СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2023 года по МПК B60S5/00 

Описание патента на изобретение RU2788043C1

Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для нахождения на днище автотранспортных средств, а именно узлов и агрегатов нижней части двигателя, рамы, переднего и заднего мостов, подвески, колесных ниш с колесами, коленчатого вала, трубопроводов и шлангов тормозной системы, элементов конструкции выхлопной системы и топливного бака с магистралями, любых предметов, содержащих источники радиоизлучения.

В настоящее время существует большое количество GPS-трекеров, которые предназначены для отслеживания автомобиля (координаты обычно посылаются с помощью сети «Интернет» или SMS-сообщений). Такие трекеры зачастую используются злоумышленники, например, с целью отслеживания автомобиля и дальнейшего его угона (здесь https://www.zr.ru/content/news/679179-ugonshhiki-avtomobilej-osvoili-novuyu-texnologiyu/).

Также такие устройства могут использоваться для других противоправных целей - например, нарушения частной жизни.

Известно, что GPS-трекеры содержат источники радиоизлучения (обычно передача/прием информации происходит с задействием сотовой связи) например, https://moskva.satom.ru/p/364319986-germetichnyy-gps-mayak-s-magnitami-sobr-chip-point-r-s-metkoy-salfetki-iz-mikrofibry-v-podarok/, https://topradar.ru/product/proma-sat-911-magnit-glonassgpsgsm-ustrojstva-monitoringa-transporta-i-gruzov-/?utm_source=YD_market&utm_medium=cpc&utm_term=17116&utm_content=Proma_Sat&utm_city=yml_msk&utm_campaign=msk_&ymclid=15878299583959979316700001.

Такие трекеры чаще всего злоумышленники прикрепляют под днищем автомобиля или к одному из крыльев (переднему или заднему) - https://www. drive2.ru/b/14750121.

Также часто злоумышленники в преступных целях используют мины (бомбы) на магнитном основании, которые закрепляют под днищем автомобиля и такие средства также могут содержать источники радиоизлучения (https://bezpekavip.com/spec/vzryvnaya-volna).

Для обнаружения таких устройств используется различная досмотровая техника - фонари, зеркала и видеокамеры. Также предусмотрены стационарные площадки для осмотра автомобиля.

Известна система контроля (патент US №6856344, опубликовано 02.10.2003), содержащая множество элементов детектирования в виде электронных камер, осветительных приборов и дальномеров.

За прототип выбрано устройство досмотра (патент РФ №130562, опубликовано 27.07.2013), содержащее площадку сканирования, в которой установлены осветительные приборы и, по меньшей мере одна, видеокамера с широкоугольным объективом и инфракрасной подсветкой, за площадкой сканирования по ходу движения автомобиля установлена видеокамера с инфракрасной подсветкой для регистрации номера автомобиля и его внешнего вида, причем видеокамеры подключены к компьютеру оператора, и позволяющее осматривать днище автомобиля и создавать контрольные снимки днища каждого проходящего автомобиля.

Однако данная система требует использования нескольких видеокамер для получения полной картины днища проходящего автомобиля, что усложняет систему и снижает ее надежность, поскольку требует сложной системы обработки получаемой с нескольких видеокамер информации.

Также отрицательной стороной данной системы является то, что полученные снимки днища должны быть «тщательно» изучены, распознаны самые небольшие элементы (так как площадь современных трекеров может составлять всего несколько квадратных сантиметров), что достаточно сложно, трудоемко, возможны ошибки, связанные с «человеческом фактором».

Предлагаемое способ устраняет все указанные недостатки и создано для обнаружения любых предметов, содержащих источники радиоизлучения на днище автотранспортных средств, а именно узлов и агрегатов нижней части двигателя, рамы, переднего и заднего мостов, подвески, колесных ниш с колесами, коленчатого вала, трубопроводов и шлангов тормозной системы, элементов конструкции выхлопной системы и топливного бака с магистралями.

Задачей заявляемого изобретения является устранение указанных выше недостатков.

Технический результат заключается в повышении эффективности досмотра и, следовательно, снижении его трудоемкости.

Поставленная задача решается тем, что предложен СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ, характеризующийся в использовании досмотровой площадки, на которой установлены, по крайней мере, один элемент детектирования, содержащий приемную антенну от чувствительного элемента, способного принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения, который выполнен с возможностью размещения под днищем автомобиля, и блок обработки полученных данных, кроме этого элемент детектирования выполнен с возможностью перемещения с удалением и/или приближением к днищу автомобиля.

Досмотровая площадка может быть выполнена как в стационарном виде, так и подкатной под днище автомобиля.

В качестве чувствительного элемента, способного принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения, может быть использованы приемники, например, типа AR-6000 с диапазоном от 9 кГц до 6000 МГц (http://aor.rii/priemniki/ar-6000.html) Либо могут быть также использованы индикаторы поля (детекторы поля, частотомер), предназначенные для регистрации электромагнитных излучений, уровень которых превышает пороговые значения. С помощью индикаторов поля (детекторов поля) возможно определение частоты радиосигнала, значения амплитуды (уровня сигнала) и в некоторых подобных устройствах даже протокола, по которому идет передача данных.

