Система управления корабельной трёхкоординатной радиолокационной станцией, антенным устройством и приводной частью для неё Российский патент 2021 года по МПК G01S13/44 H01Q1/34 

Описание патента на изобретение RU2759515C1

Изобретение относится к области систем управления радиолокационной техники, в частности, к системам управления корабельными радиолокационными станциями (РЛС) и радиолокационными комплексами (РЛК). Предлагаемое решение по системе управления РЛС может использоваться для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей, является средством освещения воздушной и надводной обстановки, траекторной обработки информации и выдачи целеуказаний. Известно решение по управлению корабельной РЛС (патент Великобритании № 2177566), в котором для увеличения числа отраженных от цели импульсов предлагается излучать два или несколько лучей, разнесенных в горизонтальной плоскости на угол, соизмеримый по точности с шириной луча. Недостатком такого решения является то, что оно не приводит к скоростному увеличению темпа обновления информации и точности.

Другим близким аналогом заявляемого изобретения является «Корабельная трехкоординатная РЛС» ВМС США AN/SPS-48E [По данным справочника The Naval Institute Guide to World Naval Weapons Systems 1997-1998]. Система управления антенной подсистемой РЛС AN/SPS-48E позволяет осуществлять обзор пространства в вертикальной плоскости сканированием одного или группы лучей при круговом электромеханическом вращении антенного устройства в горизонтальной плоскости. Антенная подсистема антенного устройства РЛС AN/SPS-48E представляет собой волноводную щелевую решетку. Стабилизация луча диаграммы направленности антенного устройства по бортовой и килевой качкам осуществляется электронным способом. В зависимости от режима работы РЛС передающее устройство антенной подсистемы генерирует в соответствующих лучах высокую, среднюю и низкую излучаемую мощность. Основными недостатками РЛС AN/SPS-48E являются относительно низкий темп обновления радиолокационной информации и наличие интерференционных провалов при обнаружении целей, летящих под малыми углами места. Указанные недостатки могут привести к снижению устойчивости сопровождения, снижению и точности выдачи целеуказания.

Наиболее близким аналогом (прототипом) заявленного изобретения является система управления корабельной трехкоординатной радиолокационной станции (патент № 2254593 от 14.10.2003), содержащей высокочастотную часть приемопередающего антенного устройства Прибор 1, что соответствует блокам: (блок 35 соответствует блокам 1,2,3,4,5,6,7), включающего приемопередающие антенны первого и второго каналов, первое устройство суммирования и разделения каналов, антенну государственного опознавания, волноводное устройство с поворотным устройством и многоканальное устройство с вращающимся сочленениями, связанные с устройством приводов управления и стабилизации и через устройство переключения режимов «эквивалент-антенна» (блок 31 соответствует блоку 8) со вторым устройством суммирования и разделения частотных каналов (блок 30 соответствует блоку 9), который соответствующими двумя связями подключен к блокам приемник-передатчикам первого (блок 27 соответствует блокам 10,11,15,16,20,21) и второго (блок 29 соответствует блокам 13,14,18,19,23,24) каналов, а соответствующие входы блоков приемник-передатчиков первого и второго каналов через устройство формирования ЛЧМ сигналов (блок 32 соответствует блоку 26) связано с соответствующим выходом устройства отображения информации и управления режимами Прибор 3 (блок 26 соответствует блоку 27), при этом соответствующие выходы блоков приемник-передатчиков первого и второго каналов подключены к соответствующим входам блоков устройства обработки (блок 28 соответствует блокам 12,17,22,25), а выход устройства первого и второго каналов подсоединен к входу устройства детектирования и размножения сигналов (блок 33 соответствует блоку 29), связанного по интерфейсам с входами потребителей информации РЛС, а соответствующие информационные выходы устройства детектирования и размножения сигналов (блок 33 соответствует блоку 29) напрямую и через блок обработки информации (блок 34 соответствует блоку 28) подключены к соответствующим входам устройства отображения и управления режимами (блок 26 соответствует блоку 27) РЛС, связанного через устройство управления приводами (блок 30) с устройством приводов управления и стабилизации (блок 7).

Основными недостатками системы управления РЛС по патенту № 2254593 от 14.10.2003 являются обобщенное представление построения системы управления РЛС без необходимого конкретного схемотехнического и системотехнического построения составных частей РЛС. При создании системы управления РЛС по материалам патента № 2254593, для получения эффективности использования РЛС в целом декларируются возможности системы управления по автоматизации операций включения, взаимодействия различных устройств, контроля работоспособности, управлению сканированием, выбору вида сигнала и метода его обработки, применению различных режимов обзора пространства и алгоритмов перемещения лучей, формирования и обработки сигналов, а также для проведения регулировки приемопередающих устройств без излучения радиолокационных сигналов в эфир - возможность отключения передающих устройств от антенн и подключения их к эквиваленту.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение эффективности функционирования и использования системы управления корабельной трехкоординатной РЛС для решения поставленной (стратегической) боевой задачи в сложной обстановке на театре военных действий при повышенном темпе обновления радиолокационной информации с высокими точностями измерениями координат цели и выдачи целеуказаний за счет подтверждения проектных данных, заданных ТЗ и установленных требуемым тактико-техническим характеристикам и необходимым функциональным возможностям.

