точку конца участка (зоны) максимального отслоения 6 слоя 4 (например, слоя 4с) покрытия 2 от нижележащего слоя 4 (4b) покрытия 2;

8) затем проводят из точки О линию через точку А3 и определяют угол γmax - угол максимального отслоения слоев 4 покрытия 2;

9) определяют точку А4 - точку конца участка минимального отслоения 7 слоя 4 (например слоя 4b) покрытия 2 от нижележащего слоя 4 (4а) покрытия 2;

10) затем проводят из точки О линию через точку А4 и определяют угол γmin - угол минимального отслоения слоев покрытия 2.

Для качественно-количественной оценки прочности сцепления покрытия 2 с основным материалом образца 1, а также для прочности сцепления между слоями 4 покрытия 2 используют значения углов γ1, γmax, γmin при постоянных значениях угла изгиба α, толщине пластинчатого образца 1 и нанесенного на него покрытия 2, ширины надреза в и радиуса кривизны при изгибе.

Для удобства указанные значения углов γ1, γmax, γmin могут быть выражены через следующие коэффициенты:

коэффициент отслоения покрытия:

Котс.пок1/α;

коэффициент максимального отслоения слоя покрытия:

Котс.сл.maxmax/α;

коэффициент минимального отслоения слоя покрытия:

Котс.сл.minmin/α;

коэффициент отслоения n-го слоя покрытия

Котс.сл.n/α.

Для повышения достоверности оценки адгезионной прочности многослойного покрытия можно дополнительно использовать симметричную исследованной зоне OOA1 образца, зону образца ООА1'.

Пример. Для оценки прочности сцепления между покрытием и основой, а также между слоями покрытия были проведены следующие испытания. На пластинчатых образцах размерами 10×100×2 мм из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т были нанесены ионно-плазменные многослойные покрытия с чередующимися слоями титана и нитрида титана. Толщина слоя титана составляла 0,6 мкм, толщина слоев нитрида титана - 2,2 мкм при толщине первого слоя титана 0,8 мкм. Использовали многослойное покрытие, содержащее восемь слоев при общей толщине покрытия, равной 11,4 мкм. Испытания проводили при угле изгиба α=90 градусов, ширине надреза в=0,2 мм (надрез в покрытии находился на выпуклой части изогнутого образца, по глубине равнялся толщине испытуемого многослойного покрытия. Надрез выполняли в поперечном направлении образца под углом 90 градусов к плоскости боковой поверхности образца). Было испытано 8 образцов. На четырех образцах микрошлифы на боковых поверхностях образцов приготавливали до изгиба, на других четырех образцах - после изгиба. Для облегчения оценки параметров покрытия в деформированной изгибом зоне образцов микрошлифы в зоне отпечатка фотографировали и на фотографиях микрошлифов производили необходимые замеры. Микрошлиф приготавливали на боковой стороне испытуемого образца в плоскости, перпендикулярной линии надреза. В таблице приведены результаты испытаний образцов с многослойными покрытиями.

При оценке прочности сцепления между покрытием и основой, а также между слоями покрытия следует учитывать, что чем меньше значения углов γ1, γmax, γmin и меньше значения коэффициентов отслоения, тем выше соответствующие величины прочности сцепления.

Результаты испытаний образцов с многослойными покрытиями показали возможность количественно-качественной оценки прочности сцепления многослойных покрытий как между покрытием и основным материалом, так и между его слоями.

Таким образом, использование перечисленных выше существенных признаков предлагаемого способа позволило достичь технического результата предлагаемого изобретения - обеспечения количественно-качественной оценки прочности сцепления между покрытием и основой и между слоями многослойного покрытия.

