ТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ Российский патент 2022 года по МПК B23K23/00 B23K35/24 

Описание патента на изобретение RU2783434C1

Изобретение относится к получению алюмотермитной реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта.

Алюмотермитная сварка рельсов широко используется для сварки рельсов различного назначения. Алюмотермитная сварка основана на реакции восстановления железа из его оксидов путем окисления алюминия с выделением избыточного тепла, при котором происходит восстановление оксидов и расплавление образующегося металла, используемого в дальнейшем для заливки в зазор двух торцов рельсов, в дальнейшем происходит кристаллизация расплава и получение прочного соединения (Науменко, B.C. Термитная сварка рельсов текст./ В.С. Науменко, А.А. Воробьев // -М.: Наука, 1969. - 184 с.; Малкин, Б.В. Термитная сварка текст./ Б.В. Малкин, А.А. Воробьев // -М.: Наука, 1973. - 268 с).

Для защиты от окисления металла, образующегося при экзотермических реакциях, а также для улучшения процесса фазоразделения, используют различные флюсующие добавки.

Так, известен (RU №2506147 В23К 23/00, В23К 35/36, опубл. 10.02.2014) железоалюминиевый термит, содержащий алюминий и оксид железа, который получен формированием термитной смеси в виде гранул, при этом содержит синтетическое связующее нитроцеллюлозу и флюс Nocolok при следующем соотношении компонентов, масс. %:

Алюминий 21-23 Оксид железа 72-74 Нитроцеллюлоза 2-6 Флюс Nocolok 0,3-1,0

Существенными недостатками данной реакционной смеси являются:

- высокая отбраковка сварных стыков по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами;

- пониженной стойкостью сформированного после сварки сварного шва в связи с присутствием большого количества оксидов алюминия, являющихся центрами зарождения трещин и снижающих эксплуатационную стойкость;

- низкое содержание углерода в получаемом сварном шве в связи с отсутствием во флюсе Nocolok углеродсодержащих составляющих.

Известен также состав термитного порошка, состоящий из алюминия 65-75%, оксида железа 15-25% и графита 7-15% (SU №508362 В23К 23/00, В23К 35/36, опубл. 30.03.1976).

Существенными недостатками данной термитной реакционной смеси являются:

- высокая отбраковка сварных швов по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами;

- пониженная стойкость сформированного после сварки алюмотермитного сварного шва в связи с присутствием большого количества оксидов алюминия, являющихся центрами зарождения трещин и снижающих эксплуатационную стойкость;

- высокое содержание углерода в образующемся сварном шве и увеличение твердости сварного шва по сравнению со свариваемыми торцами рельсов, приводящее к возможному образованию трещин на границе раздела сварной шов торец рельса.

Известен алюминиевый термит, содержащий алюминий 20-22%, окись-закись железа 60-63% и окись алюминия 15-20% (SU №475234 В23К 23/00, В23К 19/00, опубл. 30.06.1975).

Существенными недостатками данной термитной реакционной смеси являются:

- низкое содержание углерода в получаемом сварном шве в связи с отсутствием углеродсодержащих составляющих;

- высокая отбраковка сварных швов по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами в связи с присутствием в составе неоптимального количества окиси алюминия.

Для приготовления термитных смесей в промышленных масштабах с экономической точки зрения целесообразно использовать в качестве сырья отходы промышленного производства.

Известна, выбранная в качестве прототипа (RU №2446928 МПК В23К 23/00, С21В 15/02, опубл. 10.04.2012) алюмотермитная реакционная смесь для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья, содержащая в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде промышленных отходов, металлический алюминий в качестве восстановителя, легирующие добавки в виде ферросплавов и металлов и стальной наполнитель, при этом компоненты содержатся при следующем соотношении, масс. %:

Оксиды железа с размером частиц 0,1-5 мм 65-70 Металлический алюминий в виде частиц с размером 1-1,5 мм 15-20 Легирующие добавки (ферросплавы) в виде гранул размером 1-5 мм 5-10 Стальной наполнитель в виде частиц с размером 1-5 мм 5-10

Существенными недостатками данной реакционной смеси при использовании для сварки железнодорожных рельсов являются:

- высокая отбраковка сварных швов по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами;

- пониженной стойкостью сформированного после сварки сварного шва в связи с присутствием большого количества оксидов алюминия являющихся центрами зарождения трещин и снижающих эксплуатационную стойкость.

Техническая проблема, решаемая заявляемым изобретением, заключается в обеспечении требуемых физико-механических свойств сварного шва, за счет исключения окисления образующегося металла воздухом атмосферы в связи с защитой флюсующей добавкой поверхности металла и снижения вероятности загрязнения сварного шва оксидными глиноземсодержащими неметаллическими включениями, а также исключения микротрещин и расслоений металла при алюмотермитной сварке.

