Изобретение относится к средствам, обеспечивающим в полевых условиях заправку техники горючесмазочными материалами (ГСМ), в частности топливом и маслом. Автотопливомаслозаправщик предназначен для транспортирования, кратковременного хранения, заправки техники и малых кораблей горючим с учетом выданного количества, а также турбинным и моторным маслом, разогретым, в случае низкой температуры окружающей среды, с учетом выданного количества.
Известно множество автотопливомаслозаправщиков, принципиально скомпонованных по одной и той же схеме: одна цистерна на шасси высокой проходимости, разделённая на несколько секций, в каждой из которых может храниться и транспортироваться определённый вид ГСМ. К таким автотопливомаслозаправщикам относится, например, продукция ООО «Уральский завод спецтехники» (https://uzst.ru/tech/avtoczisterny/avtotoplivomaslozapravshhik). Разделение одной цистерны на несколько отсеков позволяет перевозить сразу до четырех различных видов ГСМ. Каждый отсек оборудован автономным раздаточным узлом, пистолетом и счетчиком расхода, что позволяет одновременно обслуживать четыре различные машины или заправлять один автомобиль одновременно 4 видами ГСМ.
Более сложный (многофункциональный) автотопливомаслозаправщик известен из патента CN 201442538U. К раскрытой выше схеме добавляется, по меньшей мере, моечная система.
Все вышеуказанные автотопливомаслозаправщики не приспособлены для работы в условиях низких температур (до минус 50 °С). Опционно предусмотрена возможность установки отопителя кабины водителя. Секционная конструкция цистерны малопригодна для реализации системы подогрева масла в сочетании с одновременной заправкой нескольких единиц техники.
В качестве прототипа выбран автотопливозаправщик (RU 156486U1), оснащенный базовым шасси, на котором смонтированы цистерна с заливной горловиной, дыхательные клапаны, воздушный фильтр, отстойник и уровнемер, насос с приводом от базового двигателя и возможностью использования автономного двигателя, фильтр-водоотделитель, счетчик выданного топлива, пенал левый и пенал правый с напорно-всасывающими рукавами, задний технологический отсек с арматурой и запорно-регулирующей аппаратурой, трубопроводы, контрольно-измерительные приборы, электрооборудование, средства пожаротушения, заземляющие устройства, в котором дополнительно введены два боковых ящика с двумя барабанами для раздаточных рукавов, оснащенных раздаточными кранами и задний технологический отсек с восьмью барабанами для раздаточных рукавов, оснащенных раздаточными кранами, передний шкаф размещен между кабиной водителя и цистерной, оборудован баком для гидропривода намотки барабанов и размещенными в нем двадцатью пятью канистрами для перевозки жидкостей, намотка рукавов на барабан осуществляется с помощью гидропривода.
Существенно, что в данном автотопливозаправщике предусмотрен шкаф (отсек) с баком для гидропривода и ёмкостями для перевозки жидкостей (масла). Недостатком технического решения является то, что емкости представляют собой канистры для, фактически, ручной заправки маслом, а гидропривод используется исключительно для привода барабанов раздаточных рукавов. И так же как аналоги, автотопливозаправщик не приспособлен к использованию при низких температурах.
Задача изобретения состояла в устранении вышеуказанных недостатков прототипа.
Технический результат от использования изобретения – возможность работы при температурах до минус 50 °С, использование гидропривода для работы топливного насоса, возможность разогрева среды в сторонней ёмкости, высокая степень автоматизации.
Указанная задача решается автотопливомаслозаправщиком, оснащенным базовым шасси, на котором смонтированы цистерна с заливной горловиной, топливный насос, счетчики выданного продукта, пеналы с напорно-всасывающими рукавами, задний технологический отсек с арматурой и запорно-регулирующей аппаратурой, гидропривод, масляный отсек с баком для гидропривода и по меньшей мере одной ёмкостью для хранения масла для заправки техники, трубопроводы, фильтры, контрольно-измерительные приборы, электрооборудование, средства пожаротушения, заземляющие устройства, в котором, согласно изобретению, бак для гидропривода и ёмкость для хранения масла для заправки техники объединены в единую ёмкость, в масляную систему интегрирована система подогрева с по меньшей мере двумя дросселями и одним гидрораспределителем, масляный отсек содержит, по меньшей мере один насос для подачи масла в дроссельный подогреватель и один насос для заправки техники и для гидропривода, оба насоса с приводом от базового двигателя, при этом гидропривод обеспечивает работу топливного насоса.
