Авиационный комплекс с БЛА Российский патент 2020 года по МПК B64C37/02 

Описание патента на изобретение RU2735483C1

Изобретение относится к области авиационной техники, а конкретно к объектам беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов (ЛА), и может быть использовано при разработке новых образцов или модернизации. Изобретение предназначено для обеспечения взлета, посадки и передвижения беспилотного летательного аппарата

Известны беспилотные авиационные комплексы (БАК) содержащие беспилотный летательный аппарат (БЛА), и стартовую наземную станцию, содержащую мобильную установку и установленную на ней энергетическую установку и блок управления полетом БЛА (Патенты РФ №2067952 №2403182).

Авиация: Энциклопедия / гл. ред. Г.П. Свищёв. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.- 736 с. - ISBN 5-85270-086-Х. кроме этого существуют способы взлета БЛА с ЛА с продолжением полета в автономном режиме. (Патенты РФ №2099250, №2139226). Авиационный комплекс содержит беспилотный летательный аппарат (БЛА) с комплексом вооружения и разведки, пилотируемый летательный аппарат (ЛА) применяемый в качестве носителя БЛА и на котором размещен блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением. На ЛА размещена система подключения БЛА к бортовой энергетической системе ЛА и средства фиксации и расфиксации, при определенной высоте и скорости ЛА креплений БЛА к внешней подвеске, при его транспортировке ЛА. ЛА и БЛА снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления, на которой установлен блок управления полетом БЛА

Так же предусмотрен наземный старт БЛА со стартовой наземной станции с энергетической установкой. Кроме этого на ЛА устанавливается ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления.

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам (БЛА) используемым в составе подвижного воздушного авиационного комплекса аэродромного базирования

Известен дистанционно-пилотируемый аппарат английской фирмы "Скайспай", который при эксплуатации может взлетать с опорной установки, размещенной на мобильной станции, установленной на шасси автомобиля (см. журнал "Обзоры. Винтокрылые дистанционно-пилотируемые аппараты", 1978, N 547, с. 9).

Недостатком данного комплекса является более низкая эксплуатационная эффективность, так как для замены полезной нагрузки на БЛА необходим выход человека из транспорта, малая подвижность наземного транспортного средства.

Известны беспилотные летательные аппараты, например, Eagle Eye американской фирмы Bell (www janes com) типа V-22 Osprey с поворотными винтами, позволяющими летательному аппарату взлетать по-вертолетному, а затем переходить на самолетный режим полета (наиболее близкий аналог).

Недостатком такого типа летательных аппаратов является ограничение дальности, высоты и времени его работы вследствие использования для подъема и полета летательного аппарата ограниченных внутренних источников энергии, например, топлива на борту.

Наиболее близким по принципу работы и техническому устройству является «Авиационный разведывательный комплекс» по патенту №2067952 от 20.10.1996, МПК В64С 39/02

Недостатком данной конструкции является низкая мобильность, ограничение дальности, высоты и времени его работы, невозможность осуществлять управление с центрального пункта управления, невозможность полета в автоматическом режиме, отсутствие системы вооружения и посадки БЛА как на аэродром, невозможность использования БЛА в режиме ретрансляции сигналов ЛА.

Технической проблемой настоящего изобретения является необходимость повышения боевой эффективности мобильности, дальности, управляемости и огневой мощи авиационного комплекса.

Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, заключается в возможности транспортировки и применения БЛА, отстыкующихся от ЛА и управляемых оператором с помощью блока управления размещенного на борту ЛА или с наземного центрального пункта управления в режиме ретрансляции, способных вести разведку и поражать живую силу и другие цели, способных осуществлять взлет и посадку непосредственно с аэродрома базирования и возвращения на него в автоматическом режиме в случае потери управления оператором.

Поставленная задача достигается тем, авиационный комплекс с БЛА представляет собой авиационный комплекс, содержащий беспилотный летательный аппарат (БЛА) с комплексом вооружения и разведки, пилотируемый летательный аппарат (ЛА) применяемый в качестве носителя БЛА и на котором размещен блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением. На ЛА размещена система подключения БЛА к бортовой энергетической системе ЛА и средства фиксации и расфиксации, при определенной высоте и скорости ЛА креплений БЛА к внешней подвеске, при его транспортировке ЛА. ЛА и БЛА снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления, на которой установлен резервный блок управления полетом БЛА

Так же предусмотрен наземный старт БЛА со стартовой наземной станции с энергетической установкой. Кроме этого на ЛА устанавливается ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления. На (фиг. 1) изображен авиационный комплекс (АК) а) вид сбоку, б) вид сверху, в) вид спереди.