Однако решение целевых задач требует не декларирования соответствия возможностей системы управления как идеи при создании конкретных образцов изделий с системами управления РЛС, а также подтверждения их конкретной технической реализуемости и установленных требуемым тактико-техническим характеристикам и необходимым функциональным возможностям. Обобщенное представление в данном случае не позволяет этого сделать, а промышленная применимость ограничена или даже невозможна. Так, возможности блоков 7 и 30 неочевидны без воплощения или исполнения технической конкретной реализации, а только раскрытие этих блоков и связей и их техническая реализация, уже приведет к появлению необходимых новых блоков, новых взаимосвязей и новых дополнительных свойств.

Техническим результатом является создание системы управления радиолокационных станций и радиолокационных комплексов при повышенном темпе обновления радиолокационной информации с высокими точностями измерения координат цели и выдачи целеуказаний, расширение функциональных возможностей и повышения оперативной готовности вывода РЛС на боевой режим работы, надежности, безопасности функционирования и точности определения координат.

Технический результат достигается на аналогичной по структуре построения высокочастотной части антенного устройства, как в прототипе, с двумя самостоятельными каналами в двух разнесенных поддиапазонах частот с двумя устройствами суммирования и разделения частотных каналов. Система управления на основе механической стабилизации оси вращения антенного устройства радиолокационных каналов и антенны системы государственного опознавания должна иметь возможность уменьшать или устранять влияние ошибок от качек корабля на характеристики РЛС. Высокие точности выдачи данных целеуказания достигаются за счет средств и приемов формирования диаграмм направленности антенного устройства с низким уровнем боковых лепестков, повышения в два раза темпа обновления информации, методов обработки информации для траекторного построения движения целей и статических и динамических свойств системы управления приводными устройствами и стабилизации РЛС. Обзор пространства осуществляется двумя радиолокационными каналами путем электронного сканирования лучей в вертикальной плоскости и механического вращения антенного устройства в горизонтальной плоскости. Сканирование в вертикальной плоскости осуществляется за счет изменения частоты излучаемых сигналов по специальным программам в соответствии с установленными режимами работы. Программы сканирования задают очередность следования лучей и виды зондирующих сигналов. Для реализации необходимого энергетического потенциала и требуемой точности измерения дальности применяются сложные зондирующие сигналы с линейной частотной модуляцией (ЛЧМ). Управление длительностью импульса, частотой повторения, мощностью и видом излучаемых сигналов осуществляется устройством отображения информации и управления режимами.

Антенное устройство РЛС представляет собой вращающийся в горизонтальной плоскости узел Прибора 1 и располагаемый на механически стабилизированной по бортовой и килевой качке платформе. Высокочастотная часть антенного устройства (35) включает антенны первого и второго каналов, развернутые излучающими поверхностями в противоположные стороны, первое устройство суммирования и разделения частотных каналов, антенну государственного опознавания, многоканальное вращающее сочленение, волноводное поворотное устройство и устройство привода ГВ. Приводы стабилизации размещены на неподвижной части Прибора 1. Волноводное поворотное устройство антенного устройства (35) через устройство переключения режимов «эквивалент-антенна» (31), включающее переключатель и эквивалент, соединено со вторым устройством суммирования и разделения частотных каналов (30), которое по соответствующим двум связям подсоединено к устройствам приемников-передатчиков первого (27) и второго (29) каналов, а соответствующие входы устройств приемников-передатчиков первого и второго каналов через устройство формирования ЛЧМ сигнала (32) связано с соответствующим выходом устройства отображения и управления режимами Прибора 3 (26), а соответствующие выходы устройств приемников-передатчиков первого (27) и второго (29) каналов подключены к соответствующим входам устройства обработки (28), выход которого подключен к входу устройства детектирования и размножения сигналов (33), связанного с потребителями информации РЛС, а соответствующие информационные выходы устройства детектирования и размножения сигналов непосредственно и через устройство обработки информации (34) подключены к устройству отображения и управления режимами Прибора 3 (26). Электронное сканирование лучей в зонах обзора по углу места обеспечивается за счет дискретного изменения несущей частоты каждого из каналов. Для проведения работ без излучения сигналов в эфир при регулировке, настройке, тестировании и контроле на разных стадиях жизненного цикла РЛС как изделия предприятия предусмотрена возможность отключения передающих устройств от антенн и подключение их к эквиваленту с помощью устройства переключения «эквивалент-антенна» (31), включающее переключатель и эквивалент.

Электронное сканирование лучей в зонах обзора по углу места обеспечивается за счет дискретного изменения несущей частоты каждого из каналов.

