Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую Российский патент 2020 года по МПК B64F1/28 

Описание патента на изобретение RU2735118C1

Изобретение относится к области преобразования механической энергии в тепловую, а именно разогреву масла в ёмкости входящей в гидросистему, методом дросселирования, и может быть использована, например в автотопливомалозаправщиках (АТМЗ) при эксплуатации, в том числе, в условиях низких температур.

Известен способ генерации тепла (RU2241919C1), при котором жидкость перекачивают насосом по замкнутому контору, при выходе жидкости из насоса ее дросселируют, а при входе жидкости в насос в ней стравливают давление.

Согласно описанию изобретения к указанному патенту, запатентованное решение не рассчитано на использование в условиях низких температур (в качестве рабочей жидкости используется вода), кроме того раскрытое в описании устройство, реализующее способ, не может решить задачу подогрева жидкости (масла), объёмом не менее 0,5 м3, в условиях низких температур за сопоставимое время (26 мин.).

В качестве прототипа выбрана система обогрева кабины транспортного средства с гидросистемой (SU1082635А), содержащая теплообменник, установленный в контуре гидросистемы транспортного средства, напорную и сливную магистрали, бак, насос и установленный в напорной магистрали основной дроссель для подогрева теплоносителя, при этом она снабжена последовательно установленными в напорной магистрали указанного контура гидросистемы, трёхлинейным двухпозиционным гидрораспределителем и дополнительным дросселем с его гидравлической магистралью, которая подключена к напорной магистрали перед теплообменником, при этом дроссели выполнены регулируемыми, с различными проходными сечениями: основной дроссель – с большим сечением, а дополнительный – с меньшим.

В известной системе используются регулируемые дроссели, что является технической сложностью, кроме того, известное решение не направлено напрямую на подогрев большого количества масла в максимально короткие сроки.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, являлось обеспечение подогрева масла объёмом не менее 0,5 м3 при низких температурах окружающей среды до минус 50 °С, для обеспечения собственных нужд (например, в транспортном средстве) и для выдачи масла внешним потребителям. Причём подогрев масла должен осуществляться в максимально короткие сроки.

Указанная задача решается устройством для преобразования механической энергии масла в тепловую, содержащим масляный бак, напорную и сливную магистрали, насос, установленные параллельно в напорной магистрали дроссели и гидрораспределитель, в котором, согласно предложению, установлено три дросселя, а гидрораспределитель выполнен с возможностью последовательного отключения дросселей в зависимости от давления масла.

В случае установки устройства на транспортном средстве (например, масло- или топливомаслозаправщике) привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности (КОМ) двигателя специализированного транспортного средства. В этом случае возможно также включать в устройство дополнительные сливную и напорную магистрали с насосом и гидрораспределителем, выполненным с возможностью направления потока масла на выдачу внешнему потребителю, на гидромотор и в масляный бак через дополнительный дроссель.

Изобретение поясняется чертежом.

Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую содержит масляный бак 1, напорную 2 и сливную 3 магистрали, насос 4, установленные параллельно в напорной магистрали дроссели 5 и гидрораспределитель 6. Привод насоса 4 осуществляется от коробки отбора мощности 7 двигателя специализированного транспортного средства.

Устройство может содержать дополнительные сливную 8 и напорную 9 магистрали с насосом 10 и гидрораспределителем 11, выполненным с возможностью направления потока масла на выдачу внешнему потребителю (через узел выдачи 12), на гидромотор 13 и в масляный бак 1 через дополнительный дроссель 14.

Устройство работает следующим образом.

Загустевшее масло в масляном баке 1 при отрицательной температуре окружающей среды (до минус 50 °С) подвергается принудительной циркуляции посредством насоса 4 через напорную 2 и сливную 3 магистрали через систему дросселей 5, по мере увеличения температуры давление масла на входе в дроссельный узел начинает падать. Для поддержания необходимого давления и скорости разогрева последовательно отключаются дроссели 5 посредством гидрораспределителя 6. Использование именно трёх дросселей является разумным компромиссом с точки зрения необходимой мощности привода, временем разогрева масла и соотношением температура/давление масла.

Далее приведён расчет потребляемой мощности насоса 4 (НШ100), применяемого для обеспечения процесса разогрева масла.

Далее приведён расчет необходимой мощности для нагрева и времени нагрева масла.

Объем маслобака V = 500 литров = 0,5 м3.

Плотность масла с = 900 кг/м3.

