Изобретение относится к области медицины, а именно к ультразвуковой диагностике, и позволяет за короткий срок обучения эффективно освоить базовые моторные навыки получения ультразвукового изображения сердца на экране с использованием симуляционного тренажера Vimedix.
В настоящее время для практического обучения эхокардиографии используется методика обучения на пациенте, сначала в качестве наблюдателя, а затем самостоятельно.
Основной недостаток этой формы обучения связан с отсутствием навыков работы с датчиком у начинающего врача и сложностью получения изображения на экране, проблема может усугубляться тяжестью состояния пациента, его личностными особенностями и отсутствием достаточного количества времени для проведения исследования.
Известна система обучения эхокардиографии UltraSoundDrive, разработанная в НИИ кардиологии Сибирского отделения РАМН. В указанной программе, как и у нас, используются два экрана: один - трехмерная модель сердца, другой - с виртуальным изображением ультразвуковых сечений сердца.
В отличие от системы UltraSoundDrive, в симуляционном тренажере Vimedix сердце не рассматривается изолированно, а есть анатомическая и ультразвуковая привязанность к окружающим органам, что позволяет получить более точную стереоскопическую картину, кроме того, в нашей программе есть «подсказка», которая обозначает неопознанную структуру, если на нее направить курсор и нет необходимости обращения к анатомическому атласу.
Главным отличием является предложенный нами алгоритм исследования, при неоднократном повторении которого, вырабатываются механические навыки.
Предложенный способ обучения на симуляторе Vimedix исключает субъективный момент контакта с пациентом, что существенно ускоряет приобретение навыка получения изображения на экране, поскольку время и количество попыток для закрепления навыка практически неограниченно. После получения изображения на экране может возникнуть проблема распознавания полученных структур. Симулятор Vimedix имеет дублирующий экран с подсказкой, где анатомия изучаемого органа изображена в системе 3D. При получении изображения на экране при помощи навигатора проводится сопоставление с анатомическим изображением на дублирующем экране, подсказка обозначает исследуемую структуру.
Суть разработанного метода - неоднократное повторение механических действий в определенной последовательности на симуляторе, что позволяет закрепить навык и перевести его в разряд автоматических. Обязательным условием приобретения технических навыков в эхокардиографии является определенная последовательность действий. При любом способе обучения эхокардиографии используются стандартные доступы и позиции. В нашем изобретении при выполнении задания предполагается неоднократное получение на экране изображений структур сердца из стандартных доступов и позиций, выполненных в определенной последовательности, при необходимости с использованием «подсказки» дублирующего экрана для распознавания полученных на экране структур.
Сущность предложенного способа заключается в следующем: на предварительной стадии преподаватель демонстрирует упражнения и просит повторить, затем курсант многократно повторяет предложенные задания в определенной последовательности:
1 - парастернальный доступ длинная ось,
2 - парастернальный доступ короткая ось на уровне корня аорты,
3 - парастернальный доступ короткая ось на уровне митрального клапана,
4 - парастернальный доступ короткая ось на уровне головок папиллярных мышц,
5 - апикальный доступ четырехкамерная позиция,
6 - апикальный доступ пятикамерная позиция,
7 - апикальный доступ двухкамерная позиция,
8 - супрастернальный доступ,
9 - субкостальный доступ с использованием продольной и короткой оси.
Навык считается освоенным, если курсант демонстрирует все возможные виды доступов при исследовании сердца, проводит основные измерения, опознает патологию сердца и формирует заключение, при этом укладывается в отведенное время упражнения - 45 минут без использования доплера и 60 минут с использованием доплера.
Заявляемый способ опробован в процессе обучения основам эхокардиографии у различных категорий врачей ультразвуковой диагностики, функциональной диагностики, кардиологов и ординаторов, обучающихся по специальности ультразвуковая диагностика. Предложенный метод является доступным и простым в обучении.
После освоения навыков эхокардиографии с использованием симуляционных технологий снижаются временные затраты на получение изображения на экране, начинающий врач при работе с пациентом эффективно использует отведенное для исследования время на распознавание патологии.
Данные навыки осваиваются в полном объеме за 16 академических часов.