Отраженные от целей радиолокационные сигналы принимаются антеннами антенного устройства (35) проходят первое устройство суммирования и разделения частотных каналов, устройство переключения режимов «эквивалент-антенна» (31), включающее переключатель и эквивалент, второе устройство суммирования и разделения частотных каналов (30) и поступают в устройства приемников-передатчиков первого (27) и второго (29) каналов, с выходов которых сигналы передаются в устройство обработки (28). После этого сигналы поступают на устройство детектирования и размножения сигналов (33) и далее на устройство обработки информации (34) и устройство отображения информации и управления режимами радиолокационной станции (26) Прибор 3 и к другим потребителям информации. Устройство обработки информации (34) является автоматизированным рабочим местом (АРМ) оператора РЛС для ввода исходных данных и сопровождения целей. В состав устройства отображения информации и управления режимами радиолокационной станции (26) Прибор 3 входят пульт управления и блок отображения информации.

Управление режимами вращения и стабилизации в системе управления РЛС осуществляется за счет следующего: введены гироазимутгоризонт (ГАГ) (36.1 и 36.2) углов бортовой (БК) и килевой качки (КК), гирокомпас ГК (37), система электропитания РЛС, содержащая корабельный распределительный щит (КРЩ) (41), вход которого через нормально-замкнутые контакты автомата переключения сети (40) подключен к основной сети (38) и через нормально-разомкнутые контакты к резервной сети (39), а выход КРЩ через прибор 8 к электропитанию приборов РЛС и выходу Прибора 9, при этом система управления приводными устройствами РЛС содержит привод Прибора 1 с усилителями УРЧ-15 (13) и электромашинными усилителями БК (14) и КК (15) и Прибор 14, включающий устройство управления НТВ (16…18), содержащие блоки: размножения сигналов КС (16), формирования отметки курса (17) и управление УПГВ2 (18), и привод стабилизации, содержащий блоки: ПБКК (20), привод размножения пеленга (23), привод размножения КС (24), углокодовый преобразователь (25), блок контроля и индикации К-14 (21), вторичные источники электропитания (22) и блок нестабилизированного источника постоянного напряжения 220 В (В-220-3) (19), одноименные входные шины питания подключены к выходам Прибора 8 (43) системы электропитания, а выходы источников электропитания - вторичных источников электропитания (22) и блока нестабилизированного источника постоянного напряжения 220В (В-220-3) (19) связаны шинами питания с соответствующими входными клеммами потребителей РЛС, при этом приводная часть Прибора 1 содержит три части системы управления антенным устройством, состоящие из канала НТВ, содержащего двигатель ГВ (4), управляемый тормоз ГВ (3), редуктор ГВ (2), индикаторный механизм ГВ (1) и двух аналогичных каналов приводов стабилизации БК и КК, каждый из которых включает двигатель БК и КК, управляемый тормоз БК и КК, редуктор соответствующего канала БК и КК, соединенные с соответствующим объектом управления антенного устройства, и индикаторный механизм соответствующего канала БК (5) и КК (9), при этом выход индикаторного механизма привода ГВ (1) линией связи «курсовой угол» (Ку) подключен к входу блока привода размножения пеленга (23) Прибора 14, два других выхода индикаторного механизма привода горизонтального вращения (1) связаны соответственно - один через блок размножителя сигналов КУ (16) блока ПГВ с потребителями, а другой - через блок формирователя отметки курса (17) блока ПГВ по линии связи импульса начала торможения к блоку управления приводом горизонтального вращения (18) блока ПГВ, а выход состояния тормоза ГВ (3) подключен через соответствующий вход усилителя УРЧ-15 (13) с входом блока управления приводом горизонтального вращения УПГВ2 (18) блока ПГВ, выход которого через блок нестабилизированного источника постоянного напряжения 220В (В-220-3) (19) подсоединен к управляющему входу тормоза ГВ (3), а управляющий вход блока управления приводом ГВ (18) связан через устройство регулирования частоты УРЧ-15 (13) с двигателем ГВ (4) системы управления антенным устройством, при этом соответствующие входы индикаторных механизмов каждого канала приводов стабилизации БК (5) и КК (9) системы управления антенным устройством (приводная часть Прибора 1) подключены к соответствующим информационным выходам «угол БК» и «угол КК» гироазимутогоризонта (ГАГ) (36.1), вход которого связан с выходом опорного напряжения Uоп блока приводов БК и КК (20), входящего в состав Прибора 14 системы управления приводными устройствами РЛС, а соответствующие входы блока привода БК и КК (20) подключены к соответствующим выходам индикаторных механизмов БК (5) и КК (9), состояния тормозов БК (7) и КК (11) и двигателей БК (8) и КК (12) каждого канала приводов стабилизации БК и КК системы управления антенным устройством (приводная часть Прибора 1), а соответствующие выходы сигналов управления каждого канала стабилизации блока приводов БК и КК (20) подсоединены через соответствующие электромашинные усилители БК (14) и КК (15) системы управления антенным устройством к соответствующим входам двигателей БК (8) и КК (12) каждого канала приводов стабилизации БК и КК системы управления антенным устройством (приводная часть Прибора 1) и соответствующие выходы питания тормозов БК (7) и КК (11) блока приводов БК и КК (20) связаны с соответствующими входами питания тормозов БК (7) и КК (11), а выходная клемма с напряжением «+5 В» блока привода БК и КК (20) подсоединена к входу «определения состояния включения» ГАГ (36.2), выход которого соединен с входом «ГАГ вкл.» блока приводов бортовой и килевой качки ПБКК (20), при этом выход блока привода размножения курса своего ПРКС (24) по линии связи (КС) соединен с входом блока привода размножения пеленга ПРП (23) Прибора 14, выход которого по аналоговой линии пеленг антенны (Па) связан с входом блока углокодового преобразователя (25), преобразующего аналоговый сигнал Па в код пеленга антенны (Код Па), а выход блока углокодового преобразователя (25) по линии связи «Код пеленга антенны» подключен к входу устройства отображения и управления режимами (Прибор 3) (26), при этом выход опорного напряжения (Uоп) блока привода размножения курса своего ПРКС (24) связан с входом гирокомпаса (ГК) (37), а выход (КС) гирокомпаса (37) подсоединен к входу блока привода размножения КС (24), причем выходы сигналов исправности (Испр): Испр. ПГВ, Испр. ПБКК, Испр. ПРП, Испр. ПРКС, Испр. 2УКП(П) блоков ПГВ, ПБКК(20), ПРП (23), ПРКС (24), 2УКП(П) (25) подключены к соответствующим входам блока контроля и индикации блока К-14 (21) Прибора 14, в котором соответствующим образом объединяются, выход блока контроля и индикации блока К-14 (21) Прибора 14 подключен к соответствующему входу Прибора 3 (26) по линии связи «Испр. Пр. 14», а соответствующие выходы сигналов управления устройства отображения и управления режимами Прибора 3 (26) подсоединены к соответствующим входам блока (УПГВ2) (18) устройства управления приводом горизонтального вращения блока ПГВ, блока приводов бортовой и килевой качки (20) и устройства переключения режимов «эквивалент-антенна» (31), включающее переключатель и эквивалент.

