Способ термомеханического упрочнения гребня железнодорожного колеса Российский патент 2022 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение RU2778038C1

Изобретение, прототипами которого являются способ упрочнения железнодорожных колес подвижного состава [1] и способ упрочнения и железнодорожное колесо с упрочненной рабочей поверхностью [2], относится к области поверхностной упрочняющей обработки термическими методами изнашивающейся в эксплуатационный период поверхности гребня железнодорожного колеса в условиях ремонтного производства. Отличительная особенность заявленного способа от прототипа состоит в том, что нагрев поверхностного слоя металла гребня колеса осуществляется за счет теплоотдачи от разогретого до высоких температур фасонного ролика, имеющего форму, повторяющую профиль участка, подлежащего термической обработке, который обкатывается по окружности колеса, а охлаждение разогретого металла происходит за счет аэрозольного распыления охлаждающей жидкости, подаваемой через форсунку.

За последние два десятилетия на сети железных дорог России особо остро стоит вопрос снижения износа гребней колес в кривых участках пути. Мероприятия, проводимые для снижения износа гребней, в основном, связаны с уменьшением коэффициента скольжения в сопряжении «колесо-рельс» и увеличением твердости поверхности гребня. Кроме того, проводятся исследования способов и режимов термического упрочнения металла гребня с целью повышения его твердости и износостойкости в эксплуатации. В настоящее время способы упрочнения поверхности катания железнодорожных колес основаны на закалке металла в поверхностном слое низкотемпературной плазменной струей или плазменной дугой с целью получения структуры многослойной структуры, содержащей сорбит. Однако при использование указанных методов в случае нарушения режимов работы плазмотрона и фокусировки плазменной струи возникает оплавление и снижение прокаливаемости поверхности гребня, в результате чего не достигается требуемая микроструктура и твердость упрочненного слоя гребня.

Аналогом заявленного способа, применяемого в настоящее время для упрочнения поверхностного слоя поверхности катания и гребня железнодорожного колеса, является способ упрочнения железнодорожных колес, который в отличие от предлагаемого способа осуществляет упрочнение только поверхности катания колеса низкотемпературной плазменной дугой прямого действия. Таким образом, применение данного способа при упрочнении гребня железнодорожного колеса имеет следующие недостатки: использование дорогостоящего плазмообразующего газа аргона или смеси аргона с гелием и углеродосодержащими газами, недостаточная ширина покрытия 10-30 мм плазменной дугой упрочняемой зоны гребня колеса, ширина которой должна составлять 35±5 мм.

Для исключения вышеуказанных недостатков предлагается использовать разработанный в Омском государственном университете путей сообщения на кафедре «Технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава» способ термомеханического упрочнения гребней железнодорожных колес.

Способ термомеханического упрочнения гребня (фиг. 1) заключается в создании упрочненного слоя металла в области гребня колеса путем разогрева локальных его участков до температур выше критических точек аустенитного превращения и последующего быстрого охлаждения. В процессе упрочнения осуществляется обкатывание под давлением поверхности гребня 1 железнодорожного колеса 2, вращающегося со скоростью nк, профилирующим роликом 3, воспроизводящим профиль гребня и вращающимся со скоростью nр. При этом ролик 3 разогревается до температур 1100-1200°С и в результате контакта с поверхностью гребня 1 осуществляет передачу тепла и ее разогрев до температур закалки, после чего разогретый слой гребня охлаждается путем аэрозольного распыления охлаждающей жидкости, подаваемой через форсунку 4. Таким образом, заявленный способ термомеханического упрочнения позволяет за один оборот железнодорожного колеса прогреть поверхность гребня на требуемую глубину упрочняемого слоя с последующим быстрым охлаждением, что способствует получению многослойной закаленной микроструктуры повышенной твердости. Преимущество данного способа заключается в мобильности, простоте использования и снижении энергопотребления.

Применение способа термомеханического упрочнения гребня железнодорожного колеса позволит повысить производительность и снизить потребление электроэнергии, а также сократить себестоимость за счет исключения из процесса плазмообразующего газа и плазмотрона, сопло которого под воздействием плазмы быстро выходит из строя.

Список литературных источников

1. Пат. 2430166 Российская федерация, C21D 9/34 (2006.01), C21D 1/09 (2006.01). Способ упрочнения железнодорожных колес и железнодорожное колесо с упрочненной рабочей поверхностью / В. Цой, А.Е. Балановский; заявитель и патентообладатель Некоммерческое партнерство «Национальный центр развития инновационных технологий» (НП НЦРИТ). -№2010107411/02; заявл. 01.03.2010; опубл. 27.09.2011; бюл. №27.