Исходя из задач, стоящих перед изобретением, целесообразно масляный отсек выполнять теплоизолированным.
Автотопливомаслозаправщик также может быть выполнен с возможностью разогрева среды в сторонней ёмкости.
Автотопливомаслозаправщик также может содержать систему блокировок, сигнализаторов, которые отключают технологические операции и сигнализируют, по меньшей мере, в следующих случаях: при достижении предельных уровней значений топлива в цистерне; при засорённом фильтре; при достижении максимально допустимой температуре разогреваемого масла; при минимально допустимом уровне масла в маслобаке; при наличии воды в топливе, предназначенном для заправки техники.
Предпочтительна также установка системы принудительной блокировки колес шасси при выполнении технологических операций.
Целесообразно управление технологическими операциями, как из топливного, так и из масляного отсека оснащать системой аварийной остановки двигателя.
Повышение уровня автоматизации довершается автоматической системой контроля ГСМ, способной осуществлять их контроль и учёт при выполнении операций приём и выдачи, с формированием отчёта, в том числе посредством устройства беспроводной передачи данных.
Автоматизация может быть скомпонована с использованием известной материально-технической базы (датчики, исполнительные механизмы и т.п.) и оригинального программного обеспечения.
Для дополнительной защиты автотопливомаслозаправщик может быть снабжён тентовым модулем.
Целесообразно также использовать наработки, известные из уровня техники: обеспечение возможности перекачки ГСМ из одной емкости в другую, минуя собственные ёмкости (достигается применением дополнительных трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры); организация места для размещения, по меньшей мере, шести канистр объемом, по меньшей мере, 20 л каждая для хранения дополнительного объёма ГСМ.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан вид сбоку на автотопливомаслозаправщик.
На фиг. 2 показана общая схема технологическая принципиальная (масляная и топливная системы).
На фиг. 3 показана схема прохождения масла через дроссели (процесс разогрева).
На фиг. 4 показана схема прохождения масла для обеспечения работы гидромотора (гидропривод).
На фиг. 5 показана схема прохождения разогретого до необходимой температуры масла через подключаемый теплообменник для разогрева сторонней ёмкости.
Автотопливомаслозаправщик оснащен базовым шасси 1 (например, автомобильное шасси повышенной проходимости КамАЗ-65224 доработанное), на котором смонтирована цистерна 2 с заливной горловиной, топливный насос 3, счетчики выданного продукта (не позиционированы), пеналы 4 с напорно-всасывающими рукавами, задний (топливный) технологический отсек 5 с арматурой и запорно-регулирующей аппаратурой (не позиционированы), утеплённый масляный отсек 6 (утеплитель не показан) с ёмкостью 7 (масляный бак), трубопроводы, фильтры, контрольно-измерительные приборы, электрооборудование, средства пожаротушения, заземляющие устройства (не позиционированы). Система подогрева включает три дросселя 8 (предпочтительное количество дросселей) и гидрораспределитель 9, насос 10 для подачи масла в дроссельный подогреватель (гидрораспределитель 9 и дроссели 8), насос 11, магистраль которого выполнена с возможностью направления потока масла (посредством гидрораспределителя 12 и соответствующей арматуры) на выдачу внешнему потребителю (через узел выдачи 13), на гидромотор 14 и в масляный бак 7 через дополнительный дроссель 15. Насосы 10 и 11 имеют привод от базового двигателя через коробки отбора мощности, соответственно 16 и 17. Компоновка топливного отсека 5 позволяет заправлять до четырёх единиц техники одновременно посредством раздаточных пистолетов 18.
При необходимости, к масляной системе может подключаться теплообменник 19 для разогрева сторонней ёмкости (фиг. 5).
