СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДОСТОВЕРНОСТИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА Российский патент 2021 года по МПК G01S19/07 

Описание патента на изобретение RU2760345C1

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при создании и модернизации средств контроля достоверности навигационных измерений навигационной аппаратуры потребителя (НАП) спутниковой радионавигационной системы (СРНС) воздушного судна (ВС).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу (прототипом) является способ автоматического контроля целостности (см., например, ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / Под. ред. А.И. Перова, В.Н. Харисова. Изд. 3-е, перераб. - М.: Радиотехника, 2005, 688 с. С.478), основанный на комплексировании НАП СРНС с барометрическим высотомером, позволяющий контролировать достоверность навигационных измерений НАП СРНС путем сопоставления измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС с одной стороны и барометрическим высотомером с другой стороны.

К недостаткам прототипа относится снижение вероятности правильного контроля достоверности навигационных измерений НАП СРНС при изменении метеоусловий. Это объясняется существенной зависимостью достоверности измерений барометрического высотомера от метеоусловий. Так, например, по причине недостоверных измерений высоты полета ВС барометрическим высотомером при изменении метеоусловий может вырабатываться ложное решение о недостоверности навигационных измерений НАП СРНС.

Техническим результатом изобретения является повышение вероятности правильного контроля достоверности навигационных измерений НАП СРНС.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе оценивают скорость изменения высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС на i-й контрольный момент времени, где , I - число контрольных моментов времени в течение полета ВС, следующих друг за другом через заданные интервалы времени, оценивают скорость изменения высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера на i-й момент времени, формируют прогнозное значение h1пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС на (i+1)-й момент времени с использованием величины , формируют прогнозное значение h2пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера на (i+1)-й момент времени с использованием величины , оценивают абсолютное отклонение Δh2(i+1) измеренного барометрическим высотомером значения высоты полета ВС от прогнозного значения h2пр.(i+1) на (i+1)-й момент времени, сравнивают абсолютное отклонение Δh2(i+1) с заданным допустимым отклонением Δh2доп., если абсолютное отклонение Δh2(i+1) не превышает допустимого отклонения Δh2доп., то формируют решение χi+1=1 о том, что измерения барометрического высотомера достоверны на (i+1)-й момент времени, в противном случае формируют решение χi+1=0 о том, что измерения барометрического высотомера не достоверны на (i+1)-й момент времени, если χi+1=1 то оценивают абсолютное отклонение Δh12(i+1) измеренного НАП СРНС значения высоты полета ВС от измеренного барометрическим высотомером значения высоты полета ВС на (i+1)-й момент времени, сравнивают абсолютное отклонение Δh12(i+1) с заданным допустимым отклонением Δh12доп., если абсолютное отклонение Δh2(i+1) не превышает допустимого отклонения Δh12доп., то формируют решение qi+1=1 о том, что измерения НАП СРНС достоверны на (i+1)-й момент времени, в противном случае формируют решение qi+1=0 о том, что измерения НАП СРНС не достоверны на (i+1)-й момент времени, если χi+1=0, то оценивают абсолютное отклонение Δh1(i+1) измеренного НАП СРНС значения высоты полета ВС от прогнозного значения h1пр.(i+1) на (i+1)-й момент времени, сравнивают абсолютное отклонение Δh1(i+1) заданным допустимым отклонением Δh1доп., если абсолютное отклонение Δh1(i+1) не превышает допустимого отклонения Δh1доп., то формируют решение qi+1=1 о том, что измерения НАП СРНС достоверны на (i+1)-й момент времени, в противном случае формируют решение qi+1=0 о том, что измерения НАП СРНС не достоверны на (i+1)-й момент времени.

Сущность изобретения заключается в следующем. На каждый контрольный момент времени осуществляется проверка достоверности измерений барометрического высотомера путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых барометрическим высотомером, с прогнозируемыми значениями данного параметра. Если на этом этапе формируется решение о достоверных измерениях барометрического высотомера, то решение о достоверности навигационных измерений НАП СРНС вырабатывается путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС с одной стороны и барометрическим высотомером с другой стороны, в противном случае решение о достоверности измерений НАП СРНС вырабатывается путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС, с прогнозируемыми значениями данного параметра. Это позволяет снизить влияние недостоверных измерений барометрического высотомера на контроль достоверности навигационных измерений НАП СРНС при изменении метеоусловий и, как следствие, повысить вероятность правильного контроля достоверности навигационных измерений НАП СРНС в целом.

