Изобретение относится к авиационной технике и может быть использована для улучшения ориентации пилота при пилотировании вертолета в процессе захода на посадку и выполнения посадки на авианесущий корабль.
Известна оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку - ВППл (см., патент RU №2692413 МПК B64F 1/20, G08G 5/02, B64D 45/04, публикация от 24.06.2019) содержит светосигнальную систему, состоящую из индикатора глиссады, индикатора курса, указателя истинного горизонта, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, размещенных на надстройках корабля, размещенного на корме корабля оптического индикатора дальности в виде комбинации источников оптического излучения, размещенных на заданных расстояниях друг от друга.
Система обеспечивает визуальное распознавание пилотом информацию о направлении и дистанции до корабельной взлетно-посадочной площадки.
Недостатками данного решения оптического индикатора дальности являются:
- субъективность определения расстояния - визуальная оценка расстояния до корабля зависит от индивидуальных характеристик глаза пилота - его пространственного разрешения, определяемого его психофизиологическим состоянием и адаптационными условиями полета;
- зависимость определения расстояния от условий наблюдения: погодных и времени суток.
Наиболее близким по технической сущности и достигнутому результату является индикатор дальности (см., патент RU №177346 МПК G08G 5/02, публикация от 16.02.2018), включающий несколько групп источников света с оптическими системами, закрепленных в общей раме и имеющих возможность взаимной независимой ориентировки, каждая из которых формирует световой сектор с четкими границами, причем для угловой стабилизации положения световых секторов между корпусом прибора и рамой введен подвес карданного типа, обеспечивающий угловую стабилизацию рамы с закрепленными группами источников света при воздействии бортовой и килевой качки корабля.
Недостатком данного технического решения является отсутствие модуляторов светового потока для каждого источника света с оптической системой для кодирования информации в каждом световом секторе и невозможность реализовать фиксированную связь с кораблем световых секторов при одновременном обеспечении возможности визуальной ориентировки по характеристикам световых секторов при качке. Линейное перемещение стабилизированных по углу световых секторов индикатора при качке приводит к линейному смещению световых секторов с линии движения вертолета и возникновению ошибок при визуальном определении положения вертолета относительно корабля, что ведет к ошибкам в действиях пилота и возникновению аварийных ситуаций.
Техническим результатом предлагаемого решения является повышение безопасности посадки вертолета на авианесущий корабль путем возможности непрерывного получения в условиях бортовой и килевой качки дополнительной визуально воспринимаемой информации о расстоянии от вертолета до корабля, выраженной в индивидуальных для каждого участка полета цвете и проблесковой характеристике наблюдаемых огней корабельной оптической системы посадки.
Технический результат достигается тем, что корабельная оптическая система посадки для визуального определения дальности до корабля с борта вертолета, содержит два индикатора дальности, закрепленные по краям кормы корабля, внутри каждого из которых расположены источники света с оптическими системами и модуляторами светового потока, формирующие независимо ориентируемые, неподвижно фиксируемые относительно корпусов индикаторов дальности световые сектора, различающиеся цветом и проблесковыми характеристиками, при этом световые сектора первого индикатора дальности пересекаются со световыми секторами второго индикатора дальности в диаметральной плоскости корабля на разном удалении за его кормой, формируя три зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю, по визуально наблюдаемым характеристикам которых определяется дальность до корабля, при этом конструкция индикаторов дальности обеспечивает неподвижное положение световых секторов относительно корабля.
Сущностью технического решения является получение визуальной информации о дальности до корабля по цвету и проблесковым характеристикам световых секторов, сформированных индикаторами дальности корабельной оптической системы посадки, расположенным на авианесущем корабле.
Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с уже известными признаками позволяют успешно реализовать поставленную цель.
Изобретение проиллюстрировано графическим материалом, где на чертеже приведена корабельная оптическая система посадки.
Состав предложенного объекта:
1. Корма корабля;
2. Корпуса индикаторов дальности;
3. Источники света с оптическими системами;
4. Модуляторы светового потока;
5. Световые сектора;
6. Ближняя зона, формируемая секторами;
7. Средняя зона, формируемая секторами;
8. Дальняя зона, формируемая секторами;
9. Пример траектории движения вертолета при посадке.
Работа корабельная оптическая система посадки осуществляется следующим образом.
