Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии, касается способа абилитации и реабилитации детей с нарушением осанки при ассиметричном натяжении миофасциальных цепей и может быть использовано для коррекции функциональных нарушений осанки.
Известный способ лечения функциональных нарушений осанки у детей с помощью ортопедического корсета. (Патент РФ №2268024, Василевич С.В., Гольдберг Я.Б.).
Известен способ лечения функциональных нарушений осанки у детей, согласно которому осуществляют вытяжение всех отделов позвоночника и суставов конечностей с принудительной коррекцией перекосов таза и жесткую фиксацию позвоночника в состоянии принудительной коррекции осанки, затем проводят лечебную гимнастику с дифференцированным напряжением паравертебральных мышц и всех мышц опорно-двигательного аппарата с последующим осевым вытяжением позвоночника, при этом коррекцию осанки осуществляют во фронтальной и сагиттальной плоскостях последовательно, а каждый сеанс проводят в циклическом режиме с количеством циклов не менее двух за один сеанс (Патент РФ №2212875 Краснов В.Н., Каралин А.Н.).
Известен способ лечения функциональных нарушений осанки у детей с помощью коррекции плоскостопия и нарушений осанки во фронтальной плоскости изменением способа формирования шага. Основным элементом обучения является ходьба по прямой линии (Патент РФ №2661700, Брод А.Л.)
Известен способ лечения функциональных нарушений осанки у детей, включающий закрепление датчика на теле ребенка, фиксацию правильного вертикально ориентированного положения тела ребенка в пространстве, установку углов отклонения от зафиксированного правильного вертикально ориентированного положения тела, сигнализацию для принятия правильного положения, визуализацию параметров отклонения на экране сенсорного устройства, при этом визуализацию параметров отклонения отражают на экране сенсорного устройства во всех плоскостях и проекции вида сверху, при этом в памяти сенсорного устройства накапливают данные результатов корректировки параметров для оценки динамики формирования правильной осанки (патент РФ №2698861 Веснин B.C., Десятое В.А.)
Известен способ лечения функциональных нарушений осанки у детей, включающий предварительное фотографирование ребенка в профиль и воздействие на его мышцы в четыре стадии. На первой стадии специалист устанавливает одну руку под коленом, а вторую руку на поверхность бедра, и разглаживает мышцы навстречу друг другу. Вторую стадию проводят, осуществляя воздействие на мышцы спины в четыре этапа, когда специалист повторяющимися движениями руки разглаживает мышцы спины ребенка. Третью стадию воздействия на мышцы плечевого пояса специалист осуществляет в два этапа, на первом этапе разглаживает мышцы в направлении плечевого сустава, а на втором - разглаживает трапециевидную мышцу. На четвертой стадии воздействия на мышцы шейного отдела позвоночника специалист одну руку устанавливает под затылочную кость и приподнимает голову ребенка, а двумя пальцами второй руки проходит вдоль позвонков до седьмого позвонка, и постепенно возвращается до затылочной кости. Каждую стадию процедуры специалист выполняет до пяти раз, а после окончания каждого сеанса делает фотоснимок ребенка и проводит сеансы до видимой, по сделанным фотографиям, стабилизации процесса коррекции осанки. Способ обеспечивает стабильную коррекцию осанки, обусловленную мышечной памятью, при процедуре, ограниченной 3-5 сеансами, каждый этап выполняется по 15-20 сек. (патент РФ№2748120, Соколова Н.Н.). Этот способ выбран нами в качестве прототипа.
Задачей изобретения является разработка способа коррекции функциональных нарушений с помощью миофасциального массажа у детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Технический результат изобретения заключается в снижении мышечного тонуса спины, улучшении симметричности таза и плечевого пояса за счет изменения натяжения миофасциальнной структуры у ребенка.
Поставленная задача решается тем, что методист проводит с ребенком комплекс из пяти последовательных этапов с использованием различных массажных приемов.
Способ предназначен для детей от 3 до 7 лет жизни, и направлен на поддержание симметричного натяжения миофасциальных цепей, что приводит к улучшению функций осанки и связочного аппарата. Для исправления данного нарушения используют принцип «Тенсегрити» (tensional integrity), что означает «целостность посредством растяжения".
