ТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ Российский патент 2022 года по МПК B23K23/00 B23K35/24 

Описание патента на изобретение RU2783435C1

Изобретение относится к получению алюмотермитной реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта.

Алюмотермитная сварка рельсов широко используется для сварки рельсов трамвайных путей, контактных рельсов в метрополитенах, подкрановых рельсов и рельсов другого назначения. Алюмотермитная сварка основана на реакции восстановления железа из его оксидов путем окисления алюминия с выделением избыточного тепла, при котором происходит восстановление оксидов и расплавление образующегося металла использующегося в дальнейшем для заливки в зазор двух торцов рельсов, кристаллизацией расплава и получения прочного соединения (Науменко, B.C. Термитная сварка рельсов текст. / В.С. Науменко, А.А. Воробьев // - М.: Наука, 1969. - 184 с. 2; Малкин, Б.В. Термитная сварка текст. / Б.В. Малкин, А.А. Воробьев // - М.: Наука, 1973. - 268 с).

Для приготовления термитных смесей в промышленных масштабах с экономической точки зрения целесообразно использовать в качестве сырья отходы промышленного производства, например железную окалину.

Известен состав термитного порошка, состоящий из алюминия 65-75%, оксида железа 15-25% и графита 7-15% (SU №508362, МПК В23К 23/00, В23К 35/36, опубл. 30.03.1976).

Существенными недостатками при использовании данного состава при сварке железнодорожных рельсов являются:

- высокая отбраковка сварных стыков по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами;

- пониженной стойкостью сформированного после сварки стыка, в связи с присутствием большого количества оксидов алюминия, являющихся центрами зарождения трещин и снижающих эксплуатационную стойкость.

Известна, выбранная в качестве прототипа (RU №2446928 МПК В23К 23/00, С21В 15/02, опубл. 10.04.2012) алюмотермитная реакционная смесь для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья, содержащая в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде промышленных отходов, металлический алюминий в качестве восстановителя, легирующие добавки в виде ферросплавов и металлов и стальной наполнитель, при этом компоненты содержатся при следующем соотношении, масс. %:

Оксиды железа с размером частиц 0,1-5 мм 65-70, Металлический алюминий в виде частиц с размером 1-1,5 мм 15-20, Легирующие добавки (ферросплавы) в виде гранул размером 1-5 мм 5-10 Стальной наполнитель в виде частиц с размером 1-5 мм 5-10.

Существенными недостатками при использовании данного состава при сварке железнодорожных рельсов являются:

- высокая отбраковка сварных стыков по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами;

- пониженной стойкостью сформированного после сварки стыка в связи с присутствием большого количества оксидов алюминия являющихся центрами зарождения трещин и снижающих эксплуатационную стойкость.

Техническая проблема, решаемая заявляемым изобретением, заключается в обеспечении требуемых физико-механических свойств сварного стыка, за счет исключения образования оксидных глиноземсодержащих неметаллических включений, а также микротрещин и расслоений металла при сварке.

Существующая техническая проблема решается тем, что в известной термитной смеси для сварки железнодорожных рельсов, содержащей в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде промышленных отходов, металлический алюминий в качестве восстановителя, согласно изобретению, в качестве оксидов железа она содержит окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов, в качестве восстановителя порошок алюминия и титана при следующем соотношении, масс. %: окалина 64-66, порошок титана 27-31, порошок алюминия 5-7.

Технические результаты, получаемые в результате использования изобретения:

- обеспечение требуемых физико-механических свойств сварного соединения за счет снижения уровня оксидных глиноземсодержащих неметаллических включений;

- исключение микротрещин в сварном шве, образующихся в результате высокой загрязненности металла сварного шва.

Предлагаемый способ осуществлялся с помощью установки термитной сварки.

Заявленные соотношения масс. % подобраны опытным путем.

В опытах использовали:

- окалину образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов с химическим составом: FeO - 95,64; MnO - 1,16; СаО - 0,096; SiO2 - 1,70; Al2O3 - 0,32; MgO - 0,21; Na2O - 0,034; S - 0,085; Ρ - 0,004; V2O5 - 0,031; Cr2O3 - 0,27; NiO - 0,043; CuO - 0,084 фракции 0,1-1,5 мм, предварительно просушенную при температуре 400-600°С в течение 4-5 часов.

- Порошок титана фракции менее 0,1 мм марки ПТС-1 по ТУ 14-22-57-92.

- Порошок алюминия фракции менее 0,1 мм марки ПА-1 по ГОСТ 6058-73.

Проведение экспериментов проводилось путем сваривания двух полнопрофильных образцов рельсов Р65, после чего проводилось испытание стыков на трехточечный статический изгиб согласно ГОСТ 34664-2020 «Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия». Испытания на статический изгиб проводили на прессе типа ПМС-320. Нагрузку прикладывали в середине пролета контрольного образца в месте сварного стыка. В дальнейшем, после визуального контроля сварных стыков полнопрофильных рельсов, последние разрезались и производилось исследование уровня загрязненности неметаллическими оксидными включениями, а также изучалась микроструктура сварного шва и зон термического влияния.

