Индикатор дальности Российский патент 2022 года по МПК G08G5/02 B64F1/20 B64D47/02 

Описание патента на изобретение RU2764720C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использована для улучшения ориентации пилота при пилотировании вертолета в процессе захода на посадку и выполнения посадки на авианесущий корабль.

Известна оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку - ВППл (см., патент RU №2692413 МПК B64F 1/20, G08G 5/02, B64D 45/04, публикация от 24.06.2019) содержит светосигнальную систему, состоящую из индикатора глиссады, индикатора курса, указателя истинного горизонта, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, размещенных на надстройках корабля, размещенного на корме корабля оптического индикатора дальности в виде комбинации источников оптического излучения, размещенных на заданных расстояниях друг от друга.

Система обеспечивает визуальное распознавание пилотом информацию о направлении и дистанции до корабельной взлетно-посадочной площадки.

Недостатками данного решения оптического индикатора дальности являются:

- субъективность определения расстояния - визуальная оценка расстояния до корабля зависит от индивидуальных характеристик глаза пилота - его пространственного разрешения, определяемого его психофизиологическим состоянием и адаптационными условиями полета;

- зависимость определения расстояния от условий наблюдения: погодных и времени суток.

Наиболее близким по технической сущности и достигнутому результату является индикатор дальности (см., патент RU №177346 МПК G08G 5/02, публикация от 16.02.2018), включающий несколько групп источников света с оптическими системами, закрепленных в общей раме и имеющих возможность взаимной независимой ориентировки, каждая из которых формирует световой сектор с четкими границами, причем для угловой стабилизации положения световых секторов между корпусом прибора и рамой введен подвес карданного типа, обеспечивающий угловую стабилизацию рамы с закрепленными группами источников света при воздействии бортовой и килевой качки корабля.

Недостатком данного технического решения является отсутствие модуляторов светового потока для каждого источника света с оптической системой для кодирования информации в каждом световом секторе и невозможность реализовать фиксированную связь с кораблем световых секторов при одновременном обеспечении возможности визуальной ориентировки по характеристикам световых секторов при качке. Линейное перемещение стабилизированных по углу световых секторов индикатора при качке приводит к линейному смещению световых секторов с линии движения вертолета и возникновению ошибок при визуальном определении положения вертолета относительно корабля, что ведет к ошибкам в действиях пилота и возникновению аварийных ситуаций.

Техническим результатом предлагаемого решения является повышение безопасности посадки вертолета на авианесущий корабль путем возможности непрерывного получения в условиях бортовой и килевой качки дополнительной визуально воспринимаемой информации о расстоянии от вертолета до корабля, выраженной в индивидуальных для каждого участка полета цвете и проблесковой характеристике наблюдаемых огней корабельной оптической системы посадки.

Технический результат достигается тем, что корабельная оптическая система посадки для визуального определения дальности до корабля с борта вертолета, содержит два индикатора дальности, закрепленные по краям кормы корабля, внутри каждого из которых расположены источники света с оптическими системами и модуляторами светового потока, формирующие независимо ориентируемые, неподвижно фиксируемые относительно корпусов индикаторов дальности световые сектора, различающиеся цветом и проблесковыми характеристиками, при этом световые сектора первого индикатора дальности пересекаются со световыми секторами второго индикатора дальности в диаметральной плоскости корабля на разном удалении за его кормой, формируя три зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю, по визуально наблюдаемым характеристикам которых определяется дальность до корабля, при этом конструкция индикаторов дальности обеспечивает неподвижное положение световых секторов относительно корабля.

Сущностью технического решения является получение визуальной информации о дальности до корабля по цвету и проблесковым характеристикам световых секторов, сформированных индикаторами дальности корабельной оптической системы посадки, расположенным на авианесущем корабле.

Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с уже известными признаками позволяют успешно реализовать поставленную цель.

Изобретение проиллюстрировано графическим материалом, где на чертеже приведена корабельная оптическая система посадки.

Состав предложенного объекта:

1. Корма корабля;

2. Корпуса индикаторов дальности;

3. Источники света с оптическими системами;

4. Модуляторы светового потока;

5. Световые сектора;

6. Ближняя зона, формируемая секторами;

7. Средняя зона, формируемая секторами;

8. Дальняя зона, формируемая секторами;

9. Пример траектории движения вертолета при посадке.

Работа корабельная оптическая система посадки осуществляется следующим образом.

По краям кормы корабля 1 располагаются индикаторы дальности корабельной оптической системы посадки, состоящие из корпусов 2, закрепленных на корабле 1, внутри которых расположены источники света с оптическими системами 3 и модуляторами светового потока 4, формирующие независимо ориентируемые, неподвижно фиксируемые относительно корпусов индикаторов дальности 2 световые сектора 5. Световые сектора 5 индикаторов дальности пересекаются в диаметральной плоскости корабля на разном удалении за его кормой, эти пересечения световых секторов позволяют визуально по цветовым и проблесковым характеристикам наблюдаемых огней индикаторов дальности получить информацию об удалении вертолета от корабля. Световые сектора индикаторов дальности формируют три зоны: ближняя зона 6, средняя зона 7, дальняя зона 8. Для обеспечения работы при качке корабля 1 световые сектора 5 имеют необходимый угол раскрыва в вертикальной плоскости. При движении по траектории полета 9 летчик, наблюдая цветовые и проблесковые характеристики световых секторов 5, визуально получает информацию о положении (дальности) вертолета относительно корабля 1 независимо от качки.