Удельная теплоемкость с = 1,9 кДж/(кг·К).

Данные ТТХ АТМЗ:

время нагрева Т = 1 мин = 60 с;

изменение температуры Дt = 2 К.

Масса масла в маслобаке

m=Vρ=0,5900=450кг.

Энергия, необходимая для нагрева 450 кг масла на 2 градуса

Е=сmΔt=1,945021710кДж.

Мощность, необходимая для нагрева 450 кг масла на 2 градуса за 1 минуту (60 с)

P=E/Т=1710/60=28,5кВт.

Энергия необходимая для разогрева 450 кг масла от минус 23°С до плюс 50°С

Е=сmΔt=1,94507362415кДж.

Расчётное время разогрева при подводимой мощности Р=28,5 кВт

T=E/P=62415/28,5=2190с37мин.

Полезная мощность насоса:

N n =PQ ,

где Nп - полезная мощность насоса, Вт

Р - рабочее давление, max 16 МПа,

Q - расход, м.куб/с

Частота вращения привода насоса n = 1600 об/мин (при передаточном числе от вала КОМ к коленчатому валу двигателя равным единице).

Q n =n V n ,

где n - частота вращения, об/мин,

Vn - рабочий объём, см.куб.

Q= 1600 · 100 = 160 000 см.куб./мин = 160 л/мин = 0,0026 м.куб/с

Nп=16·106· 0,0026 = 41600 Вт = 41,6 кВт

Потеря давления в дросселе определяется как:

Δp= Δt·с·C·m,

где Δt - повышение температуры масла,

с - плотность масла, 900 кг/м3,

С - удельная теплоемкость, для масла 1,9 кДж/(кг·К),

m - механический эквивалент теплоты (в СИ m=1)

Рассмотрим расчет потери давления при последовательном отключении дросселей при достижении соответствующей Δt в диапазоне температур от -30°С до +50°С

Δp1= 80 · 900 · 1,9 · 1 = 119700 кг/м2 ~ 1,2 МПа,

Δp2= 40 · 900 · 1,9 · 1 = 68400 кг/м2 ~ 0,7 МПа,

Δp3= 20 · 900 · 1,9 · 1 = 34200 кг/м2 ~ 0,3 МПа.

Потеря мощности в дросселе определяется как:

ΔN = Δp · Q

ΔN1 = 1,2 · 106 · 0,0026 = 3120 Вт ~ 3,1 кВт,

ΔN2 = 0,7 · 106 · 0,0026 = 1820 Вт ~ 1,8 кВт,

ΔN3 = 0,3 · 106 · 0,0026 = 780 Вт ~ 0,8 кВт.

С учетом того, что в данной системе применяется три дросселя, то к расчетной мощности необходимой для нагрева 450 кг масла, добавляются потери ΔN.

N общ =P+ ΔN

N общ =28,5+3,1+1,8+0,8=34,2кВт

Таким образом, полезной мощности насоса, с учетом потерь, достаточно для обеспечения заданных параметров скорости нагрева.

Расчётные данные подтверждены экспериментальным путём в ходе заводских и государственных испытаний опытного образца АТМЗ-7-65224.

Опытный образец АТМЗ-7-65224 в ходе государственных испытаний на базе ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России проходил оценку работоспособности в условиях и после воздействия климатических факторов окружающей среды, а именно выдержка при температуре -50°С в течении 12 часов, по требованию заказчика. После двенадцатичасовой выдержки при минус 50°С температура масла в маслобаке составила минус 23°С. Время разогрева до плюс 50 °С составило 43 минуты, что согласуется с расчётными данными с допустимой погрешностью.

При достижении необходимой температуры (максимально плюс 50 °С) дроссельный узел отключается. Далее осуществляются необходимые операции, например, через магистрали 8 и 9 и узел 12 насосом 10 может осуществляться выдача масла внешним потребителям. Насос 10 и дроссель 14 могут использоваться как дополнительная ступень подогрева масла. Гидромотор 1 может быть использован для привода топливного насоса (в случае установки заявленного устройства на автотопливомаслозаправщике), что позволяет экономить на техническом обслуживании гидропривода, т.к. масло постоянно обновляется и уменьшает номенклатуру используемых ГСМ. Возможен также разогрев сторонней ёмкости, если подключить заявленное устройство к соответствующему внешнему теплообменнику, то есть запустить циркуляцию масла через этот теплообменник.