По краям кормы корабля 1 располагаются индикаторы дальности корабельной оптической системы посадки, состоящие из корпусов 2, закрепленных на корабле 1, внутри которых расположены источники света с оптическими системами 3 и модуляторами светового потока 4, формирующие независимо ориентируемые, неподвижно фиксируемые относительно корпусов индикаторов дальности 2 световые сектора 5. Световые сектора 5 индикаторов дальности пересекаются в диаметральной плоскости корабля на разном удалении за его кормой, эти пересечения световых секторов позволяют визуально по цветовым и проблесковым характеристикам наблюдаемых огней индикаторов дальности получить информацию об удалении вертолета от корабля. Световые сектора индикаторов дальности формируют три зоны: ближняя зона 6, средняя зона 7, дальняя зона 8. Для обеспечения работы при качке корабля 1 световые сектора 5 имеют необходимый угол раскрыва в вертикальной плоскости. При движении по траектории полета 9 летчик, наблюдая цветовые и проблесковые характеристики световых секторов 5, визуально получает информацию о положении (дальности) вертолета относительно корабля 1 независимо от качки.
Технико-экономическим достоинством предложенного решения является повышение безопасности посадки на авианесущий корабль путем возможности непрерывного получения в условиях бортовой и килевой качки визуальной информации о положении (дальности) вертолета относительно корабля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система посадки летательного аппарата на корабль с применением цифровых технологий | 2020 |
|
RU2734173C1 |
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку | 2018 |
|
RU2692413C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПОСАДКЕ НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ | 1991 |
|
SU1798988A1 |
СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ВЕРТИКАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОРАБЕЛЬНОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ПОСАДКЕ ВЕРТОЛЕТА НА КОРАБЛЬ | 2012 |
|
RU2506654C2 |
Система"Автоматический световой указатель положения палубы при качке" | 2018 |
|
RU2695029C1 |
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ | 2006 |
|
RU2317233C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ УКАЗАТЕЛЬНЫХ ОГНЕЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2007 |
|
RU2350517C1 |
СПОСОБ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА КОРАБЛЬ | 1992 |
|
RU2096274C1 |
ПАРАВИЗУАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ОТКЛОНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ | 2003 |
|
RU2250508C2 |
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2612942C1 |
Корабельная оптическая система посадки для визуального определения дальности до корабля с борта вертолета содержит два индикатора дальности, закрепленные по краям кормы корабля, внутри каждого из которых расположены источники света с оптическими системами и модуляторами светового потока, формирующие независимо ориентируемые, неподвижно фиксируемые относительно корпусов индикаторов дальности световые сектора таким образом, чтобы световые сектора первого индикатора дальности пересекались со световыми секторами второго индикатора дальности в диаметральной плоскости корабля на разном удалении за его кормой, при этом конструкция индикаторов дальности обеспечивает неподвижное положение световых секторов относительно корабля. Обеспечивается повышение безопасности полетов на авианесущих кораблях. 1 ил.
Корабельная оптическая система посадки для визуального определения дальности до корабля с борта вертолета, содержащая два индикатора дальности, закрепленные по краям кормы корабля, внутри каждого из которых расположены источники света с оптическими системами и модуляторами светового потока, формирующие независимо ориентируемые, неподвижно фиксируемые относительно корпусов индикаторов дальности световые сектора, различающиеся цветом и проблесковыми характеристиками, при этом световые сектора первого индикатора дальности пересекаются со световыми секторами второго индикатора дальности в диаметральной плоскости корабля на разном удалении за его кормой, формируя три зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю, по визуально наблюдаемым характеристикам которых определяется дальность до корабля, при этом конструкция индикаторов дальности обеспечивает неподвижное положение световых секторов относительно корабля.
УСТРОЙСТВО для чистки и ПЕРЕКРЫТИЯ ЩЕЛЕЙ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ РЕШЕТКИ | 0 |
|
SU177346A1 |
Система огней глиссады, обеспечивающая визуальную и оптическую посадку в очках ночного видения вертолета на корабль в темное время суток | 2017 |
|
RU2671926C1 |
СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2009 |
|
RU2397115C1 |
WO 2010020751, 25.02.2010 | |||
US 4667196 A1, 19.05.1987. |
Авторы
Даты
2022-01-19—Публикация
2020-12-01—Подача