Данный способ включает в себя следующие этапы:

1. Измерение значений высоты полета ВС с использованием НАП СРНС в течение полета ВС;

2. Измерение значений высоты полета ВС с использованием барометрического высотомера;

3. Оценка скорости изменения высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС на i-й момент времени в соответствии с выражением

где , , τП - длительность полета ВС, Δt - заданный интервал времени между каждыми i-ми (i-1)-м контрольными моментами времени;

4. Оценка скорости изменения высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера на i-й момент времени в соответствии с выражением

5. Формирование прогнозного значения Δh1пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС на (i+1)-й момент времени в соответствии с выражением

6. Формирование прогнозного значения Δh2пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера на (i+1)-й момент времени в соответствии с выражением

7. Оценка абсолютного отклонения Δh2(i+1) измеренного барометрическим высотомером значения высоты полета ВС от прогнозного значения на (i+1)-й момент времени в соответствии с выражением

8 Формирование решения χi+1 о достоверности измерений барометрического высотомера на (i+1)-й момент времени в соответствии с выражением

где χi+1∈[0,1] - параметр, характеризующий достоверность измерений барометрического высотомера на (i+1)-й момент времени; χi+1=0 - измерения барометрического высотомера недостоверны на (i+1)-й момент времени; χi+1=1 - измерения барометрического высотомера достоверны на (i+1)-й момент времени; Δh2доп. - заданное допустимое отклонение между измеренным барометрическим высотомером и прогнозным значениями высоты полета ВС;

9. Реализация процедур 9.1 и 9.2 в том случае, если на этапе 8 сформировано решение χi+1=1 о достоверности измерений барометрического высотомера, иначе реализация процедур 10.1 и 10.2;

9.1 Оценка абсолютного отклонения Δh12(i+1) измеренного НАП СРНС значения высоты полета ВС от измеренного барометрическим высотомером значения высоты полета ВС на (i+1)-й момент времени в соответствии с выражением

9.2 Формирование решения qi+1 о достоверности навигационных измерений НАП СРНС на (i+1)-й момент времени в соответствии с выражением

где qi+1∈[0,1] - параметр, характеризующий достоверность навигационных измерений НАП СРНС на (i+1)-й момент времени; qi+1=0 - измерения НАП СРНС недостоверны на (i+1)-й момент времени; qi+1=1 - измерения НАП СРНС достоверны на (i+1)-й момент времени; Δh12доп. - заданное допустимое отклонение между измерениями высоты полета ВС с использованием НАП СРНС и барометрического высотомера;

10. Реализация процедур 10.1 и 10.2 в том случае, если на этапе 8 сформировано решение χi+1=0 о недостоверности измерений барометрического высотомера;

10.1 Оценка абсолютного отклонения Δh1(i+1) измеренного НАП СРНС значения высоты полета ВС от прогнозного значения h1пр.(i+1) на (i+1)-й момент времени в соответствии с выражением

10.2 Формирование решения qi+1 о достоверности навигационных измерений НАП СРНС на (i+1)-й момент времени в соответствии с выражением

где Δh1доп. - заданное допустимое отклонение между измеренным НАП СРНС и прогнозным значениями высоты полета ВС.

Данный способ может быть реализован, например, с помощью системы, структурная схема которой приведена на фигуре, где обозначено: 1 - НАП СРНС; 2 - блок оценки скорости изменения высоты (БОСИВ); 3 - блок прогнозирования (БП); 4 - блок контроля достоверности измерений (БКДИ) НАП; 5 - устройство управления (УУ); 6 - БКДИ БВ; 7 - барометрический высотомер (БВ); 8 - БОСИВ; 9 - БП.

НАП СРНС 1 предназначена для формирования навигационных измерений, в том числе значений высоты полета ВС.БОСИВ 2 предназначен для оценки скорости изменения высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС.БП 3 предназначен для формирования прогнозного значения h1пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС. БКДИ НАП 4 предназначен для оценки абсолютных отклонений Δh1(i+1) и Δh12(i+1), а также для формирования решения qi+1 о достоверности навигационных измерений НАП СРНС.УУ 5 предназначено для управления совместной работой элементов системы. БКДИ БВ 6 предназначен для оценки абсолютного отклонения Δh2(i+1) и формирования решения χi+1 о достоверности измерений барометрического высотомера. БВ 7 предназначен для измерения значений высоты полета ВС.БОСИВ 8 предназначен для оценки скорости изменения высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера. БП 9 предназначен для формирования прогнозного значения h2пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера.