Изобретение поясняется чертежами: фиг. 1 - На (фиг. 1) изображен авиационный комплекс (АК) с БЛА а) вид сбоку, б) вид сверху, в) вид спереди, фиг. 2 - вариант применения авиационного комплекса с БЛА и размещение наземного центрального пункта управления.

Авиационный комплекс с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) представляет собой авиационный комплекс, содержащий пилотируемый летательный аппарат ЛА 1 применяемый в качестве носителя БЛА 2 (фиг. 1), креплений БЛА к внешней подвеске 3 при его транспортировке на ЛА 1 (фиг. 1) со средствами фиксации и расфиксации при определенной высоте и скорости (на рис. не показаны), ретранслятора сигналов управления БЛА 4, вооружения ЛА 5 (фиг. 1); комплекса разведки 6 БЛА и вооружения 7 БЛА (фиг. 1). Так же на ЛА 1 размещен блок управления БЛА 8 с резервным блок управления ЛА 1 и его вооружением 5 (фиг. 1); кроме того, на ЛА 1 размещена система подключения БЛА 2 к бортовой энергетической системе ЛА 1 (на рисунках не показана). Предусмотрен вариант наземного запуска БЛА 2 со стартовой наземной станции с энергетической установкой 9 (фиг. 2); ЛА 1 и БЛА 2 снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления 10 (фиг. 2), на которой установлен резервный блок управления полетом БЛА 2. Предусмотрена система аварийной посадки БЛА 2 парашютного или другого типа 11 (фиг. 2). В конструкции БЛА 2 предусмотрена замена вооружения 7 приборами радиационной и химической разведки (РХР) (на фиг.не показано) с возможностью передачи данных, как на пульт оператора блока управления с резервным блок управления ЛА 1 и его вооружением 5 находящийся на ЛА 8, так и пульт оператора наземного центрального пункта управления 10. Авиационный комплекс работает следующим образом.

Во время полета ЛА1 БЛА 2 находятся на внешней подвеске 3 и жестко закреплены фиксаторами (на рис. не показаны). Энергосистемы БЛА 2 и ЛА 1 соединены между собой обеспечивая подачу энергии от ЛА 1 к БЛА 2. В условиях, где необходимо применение БЛА 2, командир ЛА 1 отдает команду оператору БЛА, который кнопкой включает систему управления БЛА 2, обеспечивая функционирование энергосистемы БЛА 2 от бортовой системы ЛА 1. Происходит запуск двигателей и выход их на полетный режим. Фиксаторы освобождают БЛА 2. БЛА 2 освобождается от ЛА 1 и движется в направлении и со скоростью, заданной системой управления БЛА 2 через блок управления БЛА с резервным блоком управления ЛА 1 и его вооружением 5. Оператор управляет работой БЛА 2. Приборы наблюдения и датчики средств разведки 6, установленные на БЛА 2 (на рис. не показаны), сканируют местность и при обнаружении целей передают информацию либо на дисплей, либо на электронную карту местности. При этом информация о целях, поступающая от БЛА 2, автоматически вводится в блок обработки данных бортовой информационной управляющей системы (БИУС) (на рис. не показана) и выводится на пульт управления оператора и командира ЛА 1. Предусмотрен вариант автоматизированного применения вооружения БЛА 7, когда при получении данных о целях БЛА 2 производит поражение целей в автоматическом режиме.

При получении информации от БЛА 2 о живой силе или о других целях, поражаемых его вооружением, оператор наводит его системы вооружения 7 на цель для последующего ее уничтожения, возможен и автоматизированный вариант уничтожения целей. Для посадки БЛА 2 возвращается на аэродром и затем в ручном режиме или автоматическом производится его посадка. Она может производится так же в аварийном режиме с использованием парашютной или другой аварийной системы 11 (фиг. 2). При необходимости управление БЛА 2 берет на себя оператор наземного центрального пункта при этом ЛА 1 может работать в режиме ретрансляции сигналов управления. В случае невозможности командира ЛА или штурмана ЛА выполнять свои обязанности оператор БЛА может временно выполнять их функции с помощью дублирующих систем выведенных на пульт управления блока управления БЛА. (фиг. 1). При этом управление БЛА может осуществлять оператор наземного центрального пункта управления, а через ЛА будет осуществляться ретрансляция сигналов управления БЛА 2 через ретранслятор 4 ЛА (фиг. 1). При невозможности осуществить данный вариант управления БЛА 2 переходит в автоматический режим полета на аэродром базирования. При необходимости можно осуществлять запуск БЛА 2 непосредственно с аэродрома базирования при помощи стартовой наземной станции 9 (фиг. 2) и осуществлять управление в таком режиме с наземного центрального пункта управления 10 (фиг. 2). В случае возникновения нештатной ситуации посадка производится так же в аварийном режиме с использованием парашютной или другой аварийной системы 11.

