Предлагаемое изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения надувной лодки с разными типами движителя, которое обеспечивает ее использование с тяжелым оборудованием и обвесами и при интенсивной эксплуатации в условиях воздействия камней, льда, торосов.
Известна рама надувной лодки, которая представляет собой каркас, выполненный из металлопроката и имеющий соединенные между собой продольные и поперечные относительно бортовых надувных баллонов надувной лодки элементы. Каркас расположен внутри лодки и прижат изнутри к полностью надутым бортовым надувным баллонам за счет того, что противоположные части каркаса бортовых надувных баллонов надувной лодки соединены между собой распорками, которые соединяют их на разной высоте и находятся внутри надувной лодки. Каркас прижат изнутри к полностью надутым бортовым надувным баллонам по части их окружности, дуга которой имеет вершину, расположенную напротив продольной оси бортовых надувных баллонов. (https://youtu.be/mU4tjRH64QI, опубл. 23.12.2019)
Такая конструкция обеспечивает установку на надувную лодку тяжелого оборудования и обвесов, в данной конструкции обеспечивается дополнительное соединение каркаса с бортовыми надувными баллонами трением за счет упругости надутых бортовых надувных баллонов, что приводит к использованию силы упругости надутых баллонов для придания жесткости водного транспортного средства. Однако каркас не образует обхват надутых бортовых надувных баллонов, поэтому с помощью каркаса не увеличивается жесткость внешней стороны лодки. Также не достаточно увеличивается жесткость днища лодки, внешняя часть лодки не защищена от воздействия камней, льда, торосов, что затрудняет интенсивную эксплуатацию водного транспортного средства в условиях воздействия камней, льда, торосов.
Известно днище корпуса глиссирующей амфибии, содержащее несущую раму с формообразующим каркасом в виде ребер жесткости в несколько уровней, внешний защитный слой, выполненный из упругих листов, закреплённый с загибом по бортам на каркасе, амортизирующие воздухсодержащие и непромокаемые упругие элементы, расположенные в пространстве между внешней амортизирующей обшивкой и несущей рамой, представляющие собой слой, расположенный между внешним защитным слоем и упругими листами. Конструкция является герметичной и борта внешнего защитного слоя являются одновременно бортами глиссирующей амфибии. (пат. РФ на полезную модель № 184968, МПК B60F 3/00, B63B 1/18, опубл. 15.11.2018, Бюл. № 32)
Недостатком данной конструкции является сложность использования для надувных лодок из-за большой толщины, так как борта внешнего защитного слоя являются одновременно бортами водного транспортного средства.
Известна съемная защита днища и бортов надувной лодки, содержащая соединенные между собой наружные защитные листы, сформированные в виде дна, имеющего продолжение загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов надувной лодки с передним загибом, без образования кормовой части, имеющие отдельные (локальные) средства крепления к бортам лодки. Наружные защитные листы между их концами, которыми они притянуты к противоположным бортовым надувным баллонам надувной лодки, не являются цельными и имеют нахлест друг на друга с целью подгонки для лодок разных размеров. (а. с. СССР № 1397359, МПК B63B 7/08, В63H 21/26, опубл. 23.05.1988, Бюл. № 19)
Недостатком данной конструкции является малая жесткость конструкции, так как наружные защитные листы притянуты к бортам лодки снизу и крепятся отдельными средствами крепления локально к их упругой оболочке, и поэтому конструкция не предназначена для установки на лодку тяжелого оборудования и обвесов, например лодочных моторов большой мощности.
Известно устройство защиты днища и бортов надувной лодки, конструкция которой принята за прототип, содержащее несколько слоев защитных листов, сформированных в виде дна, имеющего продолжение наверх загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов надувной лодки с передним загибом, без образования кормовой части, и притянутых к бортам надувной лодки. Наружные защитные листы выполнены из полиэтилена. Имеется придающий жесткость каркас, выполненный в виде ребер жесткости для формообразования защитных листов. Применены отдельные средства крепления защитных листов к бортам надувной лодки. (пат. РФ на полезную модель № 196948, МПК B63B 7/08, опубл. 23.03.2020, Бюл. № 9)
Недостатком данного устройства является то, что борта надувной лодки, совместно с защитными листами и каркасом, принимают малое участие в придании жесткости конструкции, так как к ним защитные листы крепятся отдельными средствами крепления локально к их упругой оболочке. В результате этого каркас, формообразующий защитные листы, и защитные листы должны быть достаточно жесткими и массивными, либо из-за упругости оболочки бортов надувной лодки уменьшается жесткость всей конструкции, что приводит к деформациям лодки при ее движении, которые увеличивают сопротивление движению, а также усложняет установку на лодку тяжелого оборудования и обвесов, например лодочных моторов большой мощности.
Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами, как от внешних повреждений, так и от деформаций конструкции, что достигнуто путем использования силы упругости бортовых надутых надувных баллонов надувной лодки, как для удержания наружных защитных листов, так и для придания жесткости и прочности конструкции.
Для достижения указанного технического результата в устройстве защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами, содержащем наружные защитные листы, выполненные из полиэтилена, сформированные в виде дна, имеющего продолжение наверх загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов надувной лодки с передним загибом, без образования кормовой части, и притянутые к бортам надувной лодки, придающий жесткость каркас, применены следующие новые признаки.
Наружные защитные листы притянуты к бортовым надувным баллонам надувной лодки благодаря креплению их концов к каркасу, который совместно с их загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов надувной лодки, образует обхваты полностью надутых бортовых надувных баллонов, таким образом, что имеется часть каркаса, расположенная внутри надувной лодки и прижатая к ним.
Противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов надувной лодки соединены между собой распорками, которые находятся внутри надувной лодки.
Обхваты имеют размеры, при которых полностью надутые бортовые надувные баллоны упруго зажаты в них.
Наружные защитные листы являются цельными между концами, которыми они притянуты к противоположным бортовым надувным баллонам надувной лодки.
В частных случаях, распорки соединяют противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов надувной лодки на разной их высоте. При этом элементы распорок являются горизонтальными, либо имеются элементы распорок, которые являются наклонными с разным направлением наклона.
В частном случае, каркас выполнен из металлопроката и имеет соединенные между собой продольные и поперечные относительно бортовых надувных баллонов надувной лодки элементы, а концы наружных защитных листов прикреплены к ближайшим продольным элементам каркаса.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 изображено устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами; на фиг. 2 и 3 надувная лодка, оснащенная устройством защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами, причем на фиг. 2 – вид с передней ее части в аксонометрической проекции, а на фиг. 3 – вид сзади.
Надувная лодка (фиг. 2 и 3) содержит днище 1, например надувное, и борта c бортовыми надувными баллонами 2 и носовую часть 3 с носовым загибом (не являются элементами изобретения). Надутые бортовые надувные баллоны 2, в частном случае, могут образовывать U-образный незамкнутый профиль надувной лодки и представляют собой разделенные перегородкам герметичные надувные отсеки, имеющие общую внешнюю гибкую и упругую оболочку из поливинилхлорида.
Устройство защиты днища 1 и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами 2 содержит наружные защитные листы 4, выполненные из полиэтилена, сформированные в виде принимающего форму днища 1 лодки дна, имеющего продолжение наверх загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов 2 надувной лодки с передним загибом, без образования кормовой части.
Наружные защитные листы 4 притянуты к бортовым надувным баллонам 2 надувной лодки благодаря креплению их концов к придающему жесткость каркасу 5, который совместно с их загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов 2 надувной лодки, образует обхваты полностью надутых бортовых надувных баллонов 2, таким образом, что имеется часть каркаса 5, расположенная внутри лодки и прижатая к ним.
Противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов 2 надувной лодки соединены между собой распорками 6 (фиг. 1), которые находятся внутри надувной лодки.
Часть каркаса 5 и распорки 6 являются расположенными внутри лодки, когда они находится ниже верхней линии надутых бортовых надувных баллонов 2 и внутри контура, в том числе незамкнутого, лодки, образованного этой верхней линией.
В частных случаях, распорки 6 соединяют противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов надувной лодки на разной их высоте. При этом элементы распорок 6 являются горизонтальными, либо имеются элементы распорок 6, которые являются наклонными с разным направлением наклона. Распорки 6 могут иметь как разъемное, так и неразъемное крепление с частью каркаса 5.
В частном случае, каркас 5 выполнен из металлопроката, например алюминиевых труб, и имеет соединенные, например сваркой, между собой продольные и поперечные относительно бортовых надувных баллонов 2 надувной лодки элементы, а концы наружных защитных листов 4 прикреплены к ближайшим продольным элементам каркаса 5.
Часть каркаса 5, расположенная внутри надувной лодки, является прижатой к полностью надутым бортовым надутым надувным баллонам 2, например благодаря тому, что поперечные относительно бортовых надувных баллонов 2 надувной лодки элементы каркаса 5 прилегают по окружности к бортовым надувным баллонам 2, совместно с продольными элементами этой части каркаса 5. При этом обхваты имеют размеры, при которых полностью надутые бортовые надувные баллоны 2 упруго зажаты в них.
Наружные защитные листы 4 являются цельными между концами, которыми они притянуты к противоположным бортовым надувным баллонам 2 надувной лодки.