Выводы. Разработанный способ ускоренного обучения основным техническим навыкам эхокардиографии, включающем многократное повторение механических действий в определенной последовательности при использовании различных доступов с возможностью сопоставления изображения структур с анатомическим изображением на дублирующем экране на симуляторе Vimedix, позволяет добиться полного освоения моторного навыка получения изображения сердца на экране из стандартных доступов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ отработки навыков триангуляции в артроскопической хирургии коленного сустава с использованием симуляционных технологий | 2020 |
|
RU2762913C1 |
Способ обучения основным техническим навыкам обратной бинокулярной офтальмоскопии с использованием симуляционных технологий | 2020 |
|
RU2754959C1 |
Способ ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам эндоскопических внутриматочных манипуляций | 2020 |
|
RU2751746C1 |
Способ обучения принципам оптимальной навигации при выполнении эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств с использованием симуляционных технологий | 2021 |
|
RU2769745C1 |
Способ ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам эндоскопических эндоназальных манипуляций с использованием симуляционных технологий | 2019 |
|
RU2726476C1 |
Способ обучения основным техническим навыкам факоэмульсификации и витреоретинальной хирургии с использованием симуляционных технологий | 2020 |
|
RU2755546C1 |
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ОЦЕНКИ КАРДИОТОКСИЧНОСТИ ИНДУЦИРОВАННОЙ АНТРАЦИКЛИНАМИ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ | 2002 |
|
RU2225166C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА ПОЛОСТЕЙ ЖЕЛУДОЧКОВ СЕРДЦА | 2000 |
|
RU2194450C2 |
СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ РАСПОЗНАВАНИЯ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ | 2017 |
|
RU2740698C2 |
Способ эхокардиографии у пациентов после операции пневмонэктомии в отдаленном периоде | 2018 |
|
RU2698091C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к ультразвуковой диагностике. Выполняют обучение навыкам эхокардиографии с использованием симуляционных технологий, включая отработку эхокардиографических исследований на симуляторе Vimedix. Навык отрабатывают путем многократного повторения механических действий в определенной заданной последовательности при использовании следующих доступов: парастернальный доступ длинная ось, парастернальный доступ короткая ось на уровне корня аорты, парастернальный доступ короткая ось на уровне митрального клапана, парастернальный доступ короткая ось на уровне головок папиллярных мышц, апикальный доступ четырехкамерная позиция, апикальный доступ пятикамерная позиция, апикальный доступ двухкамерная позиция, супрастернальный доступ, субкостальный доступ с использованием продольной и короткой оси. При этом сопоставляют изображение структур с анатомическим изображением на дублирующем экране. Навык считают освоенным при условии проведения основных измерений, опознания патологии сердца и формирования заключения в течение - 45 минут без использования доплера и 60 минут с использованием доплера. Способ позволяет за 16 академических часов научиться получать изображение на экране, распознавать норму и наиболее часто встречающиеся патологические состояния, что в дальнейшем сокращает время исследования.
Способ ускоренного обучения основным техническим навыкам эхокардиографии с использованием симуляционных технологий, включающий отработку эхокардиографических исследований на симуляторе Vimedix, отличающийся тем что автоматический навык технического упражнения отрабатывается путем многократного повторения механических действий в определенной заданной последовательности при использовании различных доступов:
1 - парастернальный доступ длинная ось,
2 - парастернальный доступ короткая ось на уровне корня аорты,
3 - парастернальный доступ короткая ось на уровне митрального клапана,
4 - парастернальный доступ короткая ось на уровне головок папиллярных мышц,
5 - апикальный доступ четырехкамерная позиция,
6 - апикальный доступ пятикамерная позиция,
7 - апикальный доступ двухкамерная позиция,
8 - супрастернальный доступ,
9 - субкостальный доступ с использованием продольной и короткой оси,
с возможностью сопоставления изображения структур с анатомическим изображением на дублирующем экране, а навык считают освоенным при условии проведения основных измерений, опознания патологии сердца и формирования заключения в течение 45 минут без использования доплера и 60 минут с использованием доплера.
Машина для выпиливания штучного строительного камня разных размеров в открытых разработках | 1930 |
|
SU27016A1 |
WO 2010034117 A1, 01.04.2010 | |||
US 5906578 A, 25.05.1999 | |||
ШЕВЯКОВА Т.В | |||
и др | |||
Использование симуляционного комплекса vimedix для тренинга врачей ультразвуковой и функциональной диагностики | |||
Виртуальные технологии в медицине | |||
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса | 1924 |
|
SU2015A1 |
N | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
С | |||
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции | 1920 |
|
SU42A1 |
БЛАШЕНЦЕВА С.А | |||
Симуляционные технологии в подготовке врача-диагноста |
Авторы
Даты
2021-07-16—Публикация
2020-07-03—Подача