Анализ отличительных признаков показал, что размещение БЛА 2 на ЛА 1, который является мобильной платформой и энергетической установкой и установка на ЛА блока управления БЛА с резервным блоком управления ЛА 1 и его вооружением 8. позволяет существенно повысить боевой эффективность, мобильность, дальность, управляемость и огневую мощь авиационного комплекса.

Данный вариант позволяет увеличить увеличить боевую эффективность авиационных комплексов так как позволяет объединить летательные аппараты в информационную боевую сеть с непосредственной обменом, ревалентной информацией при выполнении боевых задач и использовать их в составе разведывательно-ударных комплексов и т.п. (фиг. 2)

При установке вместо вооружения на БЛА приборов радиационной и химической разведки (на рисунках не показано) комплекс может использоваться в системе МЧС, как высокомобильное средство ведения радиационной и химической разведки при ликвидации аварий на радиационно и химически опасных объектах, разведки районов пожаров и наводнений, землетрясений и других аварий, и катастроф.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия / гл. ред. Г.П. Свищёв. - М.: Большая Российская эциклопедия 1994. - 736 с - ISBN 5-85270-086-Х

2. Общие виды и характеристики беспилотных летательных аппаратов: справочное пособие / А.Г. Гребеников, А.К. Мялица, В.В. Парфенюк и др. Харьков, 2008;

3. Восс Л. Рынок беспилотных систем растет и меняется (перевод аналитического обзора компании Frost amp; Sullivan) // Мир компьютерной автоматизации: мир ВКТ. 2009. №1. (http://www.rtsoft.ru/press/articles/detail.php?ID=778);

4. Сенюшкин Н.С., Ямалиев P.P., Усов Д.В., Мураева М.А. Особенности классификации БПЛА самолетного типа // Молодой ученый. 2010. №11. Т. 1. С. 65-68;

5. Лоскутников А.А., Сенюшкин Н.С., Парамонов В.В. Системы автоматического управления БПЛА // Молодой ученый. 2011. №9. С. 56-58;

Похожие патенты RU2735483C1

название год авторы номер документа
Разведывательно-огневой комплекс вооружения БМОП 2016
  • Клюжин Александр Васильевич
  • Манько Валерий Леонидович
  • Дубенко Сергей Александрович
  • Хоменко Максим Александрович
  • Фомичев Сергей Владимирович
  • Егорова Юлия Александровна
RU2658517C2
Способ дальнего обнаружения и поражения малозаметных воздушных и наземных целей 2022
  • Ефанов Василий Васильевич
RU2804559C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2010
  • Чарушников Александр Валерьевич
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
  • Колесник Алексей Владимирович
RU2480728C2
АЭРОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА 2022
  • Кищинский Андрей Александрович
  • Чернов Владимир Германович
  • Субботин Владимир Юрьевич
  • Евхаритский Сергей Александрович
  • Балыко Илья Александрович
RU2792314C1
ВЫСОКОЗАЩИЩЕННЫЙ ТАНК С КОМПЛЕКСОМ УПРАВЛЕНИЯ БОЕВЫМИ НАЗЕМНЫМИ РОБОТАМИ И БЛА 2017
  • Клюжин Александр Васильевич
  • Манько Валерий Леонидович
  • Дубенко Сергей Александрович
  • Хоменко Максим Александрович
  • Фомичев Сергей Владимирович
  • Егорова Юлия Александровна
RU2669248C1
АЭРОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС БЕСПИЛОТНОГО ВЕРТОЛЕТА 2009
  • Губарев Борис Анатольевич
  • Субботин Владимир Юрьевич
  • Чернов Владимир Германович
RU2403181C1
Многоцелевой резервный контур взаимодействия "лётчик-самолет" для лётных испытаний высокоавтоматизированных и беспилотных авиационных комплексов 2020
  • Меликова Мария Бенедиктовна
  • Арбузова Наталья Викторовна
  • Погорелов Алексей Константинович
RU2743236C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2000
  • Цыплаков В.В.
  • Берестов Л.М.
  • Серов Л.В.
  • Кондратов А.А.
  • Леут А.П.
  • Дедеш В.Т.
  • Трофимов Н.С.
  • Калинин Ю.И.
  • Жихарев В.Н.
  • Чудный Ю.М.
  • Сазонов Н.И.
  • Дворников В.Н.
  • Белый В.Д.
  • Утицкий В.Д.
RU2200900C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2019
  • Коновалов Владимир Борисович
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Сергеев Владислав Владимирович
  • Машков Алексей Сергеевич
  • Савчук Николай Александрович
RU2714845C1
КОМПЛЕКС РАЗВЕДКИ И ОГНЕВОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2021
  • Каплин Александр Юрьевич
  • Степанов Михаил Георгиевич
RU2759534C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 735 483 C1