Элементы каркаса 5 и распорок 6 могут быть использованы для крепления на них тяжелого оборудования и обвесов, например (фиг. 2 и 3) ветрового ограждения 7 с приборной панелью, кресла 8 со спинками, настила пола 9, воздушно-винтового движителя 10. Также может быть применено соединение каркаса 5 к транцу 11 (фиг. 2 и 3) с лодочным мотором (на чертеже не показан) с помощью крепежа 12 (фиг. 1). Ветровое ограждение 7, кресла 8, настил пола 9, воздушно-винтовой движитель 10, транец 11 и лодочный мотор не являются элементами изобретения.
Монтаж устройства защиты днища 1 и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами 2 на надувную лодку производят следующим образом.
Наружные защитные листы 4 укладывают на пол, в частном случае с образованием поперечного нахлеста друг на друга в направлении, противоположном направлению движения вперед, либо путем их стыковки между собой торцами, если они не соединены заранее и не предполагается их соединение между собой, например сваркой. Далее надувную лодку укладывают на защитные листы 4 и во внутрь ненадутой надувной лодки заправляют часть каркаса 5, которая должна быть расположена внутри лодки, с распорками 6. Затем производят подъем надувной лодки накачиванием воздуха в бортовые надувные баллоны 2 и осуществляют крепление наружных защитных листов 4 к ближайшим продольным элементам каркаса 5. После этого в бортовые надувные баллоны 2 нагнетают воздух до достижения его рабочего давления.
При эксплуатации надувной лодки, оснащенной устройством защиты днища 1 и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами 2 заявленный технический результат достигается следующим образом.
Так как наружные защитные листы 4 притянуты к бортовым надувным баллонам 2 надувной лодки благодаря креплению их концов к придающему жесткость каркасу 5, который совместно с их загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов 2 надувной лодки для полностью надутых бортовых надувных баллонов 2 образуют обхваты, которые имеют размеры, при которых полностью надутые бортовые надувные баллоны 2 упруго зажаты в них, обеспечивается создание пространственной рамы из совокупности каркаса 5 и наружных защитных листов 4, которая находится в предварительном напряженном состоянии из-за упругости бортовых надувных баллонов 2 и закреплена на них как силами трения, так и частью каркаса 5, которая находится внутри надувной лодки и прижата к бортовым надувным баллонам 2. При этом распорки 6 обеспечивают сопротивление этой пространственной рамы от сжатия во внутрь, а их расположение на разной высоте обеспечивает большое сопротивление продольному ее скручиваю, особенно при наличии элементов распорок 6 с разным направлением наклона, так как они тогда лучше воспринимают диагональную нагрузку.
Часть каркаса 5, расположенная внутри надувной лодки и являющаяся прижатой к полностью надутым бортовым надувным баллонам 2, обеспечивает обхват бортовых надувных баллонов 2 изнутри надувной лодки, что увеличивает поверхность обжатия бортовых надувных баллонов 2, обеспечивает восприятие нагрузок, выталкивающих каркас 5 наружу из надувной лодки.
Так как наружные защитные листы 4 являются цельными между концами которыми они притянуты к противоположным бортовым надувным баллонам 2 надувной лодки, они способны создавать большую прочность конструкции.
Использование полиэтилена в качестве материала наружных защитных листов 4 обеспечивает их гибкость, которая необходима в условиях упругости бортовых надувных баллонов 2, так как этом случае приобретается более подходящая друг к другу их форма. Полиэтилен обладает необходимой прочностью и вязкостью для крепления наружных защитных листов 4 к каркасу 5, и высокой износостойкостью для предохранения днища 1 и бортовых надувных баллонов 2 от внешнего истирания.
Каркас 5, совместно с наружными защитными листами 4, придавая надувной лодке жесткость, создает возможность ее использования с тяжелым оборудованием и обвесами и при интенсивной эксплуатации в условиях воздействия камней, льда, торосов. Установленные на водное транспортное средство ветровое ограждение 7 с приборной панелью, кресла 8 со спинками, настил пола 9, воздушно-винтовой движитель 10 и/или тяжелый лодочный мотор передают усилия на бортовые надувные баллоны 2 и наружные защитные листы 4 равномерно через каркас 5, который находится в предварительном напряженном состоянии от сил упругости бортовых надувных баллонов 2, что повышает как прочность, так и жесткость снаряженного водного транспортного средства.