Существующая техническая проблема решается тем, что в известной термитной смеси для сварки железнодорожных рельсов, содержащей в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде промышленных отходов, металлический алюминий в качестве восстановителя и легирующие добавки, согласно изобретению, в качестве оксидов железа она содержит окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов, в качестве восстановителя порошок алюминия и титана, в качестве легирующих добавок-флюсов углеродфторсодержащую пыль газоочистки алюминиевого производства при следующем соотношении, масс. %: окалина 56,28-65, порошок титана 21,84-30,3, порошок алюминия 4,2-5,88, углеродфторсодержащая пыль газоочистки алюминиевого производства 0,5-16.

Технические результаты, получаемые в результате использования изобретения:

- обеспечение требуемых физико-механических свойств сварного шва за счет снижения уровня оксидных глиноземсодержащих неметаллических включений и обеспечения требуемого содержания углерода;

- исключение микротрещин в сварном шве, образующихся в результате высокой загрязненности металла сварного шва глиноземсодержащими неметаллическими включениями.

Предлагаемый способ осуществлялся с помощью установки термитной сварки.

Заявленные соотношения компонентов термитной реакционной смеси подобраны опытным путем.

При использовании окалины менее 56,28%, порошка алюминия менее 4,2% и порошка титана менее 21,84% не удается получить стабильное горение термита, а при применении окалины более 65%, порошка алюминия более 5,88%), и титана более 30,3%, происходит бурное протекание термических реакций со значительными выбросами и получением повышенного уровня загрязненности неметаллическими включениями.

При использовании углеродфторсодержащей пыли фильтров алюминиевого производства в количестве ниже 0,5% и выше 16%, получены низкие и высокие значения углерода в сварном шве и соответственно требуемые физико - механические свойства.

В опытах использовали:

- Окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов с химическим составом: FeO - 95,64; MnO - 1,16; СаО - 0,096; SiO2 - 1,70; Al2O3 - 0,32; MgO - 0,21; Na2O - 0,034; S - 0,085; Р - 0,004; V2O5 - 0,031; Cr2O3 - 0,27; NiO - 0,043; CuO - 0,084 фракции 0,1-1,5 мм. предварительно просушенную при температуре 400-600°С в течение 4-5 часов.

- Порошок титана фракции менее 0,1 мм. марки ПТС-1 по ТУ 14-22-57-92.

- Порошок алюминия фракции менее 0,1 мм. марки ПА-1 по ГОСТ 6058-73.

Углеродфторсодержащую пыль фильтров алюминиевого производства со следующим химическим составом, масс. %:Al2O3=19-48; F=17-28; Na2O=2,8-12; K2O=0,36 - 6,0; СаО=0,6- 1,8; SiO2=0,5-2,7; Fe2O3=1,7-3,6; Собщ=18-30; MnO=0,05- 1,2; MgO=0,06-0,87; S=0,09-0,34; P=0,09-0,15.

Проведение экспериментов проводилось путем сваривания двух полнопрофильных образцов рельсов Р65, после чего проводилось испытание стыков на трехточечный статический изгиб согласно ГОСТ 34664-2020 «Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия». Испытания на статический изгиб проводили на прессе типа ПМС-320. Нагрузку прикладывали в середине пролета контрольного образца в месте сварного стыка. В дальнейшем, после визуального контроля сварных стыков полнопрофильных рельсов, последние разрезались и производилось исследование уровня загрязненности неметаллическими оксидными включениями, а также изучалась микроструктура сварного шва и зон термического влияния.

Испытание одного контрольного образца производили, с приложением нагрузки на головку (растяжение в подошве), второй контрольный образец нагружали на подошву (растяжение в головке). Результатами испытания являются значения усилия, возникающего при изгибе Ризг, кН, при которых происходит разрушение контрольного образца, либо максимальные значения данных показателей, если образец не разрушился во время испытаний. Испытания при заявляемых пределах термитных реакционных смесей обеспечили низкое содержание оксидных неметаллических включений (оксидов железа, марганца, кремния и алюминия), а также отсутствие микротрещин в зоне сварки. Изучение загрязненности неметаллическими включениями исследовали с помощью металлографических микроскопов МЕТАМ РВ-34 и OLYMPUS GX-51 в светлом поле при увеличении ×100 методом сравнения с эталонными шкалами ГОСТ 1778-70.

В таблице 1 приведены составы с граничными (2-5) и заграничными (1,6) заявленными пределами термитной реакционной смеси. Характеристики исследуемых параметров сварного шва, полученного при алюминотермическом способе сварки при заявляемом составе термитной реакционной смеси приведены в таблице 2.

В используемом прототипе отбраковка по микротрещинам, образованным в зоне сварки по оксидным неметаллическим включениям, по сравнению с прототипом (0, 04%) снижена до 0,01%.

Использование заявляемой термитной реакционной смеси позволило обеспечить требуемые физико-механические свойства, низкое содержание оксидных неметаллических включений, образованных при сварке и снизить отбраковку по микротрещинам в зоне сварного шва.