Реферат патента 2020 года Авиационный комплекс с БЛА

Изобретение относится к области авиационной техники, а конкретно к объектам беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов (ЛА), и может быть использовано при разработке новых образцов или модернизации. Изобретение предназначено для обеспечения взлета, посадки и передвижения беспилотного летательного аппарата. Авиационный комплекс с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) состоит из стартовой наземной станции с энергетической установкой, БЛА с комплексом вооружения и разведки и пилотируемого летательного аппарата (ЛА), применяемого в качестве носителя БЛА и на котором размещен блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением. Кроме того, на ЛА размещена система подключения БЛА к бортовой энергетической системе ЛА и средства фиксации и расфиксации при определенной высоте и скорости ЛА креплений БЛА к внешней подвеске при его транспортировке ЛА. ЛА и БЛА снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления, на которой установлен резервный блок управления полетом БЛА; кроме этого на ЛА установлен ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления. Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, заключается в возможности транспортировки и применения БЛА, отстыкующихся от ЛА и управляемых оператором с помощью блока управления, размещенного на борту ЛА, или с наземного центрального пункта управления в режиме ретрансляции, способных вести разведку и поражать живую силу и другие цели, способных осуществлять взлет и посадку непосредственно с аэродрома базирования и возвращения на него в автоматическом режиме в случае потери управления оператором. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 735 483 C1

1. Авиационный комплекс с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) представляет собой авиационный комплекс, содержащий БЛА с комплексом вооружения и разведки, пилотируемый летательный аппарат (ЛА), применяемый в качестве носителя БЛА и на котором размещен блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением, а также стартовую наземную станцию с энергетической установкой; кроме того, на ЛА размещена система подключения БЛА к бортовой энергетической системе ЛА и средства фиксации и расфиксации при определенной высоте и скорости ЛА креплений БЛА к внешней подвеске при его транспортировке ЛА; ЛА и БЛА снабжены системой связи с наземным центральным пунктом управления, на которой установлен резервный блок управления полетом БЛА; кроме этого на ЛА установлен ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления.

2. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, в качестве средств разведки, устанавливаемых на БЛА, использованы приборы радиационной и химической разведки (РХР) с возможностью передачи данных как на пульт оператора, находящийся на ЛА, так и пульт оператора наземного центрального пункта управления.

3. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, что ЛА используется в качестве носителя БЛА и на нем размещается блок управления БЛА и резервный блок управления ЛА и его вооружением.

4. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, что установленные системы управления комплексом вооружения и разведки выполнены с возможностью управления ими оператором ЛА и оператором с наземного центрального пункта управления.

5. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, что БЛА имеет возможность осуществления старта с наземной станции с энергетической установкой.

6. Авиационный комплекс с БЛА по п. 1, отличающийся тем, что установлен ретранслятор сигналов управления БЛА с наземного центрального пункта управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2735483C1

WO 2018229761 A1, 20.12.2018
RU 2004101670 A, 10.07.2005
АВИАЦИОННЫЙ РАЗВЕДОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 1992
  • Гузняев Б.В.
  • Долинский С.В.
  • Шарапов В.К.
RU2067952C1
DE 4032672 А1, 16.04.1992
RU 2013116359 А, 20.10.2014.

RU 2 735 483 C1

Авторы

Клюжин Александр Васильевич

Арзамасцев Сергей Владимирович

Егорова Юлия Александровна

Козлитин Анатолий Мефодьевич

Егоров Игорь Владимирович

Шанешкин Владимир Анатольевич

Хоменко Максим Александрович

Даты

2020-11-03Публикация

2019-12-06Подача