Испытание одного контрольного образца производили, с приложением нагрузки на головку (растяжение в подошве), второй контрольный образец нагружали на подошву (растяжение в головке). Результатами испытания являются значения усилия, возникающего при изгибе Ризг, кН при которых происходит разрушение контрольного образца, либо максимальные значения данных показателей, если образец не разрушился во время испытаний.

Испытания при заявляемых пределах термитных реакционных смесей обеспечили низкое содержание оксидных неметаллических включений (оксидов железа, марганца, кремния и алюминия), а также отсутствие микротрещин в зоне сварки. В используемом прототипе отбраковка по микротрещинам, образованным в зоне сварки по оксидным неметаллическим включениям составляла 0,01%

Использование заявляемого способа позволило обеспечить требуемые физико-механические свойства, обеспечило низкое содержание оксидных неметаллических включений, образованных при сварке и отбраковку по микротрещинам в зоне сварного шва.

Похожие патенты RU2783435C1

название год авторы номер документа
ТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2022
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Михно Алексей Романович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Усольцев Александр Александрович
  • Ознобихина Наталья Валерьевна
RU2783434C1
ТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2022
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Михно Алексей Романович
  • Козырева Ольга Анатольевна
  • Усольцев Александр Александрович
  • Бендре Юлия Владимировна
RU2785707C1
АЛЮМОТЕРМИТНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ СТАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И СПОСОБ АЛЮМОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ СТАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 2014
  • Козлов Александр Сергеевич
  • Макаров Виталий Борисович
  • Коненков Виталий Ильич
RU2578271C1
АЛЮМИНОТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ МЕТОДОМ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЛИТЬЯ 2010
  • Карабанов Владимир Иосифович
  • Ленский Александр Робертович
RU2446928C1
Алюмотермитная смесь для сварки металлических элементов 2022
  • Козлов Александр Сергеевич
  • Виноградова Татьяна Александровна
  • Гонтарев Александр Георгиевич
RU2797469C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2021
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Михно Алексей Романович
  • Козырева Ольга Анатольевна
  • Усольцев Александр Александрович
RU2756553C1
НАНОХИМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2007
  • Решетов Вячеслав Александрович
  • Ромаденкина Светлана Борисовна
  • Олифиренко Владимир Николаевич
  • Палагин Анатолий Иванович
  • Николайчук Александр Николаевич
  • Древко Светлана Владимировна
  • Фролова Ольга Владимировна
RU2347647C1
Керамическая масса 2016
  • Сватовская Лариса Борисовна
  • Масленникова Людмила Леонидовна
  • Трошев Алексей Николаевич
RU2610954C1
ПОРТАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМИТНОЙ СВАРКИ 2000
  • Гаспарян Ю.Б.
  • Сычев В.В.
  • Моисеев В.Г.
RU2174459C1
Способ получения легированного металла 1984
  • Андреев Вольт Викторович
  • Дуденко Павел Евгеньевич
  • Ушаков Михаил Владимирович
SU1232440A1

Реферат патента 2022 года ТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ

Изобретение относится к реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья. Термитная смесь содержит в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде окалины, образующейся при прокатке железнодорожных рельсов, в количестве 64-66 мас.%, а в качестве восстановителя – порошок алюминия 5-7 мас.% и порошок титана 27-31 мас.%. Реакционная смесь обеспечивает низкое содержание в металле шва оксидных неметаллических включений, образованных при алюминотермитной сварке, позволяет получить высокие механические свойства сварного соединения и исключить образование микротрещин и расслоений металла. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 783 435 C1

Термитная реакционная смесь для сварки железнодорожных рельсов, содержащая в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде окалины и порошок алюминия в качестве восстановителя, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит порошок титана в качестве восстановителя, при этом использована окалина, образующаяся при прокатке железнодорожных рельсов, при следующем соотношении компонентов смеси, мас. %:

Окалина 64-66 Порошок титана 27-31 Порошок алюминия 5-7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2783435C1

АЛЮМИНОТЕРМИТНАЯ РЕАКЦИОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ МЕТОДОМ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЛИТЬЯ 2010
  • Карабанов Владимир Иосифович
  • Ленский Александр Робертович
RU2446928C1
ТЕРМИТНЫЙ СОСТАВ 1997
  • Бережной С.В.
  • Бриндаров Б.Я.
  • Гарбуз А.В.
RU2134185C1
Бортовые кили для парусных плоскодонных судов 1923
  • Рыгельски З.К.
SU751A1
ЗАСТЕЖКА 1930
  • Золотарев А.А.
SU21070A1
DE 3644106 C1, 31.08.1988.

RU 2 783 435 C1

Авторы

Козырев Николай Анатольевич

Юрьев Алексей Борисович

Михно Алексей Романович

Шевченко Роман Алексеевич

Усольцев Александр Александрович

Бендре Юлия Владимировна

Горюшкин Владимир Фёдорович

Ознобихина Наталья Валерьевна

Соколов Борис Михайлович

Даты

2022-11-14Публикация

2022-02-25Подача