Всё оборудование закрывается тентовым модулем 20 для маскировки автотопливомаслозаправщика, а также защиты от неблагоприятных погодных условий.
Стандартные обозначения на схемах:
Б1 – барабан системы подачи масла; БРС1 – быстроразъемное соединение для приема и выдачи горючего через напорно-всасывающие рукава Ду 75; БРС2 – быстроразъемное соединение для выдачи горючего; ГМШ50 – гидромотор шестеренный; ДКн – донный клапан приема горючего; ДКс – донный клапан слива горючего; ДР1…ДР4 – дроссели; НШ50, НШ100 – насос шестеренный; КОМ1, КОМ2 – коробки отбора мощности; КП – клапан предохранительный; Р1 – гидрораспределитель для направления потока масла от насоса НШ50; Р2 – гидрораспределитель для направления потока масла от насоса НШ100; РП1… РП4 – раздаточные пистолеты; СЖ – счетчик жидкости; СШН-80/1200 – насос топливный; ФТк-18М – фильтр масляный; ФТК-45 – фильтр топливный.
Автотопливомаслозаправщик работает следующим образом.
Загустевшее масло в масляном баке 7 при отрицательной температуре окружающей среды (до минус 50 °С) подвергается принудительной циркуляции посредством насоса 10 систему дросселей 8 (на фиг. 3 движение масла показано стрелками), по мере увеличения температуры давление масла на входе в дроссельный узел начинает падать. Для поддержания необходимого давления и скорости разогрева последовательно отключаются дроссели 8 посредством гидрораспределителя 9. Использование именно трёх дросселей 8 является разумным компромиссом с точки зрения необходимой мощности привода, временем разогрева масла и соотношением температура/давление масла.
Далее приведён расчет необходимой мощности для нагрева и времени нагрева масла.
Объем маслобака V = 500 л = 0,5 м3.
Плотность масла с = 900 кг/м3.
Удельная теплоемкость с = 1,9 кДж/(кг·К).
Тактико-технические характеристики автотопливомаслозаправщика:
время нагрева Т = 1 мин = 60 с;
изменение температуры Дt = 2 °К.
Масса масла в маслобаке:
Энергия, необходимая для нагрева 450 кг масла на 2є:
Мощность, необходимая для нагрева 450 кг масла на 2є за 1 мин (60 с):
Энергия необходимая для разогрева 450 кг масла от минус 23 °С до 50 °С:
Расчётное время разогрева при подводимой мощности Р=28,5 кВт:
Полезная мощность насоса:
где Nп – полезная мощность насоса, Вт;
Р – рабочее давление, max 16 МПа;
Q – расход, м3/с.
Частота вращения привода насоса n = 1600 об/мин (при передаточном числе от вала КОМ к коленчатому валу двигателя равным единице):
где n – частота вращения, об/мин,
Vn – рабочий объём, см3.
Q= 1600 · 100 = 160 000 см3/мин = 160 л/мин = 0,0026 м3/с
Nп=16·106· 0,0026 = 41600 Вт = 41,6 кВт
Потеря давления в дросселе определяется как:
Δp= Δt·с·C·m,
где Δt – повышение температуры масла;
с – плотность масла, 900 кг/м3;
С – удельная теплоемкость, для масла 1,9 кДж/(кг·К);
m – механический эквивалент теплоты (в СИ m=1).
Рассмотрим расчет потери давления при последовательном отключении дросселей при достижении соответствующей Δt в диапазоне температур от минус 30 °С до 50 °С:
Δp1= 80 · 900 · 1,9 · 1 = 119700 кг/м2 ~ 1,2 МПа,
Δp2= 40 · 900 · 1,9 · 1 = 68400 кг/м2 ~ 0,7 МПа,
Δp3= 20 · 900 · 1,9 · 1 = 34200 кг/м2 ~ 0,3 МПа.
Потеря мощности в дросселе определяется как:
ΔN = Δp · Q,
ΔN1 = 1,2 · 106 · 0,0026 = 3120 Вт ~ 3,1 кВт,
ΔN2 = 0,7 · 106 · 0,0026 = 1820 Вт ~ 1,8 кВт,
ΔN3 = 0,3 · 106 · 0,0026 = 780 Вт ~ 0,8 кВт.
