Способ коррекции формируемой конфигурации маршрута беспилотного планирующего летательного аппарата Российский патент 2021 года по МПК G05D1/08 B64C19/00 B64C39/02 G01C21/16 

Описание патента на изобретение RU2749990C1

Изобретение относится к области наведения беспилотных планирующих летательных аппаратов (БПЛА) и может быть использовано при эксплуатации таких летательных аппаратов.

Наиболее близким к данному изобретению является «Способ управления беспилотным планирующим летательным аппаратом» (RU 2654238, 2018), базирующийся на следующих основных положениях:

1. БПЛА обладает возможностью автономного управления величиной и направлением аэродинамической подъемной силы путем целенаправленного изменения угла аэродинамического крена ϕ и угла атаки α.

2. Движение БПЛА по маршруту, заданному совокупностью опорных точек Mj (j = 1, …, N), осуществляется последовательным наведением на эти точки.

Маршрут БПЛА выбирается на карте земной поверхности в местах, где по каким-либо причинам требуется изменение направления движения БПЛА, и задается опорными точками маршрута в виде совокупности геодезических координат Bj, Lj. В соответствии с общей протяженностью маршрута определяются начальные условия (начальные значения скорости V0 и высоты H0), в функции удаленности от начальной точки вычисляются высоты промежуточных опорных точек Hj.

Перед полетом сформированный маршрут и соответствующая ему опорная траектория проверяются на возможность реализации, т.е. на удовлетворение всем техническим ограничениям, и прежде всего, по поперечным перегрузкам. Контроль реализуемости заданных опорных траекторий летательных аппаратов осуществляется методом компьютерного моделирования полета. Моделированием полета БПЛА с управлением по методу, описанному в аналоге, можно осуществить контроль реализуемости заданного маршрута, но только до той опорной точки, в которой обнаружится невыполнение ограничений. Наведение на следующую опорную точку срывается и требуется изменить заданный маршрут и проверить его снова на реализуемость. Как корректировать маршрут способ-аналог не определяет. Если на маршруте несколько проблемных опорных точек, процесс контроля реализуемости маршрута затягивается, поскольку его коррекцию приходится осуществлять «методом проб и ошибок».

Задачей предлагаемого изобретения является внесение в процесс контроля реализуемости маршрута БПЛА изменений, которые позволят провести коррекцию формируемого маршрута БПЛА при невыполнении технических ограничений в опорных точках.

Технический результат достигается тем, что маршрут БПЛА задают опорными точками в виде совокупности геодезических координат, при формировании маршрута БПЛА в опорных точках определяют величины углов поворота и, если при сравнении с допустимыми значениями заблаговременно установленных и заданных таблично в функции дальности полета углов обнаруживают различие, обуславливающее нарушение заданных технических ограничений на управляющие параметры БПЛА, то по правилам сферической тригонометрии итерационно смещают проблемную опорную точку на малые расстояния с уменьшением величины угла поворота маршрута до допустимого значения.

Коррекция формируемой конфигурации маршрута БПЛА включает в себя следующие операции:

1. Заблаговременно, на этапе баллистического проектирования БПЛА с помощью многократного моделирования типовых траекторий (с начальными условиями - заданными значениями высоты и скорости , ) при экстремальных значениях управляющих поперечных перегрузок определяется зависимость допустимых углов поворота траектории от удаленности БПЛА от начальной точки траектории. Составляются таблицы вида (таблица 1):

Зависимость допустимого угла поворота траектории γдоп от удаленности БПЛА от начальной точки траектории при =30000 м и =4500 м/с

2. При формировании конкретного маршрута БПЛА на сфере среднего радиуса Земли (фиг. 1) по формулам сферической тригонометрии определяются углы γi между звеньями формируемого маршрута БПЛА. Используя зависимость (1), определяются проблемные опорные точки, в которых имеет место неравенство

и, следовательно, в полете в опорной точке Sj(Bj, Lj, Hj) не может выполняться ограничение по поперечным перегрузкам.

3. Осуществляется коррекция положения проблемных опорных точек маршрута по алгоритму, обеспечивающему уменьшение углов γi(D) до допустимых значений.

Суть предлагаемого способа коррекции первоначально заданной конфигурации маршрута БПЛА заключается в создании зависимости (1) и ее использовании для выявления проблемных опорных точек маршрута и в создании алгоритма изменения координат отдельных опорных точек до значений, обеспечивающих выполнение в полете ограничений по поперечным перегрузкам.

Алгоритм изменения координат проблемной опорной точки включает:

1. Решение по формулам сферической тригонометрии сферических треугольников PMj-1Mj и PMjMj+1 (фиг. 1) с определением угла γi как угла между сторонами треугольников с общей вершиной Mj. Все необходимые данные для определения сторон и углов указанных треугольников имеются - это координаты Bj, Lj точек Mj-1, Mj и Mj+1. Преобразования геодезических координат в сферические известны, но здесь не приводятся. Алгоритм решения данной задачи включает:

а) из треугольника PMj-1Mj определяются углы α1 и β1 (фиг. 2);

б) определяется внешний к углу β1 угол λ = π - β1;

в) из треугольника PMjMj+1 определяется угол β2;

г) определяется угол γj2 - λ.

2. Итерационную процедуру по смещению точки Mj вдоль нормали к линии Mj-1 Mj+1 на малые расстояния с целью изменения (уменьшения) величины угла γi до допустимого значения

определяемого по таблице 1.