Технико-экономическим достоинством предложенного решения является повышение безопасности посадки на авианесущий корабль путем возможности непрерывного получения в условиях бортовой и килевой качки визуальной информации о положении (дальности) вертолета относительно корабля.

Похожие патенты RU2764720C1

название год авторы номер документа
Система посадки летательного аппарата на корабль с применением цифровых технологий 2020
  • Безруков Алексей Иванович
  • Дикусар Василий Васильевич
  • Калика Виктор Юрьевич
  • Кораблин Олег Дмитриевич
  • Кормаков Анатолий Анатольевич
  • Павленков Михаил Михайлович
  • Пахомушкина Наталья Васильевна
  • Ясинский Антон Валерианович
RU2734173C1
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку 2018
  • Икрянов Игнат Иванович
  • Тяпченко Юрий Александрович
  • Киселев Михаил Георгиевич
  • Великовский Сергей Михайлович
  • Кувшинов Владимир Михайлович
  • Киселев Никита Михайлович
  • Дубровина Кристина Геннадиевна
RU2692413C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПОСАДКЕ НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ 1991
  • Кабачинский В.В.
  • Минеев М.И.
  • Калинин Ю.И.
SU1798988A1
СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ВЕРТИКАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОРАБЕЛЬНОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ПОСАДКЕ ВЕРТОЛЕТА НА КОРАБЛЬ 2012
  • Тяпченко Юрий Александрович
  • Гаршин Леонид Васильевич
RU2506654C2
Система"Автоматический световой указатель положения палубы при качке" 2018
  • Илюхин Александр Сергеевич
  • Штрамбранд Владимир Ильич
  • Антипов Сергей Сергеевич
RU2695029C1
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ 2006
  • Нарвер Валерий Наумович
RU2317233C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ УКАЗАТЕЛЬНЫХ ОГНЕЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2007
  • Нарвер Валерий Наумович
  • Нарвер Вадим Валериевич
  • Патрушев Владимир Викторович
RU2350517C1
СПОСОБ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА КОРАБЛЬ 1992
  • Каширин Владимир Юрьевич
RU2096274C1
ПАРАВИЗУАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ОТКЛОНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ 2003
  • Власов И.А.
RU2250508C2
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль 2016
  • Тяпченко Юрий Александрович
  • Икрянов Игнат Иванович
  • Хан Александр Олегович
  • Великовский Михаил Вениаминович
  • Черных Сергей Сергеевич
  • Леонов Кирилл Юрьевич
RU2612942C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 764 720 C1

Реферат патента 2022 года Индикатор дальности

Корабельная оптическая система посадки для визуального определения дальности до корабля с борта вертолета содержит два индикатора дальности, закрепленные по краям кормы корабля, внутри каждого из которых расположены источники света с оптическими системами и модуляторами светового потока, формирующие независимо ориентируемые, неподвижно фиксируемые относительно корпусов индикаторов дальности световые сектора таким образом, чтобы световые сектора первого индикатора дальности пересекались со световыми секторами второго индикатора дальности в диаметральной плоскости корабля на разном удалении за его кормой, при этом конструкция индикаторов дальности обеспечивает неподвижное положение световых секторов относительно корабля. Обеспечивается повышение безопасности полетов на авианесущих кораблях. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 764 720 C1

Корабельная оптическая система посадки для визуального определения дальности до корабля с борта вертолета, содержащая два индикатора дальности, закрепленные по краям кормы корабля, внутри каждого из которых расположены источники света с оптическими системами и модуляторами светового потока, формирующие независимо ориентируемые, неподвижно фиксируемые относительно корпусов индикаторов дальности световые сектора, различающиеся цветом и проблесковыми характеристиками, при этом световые сектора первого индикатора дальности пересекаются со световыми секторами второго индикатора дальности в диаметральной плоскости корабля на разном удалении за его кормой, формируя три зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю, по визуально наблюдаемым характеристикам которых определяется дальность до корабля, при этом конструкция индикаторов дальности обеспечивает неподвижное положение световых секторов относительно корабля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2764720C1

УСТРОЙСТВО для чистки и ПЕРЕКРЫТИЯ ЩЕЛЕЙ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ РЕШЕТКИ 0
SU177346A1
Система огней глиссады, обеспечивающая визуальную и оптическую посадку в очках ночного видения вертолета на корабль в темное время суток 2017
  • Икрянов Игнат Иванович
  • Киселев Михаил Георгиевич
  • Аникин Владимир Владимирович
  • Торбин Александр Викторович
  • Черных Сергей Сергеевич
RU2671926C1
СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2009
  • Анисимов Вячеслав Иванович
  • Бутузов Владимир Васильевич
RU2397115C1
WO 2010020751, 25.02.2010
US 4667196 A1, 19.05.1987.

RU 2 764 720 C1

Авторы

Гаршин Леонид Васильевич

Калика Виктор Юрьевич

Икрянов Игнат Иванович

Аникин Владимир Владимирович

Великовский Сергей Михайлович

Васильев Дмитрий Викторович

Даты

2022-01-19Публикация

2020-12-01Подача