Похожие патенты RU2735118C1

название год авторы номер документа
Автотопливомаслозаправщик 2020
  • Шарыкин Федор Евгеньевич
  • Безручкин Владимир Владимирович
  • Горнов Николай Николаевич
  • Горшков Денис Юрьевич
  • Комаров Денис Владимирович
  • Демиров Владимир Иванович
  • Муртазин Шамиль Салихъянович
  • Галко Сергей Анатольевич
RU2738492C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ПНЕЙ 1997
  • Алябьев А.Ф.
  • Сериков Ю.М.
  • Дегтев В.Т.
RU2157618C2
Бульдозер 1981
  • Шебанов Игорь Владимирович
  • Шебанов Владимир Александрович
  • Юрченко Иван Григорьевич
SU1004545A1
ГИДРОСИСТЕМА С ФУНКЦИЕЙ ОБОГРЕВА ГИДРОМОТОРОВ 2020
  • Колтыга Виталий Иванович
  • Тильгаев Денис Владимирович
RU2767256C1
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК 2005
  • Жуков Александр Николаевич
  • Ковалёв Владимир Анатольевич
  • Кравцов Дмитрий Станиславович
  • Пономаренко Валерий Васильевич
RU2268203C1
СПОСОБ БУРЕНИЯ ПОРОДЫ С ПЕРЕМЕННЫМИ СВОЙСТВАМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Першин Виктор Алексеевич
  • Гугуев Иван Кондратьевич
  • Ковалев Андрей Владимирович
  • Хиникадзе Тенгиз Анзорьевич
RU2582691C1
МАШИНА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ПОЛОТНА ДОРОГИ 1996
  • Ананьин Б.М.
  • Хазанович М.И.
RU2110644C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТЕРА ЗЕМЛЕРОЙНОЙ МАШИНЫ 1971
  • Изобретени А. А. Бабицкий, Е. Гарбузов, Е. И. Шейнис, И. Н. Якунина, В. И. Брижань, Л. Л. Даниленко, П. Н. Зельцер, В. Н. Иваненко, Б. П. Портной Д. Я. Рейтман
SU414380A1
Система обогрева кабины транспортного средства с гидросистемой 1982
  • Эфрос Виктор Валентинович
  • Катольник Владимир Михайлович
  • Бражкин Альберт Алексеевич
SU1082635A1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ОБЪЕМНЫХ ГИДРОМАШИН 2000
  • Куранов В.Г.
  • Карабанов И.М.
RU2167340C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 735 118 C1

Реферат патента 2020 года Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую

Изобретение относится к области преобразования механической энергии в тепловую, а именно разогреву масла в ёмкости, входящей в гидросистему. Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую содержит масляный бак, напорную и сливную магистрали, насос, установленные параллельно в напорной магистрали дроссели и гидрораспределитель. В напорной магистрали установлено три дросселя, а гидрораспределитель выполнен с возможностью последовательного отключения дросселей в зависимости от давления масла. Достигается обеспечение подогрева масла объёмом не менее 0,5 м3 при низких температурах окружающей среды. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 735 118 C1

1. Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую, содержащее масляный бак, напорную и сливную магистрали, насос, установленные параллельно в напорной магистрали дроссели и гидрораспределитель, отличающееся тем, что установлено по меньшей мере три дросселя, а гидрораспределитель выполнен с возможностью последовательного отключения дросселей в зависимости от давления масла.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности двигателя специализированного транспортного средства.

3. Устройство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что оно содержит дополнительные сливную и напорную магистрали с насосом и гидрораспределителем, выполненным с возможностью направления потока масла на выдачу внешнему потребителю, на гидромотор и в масляный бак через дополнительный дроссель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2735118C1

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ В ГИДРОПРИВОДЕ 2003
  • Власов П.А.
  • Рылякин Е.Г.
RU2236615C1
Устройство для телеграфирования в звездообразном направлении 1926
  • Башкатов В.З.
SU14999A1
JP 7057516 B, 21.06.1995
ЗОЛОУЛОВИТЕЛЬ 1997
  • Пузырев Е.М.
  • Щуренко В.П.
RU2186610C2

RU 2 735 118 C1

Авторы

Шарыкин Федор Евгеньевич

Безручкин Владимир Владимирович

Горнов Николай Николаевич

Горшков Денис Юрьевич

Комаров Денис Владимирович

Даты

2020-10-28Публикация

2020-05-07Подача