Таким образом, происходит обеспечение защиты днища 1 и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами 2, как от внешних повреждений, так и от деформаций конструкции, что достигнуто путем использования силы упругости надутых бортовых надувных баллонов 2 надувной лодки, как для удержания наружных защитных листов 4, так и для придания жесткости и прочности конструкции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Каркас лодки c надувными днищем и бортовыми баллонами | 2021 |
|
RU2763616C1 |
АЭРОЛОДКА СО СМЕННЫМИ БАЛЛОНАМИ | 2023 |
|
RU2807358C1 |
НАДУВНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СКОРОСТНАЯ ЛОДКА С МАЛЫМ ИМПЕЛЛЕРОМ НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ | 2020 |
|
RU2739087C1 |
СКЛАДНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА С ЖЕСТКИМ ДНИЩЕМ (ТРАНСФОРМЕР) | 2008 |
|
RU2385251C1 |
Складная жесткая надувная лодка | 2019 |
|
RU2715815C1 |
Надувной спасательный плот | 2016 |
|
RU2642201C1 |
НАДУВНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ЛОДКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2022 |
|
RU2783765C1 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА ПОВЫШЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ С САМООТЛИВНЫМ КОКПИТОМ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2456197C1 |
СКЛАДНАЯ ЛОДКА КЛАССА RIB С НАДУВНЫМ ДНИЩЕМ | 2015 |
|
RU2599107C2 |
Способ изготовления композитного жесткого днища для моторной лодки с надувными бортами | 2019 |
|
RU2715248C1 |
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения надувной лодки с разными типами движителя. Устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами относится к судостроению и может быть использовано для оснащения надувной лодки с разными типами движителя, которое обеспечивает ее использование с тяжелым оборудованием и обвесами и при интенсивной эксплуатации в условиях воздействия камней, льда, торосов. Имеются наружные защитные листы, выполненные из полиэтилена, сформированные в виде дна, имеющего продолжение наверх загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов надувной лодки с передним загибом, без образования кормовой части. Наружные защитные листы притянуты к бортовым надувным баллонам надувной лодки благодаря креплению их концов к каркасу. Каркас совместно с загибами наружных защитных листов на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов надувной лодки образует обхваты полностью надутых бортовых надувных баллонов. При этом имеется часть каркаса, расположенная внутри надувной лодки и прижатая к ним. Противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов надувной лодки соединены между собой распорками. Распорки находятся внутри надувной лодки. Обхваты имеют размеры, при которых полностью надутые надувные баллоны упруго зажаты в них. Наружные защитные листы являются цельными между концами, которыми они притянуты к противоположным бортовым надувным баллонам надувной лодки. Достигается обеспечение защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами как от внешних повреждений, так и от деформаций конструкции в целом. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами, содержащее наружные защитные листы, выполненные из полиэтилена, сформированные в виде дна, имеющего продолжение наверх загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов надувной лодки с передним загибом, без образования кормовой части, и притянутые к бортам надувной лодки, придающий жесткость каркас, отличающееся тем, что наружные защитные листы притянуты к бортовым надувным баллонам надувной лодки благодаря креплению их концов к каркасу, который совместно с их загибами на часть окружности надутых бортовых надувных баллонов надувной лодки образует обхваты полностью надутых бортовых надувных баллонов, таким образом, что имеется часть каркаса, расположенная внутри надувной лодки и прижатая к ним, противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов надувной лодки соединены между собой распорками, которые находятся внутри надувной лодки, обхваты имеют размеры, при которых полностью надутые бортовые надувные баллоны упруго зажаты в них, наружные защитные листы являются цельными между концами, которыми они притянуты к противоположным бортовым надувным баллонам надувной лодки.
2. Устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами по п.1, отличающееся тем, что распорки соединяют противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов надувной лодки на разной их высоте.
3. Устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами по п.2, отличающееся тем, что распорки соединяют противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов надувной лодки на разной их высоте таким образом, что элементы распорок являются горизонтальными.
4. Устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами по п.2, отличающееся тем, что распорки соединяют противоположные обхваты правых и левых бортовых надувных баллонов надувной лодки на разной их высоте таким образом, что имеются элементы распорок, которые являются наклонными с разным направлением наклона.
5. Устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами по п.1, отличающееся тем, что каркас выполнен из металлопроката и имеет соединенные между собой продольные и поперечные относительно бортовых надувных баллонов надувной лодки элементы, а концы наружных защитных листов прикреплены к ближайшим продольным элементам каркаса.
УСТРОЙСТВО для ПИТАНИЯ ВЫСОКОЧАСТОТНОГО МАГНИТНОГО УСИЛИТЕЛЯ | 0 |
|
SU196948A1 |
DE 3220971 A1, 08.12.1983 | |||
Надувная лодка | 1986 |
|
SU1397359A1 |
US 20020134296 A1, 26.09.2002. |
Авторы
Даты
2020-12-24—Публикация
2020-04-07—Подача