Комбинированный способ управления летательным аппаратом (ЛА) Российский патент 2022 года по МПК B64C9/12 B64C15/00 

Описание патента на изобретение RU2771513C2

Изобретение относится к авиастроению, а именно к способам управления ЛА конвертопланного и самолетного типа.

Известен способ управления ЛА, при котором изменяют тягу одного или нескольких движителей, описанный в книге Хафера К., Закса Г. Техника вертикального взлета и посадки: пер с нем. - М.: Мир, 1985. - 376 с. Этот способ требует наличия более двух движителей для управления по двум перпендикулярным направлениям, что является его недостатком.

Данный недостаток устранен в способе управления ЛА вертолетного типа (см. RU 2534159, опубл. 20.08.2014), при котором осуществляют смещение центра тяжести корпуса ЛА относительно тяги движителя по сферической поверхности с центром, лежащим вне ЛА. Недостатком данного способа является чрезмерная сложность и масса системы управления.

В основу настоящего изобретения положена задача расширения диапазона допустимых сочетаний массы и положения полезной нагрузки.

Поставленная задача решена благодаря тому, что в предлагаемом способе управляющее воздействие по тангажу обеспечивают путем смещения кабины с полезной нагрузкой в вертикальной плоскости симметрии ЛА, управляющее воздействие по рысканию обеспечивают путем разности тяг движителей, симметрично расположенных относительно вертикальной плоскости симметрии ЛА, управляющее воздействие по крену обеспечивают путем относительного поворота консолей крыла вокруг поперечной оси ЛА, а подъемную силу создают аэродинамически посредством крыла.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является регулирование центровки ЛА, в том числе в полете, в зависимости от массы и положения полезной нагрузки, а также от массы остатков топлива. Технический результат достигается тем, что кабину с полезной нагрузкой смещают в плоскости симметрии движителей.

Дополнительным техническим результатом является усиление отклика на управляющее воздействие по крену. Дополнительный технический результат достигается тем, что консоли крыла поворачивают вокруг поперечной оси ЛА друг относительно друга совместно с движителями, создавая разность подъемных сил консолей крыла, и, как следствие, увеличенный момент вокруг продольной оси ЛА.

Техническим результатом усовершенствованного способа является усиление управляющего воздействия по тангажу. Технический результат усовершенствованного способа достигается тем, что кабину с полезной нагрузкой смещают совместно с хвостовым оперением, создавая тем самым увеличенный момент стабилизатора относительно центра масс ЛА.

Предложенный способ пояснен на Фиг 1. Усовершенствование предложенного способа, состоящее в совместном смещении кабины и хвостового оперения, пояснено на Фиг. 2.

Согласно заявленному способу подъемную силу создают аэродинамически посредством крыла 1, управляющее воздействие по крену создают путем поворота консолей крыла 1 друг относительно друга вокруг поперечной оси ЛА совместно с движителями 2, причем поворот консолей крыла 1 и каждого из движителей 2 производят сонаправленно, а управляющее воздействие по рысканию создают путем разницы тяг как минимум двух движителей 2, в плоскости симметрии которых смещают центр тяжести ЛА относительно тяги движителей посредством смещения кабины 3 с полезной нагрузкой для создания управляющего воздействия по тангажу.

Исходный способ может быть усовершенствован с целью усиления отклика на управляющее воздействие по тангажу. Усовершенствованный способ включает операцию сонаправленного смещения кабины 3 с полезной нагрузкой и хвостового оперения 4. При этом подъемную силу создают аэродинамически посредством крыла 1, управляющее воздействие по крену создают путем поворота консолей крыла 1 друг относительно друга вокруг поперечной оси ЛА совместно с движителями 2, причем поворот консолей крыла 1 и каждого из движителей 2 производят сонаправленно, а управляющее воздействие по рысканию создают путем разницы тяг как минимум двух движителей 2.