Система работает следующим образом. УУ 5 управляет совместной работой элементов системы. НАП СРНС 1 формирует навигационные измерения, в том числе значения высоты полета ВС в течение полета. БВ 7 измеряет значения высоты полета ВС в течение полета. Значения высоты полета ВС с выхода НАП СРНС 1 поступают на БОСИВ 2 и БКДИ НАП 4. Значения высоты полета ВС с выхода БВ 7 поступают на БОСИВ 8, БКДИ БВ 6 и БКДИ НАП 4. БОСИВ 2 оценивает скорость изменения высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС в соответствии с выражением (1). Значения скорости изменения высоты полета ВС с выхода БОСИВ 2 поступают на БП 3. БП 3 формирует прогнозные значения h1пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС в соответствии с выражением (3). Прогнозные значения h1пр.(i+1) высоты полета ВС с выхода БП 3 поступают на БКДИ НАП 4. БОСИВ 8 оценивает скорость изменения высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера в оответствии с выражением (2). Значения скорости изменения высоты полета ВС с выхода БОСИВ 8 поступают на БП 9. БП 9 формирует прогнозные значения h2пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера в соответствии с выражением (4). Прогнозные значения h2пр.(i+1) высоты полета ВС с выхода БП 9 поступают на БКДИ БВ 6. БКДИ БВ 6 оценивает абсолютное отклонение Δh2(i+1) в соответствии с выражением (5) и формирует решение χi+1 о достоверности измерений барометрического высотомера в соответствии с выражением (6). Решение χi+1 с выхода БКДИ БВ 6 поступает на БКДИ НАП 4. Если с выхода БКДИ БВ 6 на вход БКДИ НАП 4 поступает решение χi+1=1, то БКДИ НАП 4 оценивает абсолютное отклонение Δh12(i+1) в соответствии с выражением (7) и формирует решения qi+1 о достоверности навигационных измерений НАП СРНС в соответствии с выражением (8). Если с выхода БКДИ БВ 6 на вход БКДИ НАП 4 поступает решение χi+1=0, то БКДИ НАП 4 оценивает абсолютное отклонение Δh1(i+1) в соответствии с выражением (9) и формирует решение qi+1 о достоверности навигационных измерений НАП СРНС в соответствии с выражением (10).

Предлагаемое техническое решение является новым, поскольку из общедоступных сведений не известен способ контроля достоверности навигационных измерений НАП СРНС ВС, сущность которого заключается в следующем. На каждый контрольный момент времени осуществляется проверка достоверности измерений барометрического высотомера путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых барометрическим высотомером, с прогнозируемыми значениями данного параметра. Если на этом этапе формируется решение о достоверных измерениях барометрического высотомера, то решение о достоверности навигационных измерений НАП СРНС вырабатывается путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС с одной стороны и барометрическим высотомером с другой стороны, в противном случае решение о достоверности измерений НАП СРНС вырабатывается путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС, с прогнозируемыми значениями данного параметра.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что если на каждый контрольный момент времени осуществлять проверку достоверности измерений барометрического высотомера путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых барометрическим высотомером, с прогнозируемыми значениями данного параметра, затем в случае формирования решения о достоверных измерениях барометрического высотомера, решение о достоверности навигационных измерений НАП СРНС вырабатывать путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС с одной стороны и барометрическим высотомером с другой стороны, в противном случае решение о достоверности измерений НАП СРНС вырабатывать путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС, с прогнозируемыми значениями данного параметра, то это приведет к повышению вероятности правильного контроля достоверности навигационных измерений НАП СРНС.

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, так как для его реализации могут быть использованы элементы, широко распространенные в области электронной и электротехники.

Похожие патенты RU2760345C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДОСТОВЕРНОСТИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРОЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2022
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
RU2792022C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДОСТОВЕРНОСТИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРОЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2020
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
  • Стряпчев Евгений Эдуардович
  • Кирюшкин Владислав Викторович
  • Дударев Денис Юрьевич
RU2767506C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2020
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
  • Стряпчев Евгений Эдуардович
  • Кирюшкин Владислав Викторович
RU2740170C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2021
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
RU2777006C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2022
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
RU2790508C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2020
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
  • Стряпчев Евгений Эдуардович
  • Кирюшкин Владислав Викторович
RU2748558C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ВЫХОДНЫХ СИГНАЛОВ БОРТОВЫХ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ПРИЕМНИКОВ 2013
  • Завалишин Олег Иванович
  • Лебедев Борис Васильевич
RU2541691C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2021
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
RU2780645C1
Способ определения барометрической высоты летательного аппарата в полете с использованием бортовых спутниковых навигационных приемников и авиационных метеорологических прогнозов 2024
  • Щербаков Дмитрий Евгеньевич
  • Щербаков Евгений Константинович
RU2824733C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ВЫДЕРЖИВАНИЯ ВЫСОТЫ ЭШЕЛОНА ПОЛЕТА 2008
  • Зыков Олег Николаевич
  • Красов Анатолий Иванович
  • Пятко Сергей Григорьевич
  • Смольникова Мария Анатольевна
  • Щербаков Евгений Константинович
RU2390793C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 760 345 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДОСТОВЕРНОСТИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Использование: изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при создании и модернизации средств контроля достоверности навигационных измерений навигационной аппаратуры потребителя (НАП) спутниковой радионавигационной системы (СРНС) воздушного судна (ВС). Сущность: на каждый контрольный момент времени осуществляется проверка достоверности измерений барометрического высотомера путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых барометрическим высотомером, с прогнозируемыми значениями данного параметра. Если на этом этапе формируется решение о достоверных измерениях барометрического высотомера, то решение о достоверности навигационных измерений НАП СРНС вырабатывается путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС с одной стороны и барометрическим высотомером с другой стороны, в противном случае решение о достоверности измерений НАП СРНС вырабатывается путем сопоставления фактических измерений высоты полета ВС, формируемых НАП СРНС, с прогнозируемыми значениями данного параметра. Это позволяет снизить влияние недостоверных измерений барометрического высотомера на контроль достоверности навигационных измерений НАП СРНС при изменении метеоусловий и, как следствие, повысить вероятность правильного контроля достоверности навигационных измерений НАП СРНС в целом. Технический результат: повышение вероятности правильного контроля достоверности навигационных измерений НАП СРНС. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 760 345 C1

