Изобретение относится к области авиационной техники, а конкретно к объектам беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов (ЛА), и может быть использовано при разработке новых образцов или модернизации. Изобретение предназначено для обеспечения взлета, посадки и передвижения беспилотного летательного аппарата
Известны беспилотные авиационные комплексы (БАК) содержащие беспилотный летательный аппарат (БЛА), и стартовую наземную станцию, содержащую мобильную установку и установленную на ней энергетическую установку и блок управления полетом БЛА (Патенты РФ №2067952 №2403182).
Авиация: Энциклопедия / гл. ред. Г.П. Свищёв. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.- 736 с. - ISBN 5-85270-086-Х. кроме этого существуют способы взлета БЛА с ЛА с продолжением полета в автономном режиме. (Патенты РФ №2099250, №2139226). Авиационный комплекс содержит беспилотный летательный аппарат (БЛА) с комплексом вооружения и разведки, пилотируемый летательный аппарат (ЛА) применяемый в качестве носителя БЛА и на котором размещен блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением. На ЛА размещена система подключения БЛА к бортовой энергетической системе ЛА и средства фиксации и расфиксации, при определенной высоте и скорости ЛА креплений БЛА к внешней подвеске, при его транспортировке ЛА. ЛА и БЛА снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления, на которой установлен блок управления полетом БЛА
Так же предусмотрен наземный старт БЛА со стартовой наземной станции с энергетической установкой. Кроме этого на ЛА устанавливается ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления.
Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам (БЛА) используемым в составе подвижного воздушного авиационного комплекса аэродромного базирования
Известен дистанционно-пилотируемый аппарат английской фирмы "Скайспай", который при эксплуатации может взлетать с опорной установки, размещенной на мобильной станции, установленной на шасси автомобиля (см. журнал "Обзоры. Винтокрылые дистанционно-пилотируемые аппараты", 1978, N 547, с. 9).
Недостатком данного комплекса является более низкая эксплуатационная эффективность, так как для замены полезной нагрузки на БЛА необходим выход человека из транспорта, малая подвижность наземного транспортного средства.
Известны беспилотные летательные аппараты, например, Eagle Eye американской фирмы Bell (www janes com) типа V-22 Osprey с поворотными винтами, позволяющими летательному аппарату взлетать по-вертолетному, а затем переходить на самолетный режим полета (наиболее близкий аналог).
Недостатком такого типа летательных аппаратов является ограничение дальности, высоты и времени его работы вследствие использования для подъема и полета летательного аппарата ограниченных внутренних источников энергии, например, топлива на борту.
Наиболее близким по принципу работы и техническому устройству является «Авиационный разведывательный комплекс» по патенту №2067952 от 20.10.1996, МПК В64С 39/02
Недостатком данной конструкции является низкая мобильность, ограничение дальности, высоты и времени его работы, невозможность осуществлять управление с центрального пункта управления, невозможность полета в автоматическом режиме, отсутствие системы вооружения и посадки БЛА как на аэродром, невозможность использования БЛА в режиме ретрансляции сигналов ЛА.
Технической проблемой настоящего изобретения является необходимость повышения боевой эффективности мобильности, дальности, управляемости и огневой мощи авиационного комплекса.
Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, заключается в возможности транспортировки и применения БЛА, отстыкующихся от ЛА и управляемых оператором с помощью блока управления размещенного на борту ЛА или с наземного центрального пункта управления в режиме ретрансляции, способных вести разведку и поражать живую силу и другие цели, способных осуществлять взлет и посадку непосредственно с аэродрома базирования и возвращения на него в автоматическом режиме в случае потери управления оператором.
Поставленная задача достигается тем, авиационный комплекс с БЛА представляет собой авиационный комплекс, содержащий беспилотный летательный аппарат (БЛА) с комплексом вооружения и разведки, пилотируемый летательный аппарат (ЛА) применяемый в качестве носителя БЛА и на котором размещен блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением. На ЛА размещена система подключения БЛА к бортовой энергетической системе ЛА и средства фиксации и расфиксации, при определенной высоте и скорости ЛА креплений БЛА к внешней подвеске, при его транспортировке ЛА. ЛА и БЛА снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления, на которой установлен резервный блок управления полетом БЛА
Так же предусмотрен наземный старт БЛА со стартовой наземной станции с энергетической установкой. Кроме этого на ЛА устанавливается ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления. На (фиг. 1) изображен авиационный комплекс (АК) а) вид сбоку, б) вид сверху, в) вид спереди.
Изобретение поясняется чертежами: фиг. 1 - На (фиг. 1) изображен авиационный комплекс (АК) с БЛА а) вид сбоку, б) вид сверху, в) вид спереди, фиг. 2 - вариант применения авиационного комплекса с БЛА и размещение наземного центрального пункта управления.