Основные устройства системы управления РЛС и их взаимодействие показаны на чертеже. Система управления РЛС состоит из следующих устройств в порядке, указанных на чертеже:

1 - ИМГВ - индикаторный механизм горизонтального вращения;

2 - Редуктор горизонтального вращения (ГВ);

3 - Тормоз горизонтального вращения (ГВ);

4 - Двигатель горизонтального вращения (ГВ);

5 - ИМБК - индикаторный механизм бортовой качки (БК);

6 - Редуктор бортовой качки (БК);

7 - Тормоз бортовой качки (БК);

8 - Двигатель бортовой качки (БК);

9 - ИМКК - индикаторный механизм килевой качки;

10 - Редуктор килевой качки (КК);

11 - Тормоз килевой качки (КК);

12 - Двигатель килевой качки (КК);

13 - УРЧ-15 - устройство регулирования частоты;

14 - ЭМУ БК - электромашинный усилитель бортовой качки;

15 - ЭМУ КК - электромашинный усилитель килевой качки;

16 - РСКУ - размножение сигналов курсового угла;

17 - ФОК - формирование отметки курса;

18 - УПГВ 2 - управление приводом горизонтального вращения;

19 - Блок В-220-3 - нестабилизированный источник постоянного напряжения 220В;

20 - Блок ПБКК - привод бортовой и килевой качек;

21 - Блок К-14 - блок контроля и индикации исправности прибора 14;

22 - Вторичные источники электропитания;

23 - Блок ПРП - привод размножения пеленга;

24 - Блок ПРКС - привод размножения «курса своего»;

25 - Блок 2УКП (П) - углокодовый преобразователь пеленга;

26 - Прибор 3 - устройство отображения информации и управления режимами радиолокационной станции;

27 - Приемник-передатчик 1-го канала;

28 - Устройство обработки;

29 - Приемник-передатчик 2-го канала;

30 - Второе устройство суммирования и разделения частотных каналов;

31 - Устройство переключения режимов «эквивалент»-«антенна»;

32 - Устройство формирования линейной частотной модуляцией (ЛЧМ) сигналов;

33 - Устройство детектирования и размножения сигналов;

34 - Устройство обработки информации;

35 - Высокочастотная часть антенного устройства (Прибор 1) и первое устройство суммирования и разделения частотных каналов;

36.1, 36.2 - ГАГ - гироазимутогоризонт;

37 - ГК - гирокомпас;

38 - Основная сеть;

39 - Резервная сеть;

40 - АПС - автомат переключения сети;

41 - КРЩ - корабельный распределительный щит;

42 - Прибор 9;

43 - Прибор 8.

Вставка

Функциональное назначение элементов приводной части РЛС Привод прибора 1 - содержит блоки с 1 по 12. Обеспечивает горизонтальное вращение и стабилизацию в плоскости горизонта антенного устройства.

1. ИМГВ - индикаторный механизм горизонтального вращения. Содержит инкрементный фотоэлектрический датчик углового положения антенны и синусно-косинусные датчики углового положения антенны.

2. Редуктор ГВ - понижающий редуктор привода ГВ с передаточным отношением 250.