Похожие патенты RU2771513C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРТОПЛАНОМ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2022
  • Скрябин Алексей Валерьевич
  • Халецкий Леонид Викторович
  • Бибикова Кристина Игоревна
  • Аполлонов Дмитрий Вадимович
  • Кругов Антон Александрович
  • Шибаев Владимир Михайлович
RU2795885C1
САМОЛЕТ С КОЛЕБЛЮЩИМИСЯ ПРЕДКРЫЛКАМИ 2010
  • Козлов Алексей Александрович
  • Жерехов Владимир Викторович
  • Носов Александр Александрович
RU2457154C2
Конвертоплан 2019
  • Сабадаш Андрей Андреевич
  • Милевский Александр Владимирович
RU2723516C1
Несущий винтокольцевой движитель 2017
  • Лентов Игорь Викторович
RU2691677C2
САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 2010
  • Погосян Михаил Асланович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Тарасов Алексей Захарович
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Москалев Павел Борисович
RU2440916C1
ДИРИЖАБЛЬ С ПОДВИЖНЫМ КРЫЛОМ 2011
  • Гайнутдинов Владимир Григорьевич
  • Левшонков Никита Викторович
RU2481235C2
КОНСОЛЬ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПО КУРСУ 2017
  • Кощеев Анатолий Борисович
  • Лушкин Дмитрий Олегович
  • Кольнер Валерий Игоревич
RU2674900C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ САМОЛЕТ 2009
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2432299C2
КОНВЕРТОПЛАН С РЕАКТИВНЫМ ПРИВОДОМ РОТОРОВ, УПРАВЛЯЕМЫЙ РОТОРАМИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОМАТОВ ПЕРЕКОСА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Бормотов Андрей Геннадьевич
  • Ошкуков Иван Александрович
RU2570241C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2011
  • Киселев Валентин Афанасьевич
RU2480378C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 771 513 C2

Реферат патента 2022 года Комбинированный способ управления летательным аппаратом (ЛА)

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам управления летательными аппаратами. Способ управления ЛА включает создание подъемной силы аэродинамически посредством крыла, управляющего воздействия по рысканию с помощью разности тяг как минимум двух движителей, симметрично расположенных относительно вертикальной плоскости симметрии ЛА. Управляющее воздействие по крену создают путем поворота консолей крыла друг относительно друга вокруг поперечной оси ЛА совместно с движителями, причем поворот консоли крыла и движителя производят сонаправленно. Управляющее воздействие по тангажу создают путем смещения центра тяжести ЛА в плоскости симметрии ЛА посредством смещения кабины с полезной нагрузкой. Кабину с полезной нагрузкой смещают сонаправленно с хвостовым оперением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 771 513 C2

1. Способ управления ЛА, включающий создание подъемной силы аэродинамически посредством крыла, управляющего воздействия по рысканию с помощью разности тяг как минимум двух движителей, симметрично расположенных относительно вертикальной плоскости симметрии ЛА, отличающийся тем, что управляющее воздействие по крену создают путем поворота консолей крыла друг относительно друга вокруг поперечной оси ЛА совместно с движителями, причем поворот консоли крыла и движителя производят сонаправленно, а управляющее воздействие по тангажу создают путем смещения центра тяжести ЛА в плоскости симметрии ЛА посредством смещения кабины с полезной нагрузкой.

2. Способ управления ЛА по п. 1, отличающийся тем, что кабину с полезной нагрузкой смещают сонаправленно с хвостовым оперением.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2771513C2

JP 2010254264 A, 11.11.2010
US 20100059623 A1, 25.12.2012
САМОЛЕТ 2003
  • Буданов С.В.
RU2231476C1
СКОРОСТНОЙ ТУРБОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕРТОЛЕТ 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2521090C1
КОНВЕРТОПЛАН С РЕАКТИВНЫМ ПРИВОДОМ РОТОРОВ, УПРАВЛЯЕМЫЙ РОТОРАМИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОМАТОВ ПЕРЕКОСА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Бормотов Андрей Геннадьевич
  • Ошкуков Иван Александрович
RU2570241C2
US 20090014599 A1, 23.02.2010.

RU 2 771 513 C2

Авторы

Лентов Игорь Викторович

Даты

2022-05-05Публикация

2017-08-24Подача