СПОСОБ СНИЖЕНИЯ МАГНИТНОГО ВЛИЯНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ЛИНЕЙНЫЕ ЦЕПИ АВТОБЛОКИРОВКИ Российский патент 2021 года по МПК B60M1/06 B61L23/16 H02G7/20 

Описание патента на изобретение RU2742153C1

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам переменного тока и обеспечивает уменьшение магнитного влияния контактной сети на линейные цепи постоянного тока.

Контактная сеть представляет собой однопроводную линию с возвратом тока через землю (рельс), создающую интенсивное электромагнитное поле, которое влияет на пространство, окружающее железную дорогу. В зоне этого электромагнитного влияния находятся линейные цепи.

Известен способ снижения индуктивного влияния электротяговых сетей переменного тока на проводные коммуникации связи (патент РФ №2298487, 2005 г.), при котором используется дополнительный регулируемый источник компенсирующего напряжения и дополнительный провод, заземленный с одной стороны. К дополнительному проводу подключают дополнительный регулируемый источник компенсирующего напряжения, находящегося в противофазе к питающему напряжению тяговой сети, при отсутствии тяговой нагрузки на фидерной зоне, и отключают при появлении таковой. Таким образом, в результате сложения электрических полей питающего напряжения тяговой сети и источника компенсирующего напряжения, в режиме отсутствия нагрузки на фидерной зоне, снижается практически до нуля влияние тяговой сети на смежные проводные линии связи.

Недостатком рассматриваемого способа является то, что его принцип действия основан не на уменьшении влияния тяговой сети, а на компенсации такого влияния.

Известен способ защиты аппаратуры автоблокировки от воздействия тягового тока на железнодорожном транспорте (патент РФ №2585701, 2015 г.), при котором осуществляется заземление брони и металлической оболочки магистрального кабеля на контур заземления каждого пункта системы автоблокировки, а в середине магистрального кабеля устанавливают изолирующую муфту, разъединяющую его металлическую оболочку и броню кабеля, что приводит к снижению тока, протекающего по металлической оболочке и броне кабеля и, как следствие, уменьшению наведенного напряжения в линейных цепях.

Недостатком рассматриваемого способа является то, что он обеспечивает снижение влияния наведенных напряжений в цепях СЦБ и токов, протекающих по броне и оболочкам кабеля, но не снижает напряжения, наведенного в линейных цепях, а так же не применим при использовании кабеля без брони и токопроводящей оболочки.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является снижение уровня наведенного напряжения в линейных цепях и, как следствие, обеспечение надежной и бесперебойной работы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в зоне электромагнитного влияния тяговой сети.

Решение этой задачи достигается снижением взаимной индуктивности линейной цепи с контактным проводом, за счет того, что параллельно каждой жиле кабеля линейной цепи автоблокировки подключаются дополнительные жилы, снижается индуктивность защищаемой линии, как следствие, снижается магнитное влияние контактной сети.

Предлагаемый способ является новым, так как в современной технике не известны случаи подключения дополнительных жил с целью уменьшения магнитного влияния.

Предложенный способ является промышленно применимым, так как при его использовании достигается получение технического результата в виде уменьшения коэффициента взаимной индукции между контактной проводом и проводами линейной цепи и, как следствие, уменьшение величины ЭДС, наведенной в проводе линейной цепи, повышение надежности работы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Предложенный способ может применяться не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях народного хозяйства, в которых имеет место мешающее или опасное магнитное влияние.

Полученные новые свойства (снижение магнитного влияния контактной сети, увеличение надежности работы автоблокировки) дают основания для того, чтобы сделать заключение о соответствии предлагаемого технического решения требованиям к изобретению.

Сущность предлагаемого способа поясняется расчетом.

При включении параллельно двух проводов общая индуктивность снижается в соответствии с формулой:

где L1, L2 - индуктивность 1 и 2 проводов соответственно.

В случае если длина и сечение проводов одинаковая, принимают L1 = L2 = Lk, тогда:

где k - количество параллельно включенных проводов.

Уменьшение индуктивности линейной цепи приводит к уменьшению коэффициента взаимной индукции:

где Lл - индуктивность линейной цепи;

Lк/c - индуктивность контактной сети.

Вследствие чего происходит уменьшение величины ЭДС, наведенной в проводе линейной цепи:

где - циклическая частота влияющего тока;

М - коэффициент взаимной индуктивности между контактной сетью и проводом линейной цепи;

- ток, протекающий в контактной сети;

- длина провода линейной цепи.

Подключаются дополнительных жил также выполняет функцию резервирования: обрыв одной (или нескольких) из жил кабеля линейной цепи не нарушает нормальную работу линейной цепи.

Преимуществом рассматриваемого способа является то, что он обеспечивает снижение магнитного влияния контактной сети, а не компенсацию такого влияния. Также следует отметить, что предлагаемый способ позволяет уменьшить величину наведенной вследствие магнитного влияния ЭДС вне зависимости от источника такого влияния.

Пример применения предлагаемого способа показан на фиг. 1. В зоне магнитного влияния контактной сети 1 находятся прямой 2 и обратный 3 провода линейной цепи. Параллельно с проводом линейной цепи 2 дополнительно включается провод 4, параллельно с проводом линейной цепи 3 - провод 5, что приводит к уменьшению индуктивности линейной цепи, уменьшению коэффициента взаимной индукции и, как следствие, уменьшению наведенной ЭДС.