Авиационный комплекс с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) представляет собой авиационный комплекс, содержащий пилотируемый летательный аппарат ЛА 1 применяемый в качестве носителя БЛА 2 (фиг. 1), креплений БЛА к внешней подвеске 3 при его транспортировке на ЛА 1 (фиг. 1) со средствами фиксации и расфиксации при определенной высоте и скорости (на рис. не показаны), ретранслятора сигналов управления БЛА 4, вооружения ЛА 5 (фиг. 1); комплекса разведки 6 БЛА и вооружения 7 БЛА (фиг. 1). Так же на ЛА 1 размещен блок управления БЛА 8 с резервным блок управления ЛА 1 и его вооружением 5 (фиг. 1); кроме того, на ЛА 1 размещена система подключения БЛА 2 к бортовой энергетической системе ЛА 1 (на рисунках не показана). Предусмотрен вариант наземного запуска БЛА 2 со стартовой наземной станции с энергетической установкой 9 (фиг. 2); ЛА 1 и БЛА 2 снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления 10 (фиг. 2), на которой установлен резервный блок управления полетом БЛА 2. Предусмотрена система аварийной посадки БЛА 2 парашютного или другого типа 11 (фиг. 2). В конструкции БЛА 2 предусмотрена замена вооружения 7 приборами радиационной и химической разведки (РХР) (на фиг.не показано) с возможностью передачи данных, как на пульт оператора блока управления с резервным блок управления ЛА 1 и его вооружением 5 находящийся на ЛА 8, так и пульт оператора наземного центрального пункта управления 10. Авиационный комплекс работает следующим образом.
Во время полета ЛА1 БЛА 2 находятся на внешней подвеске 3 и жестко закреплены фиксаторами (на рис. не показаны). Энергосистемы БЛА 2 и ЛА 1 соединены между собой обеспечивая подачу энергии от ЛА 1 к БЛА 2. В условиях, где необходимо применение БЛА 2, командир ЛА 1 отдает команду оператору БЛА, который кнопкой включает систему управления БЛА 2, обеспечивая функционирование энергосистемы БЛА 2 от бортовой системы ЛА 1. Происходит запуск двигателей и выход их на полетный режим. Фиксаторы освобождают БЛА 2. БЛА 2 освобождается от ЛА 1 и движется в направлении и со скоростью, заданной системой управления БЛА 2 через блок управления БЛА с резервным блоком управления ЛА 1 и его вооружением 5. Оператор управляет работой БЛА 2. Приборы наблюдения и датчики средств разведки 6, установленные на БЛА 2 (на рис. не показаны), сканируют местность и при обнаружении целей передают информацию либо на дисплей, либо на электронную карту местности. При этом информация о целях, поступающая от БЛА 2, автоматически вводится в блок обработки данных бортовой информационной управляющей системы (БИУС) (на рис. не показана) и выводится на пульт управления оператора и командира ЛА 1. Предусмотрен вариант автоматизированного применения вооружения БЛА 7, когда при получении данных о целях БЛА 2 производит поражение целей в автоматическом режиме.
При получении информации от БЛА 2 о живой силе или о других целях, поражаемых его вооружением, оператор наводит его системы вооружения 7 на цель для последующего ее уничтожения, возможен и автоматизированный вариант уничтожения целей. Для посадки БЛА 2 возвращается на аэродром и затем в ручном режиме или автоматическом производится его посадка. Она может производится так же в аварийном режиме с использованием парашютной или другой аварийной системы 11 (фиг. 2). При необходимости управление БЛА 2 берет на себя оператор наземного центрального пункта при этом ЛА 1 может работать в режиме ретрансляции сигналов управления. В случае невозможности командира ЛА или штурмана ЛА выполнять свои обязанности оператор БЛА может временно выполнять их функции с помощью дублирующих систем выведенных на пульт управления блока управления БЛА. (фиг. 1). При этом управление БЛА может осуществлять оператор наземного центрального пункта управления, а через ЛА будет осуществляться ретрансляция сигналов управления БЛА 2 через ретранслятор 4 ЛА (фиг. 1). При невозможности осуществить данный вариант управления БЛА 2 переходит в автоматический режим полета на аэродром базирования. При необходимости можно осуществлять запуск БЛА 2 непосредственно с аэродрома базирования при помощи стартовой наземной станции 9 (фиг. 2) и осуществлять управление в таком режиме с наземного центрального пункта управления 10 (фиг. 2). В случае возникновения нештатной ситуации посадка производится так же в аварийном режиме с использованием парашютной или другой аварийной системы 11.
Анализ отличительных признаков показал, что размещение БЛА 2 на ЛА 1, который является мобильной платформой и энергетической установкой и установка на ЛА блока управления БЛА с резервным блоком управления ЛА 1 и его вооружением 8. позволяет существенно повысить боевой эффективность, мобильность, дальность, управляемость и огневую мощь авиационного комплекса.