Похожие патенты RU2728732C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ 2019
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Криони Николай Константинович
  • Мингажева Алиса Аскаровна
  • Давлеткулов Раис Калимуллович
  • Сафин Эдуард Вилардович
  • Гайфуллин Мурат Рамилевич
RU2717142C1
Способ определения прочности сцепления слоев соединения 1982
  • Шапарев Александр Васильевич
  • Ошеверов Исай Израйлевич
  • Смирнов Павел Николаевич
  • Крылов Александр Иванович
SU1046660A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО ПОКРЫТИЯ С МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ 2018
  • Шевченко Александр Алексеевич
  • Калин Михаил Александрович
  • Пирожков Виталий Анатольевич
  • Дашкова Ольга Николаевна
RU2682109C1
ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ С РАЗМЕЩЕННЫМ НА НАРУЖНОЙ СТОРОНЕ ПЛЕНОЧНЫМ СЛОЕМ ИЗ ЭЛАСТИЧНОГО ПОЛИМЕРА 2013
  • Швитте Рихард
  • Штеггеманн Вернер
  • Онайзер Александер
  • Циммерманн Ян
RU2636489C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ 2006
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Селиванов Константин Сергеевич
  • Новиков Антон Владимирович
  • Гордеев Вячеслав Юрьевич
  • Соколова Наталья Александровна
  • Валеева Ольга Вячеславна
  • Таминдаров Дамир Рамилевич
  • Рамазанов Альберт Нуруллаевич
  • Мингажева Алиса Аскаровна
  • Останина Анна Александровна
  • Людвиницкий Сергей Сергеевич
RU2366923C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ ПРОКЛАДКИ ДЛЯ ФЛАНЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ 2021
  • Агабабян Размик Енокович
  • Пичхидзе Сергей Яковлевич
  • Войко Алексей Владимирович
RU2771041C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ МАТЕРИАЛА ИЗДЕЛИЯ 2010
  • Носов Виктор Владимирович
  • Лахова Екатерина Николаевна
RU2445615C1
Способ оценки адгезионной прочности покрытий и устройство для его осуществления 2021
  • Кабанов Виктор Вилович
  • Федосевич Наталья Ивановна
  • Кисель Алексей Альфредович
  • Юдаков Александр Алексеевич
RU2764657C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ ПОКРЫТИЯ 2023
  • Сафин Эдуард Вилардович
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Мингажева Алиса Аскаровна
RU2817314C1
Способ определения адгезионной прочности слоев в симметричных многослойных композициях 1988
  • Байдуганов Александр Меркурьевич
  • Левтонова Надежда Михайловна
  • Нам Александр Владимирович
  • Исаев Александр Анатольевич
SU1504580A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 728 732 C1

Реферат патента 2020 года Способ оценки прочности сцепления многослойного покрытия

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основой, и может быть использовано для оценки прочности сцепления слоев в многослойном покрытии. Способ оценки прочности сцепления многослойного покрытия заключается в нанесении слоев испытуемого покрытия на образец в виде металлической пластины, выполнении в покрытии поперечного надреза до подложки и изгиба пластины с испытуемым покрытием при расположении надреза в области растяжения при изгибе пластины и оценке прочности сцепления по результатам разрушения покрытия, надрез выполняют в зоне максимальной деформации металлической пластины при изгибе, при этом до или после деформации приготавливают микрошлиф в плоскости, перпендикулярной линии надреза, и на микрошлифе или его фотографическом изображении определяют: точку О - точку пересечения биссектрисы угла изгиба образца α, проходящей через центр надреза О', с линией, перпендикулярной поверхности покрытия в точке А1 и проходящей через точку А1, проводят из точки О линию через точку А2 и определяют угол γ1 между этой линией ОА2 и биссектрисой ОО', затем проводят из точки О линию через точку А3 и определяют угол γmax между этой линией ОА3 и биссектрисой ОО', затем проводят из точки О линию через точку А4 и определяют угол γmin между этой линией ОА4 и биссектрисой ОО', где: α - угол изгиба образца; A1 - точка начала зоны деформации пластины; А2 - точка конца участка отслоения покрытия от основы; γ1 - угол отслоения покрытия от основы; А3 - точка конца участка максимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия; γmax - угол максимального отслоения слоев покрытия; А4 - точка конца участка минимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия; γmin - угол минимального отслоения слоев покрытия; а по значениям углов γ1, γmax, γmin судят о прочности сцепления между слоями и между покрытием и основой, причем чем больше значение углов γ1, γmax, γmin, тем меньше прочность сцепления. Технический результат - обеспечение количественно-качественной оценки прочности сцепления между покрытием и основой и между слоями многослойного покрытия. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 728 732 C1