Тенсегрити - способность каркасных конструкций использовать взаимодействия работающих на сжатие цельных элементов с работающими на растяжение составными элементами для того, чтобы каждый элемент действовал с максимальной эффективностью и экономичностью. По принципу «Тенсегрити» устроен каркас человеческого тела, в котором мышечные цепи, представляющие собой соединенные в одну последовательность мышцы, можно разделить на поверхностные и глубокие. Задача поверхностных мышечных цепей - выполнять амплитудные движения, задача глубоких - стабилизировать части тела в пространстве в момент совершения движения.
Сущность изобретения заключается в том, что методист проводит с ребенком комплекс из пяти последовательных этапов с использованием различных массажных приемов: «поглаживание», «растирание», миофасциальный массаж, коррекция асимметрии таза и завершающий прием «поглаживание». В результате чего происходит постепенное восстановление функционального натяжения миофасциальных цепей спины, улучшение кровоснабжения, снижение мышечного гипертонуса, что в свою очередь приводит к улучшению осанки у детей.
Способ осуществляют следующим образом.
Методист проводит с ребенком с функциональными нарушениями осанки комплекс из пяти последовательных этапов. Сначала проводят прием «поглаживание», который оказывает успокаивающий эффект, далее выполняют прием «растирание», с целью подготовить кожный покров к основным приемам массажа в комплексе, затем проводят миофасциальный массаж - это массажная техника, предполагающая воздействие на соединительнотканные футляры мышц (фасции), оказывает миорелаксирующий эффект и направлена на восстановление функциональных нарушений осанки, затем проводят коррекция таза, для восстановления симметрии седалищных бугров. Комплекс завершают приемом «поглаживание» с применением вибрации, для достижения максимального расслабления. На первом этапе выполняют прием «поглаживание» спины: исходное положение (и.п.): ребенок лежит на животе, методист стоит со стороны головы ребенка и начинает поглаживающие движения от верхнего края лопаток, затем опоясывающими движениями спускается вниз по спине, вовлекая паравертебральные мышцы спины, доходит до подвздошных гребней таза, затем переходит на косые мышцы живота, нижнюю заднюю наружную мышцу спины, переднюю зубчатую и широчайшую мышцу спины, после этого разводящими движениями рук охватывает верхние большие и средние ягодичные мышцы. На втором этапе выполняют прием «растирание» мышц спины (и.п.): ребенок лежит на животе, методист стоит со стороны головы ребенка и приемом «растирание» прорабатывает паребральные, большие и малые ромбовидные, широчайшие, косые мышцы живота, нижние задние наружные мышцы спины, передние зубчатые мышцы спины, при этом руки методиста сдвигают кожу, образуя впереди кожную складку. Во время выполнения данного приема, определяют мышечный тонус спины и ассиметричные участки на теле пациента, пальпируя проблемные участки. На третьем этапе выполняют миофасциальный массаж (и.п.): ребенок лежит на животе, его рука с укороченной стороны вытянута вверх. Методист подходит со стороны вытянутой руки ребенка и проводит разминание мышц плечевого пояса, мягко разминая дельтовидную мышцу, заднюю часть спины, малую круглую мышцу, большую круглую мышцу, подостную и ромбовидную мышцы. При этом методист использует обе свои руки для миофасциального вытяжения, одна рука движется по направлению широчайшей мышцы спины, а другая держит ребенка за вытянутую руку, проводя легкое вытяжение с выполнением приема «вибрация». На четвертом этапе проводят коррекцию асимметрии таза (и.п.): ребенок лежит на животе, методист последовательно разминает среднюю ягодичную, большую ягодичную, малую ягодичную, грушевидную мышцы, затем наружную косую мышцу, нижний поясничный треугольник, внутреннюю косую мышцу живота, нижнюю заднюю зубчатую мышцы, переднюю зубчатаю мышцу и поясничные фасции. После этого методист проводит коррекцию таза, выполняя миофасциальное вытяжение, для чего четырьмя пальцами обхватывает наружные гребни таза, а большие пальцы рук устанавливает на седалищные бугры, затем тянет вниз укороченную сторону спины, допуская вибрацию, а длинную сторону спины сокращает. На пятом этапе проводят завершающий прием «поглаживание» мышц спины и таза с последующим применением вибрации, заканчивая сеанс массажа. В конце сеанса массажа, оценивают функции натяжения мифоасциальных цепей и проводят тест на симметрию таза. Методист берет ребенка за таз, при этом большие пальцы ставит на подвздошные бугры ребенка, слегка приподнимая его от массажного стола, и визуально определяя симметрию седалищных бугров, проводят коррекцию таза, путем натяжения таза со стороны коротких фасций и мышечных волокон. Каждый этап массажа методист выполняет по 4-5 раз, время проведения комплекса 30 минут. Для достижения снижения мышечного тонуса спины, улучшения симметричности таза и плечевого пояса за счет изменения натяжения миофасциальнной структуры ребенку необходимо 5-7 процедур массажа. Клинический пример осуществления способа.