Данный вариант позволяет увеличить увеличить боевую эффективность авиационных комплексов так как позволяет объединить летательные аппараты в информационную боевую сеть с непосредственной обменом, ревалентной информацией при выполнении боевых задач и использовать их в составе разведывательно-ударных комплексов и т.п. (фиг. 2)
При установке вместо вооружения на БЛА приборов радиационной и химической разведки (на рисунках не показано) комплекс может использоваться в системе МЧС, как высокомобильное средство ведения радиационной и химической разведки при ликвидации аварий на радиационно и химически опасных объектах, разведки районов пожаров и наводнений, землетрясений и других аварий, и катастроф.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энциклопедия / гл. ред. Г.П. Свищёв. - М.: Большая Российская эциклопедия 1994. - 736 с - ISBN 5-85270-086-Х
2. Общие виды и характеристики беспилотных летательных аппаратов: справочное пособие / А.Г. Гребеников, А.К. Мялица, В.В. Парфенюк и др. Харьков, 2008;
3. Восс Л. Рынок беспилотных систем растет и меняется (перевод аналитического обзора компании Frost amp; Sullivan) // Мир компьютерной автоматизации: мир ВКТ. 2009. №1. (http://www.rtsoft.ru/press/articles/detail.php?ID=778);
4. Сенюшкин Н.С., Ямалиев P.P., Усов Д.В., Мураева М.А. Особенности классификации БПЛА самолетного типа // Молодой ученый. 2010. №11. Т. 1. С. 65-68;
5. Лоскутников А.А., Сенюшкин Н.С., Парамонов В.В. Системы автоматического управления БПЛА // Молодой ученый. 2011. №9. С. 56-58;
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Разведывательно-огневой комплекс вооружения БМОП | 2016 |
|
RU2658517C2 |
Способ дальнего обнаружения и поражения малозаметных воздушных и наземных целей | 2022 |
|
RU2804559C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2010 |
|
RU2480728C2 |
АЭРОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА | 2022 |
|
RU2792314C1 |
ВЫСОКОЗАЩИЩЕННЫЙ ТАНК С КОМПЛЕКСОМ УПРАВЛЕНИЯ БОЕВЫМИ НАЗЕМНЫМИ РОБОТАМИ И БЛА | 2017 |
|
RU2669248C1 |
АЭРОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС БЕСПИЛОТНОГО ВЕРТОЛЕТА | 2009 |
|
RU2403181C1 |
Многоцелевой резервный контур взаимодействия "лётчик-самолет" для лётных испытаний высокоавтоматизированных и беспилотных авиационных комплексов | 2020 |
|
RU2743236C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2000 |
|
RU2200900C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2019 |
|
RU2714845C1 |
КОМПЛЕКС РАЗВЕДКИ И ОГНЕВОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2021 |
|
RU2759534C1 |
Изобретение относится к области авиационной техники, а конкретно к объектам беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов (ЛА), и может быть использовано при разработке новых образцов или модернизации. Изобретение предназначено для обеспечения взлета, посадки и передвижения беспилотного летательного аппарата. Авиационный комплекс с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) состоит из стартовой наземной станции с энергетической установкой, БЛА с комплексом вооружения и разведки и пилотируемого летательного аппарата (ЛА), применяемого в качестве носителя БЛА и на котором размещен блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением. Кроме того, на ЛА размещена система подключения БЛА к бортовой энергетической системе ЛА и средства фиксации и расфиксации при определенной высоте и скорости ЛА креплений БЛА к внешней подвеске при его транспортировке ЛА. ЛА и БЛА снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления, на которой установлен резервный блок управления полетом БЛА; кроме этого на ЛА установлен ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления. Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, заключается в возможности транспортировки и применения БЛА, отстыкующихся от ЛА и управляемых оператором с помощью блока управления, размещенного на борту ЛА, или с наземного центрального пункта управления в режиме ретрансляции, способных вести разведку и поражать живую силу и другие цели, способных осуществлять взлет и посадку непосредственно с аэродрома базирования и возвращения на него в автоматическом режиме в случае потери управления оператором. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Авиационный комплекс с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) представляет собой авиационный комплекс, содержащий БЛА с комплексом вооружения и разведки, пилотируемый летательный аппарат (ЛА), применяемый в качестве носителя БЛА и на котором размещен блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением, а также стартовую наземную станцию с энергетической установкой; кроме того, на ЛА размещена система подключения БЛА к бортовой энергетической системе ЛА и средства фиксации и расфиксации при определенной высоте и скорости ЛА креплений БЛА к внешней подвеске при его транспортировке ЛА; ЛА и БЛА снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления, на которой установлен резервный блок управления полетом БЛА; кроме этого на ЛА установлен ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления.
2. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, в качестве средств разведки, устанавливаемых на БЛА, использованы приборы радиационной и химической разведки (РХР) с возможностью передачи данных как на пульт оператора, находящийся на ЛА, так и пульт оператора наземного центрального пункта управления.
3. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, что ЛА используется в качестве носителя БЛА и на нем размещается блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением.
4. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, что установленные системы управления комплексом вооружения и разведки выполнены с возможностью управления ими оператором ЛА и оператором с наземного центрального пункта управления.
5. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, что БЛА имеет возможность осуществления старта с наземной станции с энергетической установкой.
6. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, что установлен ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления.
WO 2018229761 A1, 20.12.2018 | |||
RU 2004101670 A, 10.07.2005 | |||
АВИАЦИОННЫЙ РАЗВЕДОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 1992 |
|
RU2067952C1 |
DE 4032672 А1, 16.04.1992 | |||
RU 2013116359 А, 20.10.2014. |
Авторы
Даты
2020-11-03—Публикация
2019-12-06—Подача