С учетом того, что в данной системе применяется три дросселя, то к расчетной мощности необходимой для нагрева 450 кг масла, добавляются потери ΔN.
Таким образом, полезной мощности насоса, с учетом потерь, достаточно для обеспечения заданных параметров скорости нагрева.
Расчётные данные подтверждены экспериментальным путём в ходе заводских и государственных испытаний опытного образца АТМЗ-7-65224.
Опытный образец АТМЗ-7-65224 в ходе государственных испытаний на базе ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны России проходил оценку работоспособности в условиях и после воздействия климатических факторов окружающей среды, а именно выдержка при температуре минус 50 °С в течение 12 ч. После двенадцатичасовой выдержки при минус 50 °С температура масла в маслобаке составила минус 23 °С. Время разогрева до плюс 50 °С составило 43 минуты, что согласуется с расчётными данными с допустимой погрешностью.
При достижении необходимой температуры (максимально 50 °С) дроссельный узел отключается. Далее осуществляются необходимые операции, например, через узел 13 насосом 11 может осуществляться выдача масла внешним потребителям. Насос 11 и дроссель 14 могут использоваться как дополнительная ступень подогрева масла. Гидромотор 14 может быть использован для привода топливного насоса (на фиг. 4 движение масла показано стрелками), что позволяет экономить на техническом обслуживании гидропривода, так как масло постоянно обновляется и уменьшает номенклатуру используемых ГСМ. Направление потока масла регулируется, в данном случае, гидрораспределителем 12.
Возможен также разогрев сторонней ёмкости, если подключить заявленное устройство к соответствующему внешнему теплообменнику 19, то есть запустить циркуляцию масла через этот теплообменник (на фиг. 5 движение масла показано стрелками).
В целом автотопливомаслозаправщик позволяет (с учётом типового, стандартного оборудования) осуществлять следующие функции:
- транспортирование и кратковременное хранение продукта в цистерне;
- наполнение цистерны своим насосом;
- наполнение цистерны сторонним насосом нижним и верхним способами;
- перемешивание продукта в цистерне;
- перекачку продукта из одной емкости в другую, минуя собственную цистерну;
- опорожнение цистерны своим насосом;
- опорожнение цистерны самотеком;
- выдачу продукта из напорно-всасывающих и раздаточных рукавов;
- заправка автобронетанковой техники из своей цистерны, очищенным от загрязнений горючим, открытым способом;
- разогрев масла в маслобаке;
- разогрев масла в сторонней ёмкости;
- наполнение маслобака своим насосом;
- опорожнение маслобака своим насосом;
- заправка разогретым маслом, очищенным от загрязнений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для преобразования механической энергии масла в тепловую | 2020 |
|
RU2735118C1 |
Автотопливомаслозаправщик | 2023 |
|
RU2812984C1 |
Система контроля наличия и движения горюче-смазочных материалов | 2020 |
|
RU2739370C1 |
Гусеничный топливомаслозаправщик | 2020 |
|
RU2750209C1 |
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК | 2005 |
|
RU2268203C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ ТОПЛИВОМАСЛОЗАПРАВЩИК | 1999 |
|
RU2163997C1 |
ТОПЛИВОМАСЛОЗАПРАВЩИК ДЛЯ КРИТИЧЕСКИХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 2020 |
|
RU2741667C1 |
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2407658C1 |
КОМПЛЕКС ГРУППОВОЙ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТОПЛИВОМ | 2023 |
|
RU2807222C1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ ПАРООБРАЗУЮЩАЯ УСТАНОВКА | 2002 |
|
RU2232345C2 |