2. Пат. RU93053881A Российская федерация, C21D 9/34 (1995.01), C21D 1/09 (1995.01). Способ упрочнения колес железнодорожного подвижного состава / Н.В. Павлов, Е.А. Кругляков, Ю.Г. Светлов, Ю.В. Зеленский, Ю.Г. Редькин; заявитель и патентообладатель Н.В. Павлов, Е.А. Кругляков, Ю.Г. Светлов, Ю.В. Зеленский, Ю.Г. Редькин. - №93053881/02; заявл. 03.12.1993; опубл. 27.12.1996.

Похожие патенты RU2778038C1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки стальных рельсов 2016
  • Балановский Андрей Евгеньевич
RU2644638C2
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
Способ обработки колеса железнодорожного транспорта 2017
  • Загорский Валерий Куприянович
  • Загорский Ярослав Валерьевич
  • Загорский Александр Валерьевич
RU2673273C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ И ВАГОННЫХ КОЛЕС 2010
  • Шахпазов Евгений Христофорович
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Белоусов Георгий Станиславович
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Ромашова Наталья Николаевна
  • Исакаев Магомед-Эмин Хасаевич
  • Тюфтяев Александр Семенович
  • Ильичев Максим Валерьевич
RU2454469C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ С ЛОКАЛЬНЫМ ЧЕРЕДОВАНИЕМ СВОЙСТВ 2021
  • Кокорин Роман Владимирович
  • Петров Сергей Юрьевич
RU2779890C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2007
  • Киселев Сергей Николаевич
  • Саврухин Андрей Викторович
  • Неклюдов Алексей Николаевич
  • Кузьмина Галина Дмитриевна
  • Киселев Алексей Сергеевич
  • Киселев Александр Сергеевич
RU2353672C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОЛЁС РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2002
  • Иванов И.А.
  • Кононов Д.П.
  • Урушев С.В.
  • Шадрина Н.Ю.
RU2222613C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО С УПРОЧНЕННОЙ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2010
  • Цой Валентин
  • Балановский Андрей Евгеньевич
RU2430166C1
Способ восстановления деталей 1984
  • Воробьев Геннадий Михайлович
  • Курасов Дмитрий Александрович
  • Рудницкая Виктория Львовна
SU1157089A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 778 038 C1

Реферат патента 2022 года Способ термомеханического упрочнения гребня железнодорожного колеса

Изобретение относится к способу термомеханического упрочнения гребня железнодорожного колеса. Способ включает создание упрочненного слоя металла в области гребня колеса путем разогрева локального участка гребня до температур выше критических точек аустенитного превращения и последующего быстрого охлаждения, при этом нагрев поверхностного слоя металла в области гребня колеса осуществляют за счет теплоотдачи от разогретого до температур 1100-1200οС фасонного ролика, имеющего форму, повторяющую профиль локального участка гребня, подлежащего термической обработке, который обкатывают по окружности колеса, а охлаждение разогретого слоя металла в области гребня колеса осуществляют путем аэрозольного распыления охлаждающей жидкости, подаваемой через форсунку. Технический результат заключается в получении равномерной глубины и твердости упрочненного слоя как по поверхности гребня, от ножки до вершины, так и по диаметру всего колеса, а также в повышении производительности термообработки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 778 038 C1

Способ термомеханического упрочнения гребня железнодорожного колеса, включающий создание упрочненного слоя металла в области гребня колеса путем разогрева локального участка гребня до температур выше критических точек аустенитного превращения и последующего быстрого охлаждения, отличающийся тем, что нагрев поверхностного слоя металла в области гребня колеса осуществляют за счет теплоотдачи от разогретого до температур 1100-1200°С фасонного ролика, имеющего форму, повторяющую профиль локального участка гребня, подлежащего термической обработке, который обкатывают по окружности колеса, а охлаждение разогретого слоя металла в области гребня колеса осуществляют путем аэрозольного распыления охлаждающей жидкости, подаваемой через форсунку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2778038C1

СПОСОБ ПОВЕРХНОСТНОЙ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ 1999
  • Поляченко А.В.
  • Евсеенко В.В.
RU2158313C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО С УПРОЧНЕННОЙ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2010
  • Цой Валентин
  • Балановский Андрей Евгеньевич
RU2430166C1
RU 93053881 A, 27.12.1996
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
СПОСОБ ПОВЕРХНОСТНОЙ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНОЙ ЗАКАЛКИ ДЕТАЛЕЙ 1999
  • Поляченко А.В.
  • Евсеенко В.В.
RU2153007C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Бородин А.В.
  • Волков В.М.
RU2183223C2
CN 108500174 A, 07.09.2018.

RU 2 778 038 C1

Авторы

Обрывалин Алексей Викторович

Муравьев Дмитрий Валерьевич

Даты

2022-08-12Публикация

2021-11-25Подача