Итерационная процедура при допущении, что звено маршрута Mj-1M'j=Mj-1Mj=const, включает:

а) изменение угла α2 на малый угол , его увеличение в случае, если Bj > Bj-1, и уменьшение в обратном случае;

б) определение стороны PM'j сферического треугольника PMj-1M'j по теореме косинусов сторон:

где Фj - угловая мера звена Mj-1Mj, величина которого определяется из треугольника PM'jMj+1 по теореме синусов:

sinФj=sin(Lj-Lj-1)⋅cos Bj-1/sinβ1;

в) определение угла ΔL'j=Lj - L'j из выражения для косинуса стороны Mj-1M'j сферического треугольника PMj-1M'j:

г) определение координат точки M'j:

из выражения (4) следует

д) далее все расчеты п.п. 1, 2 проводятся циклично до выполнения условия (3).

Алгоритм, представленный в п.п. 1, 2, помимо того, что он обеспечивает формирование маршрута БПЛА, может быть включен в бортовой алгоритм контроля реализуемости каждого очередного поворота траектории, устраняя воздействия возмущений движения БПЛА.

Похожие патенты RU2749990C1

название год авторы номер документа
Способ управления беспилотным планирующим летательным аппаратом 2017
  • Таныгин Андрей Валерьевич
  • Горченко Лев Дмитриевич
  • Байрамов Казым Рашид Оглы
RU2654238C1
Способ управления беспилотным планирующим летательным аппаратом на траекториях с изменениями направлений движения в заданных опорных точках 2019
  • Горченко Лев Дмитриевич
  • Таныгин Андрей Валерьевич
  • Азаренко Татьяна Александровна
RU2708412C1
Способ включения заблаговременно сформированного маневра в полётное задание беспилотного планирующего летательного аппарата 2020
  • Таныгин Андрей Валерьевич
  • Горченко Лев Дмитриевич
  • Байрамов Кызыл Рвшид Оглы
RU2756964C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСРЕДНЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА 2015
  • Кураков Сергей Анатольевич
RU2600519C1
Пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата 2024
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2822088C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ РАКЕТЫ 2023
  • Матюнин Игорь Анатольевич
  • Панков Василий Алексеевич
  • Сагдуллаев Юрий Сагдуллаевич
RU2826814C1
Способ коррекции бесплатформенной инерциальной навигационной системы беспилотного летательного аппарата малой дальности с использованием интеллектуальной системы геопространственной информации 2019
  • Лупанчук Владимир Юрьевич
  • Куканков Сергей Николаевич
  • Гончаров Владимир Михайлович
RU2722599C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ВОЗМОЖНОГО ПУСКА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Васильев Николай Анатольевич
  • Захаренко Ирина Ивановна
  • Сычев Станислав Игоревич
RU2618811C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАНЕВРОВ ПРОИЗВОЛЬНОЙ КОНФИГУРАЦИИ НА КОНЕЧНОМ УЧАСТКЕ ТРАЕКТОРИИ ПЛАНИРУЮЩЕГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Горченко Лев Дмитриевич
  • Квятковский Олег Юрьевич
RU2554568C2
Пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата 2017
  • Мелехов Владимир Иванович
  • Скуднева Оксана Валентиновна
  • Габбасов Сает Минсабирович
  • Манохин Вячеслав Иванович
  • Корнейчук Валентин Васильевич
  • Вороницын Владимир Константинович
  • Тюрикова Татьяна Витальевна
  • Сазанова Екатерина Владимировна
RU2685572C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 749 990 C1

Реферат патента 2021 года Способ коррекции формируемой конфигурации маршрута беспилотного планирующего летательного аппарата

Изобретение относится к способу коррекции формируемой конфигурации маршрута беспилотного планирующего летательного аппарата (БПЛА). Для коррекции формируемой конфигурации маршрута задают маршрут опорными точками в виде совокупности геодезических координат, в опорных точках определяют величины углов поворота, и если при сравнении с допустимыми значениями заблаговременно установленных и заданных таблично в функции дальности полета углов обнаруживают различие, обуславливающее нарушение заданных технических ограничений на управляющие параметры БПЛА, то по правилам сферической тригонометрии итерационно смещают проблемную опорную точку на малые расстояния с уменьшением величины угла поворота маршрута до допустимого значения. Обеспечивается коррекция формируемого маршрута БПЛА при невыполнении технических ограничений в опорных точках. 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 749 990 C1

Способ коррекции формируемой конфигурации маршрута беспилотного планирующего летательного аппарата (БПЛА), заключающийся в том, что маршрут БПЛА задают опорными точками в виде совокупности геодезических координат, отличающийся тем, что при формировании маршрута БПЛА в опорных точках определяют величины углов поворота, и если при сравнении с допустимыми значениями заблаговременно установленных и заданных таблично в функции дальности полета углов обнаруживают различие, обуславливающее нарушение заданных технических ограничений на управляющие параметры БПЛА, то по правилам сферической тригонометрии итерационно смещают проблемную опорную точку на малые расстояния с уменьшением величины угла поворота маршрута до допустимого значения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2749990C1

ПРИВОД ДЛЯ ПЛОСКОЙ ВЯЗАЛЬНОЙ МАШИНЫ 1923
  • Балуев Н.П.
SU1027A1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Мелешков Геннадий Андреевич
RU2537818C1
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 2015
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Сузанский Дмитрий Николаевич
  • Иванова Ольга Алексеевна
  • Попов Виктор Юрьевич
  • Царева Ольга Олеговна
RU2661269C2
US 20190100310 A1, 04.04.2019
US 5375059 A1, 20.12.1994.

RU 2 749 990 C1

Авторы

Горченко Лев Дмитриевич

Таныгин Андрей Валерьевич

Байрамов Казым Рашид Оглы

Даты

2021-06-21Публикация

2020-04-03Подача