Изобретение относится к средствам, обеспечивающим в полевых условиях заправку техники горючесмазочными материалами, в частности топливом и маслом. Автотопливомаслозаправщик оснащен базовым шасси, на котором смонтированы цистерна с заливной горловиной, топливный насос, счетчики выданного продукта, пеналы с напорно-всасывающими рукавами, задний технологический отсек с арматурой и запорно-регулирующей аппаратурой, гидропривод, масляный отсек с баком для гидропривода и по меньшей мере одной ёмкостью для хранения масла для заправки техники, трубопроводы, фильтры, контрольно-измерительные приборы, электрооборудование, средства пожаротушения, заземляющие устройства. Бак для гидропривода и ёмкость для хранения масла для заправки техники объединены в единую ёмкость, в масляную систему интегрирована система подогрева с по меньшей мере двумя дросселями и по меньшей мере одним гидрораспределителем, масляный отсек содержит по меньшей мере один насос для подачи масла в дроссельный подогреватель и по меньшей мере один насос для заправки техники и для гидропривода, оба насоса с приводом от базового двигателя. Гидропривод обеспечивает работу топливного насоса. Достигается возможность работы при низких температурах, использование гидропривода для работы топливного насоса, возможность разогрева среды в сторонней ёмкости. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Автотопливомаслозаправщик, оснащенный базовым шасси, на котором смонтированы цистерна с заливной горловиной, топливный насос, счетчики выданного продукта, пеналы с напорно-всасывающими рукавами, задний технологический отсек с арматурой и запорно-регулирующей аппаратурой, гидропривод, масляный отсек с баком для гидропривода и по меньшей мере одной ёмкостью для хранения масла для заправки техники, трубопроводы, фильтры, контрольно-измерительные приборы, электрооборудование, средства пожаротушения, заземляющие устройства, отличающийся тем, что бак для гидропривода и ёмкость для хранения масла для заправки техники объединены в единую ёмкость, в масляную систему интегрирована система подогрева с по меньшей мере двумя дросселями и одним гидрораспределителем, масляный отсек содержит по меньшей мере один насос для подачи масла в дроссельный подогреватель и один насос для заправки техники и для гидропривода с приводом от базового двигателя, при этом гидропривод обеспечивает работу топливного насоса.
2. Автотопливомаслозаправщик по п. 1, отличающийся тем, что масляный отсек выполнен теплоизолированным.
3. Автотопливомаслозаправщик по п. 1 или 2, отличающийся тем, что выполнен с возможностью разогрева среды в сторонней ёмкости.
4. Автотопливомаслозаправщик по п. 1 или 2, отличающийся тем, что содержит систему блокировок и сигнализаторов, которые отключают технологические операции и сигнализируют по меньшей мере в следующих случаях: при достижении предельных уровней значений топлива в цистерне, при засорённом фильтре, при достижении максимально допустимой температуры разогреваемого масла, при минимально допустимом уровне масла в маслобаке, при наличии воды в топливе, предназначенном для заправки техники.
5. Автотопливомаслозаправщик по п. 1 или 2, отличающийся тем, что на нём установлена система принудительной блокировки колес шасси при выполнении технологических операций.
6. Автотопливомаслозаправщик по п. 1 или 2, отличающийся тем, что управление технологическими операциями как из топливного, так и из масляного отсеков оснащено системой аварийной остановки двигателя.
7. Автотопливомаслозаправщик по п. 1 или 2, отличающийся тем, что он укомплектован автоматической системой контроля горючесмазочных материалов, способной осуществлять их контроль и учёт при выполнении операций приёма и выдачи, с формированием отчёта, в том числе посредством устройств беспроводной передачи данных.
8. Автотопливомаслозаправщик по п. 1 или 2, отличающийся тем, что он снабжён тентовым модулем.
9. Автотопливомаслозаправщик по п. 1 или 2, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью перекачки горючесмазочных материалов из одной емкости в другую, минуя собственные ёмкости.
10. Автотопливомаслозаправщик по п. 1 или 2, отличающийся тем, что в масляном отсеке организовано место для размещения по меньшей мере шести канистр объёмом по меньшей мере 20 л каждая.
0 |
|
SU156486A1 | |
Приспособление для испытания на давление полых предметов | 1932 |
|
SU28347A1 |
CN 101758791 A, 30.06.2010 | |||
Скважинный фильтр тонкой очистки | 2017 |
|
RU2663778C1 |
Авторы
Даты
2020-12-14—Публикация
2020-06-05—Подача