3. Тормоз ГВ - электромагнитный тормоз вала двигателя ГВ. Принцип действия - катушка соленоида с подвижным сердечником. В обесточенном состоянии под воздействием пружины блокирует вал двигателя ГВ. При пропускании тока через катушку тормоза освобождает вал двигателя ГВ и вращение вала двигателя через редуктор ГВ приводит антенну в круговое вращение.

4. Двигатель ГВ - трехфазный асинхронный двигатель мощностью 7,5 кВт и с номинальной частотой вращения 3000 об/мин. Номинальное напряжение 380 В.

5. ИМБК - индикаторный механизм бортовой качки. Содержит СКВТ - приемник и шкалы грубого и точного отсчетов углов крена корабля. Содержит также сельсин-датчик угла крена.

6. Редуктор БК - понижающий редуктор с передаточным отношением 937.

7. Тормоз БК - тормоз вала двигателя бортовой качки. Принцип действия аналогичен тормозу ГВ.

8. Двигатель БК - коллекторный двигатель постоянного тока номинальной мощностью 760 Вт при номинальной частоте вращения 2500 об/мин. Содержит обмотку независимого возбуждения и тахогенератор постоянного тока.

9. ИМКК - индикаторный механизм килевой качки. Содержит СКВТ - приемник и шкалы грубого и точного отсчетов дифферента корабля. Содержит также сельсин-датчик угла дифферента.

10. Редуктор КК - понижающий редуктор с передаточным отношением 1579.

11. Тормоз КК - тормоз вала двигателя килевой качки. Принцип действия аналогичен тормозу ГВ.

12. Двигатель КК - двигатель, полностью идентичный двигателю БК.

Устройства управления приводной частью прибора 1 - содержат блоки с 13 по 25. Блоки 13…15 являются частью РЛС. Блоки с 16 по 25 входят в состав прибора 14 ЛП2.300.016-05.

13. УРЧ-15 - устройство регулирования частоты вращения двигателя ГВ.

14. ЭМУ БК - электромашинный усилитель бортовой качки. Управляет вращением вала двигателя БК.

15. ЭМУ КК - электромашинный усилитель двигателя КК, полностью идентичный ЭМУ БК.

16. РСКУ - модуль размножения сигналов курсового угла блока ПГВ (привода горизонтального вращения). Принимает сигналы фотоэлектрического датчика ИМГВ и преобразует их в последовательность 4096 импульсов ТТЛ уровней для внешних потребителей.

17. Модуль ФОК - модуль формирования отметки курса своего блока ПГВ. Принимает синусно-косинусные составляющие своего СКВТ механизма ИМГВ и формирует импульс ИНТ (импульс начала торможения) ТТЛ - уровня в положении 3500 курсового угла антенны.

18. Модуль УПГВ2 - модуль управления приводом горизонтального вращения блока ПГВ. Формирует сигналы управления выходной частотой блока УРЧ-15, управление режимом остановки антенны в положении 0 курсового угла и включением-выключением блока В-220-3. Формирует сигнал исправности привода ГВ.

19. Блок В-220-3 - нестабилизированный выпрямитель с выходным напряжением 220В постоянного тока и номинальным током нагрузки 3 А. Предназначен для управления включением-выключением тормоза ГВ.

20. Блок ПБКК - блок управления приводами бортовой и килевой качек. Принимает сигналы углового рассогласования с принимающих СКВТ механизмов ИМБК, ИМКК, усиливает их, преобразует в управляющие сигналы постоянного тока, усиливает эти сигналы и выдает на управляющие обмотки электромашинных усилителей ЭМУ БК, ЭМУ КК. Принимает сигналы демпфирования по скорости от тахогенераторов двигателей БК и КК. Принимает сигналы демпфирования по току якорей двигателей БК и КК. Контролирует срабатывание тормозов БК и КК. Контролирует наличие тока возбуждения двигателей БК и КК. Выдает опорное напряжение на дающие СКВТ ГАГ. Контролирует включенное состояние ГАГ. Формирует сигнал исправности приводов БК и КК.

21. Блок К-14 - блок контроля исправности всех частей прибора 14. Анализирует сигналы исправности блоков ПГВ, ПБКК, ПРП, ПРКС, 2УКП(П) и формирует общий сигнал исправности прибора 14.

22. Вторичные источники электропитания - получают напряжение 1 ~ 400 Гц 220В от прибора электропитания РЛС и преобразуют его в стабилизированные постоянные напряжения 5В, ± 6,3В, ± 12,6В, ± 27В, ± 110В, необходимые для работы прибора 14.

23. Блок ПРП - блок приводов размножения пеленга антенны. Суммирует аналоговые сигналы СКВТ курсового угла от ИМГВ прибора 1 и курса своего от блока ПРКС. Полученную сумму углов Ку и Кс, являющуюся пеленгом антенны Па, в виде аналоговых сигналов с частотой 400 Гц выдает на блок 2УКП(П). Формирует сигнал исправности ПРП.