Способ контроля достоверности навигационных измерений, формируемых навигационной аппаратурой потребителя (НАП) спутниковой радионавигационной системы (СРНС) воздушного судна (ВС), основанный на комплексировании НАП СРНС с барометрическим высотомером, отличающийся тем, что оценивают скорость изменения высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС на i-й контрольный момент времени, где , I - число контрольных моментов времени в течение полета ВС, следующих друг за другом через заданные интервалы времени, оценивают скорость изменения высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера на i-й момент времени, формируют прогнозное значение h1пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям НАП СРНС на (i+1)-й момент времени с использованием величины , формируют прогнозное значение h2пр.(i+1) высоты полета ВС по измерениям барометрического высотомера на (i+1)-й момент времени с использованием величины , оценивают абсолютное отклонение Δh2(i+1) измеренного барометрическим высотомером значения высоты полета ВС от прогнозного значения h2пр.(i+1) на (i+1)-й момент времени, сравнивают абсолютное отклонение Δh2(i+1) с заданным допустимым отклонением Δh2доп., если абсолютное отклонение Δh2(i+1) не превышает допустимого отклонения Δh2доп., то формируют решение χi+1=1 о том, что измерения барометрического высотомера достоверны на (i+1)-й момент времени, в противном случае формируют решение χi+1=0 о том, что измерения барометрического высотомера не достоверны на (i+1)-й момент времени, если χi+1=1, то оценивают абсолютное отклонение Δh12(i+1) измеренного НАП СРНС значения высоты полета ВС от измеренного барометрическим высотомером значения высоты полета ВС на (i+1)-й момент времени, сравнивают абсолютное отклонение Δh12(i+1) с заданным допустимым отклонением Δh12доп., если абсолютное отклонение Δh12(i+1) не превышает допустимого отклонения Δh12доп., то формируют решение qi+1=1 о том, что измерения НАП СРНС достоверны на (i+1)-й момент времени, в противном случае формируют решение qi+1=0 о том, что измерения НАП СРНС не достоверны на (i+1)-й момент времени, если χi+1=0, то оценивают абсолютное отклонение Δh1(i+1) измеренного НАП СРНС значения высоты полета ВС от прогнозного значения h1пр.(i+1) на (i+1)-й момент времени, сравнивают абсолютное отклонение Δh1(i+1) с заданным допустимым отклонением Δh1доп., если абсолютное отклонение Δh1(i+1) не превышает допустимого отклонения Δh1доп., то формируют решение qi+1=1 о том, что измерения НАП СРНС достоверны на (i+1)-й момент времени, в противном случае формируют решение qi+1=0 о том, что измерения НАП СРНС не достоверны на (i+1)-й момент времени.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2760345C1

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ВЫХОДНЫХ СИГНАЛОВ БОРТОВЫХ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ПРИЕМНИКОВ 2013
  • Завалишин Олег Иванович
  • Лебедев Борис Васильевич
RU2541691C1
0
SU190804A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2020
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
  • Стряпчев Евгений Эдуардович
  • Кирюшкин Владислав Викторович
RU2740170C1
Автоматизированная система навигации с контролем целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем по информации механического и доплеровского датчиков скорости 2016
  • Наркевич Александр Владимирович
  • Бойков Дмитрий Валерьевич
  • Иванов Александр Васильевич
RU2640312C2
US 20090030605 A1, 29.01.2009.

RU 2 760 345 C1

Авторы

Ткаченко Сергей Сергеевич

Даты

2021-11-24Публикация

2021-02-25Подача