1. Способ оценки прочности сцепления многослойного покрытия, заключающийся в нанесении слоев испытуемого покрытия на образец в виде металлической пластины, выполнении в покрытии поперечного надреза до подложки и изгиба пластины с испытуемым покрытием при расположении надреза в области растяжения при изгибе пластины и оценке прочности сцепления по результатам разрушения покрытия, отличающийся тем, что надрез выполняют в зоне максимальной деформации металлической пластины при изгибе, при этом до или после деформации приготавливают микрошлиф в плоскости, перпендикулярной линии надреза, и на микрошлифе или его фотографическом изображении определяют: точку О - точку пересечения биссектрисы угла изгиба образца α, проходящей через центр надреза О', с линией, перпендикулярной поверхности покрытия в точке А1 и проходящей через точку А1, проводят из точки О линию через точку А2 и определяют угол γ1 между этой линией ОА2 и биссектрисой ОО', затем проводят из точки О линию через точку А3 и определяют угол γmax между этой линией ОА3 и биссектрисой ОО', затем проводят из точки О линию через точку А4 и определяют угол γmin между этой линией ОА4 и биссектрисой ОО', где:

α - угол изгиба образца,

A1 - точка начала зоны деформации пластины,

А2 - точка конца участка отслоения покрытия от основы,

γ1 - угол отслоения покрытия от основы,

А3 - точка конца участка максимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия,

γmax - угол максимального отслоения слоев покрытия,

А4 - точка конца участка минимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия,

γmin - угол минимального отслоения слоев покрытия,

а по значениям углов γ1, γmax, γmin судят о прочности сцепления между слоями и между покрытием и основой, причем чем больше значение углов γ1, γmax, γmin, тем меньше прочность сцепления.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что из точки О проводят линию через точку An - точку конца участка отслоения n-го слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия и определяют угол γn отслоения n-го слоя покрытия, по значению которого судят о прочности сцепления между n-м слоем и нижележащим слоем покрытия.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что по значениям углов γ1, γmax, γmin определяют:

коэффициент отслоения покрытия Котс.пок:

Котс.пок1/α,

коэффициент максимального отслоения слоя покрытия Котс.сл.max:

Котс.сл.maxmax/α,

коэффициент минимального отслоения слоя покрытия:

Котс.сл.minmin/α,

а по значениям коэффициентов Котс.пок, Котс.сл.max, Котс.сл.min судят о прочности сцепления между слоями и между покрытием и основой, причем чем больше значение коэффициентов Котс.пок, Котс.сл.max, Котс.сл.min, тем меньше соответствующее этим коэффициентам значение прочности сцепления.

4. Способ по п. 2, отличающийся тем, что по значениям углов γn определяют коэффициент отслоения n-го слоя покрытия Котс.сл.n/α, а по значению коэффициента Котс.сл. судят о прочности сцепления между испытуемыми слоями, причем чем больше значение коэффициента Котс.сл., тем меньше соответствующее этим коэффициентам значение прочности сцепления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2728732C1

Гайфуллин М.Р., Мингажев А.Д
"Метод количественно-качественной оценки адгезионной прочности ионно-плазменных покрытий", Столица Науки N6, июнь 2019, с.81-88
Способ определения прочности сцепления слоев соединения 1982
  • Шапарев Александр Васильевич
  • Ошеверов Исай Израйлевич
  • Смирнов Павел Николаевич
  • Крылов Александр Иванович
SU1046660A1
Образец для определения прочности покрытий при изгибе 1975
  • Шерман Игорь Григорьевич
  • Ярошевская Лидия Алексеевна
SU538271A1
CN 109556959 A, 02.04.2019.

RU 2 728 732 C1

Авторы

Мингажев Аскар Джамилевич

Дубин Алексей Иванович

Криони Николай Константинович

Давлеткулов Раис Калимуллович

Селиванов Константин Сергеевич

Даты

2020-07-30Публикация

2019-07-30Подача