Похожие патенты RU2783434C1

название год авторы номер документа
ТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2022
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Михно Алексей Романович
  • Козырева Ольга Анатольевна
  • Усольцев Александр Александрович
  • Бендре Юлия Владимировна
RU2785707C1
ТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2022
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Михно Алексей Романович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Усольцев Александр Александрович
  • Бендре Юлия Владимировна
  • Горюшкин Владимир Фёдорович
  • Ознобихина Наталья Валерьевна
  • Соколов Борис Михайлович
RU2783435C1
Алюмотермитная смесь для сварки металлических элементов 2022
  • Козлов Александр Сергеевич
  • Виноградова Татьяна Александровна
  • Гонтарев Александр Георгиевич
RU2797469C1
АЛЮМОТЕРМИТНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ СТАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И СПОСОБ АЛЮМОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ СТАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 2014
  • Козлов Александр Сергеевич
  • Макаров Виталий Борисович
  • Коненков Виталий Ильич
RU2578271C1
ФЛЮС ДЛЯ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ И НАПЛАВКИ СТАЛЕЙ 2019
  • Уманский Александр Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Михно Алексей Романович
  • Усольцев Александр Александрович
  • Козырева Ольга Анатольевна
  • Крюков Роман Евгеньевич
  • Думова Любовь Валерьевна
RU2718031C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2021
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Михно Алексей Романович
  • Козырева Ольга Анатольевна
  • Усольцев Александр Александрович
RU2756553C1
АЛЮМИНОТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ МЕТОДОМ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЛИТЬЯ 2010
  • Карабанов Владимир Иосифович
  • Ленский Александр Робертович
RU2446928C1
ФЛЮС ДЛЯ СВАРКИ И НАПЛАВКИ 2014
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Галевский Геннадий Владиславович
  • Крюков Роман Евгеньевич
  • Козырева Ольга Анатольевна
  • Махин Дмитрий Игоревич
  • Осетковский Иван Васильевич
  • Шурупов Вадим Михайлович
RU2566236C1
ФЛЮС ДЛЯ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ И НАПЛАВКИ СТАЛЕЙ 2021
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Михно Алексей Романович
  • Усольцев Александр Александрович
  • Козырева Ольга Евгеньевна
  • Михно Юлия Сергеевна
RU2772822C1
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА 2021
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Михно Алексей Романович
  • Усольцев Александр Александрович
  • Жуков Андрей Владимирович
RU2753632C1

Реферат патента 2022 года ТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ

Изобретение относится к получению алюмотермитной реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта. Термитная смесь содержит в качестве оксидов железа окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов, в качестве восстановителя – порошки алюминия и титана, а в качестве легирующих добавок-флюсов – углеродфторсодержащую пыль газоочистки алюминиевого производства, при следующем соотношении компонентов, мас. %: окалина 56,28-65, порошок титана 21,84-30,3, порошок алюминия 4,2-5,88, углеродфторсодержащая пыль газоочистки алюминиевого производства 0,5-16. Технический результат заключается в обеспечении требуемых физико-механических свойств сварного шва за счет снижения уровня оксидных неметаллических включений и исключения микротрещин в сварном шве. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 783 434 C1

Термитная реакционная смесь для сварки железнодорожных рельсов, содержащая в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде промышленных отходов, металлический алюминий в качестве восстановителя и легирующие добавки, отличающаяся тем, что в качестве оксидов железа она содержит окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов, в качестве восстановителя содержит порошки алюминия и титана, а в качестве легирующих добавок – углеродфторсодержащую пыль газоочистки алюминиевого производства, при следующем соотношении, мас. %:

Окалина 56,28-65 Порошок титана 21,84-30,3 Порошок алюминия 4,2-5,88 Углеродфторсодержащая пыль газоочистки алюминиевого производства 0,5-16

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2783434C1

АЛЮМИНОТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ МЕТОДОМ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЛИТЬЯ 2010
  • Карабанов Владимир Иосифович
  • Ленский Александр Робертович
RU2446928C1
ШИХТА ДЛЯ ТЕРМИТНОЙ НАПЛАВКИ 2003
  • Кувшинова Н.Н.
  • Казаков Ю.В.
RU2244614C1
Состав термитной смеси 1983
  • Ушаков Михаил Владимирович
  • Дуденко Павел Евгеньевич
  • Григорьев Юрий Максимович
  • Болдырев Александр Михайлович
  • Котова Любовь Анатольевна
SU1180212A1
ЗАСТЕЖКА 1930
  • Золотарев А.А.
SU21070A1
Адсорбер для очистки сжатого воздуха 1984
  • Макуха Евгений Яковлевич
  • Копшаков Вячеслав Иванович
  • Савин Валентин Александрович
  • Калнин Эдвард Роландович
  • Фурлетов Анатолий Михайлович
SU1223977A1

RU 2 783 434 C1

Авторы

Козырев Николай Анатольевич

Юрьев Алексей Борисович

Михно Алексей Романович

Шевченко Роман Алексеевич

Усольцев Александр Александрович

Ознобихина Наталья Валерьевна

Даты

2022-11-14Публикация

2022-04-12Подача