Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при мышечной дистрофии Дюшенна, и может быть использовано для реабилитации детей с данной патологией развития.
Мышечная дистрофия Дюшенна (МД) - это генетическое заболевание, проявляющее прогрессирующими нарушениями мышечного аппарата, проявляющее себя еще в раннем детстве. Заболевание выражается прогрессирующим снижением способности мышц к сокращению, утратой мышечной силы и тонуса, атрофией мышц, повышенным риском перелома костей. Распространенность аномалии составляет примерно 3 человека на 10 тысяч лиц мужского пола. Заболевание практически во всех случаях поражает мальчиков. С целью минимизировать образование контрактур и продлить двигательную активность пациентов проводят ЛФК, массаж, физиотерапию.
Известны способы лечения миодистрофий Дюшенна/Беккера путем медикаментозной терапии, согласно которому, назначают прием препаратов инстенон форте, актопротектор бемитил и проводят амплипульсфорез прозерина на предплечья и голени конечностей на курс 15 процедур, в дальнейшем в течение 45-60 дней назначают бемитил (Патент РФ №2173144).
Известен комплекс лечебной физкультуры при прогрессирующей мышечной дистрофии (https://medbe.ru/materials/lechebnaya-fizkultura/lechebnaya-fizkultura-pri-progressiruyushchey-myshechnoy-distrofii-zadachi), (Э.И. Богданов, Ю.Е. Микусев, Ф.В. Таховиева, Г.Р. Халиуллина, З.А. Залялова), согласно которому, используют пассивное растяжение для тугих и/или укороченных мышечных тканей. Техника выполнения: медленное, постепенное разгибание суставов с возможно большей амплитудой и удерживание в этой позиции в течение 20-30 сек. Больной должен полностью расслабиться, не производить активных движений, не сопротивляться растягиванию. Пассивное растяжение должно производиться ежедневно, после тепловых процедур и расслабляющего массажа. Голеностопные суставы: исходное положение (и.п.) пациента лежа на спине, инструктор стоит сбоку и захватывает одной рукой подошву ноги, другая рука удерживает колено в выпрямленном положении, затем осторожно приводит стопу к прямому углу, не сгибая ногу в коленном суставе, удерживает давление некоторое время и затем, постепенно двигая стопу еще на несколько градусов, удерживает в течение 20 сек, по 20 раз на каждую стопу. Коленные суставы: и.п. - лежа на спине. Положение пациента и захват пятки будет таким же, как и при работе с голеностопными суставами, но при этом инструктор другой рукой оказывает давление на бедро, сразу же над коленной чашечкой, поднимая пятку, с выпрямлением колена, по 20 раз на каждое колено. И.п. - лежа на животе. Под бедро подкладывают подушку и распрямляют коленный сустав за счет массы нижней конечности, легче производить этот прием, если пациент лежит на кушетке, свесив ноги. Растягивание мышц-сгибателей бедра: и.п. - лежа на боку с выпрямленной ногой, инструктор встает сзади, кладет одну руку на бедро пациента для устойчивости и подводит другую руку под бедро этой же ноги, отводит ногу в свою сторону, растягивая сгибатели бедра. Для фиксации таза инструктор ставит колено на область поясницы больного так, чтобы бедро служило упором. И.п. - лежа на животе, одна рука инструктора кладется на ягодицы, вторая - подводится под бедро. Затем инструктор поднимает бедро, чтобы растянуть передние мышцы бедра. И.п. - лежа на спине, поочередно ноги приводят к грудной клетке и удерживаются пациентом с помощью инструктора в этой позиции. Затем инструктор кладет руку выше колена выпрямленной ноги, производя давление вниз. Другие мышцы бедра, которые связывают область поясницы с ногой, помогают контролировать угол наклона таза и могут влиять на кривизну позвоночника. Напряжение этих мышц может быть замечено, когда нога повернута внутрь во время ходьбы, или когда масса тела переносится на одну ногу при стоянии. Для растяжения этих мышц бедра пациент ложится на спину, инструктор встает рядом с его стопами, несколько сместившись к пораженной ноге. Нога, мышцы которой не растягивают, поднимается таким образом, чтобы не заслонять пораженную ногу. Затем инструктор осторожно подтягивает пораженную ногу к себе по средней линии с выпрямленным коленным суставом. Упражнения повторяют по 10 раз в каждую сторону.
Известен способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна, включающий комплекс лечебной гимнастики с использованием пассивного растяжения укороченных мышечных тканей, согласно которому с помощью методиста-реабилитолога с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист сидит рядом и фиксирует таз ребенка своей ногой, затем сгибает ногу ребенка, держа за пятку, отводит ногу в сторону подошвой вниз и фиксирует ее на уровне коленного сустава другой ноги, после этого методист берет ребенка под колено и, не поднимая его, производит эластичное вытяжение приводящих мышц бедра в течение 5 минут на каждую ногу; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на коврике, методист садится позади него и сводит стопы ребенка пятками и наружным краем стоп вместе, производя слабое надавливание на внутренние края стоп в течение пяти минут; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на боку, рука вытянута перпендикулярно телу, ладонью вниз, методист сидит рядом и выстраивает таз ребенка, колено и его пятку в одной плоскости, стремясь, к тому, чтобы бедро находились под прямым углом к телу ребенка, под прямым углом должна также находиться голень по отношению к полу, затем методист ставит на пол стопу ребенка, приподнимает пальцы стопы, и мягко растягивает их в течение пяти минут; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на полу на пятках, методист сидит сзади ребенка и фиксирует пятки ребенка под седалищными буграми, перенося вес тела ребенка на пятки, не давая ему возможность перекашивать таз, продолжительность - пять минут; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист фиксирует ногу ребенка в согнутом коленном суставе, обхватывая одной рукой пятку, другой - фаланги пальцев стопы и производит растяжение задней поверхности голени в течение пяти минут (Патент РФ №2698444, 2018, Лупандина-Болотова Г.С., Маевский Ю.С., Игнатов Д.А.).