Таким образом, задача снижения наведенного напряжения в линейной цепи автоблокировки вследствие магнитного влияния контактной сети решается путем параллельного подключения дополнительных жил линейной цепи: это позволяет уменьшить индуктивность линейной цепи и, как следствие, снизить магнитное влияние контактной сети.

Похожие патенты RU2742153C1

название год авторы номер документа
Способ снижения магнитного влияния контактной сети железной дороги на линейные цепи автоблокировки постоянного тока 2021
  • Соколов Максим Михайлович
  • Ходкевич Антон Геннадьевич
RU2768314C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ЛИНЕЙНЫЕ ЦЕПИ АВТОБЛОКИРОВКИ 2020
  • Ходкевич Антон Геннадьевич
  • Ключников Максим Владимирович
RU2742136C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ АППАРАТУРЫ АВТОБЛОКИРОВКИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЯГОВОГО ТОКА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2015
  • Батраев Владимир Петрович
  • Маршов Сергей Владимирович
RU2585701C1
Тяговая сеть переменного тока 1987
  • Бочев Александр Сергеевич
  • Добровольскис Теодорас Пранцишкович
  • Кручинин Владимир Петрович
  • Мишель Виктор Анатольевич
  • Фигурнов Евгений Петрович
  • Черноусов Леонид Алексеевич
SU1643226A1
УСТРОЙСТВО ТРАНСПОЗИЦИОННОЙ ГЕОМЕТРИИ ПРОВОДОВ ВОЗДУШНОЙ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С ПОВЫШЕННОЙ СИММЕТРИЕЙ ПОГОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЛИНИИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ 2011
  • Семенова Елена Юрьевна
  • Иодко Юрий Вячеславович
  • Карпенко Вячеслав Иванович
  • Семенова Дарья Владимировна
RU2460654C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВЛИЯНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ЛИНИИ ПРОВОДНОЙ СВЯЗИ 2003
  • Косарев А.Б.
  • Семенова Е.Ю.
  • Гетта Ю.Н.
  • Иодко Ю.В.
  • Ермоленко А.В.
RU2251495C2
Контактная сеть рельсового электрифицированного транспорта 1981
  • Бочев Александр Сергеевич
  • Кручинин Владимир Петрович
  • Мишель Виктор Анатольевич
  • Романов Николай Маркович
  • Сердинов Сергей Михайлович
  • Федоров Валерьян Иванович
  • Фигурнов Евгений Петрович
SU1079494A1
Устройство электроснабжения транспортных средств переменного тока 1987
  • Минин Геннадий Андреевич
  • Семенчук Владимир Петрович
  • Бадер Михаил Петрович
  • Просецкий Александр Петрович
  • Лукина Елена Борисовна
SU1428620A1
Электротяговая сеть переменного тока 1988
  • Бочев Александр Сергеевич
  • Добровольскис Теодорос Пранцишкович
  • Кузнецов Александр Владимирович
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Мишель Виктор Анатольевич
  • Кручинин Владимир Петрович
SU1562174A1
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2007
  • Ефимов Александр Васильевич
  • Паршин Анатолий Васильевич
  • Русакова Елена Александровна
RU2347231C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 742 153 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ МАГНИТНОГО ВЛИЯНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ЛИНЕЙНЫЕ ЦЕПИ АВТОБЛОКИРОВКИ

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам. Способ снижения магнитного влияния контактной сети железной дороги на линейные цепи автоблокировки заключается в том, что уменьшают взаимную индуктивность линейной цепи с контактным проводом за счет того, что параллельно каждой жиле кабеля линейной цепи автоблокировки подключаются дополнительные жилы. Технический результат изобретения заключается в снижении уровня наведенного напряжения в линейных цепях и, как следствие, обеспечении надежной и бесперебойной работы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в зоне электромагнитного влияния тяговой сети. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 742 153 C1

Способ снижения магнитного влияния контактной сети железной дороги на линейные цепи автоблокировки, заключающийся в уменьшении взаимной индуктивности линейной цепи с контактным проводом за счет того, что параллельно каждой жиле кабеля линейной цепи автоблокировки подключаются дополнительные жилы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2742153C1

Устройство для снижения электромагнитного влияния электрических железных дорог на каналы проводной связи 1985
  • Минин Геннадий Андреевич
  • Семенчук Владимир Петрович
  • Бадер Михаил Петрович
  • Просецкий Александр Петрович
SU1289712A1
WO 9416484 A1, 21.07.1994
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЕЩЕСТВА, ВЫБРАННОГО ИЗ РЯДА ТУГОПЛАВКИХ МЕТАЛЛОВ ИЛИ РЯДА НЕМЕТАЛЛОВ: КРЕМНИЙ, БОР, ФОСФОР, МЫШЬЯК, СЕРА 2005
  • Карелин Александр Иванович
  • Карелин Владимир Александрович
  • Казимиров Валерий Андреевич
  • Шарафутдинов Равель Газизович
  • Кушхабиев Тимофей Заурбиевич
RU2298588C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИНДУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОТЯГОВЫХ СЕТЕЙ НА ЛИНИИ СВЯЗИ 2008
  • Устименко Игорь Владимирович
RU2390438C1

RU 2 742 153 C1

Авторы

Ходкевич Антон Геннадьевич

Ключников Максим Владимирович

Даты

2021-02-02Публикация

2020-06-18Подача