24. Блок ПРКС - блок приводов размножения курса своего. Выдает опорное напряжение для дающего СКВТ ГК, отрабатывает сигнал рассогласования со своего принимающего СКВТ и формирует синусно-косинусные составляющие курса своего. Формирует сигнал исправности ПРКС.

25. Блок 2УКП(П) - блок углокодового преобразователя пеленга. Принимает аналоговый сигнал пеленга антенны (Па) в виде синусоидального напряжения с частотой 400 Гц и преобразует его в 13-разрядный прямой двоичный код Па. Формирует сигнал исправности 2УКП(П).

Похожие патенты RU2759515C1

название год авторы номер документа
Система управления корабельной трёхкоординатной радиолокационной станцией, антенным устройством и приводной частью для неё 2022
  • Константиниди Виктор Константинович
  • Исаков Михаил Владимирович
  • Николенко Александр Михайлович
  • Тарасов Виктор Дмитриевич
  • Алексеева Елена Васильевна
  • Немоляев Алексей Иванович
  • Красавин Михаил Александрович
  • Щелинский Владимир Валентинович
RU2788578C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОННОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ЗОНЫ ОБЗОРА РЛС 2007
  • Бородин Николай Данилович
  • Военнов Сергей Иванович
  • Залевский Альберт Владимирович
  • Красавин Михаил Александрович
RU2343532C1
КОРАБЕЛЬНАЯ ТРЕХКООРДИНАТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ И АНТЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕЕ 2003
  • Бородин Н.Д.
  • Герцовский Б.М.
  • Гилюк В.И.
  • Залевский А.В.
  • Ковалев В.Т.
  • Коломийченко Ю.Т.
  • Лобанов А.В.
  • Немоляев А.И.
  • Олеванов В.П.
  • Панин В.А.
  • Рясовский А.М.
  • Тарасов В.Д.
RU2254593C1
АНТЕННАЯ СИСТЕМА СО СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛОСКОСТЬЮ ВРАЩЕНИЯ ОБЗОРНОГО КОРАБЕЛЬНОГО РАДИОЛОКАТОРА 2005
  • Бабкин Юрий Михайлович
  • Разуваев Александр Петрович
RU2301482C2
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРОВЕРКИ КОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2008
  • Коржавин Георгий Анатольевич
  • Иванов Виктор Петрович
  • Егоров Виктор Васильевич
  • Антонов Павел Борисович
  • Бондарчук Сергей Андреевич
RU2373550C1
КОРАБЕЛЬНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ 2005
  • Бородин Николай Данилович
  • Вольвовская Татьяна Саркисовна
  • Герцовский Борис Менделевич
  • Гилюк Валерий Иванович
  • Каширин Михаил Александрович
  • Ковалев Виктор Тимофеевич
  • Константиниди Виктор Константинович
  • Кравцов Александр Данилович
  • Красавин Михаил Александрович
  • Ленци Юрий Игоревич
  • Лобанов Александр Васильевич
  • Немоляев Алексей Иванович
  • Панин Виктор Александрович
  • Печинко Евгений Александрович
  • Пименов Виктор Германович
  • Позняков Виктор Дмитриевич
  • Суслович Валерий Павлович
  • Тарасов Виктор Дмитриевич
RU2293405C1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Федоров Александр Анатольевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2483280C1
КОРАБЕЛЬНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОМПЛЕКС С РЕЖИМОМ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ КОРПУСА КОРАБЛЯ 2013
  • Эстрин Александр Борисович
  • Чистов Владимир Дмитриевич
  • Мещеряков Андрей Михайлович
  • Иванов Василий Владимирович
  • Марченко Борис Вячеславович
  • Попов Денис Михайлович
RU2542821C1
Способ отождествления целевой информации трехкоординатного стабилизированного и двухкоординатного нестабилизированного источников, располагаемых на качающемся носителе 2023
  • Музыченко Олег Николаевич
RU2816259C1
САМОСТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕСЯ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АНТЕННЫХ ПОСТОВ И ПРИБОРОВ СУДОВОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 2001
  • Виноградов Л.Г.
RU2204873C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 759 515 C1

Реферат патента 2021 года Система управления корабельной трёхкоординатной радиолокационной станцией, антенным устройством и приводной частью для неё