Использование предлагаемого способа приводит к снижению тонуса в голеностопных суставах и увеличению амплитуды движений в стопе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна. Недостатком способа является избыточное вовлечение мышечной структуры во время выполнения упражнений, а это не желательно.
Этот способ выбран нами в качестве прототипа.
Задачей изобретения является разработка способа восстановления объема движений в голеностопном суставе с использованием комплекса миофасциального релиза у детей с мышечной дистрофией Дюшенна.
Технический результат изобретения заключается в снижении тонуса в голеностопных суставах и увеличении амплитуды движений в стопе.
Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс миофасциального релиза из 4-х упражнений в физиологичных позах с постепенным послойным растяжением тканей. Миофасциальный релиз - это упражнения, направленные на высвобождение фасции. Фасция - соединительная ткань, покрывающая мышцы, сухожилия, органы и сосудисто-нервные пучки в организме. Способ предназначен для детей с МД, начиная с первого года жизни, и направлен на поддержание мышечного тонуса голеностопного сустава, состояние которого во многом определяет качество ходьбы.
Способ осуществляют следующим образом.
Методист-реабилитолог проводит с ребенком с миодистрофией Дюшенна комплекс миофасциального релиза из 4 упражнений, состоящий из 10 занятий. Методист объясняет ребенку упражнения, выстраивает положение его тела и фиксирует в каждой позиции в течение трех минут. 1-е упражнение: и.п. ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, не прижимая кожу к мышцам, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, другой - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин., осуществляя поверхностный миофасциальный релиз икроножной мышцы; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а другой ниже подколенной ямки на 2 см, и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин., осуществляя средний миофасциальный релиз икроножной мышцы; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, не прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени, и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин., осуществляя поверхностный миоцифальный релиз большеберцовой мышцы; 4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени, и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин, осуществляя средний миоцифальный релиз большеберцовой мышцы.
Клинический пример 1. Мальчик Д., 10 лет, диагноз: Миодистрофия Дюшенна. С ребенком проведен курс реабилитационных упражнений, состоящий из 10 занятий по 4 упражнения в каждом. 1-е упражнение: и.п. ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, не прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, другой - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин., осуществляя поверхностный миофасциальный релиз икроножной мышцы (Фиг. 1), 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а другой ниже подколенной ямки на 2 см, и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин, осуществляя средний миофасциальный релиз икроножной мышцы (Фиг. 2), 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, не прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени, и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин., осуществляя поверхностный миоцифальный релиз большеберцовой мышцы (Фиг. 3), 4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени, и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин, осуществляя средний миоцифальный релиз большеберцовой мышцы (Фиг. 4). В результате проведенного курса походка ребенка стала более устойчивой при ходьбе, уменьшилась контрактура, снизился тонус голеностопного сустава, увеличилась амплитуда движений и выносливость при ходьбе.
В отделении ЛФК ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» было проведено исследование, в котором принимали участие 19 детей в возрасте от 7 до 10 лет с диагнозом мышечная дистрофия Дюшенна. Все они были способны самостоятельно передвигаться. Пациенты были разбиты на две группы. Дети из первой группы 8 человек получали разработанный в отделении ЛФК комплекс миофасциального релиза; 11 детей из второй группы получили ЛФК и щадящий массаж. Количество отпущенных процедур составило по 10 для каждой группы. Результат представлен в таблице 1.
Использование предлагаемого способа приводит к снижению тонуса в голеностопных суставах и увеличению амплитуды движений в стопе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна.
Существенным отличием заявляемого способа от известных методов лечебной гимнастики является выполнение упражнений у детей с МД, при выполнении которых работа проводится с кожей и фасциями, без вовлечения мышечной структуры, что важно, так как именно мышечная стимуляция нам не нужна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2018 |
|
RU2698444C1 |
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
Способ коррекции асимметричного положения головы при врожденной мышечной кривошее у детей от полутора до шести месяцев жизни | 2022 |
|
RU2787922C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом | 2020 |
|
RU2726466C1 |
Способ коррекции функциональных нарушений осанки с помощью миофасциального массажа у детей в возрасте от 3 до 7 лет | 2022 |
|
RU2782131C1 |
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации | 2020 |
|
RU2726467C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при мышечной дистрофии Дюшенна. Методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс миофасциального релиза из 4-х упражнений в физиологичных позах с постепенным послойным растяжением тканей: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик. Не прижимая кожу к мышцам, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии. Второй - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин, 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а другой - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин, 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, не прижимая кожу к мышцам, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин, 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин. Способ обеспечивает снижение тонуса в голеностопных суставах и увеличению амплитуды движений в стопе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна. 1 пр., 1 табл., 4 ил.
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна, включающий комплекс лечебной гимнастики, отличающийся тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс миофасциального релиза из 4-х упражнений в физиологичных позах: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, не прижимая кожу к мышцам, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а второй - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а другой - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин; 4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин.
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2018 |
|
RU2698444C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПТИМАЛЬНОЙ СТАТИКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЛИЦ МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДОРСОПАТИИ ПОЯСНИЧНОГО РЕГИОНА | 2012 |
|
RU2511650C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МИОПАТИИ | 1995 |
|
RU2108769C1 |
НИКОЛЕНКО Н.Ю | |||
и др | |||
Реабилитация детей с прогрессирующей мышечной дистрофией Дюшенна | |||
Российский вестник перинатологии и педиатрии | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
2022-06-14—Публикация
2021-07-09—Подача