Пример 1. Мальчик Α., 6 лет, диагноз: детский церебральный паралич, сколиоз грудопоясничного отдела второй степени. Из осмотра: асимметрия таза, плечевого пояса, гипертонус мышц спины, кифотическая поясница. (Фиг. 1). С целью восстановления функционального нарушения осанки с ребенком было проведено 7 процедур по 5 этапов массажа в каждом. На первом этапе выполняют прием «поглаживание» мышц спины, вовлекая основную группу мышц спины и подготавливая мышцы к основным манипуляциям массажа: исходное положение (и.п.): ребенок лежит на животе, методист стоит со стороны головы ребенка и начинает поглаживающие движения от верхнего края лопаток, затем опоясывающими движениями спускается вниз по спине, вовлекая паравертебральные мышцы спины и доходят до подвздошных гребней таза, затем переходит на косые мышцы живота, нижнюю заднюю наружную мышцу спины, переднюю зубчатую и широчайшую мышцу спины, после этого разводящими движениями рук охватывает верхние большие и средние ягодичные мышцы. На втором этапе выполняют прием «растирание» мышц спины, во время выполнения приема необходимо определить общий тонус мышц спины, ассиметричные участки на теле ребенка, проблемные зоны и подготавить тело ребенка к приемам миофасциального вытяжения, (и.п.): ребенок лежит на животе, методист стоит со стороны головы ребенка и приемом «растирание» прорабатывает паребральные, большие и малые ромбовидные, широчайшие, косые мышцы живота, нижние задние наружные мышцы спины, передние зубчатые мышцы спины, при этом руки методиста сдвигают кожу, образуя впереди кожную складку. На третьем этапе выполняют миофасциальный массаж (и.п.): ребенок лежит на животе, его рука с укороченной стороны вытянута вверх. Методист подходит со стороны вытянутой руки ребенка и проводит разминание мышц плечевого пояса, мягко разминая дельтовидную мышцу, заднюю часть спины, малую круглую мышцу, большую круглую мышцу, подостную и ромбовидную мышцы. При этом методист использует обе свои руки для миофасциального вытяжения, одна рука движется по направлению широчайшей мышцы спины, а другая держит ребенка за вытянутую руку, проводя легкое вытяжение с выполнением приема «вибрация». На четвертом этапе проводят коррекцию асимметрии таза (и.п.): ребенок лежит на животе, методист последовательно разминает среднюю ягодичную, большую ягодичную, малую ягодичную, и грушевидную мышцы, затем наружную косую мышцу, нижний поясничный треугольник, внутреннюю косую мышцу живота, нижнюю заднюю зубчатую мышцы, переднюю зубчатаю мышцу и поясничные фасции. После этого методист выполняет коррекцию таза, проводя миофасциальное вытяжение, для чего четырьмя пальцами обхватывает наружные гребни таза, а большие пальцы рук устанавливает на седалищные бугры, затем тянет вниз укороченную сторону спины, допуская вибрацию, а длинную сторону спины сокращает. На пятом этапе проводят завершающий прием «поглаживание» мышц спины и таза, заканчивая сеанс массажа с применением приема «вибрации». В результате проведения данного курса улучшилась симметрия осанки (Фиг. 2), снизился мышечный тонус спины, улучшилась симметричность таза и плечевого пояса.
Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для профилактики и лечения функциональных нарушений осанки. В сочетании с дифференцированным применением основных средств ЛФК способ позволяет повысить эффективность физической реабилитации детей с нарушением осанки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ коррекции асимметричного положения головы при врожденной мышечной кривошее у детей от полутора до шести месяцев жизни | 2022 |
|
RU2787922C1 |
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2018 |
|
RU2698444C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2021 |
|
RU2774037C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2018 |
|
RU2698215C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА | 2004 |
|
RU2277893C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии, касается способа абилитации и реабилитации детей с нарушением осанки при асимметричном натяжении миофасциальных цепей и может быть использовано для коррекции функциональных нарушений осанки. Методист проводит с ребенком комплекс из пяти последовательных этапов с использованием различных массажных приемов: «поглаживание», «растирание», миофасциальный массаж, коррекция асимметрии таза и завершающий прием «поглаживание». Способ обеспечивает постепенное восстановление функционального натяжения миофасциальных цепей спины, улучшение кровоснабжения, снижение мышечного гипертонуса, что в свою очередь приводит к улучшению осанки у детей. 2 ил., 1 пр.
Способ коррекции функциональных нарушений осанки с помощью миофасциального массажа у детей в возрасте от 3 до 7 лет, включающий комплекс из пяти последовательных этапов с использованием различных массажных приемов, на первом этапе методист выполняет прием «поглаживание» спины: исходное положение (и. п.): ребенок лежит на животе, методист стоит со стороны головы ребенка и начинает поглаживающие движения от верхнего края лопаток, затем опоясывающими движениями спускается вниз по спине, вовлекая паравертебральные мышцы спины и доходя до подвздошных гребней таза, затем переходит на косые мышцы живота, нижнюю заднюю наружную мышцу спины, переднюю зубчатую и широчайшую мышцу спины, после этого разводящими движениями рук охватывает верхние большие и средние ягодичные мышцы; на втором этапе методист выполняет прием «растирание» мышц спины (и. п.): ребенок лежит на животе, методист стоит со стороны головы ребенка и приемом «растирание» прорабатывает паребральные, большие и малые ромбовидные, широчайшие, косые мышцы живота, нижние задние наружные мышцы спины, передние зубчатые мышцы спины, при этом руки методиста сдвигают кожу, образуя впереди кожную складку, во время выполнения этого приема, определяют мышечный тонус спины и асимметричные участки на теле пациента, пальпируя проблемные участки; на третьем этапе методист проводит миофасциальный массаж (и. п.): ребенок лежит на животе, его рука с укороченной стороны вытянута вверх, методист подходит со стороны вытянутой руки ребенка и проводит разминание мышц плечевого пояса, мягко разминая дельтовидную мышцу, заднюю часть спины, малую круглую мышцу, большую круглую мышцу, подостную и ромбовидную мышцы, при этом массажист использует обе свои руки для миофасциального вытяжения, одна рука движется по направлению широчайшей мышцы спины, а другая держит ребенка за вытянутую руку, проводя легкое вытяжение с выполнением приема «вибрация»; на четвертом этапе методист проводит коррекцию асимметрии таза (и. п.): ребенок лежит на животе, методист последовательно разминает среднюю ягодичную, большую ягодичную, малую ягодичную и грушевидную мышцы, затем наружную косую мышцу, нижний поясничный треугольник, внутреннюю косую мышцу живота, нижнюю заднюю зубчатую мышцу, переднюю зубчатую мышцу и поясничные фасции, затем методист проводит коррекцию таза, выполняя миофасциальное вытяжение, для чего четырьмя пальцами обхватывает наружные гребни таза, а большие пальцы рук устанавливает на седалищные бугры, тянет вниз укороченную сторону спины, допуская вибрацию, а длинную сторону спины сокращает; на пятом этапе методист проводит завершающий прием «поглаживание» мышц спины и таза, приемом «вибрация» заканчивая сеанс массажа.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ | 2020 |
|
RU2748120C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ЛЕТ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И/ИЛИ НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2021 |
|
RU2766736C1 |
Способ общего лечебно-оздоровительного массажа спины | 2020 |
|
RU2764827C1 |
КУДАРИНОВА А | |||
С | |||
и др | |||
Использование комплексной системы упражнений при формировании осанки детей с ограниченными возможностями // Успехи современного естествознания | |||
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса | 1924 |
|
SU2015A1 |
N | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
С | |||
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
Авторы
Даты
2022-10-21—Публикация
2022-04-06—Подача