Изобретение относится к области систем управления радиолокационной техники, в частности к системам управления корабельной радиолокационной станцией (РЛС) и радиолокационным комплексам (РЛК), и может использоваться для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей, освещения воздушной и надводной обстановки, траекторной обработки информации и выдачи целеуказаний. Техническим результатом является создание системы управления радиолокационной станцией и радиолокационным комплексом, обеспечивающей функционирование при повышенном темпе обновления радиолокационной информации с высокими точностями измерениями координат цели и выдачи целеуказаний, расширение функциональных возможностей и повышение оперативной готовности вывода комплекса РЛС/РЛК на боевой режим работы, надежности, безопасности функционирования и точности определения координат. Заявленная система управления корабельной трехкоординатной радиолокационной станцией содержит высокочастотную часть антенного устройства в составе антенн первого и второго каналов, развернутых излучающими поверхностями в противоположные стороны, первого устройства суммирования и разделения частотных каналов, антенны государственного опознавания, многоканального вращающего сочленения, волноводного поворотного устройства и устройства приводов управления и стабилизации. При этом волноводное поворотное устройство антенного устройства (35) через устройство переключения режимов «эквивалент-антенна» (31) соединено со вторым устройством суммирования и разделения частотных каналов (30), которое подсоединено к устройствам приемников-передатчиков первого (27) и второго (29) каналов, а входы устройств приемников-передатчиков первого и второго каналов через устройство формирования линейной частотной модуляцией сигналов (32) связаны с выходом устройства отображения и управления режимами Прибор 3 (26). Выходы устройств приемник-передатчиков первого (27) и второго (29) каналов подсоединены к входам устройства обработки (28), выход которого подключен к входу устройства детектирования и размножения сигналов (33), связанного с потребителями информации РЛС. Информационные выходы устройства детектирования и размножения сигналов непосредственно и через устройство обработки информации (34) подключены к устройству отображения и управления режимами Прибор 3 (26), соединенного с переключателем «эквивалент-антенна» (31). В систему введены гироазимутогоризонт ГАГ (36.1, 36.2) углов бортовой качки (БК) и килевой качки (КК), гирокомпас ГК (37), система электропитания РЛС, содержащая корабельный распределительный щит (41), вход которого подключен к основной сети (38) и к резервной сети (39), а выход корабельного распределительного щита (41) через прибор 8 – к электропитанию приборов РЛС и выходу Прибора 9. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 759 515 C1

1. Система управления корабельной трехкоординатной радиолокационной станцией, содержащей высокочастотную часть антенного устройства в составе антенн первого и второго каналов, развернутых излучающими поверхностями в противоположные стороны, первого устройства суммирования и разделения частотных каналов, антенны государственного опознавания, многоканального вращающего сочленения, волноводного поворотного устройства и устройства приводов управления и стабилизации, при этом волноводное поворотное устройство антенного устройства через устройство переключения режимов «эквивалент-антенна» соединено со вторым устройством суммирования и разделения частотных каналов, которое по соответствующим двум связям подсоединено к устройствам приемников-передатчиков первого и второго каналов, а соответствующие входы устройств приемников-передатчиков первого и второго каналов через устройство формирования линейной частотной модуляцией сигналов связано с соответствующим выходом устройства отображения и управления режимами Прибор 3, а соответствующие выходы устройств приемник-передатчиков первого и второго каналов подсоединены к соответствующим входам устройства обработки, выход которого подключен к входу устройства детектирования и размножения сигналов, связанного с потребителями информации РЛС, а соответствующие информационные выходы устройства детектирования и размножения сигналов непосредственно и через устройство обработки информации подключены к устройству отображения и управления режимами Прибор 3, соединенного с переключателем «эквивалент-антенна», отличающаяся тем, что в нее введены гироазимутогоризонт (ГАГ) углов бортовой качки (БК) и килевой качки (КК), гирокомпас (ГК), система электропитания РЛС, содержащая корабельный распределительный щит, вход которого через нормально-замкнутые контакты автомата переключения сети подключен к основной сети и через нормально-разомкнутые контакты к резервной сети, а выход корабельного распределительного щита через прибор 8 к электропитанию приборов РЛС и выходу Прибора 9.

2. Система управления корабельной трехкоординатной радиолокационной станцией по п.1, отличающаяся тем, что она содержит привод Прибора 1, систему управления приводными устройствами РЛС с усилителями УРЧ-15 и электромашинными усилителями (ЭМУ) БК и КК и Прибор 14, включающий устройство управления приводом горизонтального вращения (блок ПГВ), содержащее блоки: размножения сигналов курса своего (Кс), формирования отметки курса и управления приводом горизонтального вращения УПГВ2, и блоки – привод БК и КК, привод размножения пеленга, привод размножения Кс, углокодовый преобразователь 2УКП(П), блок контроля и индикации К-14, вторичные источники электропитания и блок нестабилизированного источника постоянного напряжения 220В (В-220-3), одноименные входные шины питания подключены к выходам Прибора 8 системы электропитания, а выходы источников электропитания – вторичных источников электропитания и блока нестабилизированного источника постоянного напряжения 220В (В-220-3) связаны шинами питания с соответствующими входными клеммами потребителей РЛС, при этом приводная часть Прибора 1 содержит три части системы управления антенным устройством, состоящие из канала привода горизонтального вращения, содержащего двигатель горизонтального вращения, управляемый тормоз горизонтального вращения, редуктор горизонтального вращения, индикаторный механизм горизонтального вращения, и двух аналогичных каналов приводов стабилизации БК и КК, каждый из которых включает двигатель БК и КК, управляемый тормоз БК и КК, редуктор соответствующего канала БК и КК, соединенные с соответствующим объектом Прибора 1, и индикаторные механизмы соответствующего канала БК и КК, при этом выход индикаторного механизма привода горизонтального вращения линией связи «курсовой угол» подключен к входу блока привода размножения пеленга Прибора 14, два других выхода индикаторного механизма привода горизонтального вращения связаны соответственно – один через блок размножения сигналов курсового угла блока привода горизонтального вращения с потребителями, а другой – через блок формирователя отметки курса блока ПГВ по линии связи «импульса начала торможения» к блоку УПГВ2 блока ПГВ, а выход состояния тормоза горизонтального вращения подключен через соответствующий вход усилителя УРЧ-15 с входом блока УПГВ2 блока ПГВ, выход которого через блок нестабилизированного источника постоянного напряжения 220В (В-220-3) подсоединен к управляющему входу тормоза горизонтального вращения, а управляющий вход блока УПГВ2 связан через устройство регулирования частоты УРЧ-15 с двигателем горизонтального вращения системы управления антенным устройством, при этом соответствующие входы индикаторных механизмов каждого канала приводов стабилизации БК и КК и системы управления приводной частью Прибора 1 подключены к соответствующим информационным выходам «угол БК» и «угол КК» гироазимутогоризонта «ГАГ», вход которого связан с выходом опорного напряжения U0n блока приводов БК и КК, входящего в состав Прибора 14 системы управления приводными устройствами РЛС, а соответствующие входы блока привода БК и КК подключены к соответствующим выходам индикаторных механизмов БК и КК, состояния тормозов БК и КК и двигателей БК и КК каждого канала приводов стабилизации БК и КК системы управления антенным устройством (приводная часть Прибора 1), а соответствующие выходы сигналов управления каждого канала стабилизации блока приводов БК и КК подсоединены через соответствующие ЭМУ БК и ЭМУ КК системы управления антенным устройством к соответствующим входам двигателей БК и КК каждого канала приводов стабилизации БК и КК системы управления приводной частью Прибора 1 и соответствующие выходы питания тормозов БК и КК блока приводов БК и КК (ПБКК) связаны с соответствующими входами питания тормозов БК и КК, а выходная клемма с напряжением «+5В» ПБКК подсоединена к входу «определения состояния включения» гироазимутогоризонта «ГАГ», выход которого соединен с входом «ГАГ вкл.» ПБКК, при этом выход блока привода размножения Кс по линии связи Кс соединен с входом блока привода размножения пеленга Прибора 14, выход которого по аналоговой линии «Пеленг антенны» (Па) связан с входом блока 2УКП(П), преобразующего аналоговый сигнал Па в «Код пеленга антенны» (Код Па), а выход блока 2УКП(П) по линии связи Код Па подключен к входу устройства отображения и управления режимами Прибор 3, при этом выход «опорного напряжения» (UОП) блока привода размножения Кс связан с входом ГК, а выход (Кс) ПС подсоединен к входу блока ПРКс, причем выходы сигналов исправности (Испр): Испр. ПГВ, Испр. ПБКК, Испр. ПРП, Испр. ПРКС, Испр. 2УКП(П) подключены к соответствующим входам блока контроля и индикации блока К-14 Прибора 14, в котором соответствующим образом объединяются, выход блока контроля и индикации блока К-14 Прибора 14 подключен к соответствующему входу Прибора 3 по линии связи «Испр. Прибора 14», а соответствующие выходы сигналов управления устройства отображения и управления режимами Прибора 3 подсоединены к соответствующим входам блока УПГВ2 блока ПГВ, блока ПБКК и устройства переключения режимов «эквивалент-антенна», включающее переключатель и эквивалент.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2759515C1

КОРАБЕЛЬНАЯ ТРЕХКООРДИНАТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ И АНТЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕЕ 2003
  • Бородин Н.Д.
  • Герцовский Б.М.
  • Гилюк В.И.
  • Залевский А.В.
  • Ковалев В.Т.
  • Коломийченко Ю.Т.
  • Лобанов А.В.
  • Немоляев А.И.
  • Олеванов В.П.
  • Панин В.А.
  • Рясовский А.М.
  • Тарасов В.Д.
RU2254593C1
Устройство для непрерывного получения раствора из быстро твердеющих вяжущих 1947
  • Лапшин П.В.
SU76464A1
RU 71826 U1, 20.03.2008
Амортизатор к прессу типа "Идеал" с кулиссой 1936
  • Шушунов А.П.
SU51754A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ АНТЕННОГО ПОСТА РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ 2015
  • Бундин Денис Владимирович
  • Махлин Александр Маркович
  • Тарасенко Роман Владимирович
RU2587715C1
WO 2007021217 A1, 22.02.2007
CN 104166138 A, 26.11.2014
Прибор для отбора газовых проб в скважинах 1947
  • Боровский С.П.
SU83797A1

RU 2 759 515 C1

Авторы

Константиниди Виктор Константинович

Соколов Станислав Александрович

Алексеева Елена Васильевна

Немоляев Алексей Иванович

Коломийченко Юрий Тихонович

Вольвовская Татьяна Саркисовна

Тарасов Виктор Дмитриевич

Герцовский Борис Михайлович

Ковалёв Виктор Тимофеевич

Даты

2021-11-15Публикация

2020-08-18Подача