Например, ST-165 (https://detsys.ru/catalog/sredstva-obnoruzhenya-kanalov-utechki-informacii/indikatory_polya/st165/) способен идентифицировать следующие стандарты связи - GSM 900, 1800 UMTS (3G) WI-FI BLUETOOTH.

При этом наиболее часто для передачи информации используют диапазон более 100 МГц (так как чем меньше диапазон, тем более «громоская» будет аппаратура приемо/передачи и антенная система).

Поэтому соответственно желательно, чтобы элемент детектирования, содержащий антенну от чувствительного элемента имел способность приема радиосигналов от 100 МГц до 6000 МГц (в этом диапазоне содержится подавляющее число цифровых систем радиосвязи https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FBXphQjUCUAAgSSe.png&rpt=simage).

При этом сам чувствительный элемент (индикатор поля, приемник и.т.д.) может быть размещен также под днищем. Его размещение не является предметом заявки. Очевидно, что соединение чувствительного элемента с его антенной осуществляется с помощью провода.

Также, для удобство использования, досмотровая площадка может быть выполнена подкатной под днище автомобиля (например, может быть использована в случае когда нельзя перемещать автомобиль).

В качестве блока обработки полученных данных (далее - БОПД) может выступать ПЭВМ. Задачей БОПД состоит в получении и обработке данных от чувствительного элемента. Для этого она может соединена (с приемником, индикатором и.т.д.) с помощью проводной или беспроводной технологии.

БОПД может быть размещен на досмотровой площадке (закреплен любым возможным способом).

Кроме получения БОПД данных от чувствительного элемента, устройство может быть выполнено с возможностью задания уровня, частоты (и др. параметров).

Это необходимо при обследовании автомобиля в местности где присутствуют посторонние радиосигналы (промышленные шумы). Так, может быть задан алгоритм, когда устройство не будет реагировать на радиосигналы ниже определенного уровня или на определенных частотах. Таким образом БОПД будет выполнена адаптивной.

Весьма вероятно, что в месте обследования будет присутствовать большое количество посторонних радиосигналов (не от изделия скрыто-установленного на днище автомобиля). Чтобы убедиться в том, находится ли источник радиоизлучения на днище автомобиля или в каком-то другом месте, оператор имеет возможность перемещать чувствительный элемент (в вертикальной плоскости и/или горизонтальной плоскости), тем самым отдаляя или приближая его (чувствительный элемент) от источника радиоизлучения (если источник радиоизлучения находится на днище автомобиля).

Также очевидно, что в случае если источник радиосигнала не находится на днище автомобиля, перемещения чувствительного элемента вдоль днища в горизонтальной и/или вертикальной плоскости практически никак не скажется на уровень принимаемого сигнала, тогда как если источник радиоизлучения будет находиться на днище автомобиля, уровень сигнала будет меняться существенно при приближении и/или удаления от него чувствительного элемента (в горизонтальной и/или вертикальной плоскости, при этом чувствительный элемент двигается вдоль днища автомобиля).

Перемещая, таким образом чувствительный элемент, можно не только подтвердить или опровергнуть наличие подозрительного элемента с возможностью радиоизлучения, размещенного на днище автомобиля, но и даже локализовать данный подозрительный предмет на конкретном участке днища автомобиля. Также предпочтительнее, совместно с чувствительным элементом использовать устройство фото и/или видеофиксации для визуального подтверждения наличия подозрительного предмета.

Перемещение чувствительного элемента может осуществляться с помощью, например, привода (пневмо -, гидро-, электропривода и.т.д.).

Устройство работает следующим образом.

В случае выявления приемной антенной чувствительного элемента радиоизлучения, оператору поступает соответствующий сигнал (если БОПД адаптивна, то оператор за ранее задает порог срабатывания, диапазон и.т.д. и сигнал поступает при превышения определенного уровня срабатывания в определенном диапазоне и.т.д.)

Если оператор не уверен в том, что источник радиоизлучения находится на днище автомобиля и/или он хочет локализовать скрыто-установленное изделие на конкретном участке днища, он начинает перемещать чувствительный элемент в вертикальной и/или горизонтальной плоскости. В зависимости от изменения уровня оператор делает вывод о присутствии скрыто-установленного изделия на днище автомобиля. При необходимости, оператор визуально подтверждает наличия устройства (в случае, если имеются устройства фото и/или видеофиксации. В этом случае оператору был бы отображен участок с наиболее вероятным местом нахождения подозрительного объекта, содержащего источник радиоизлучения.

Похожие патенты RU2788043C1

название год авторы номер документа
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ 2021
RU2766022C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ 2021
  • Махтаев Махтай Шапиевич
RU2765012C1
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ВЫЯВЛЕНИЕМ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ 2021
  • Махтаев Махтай Шапиевич
RU2764810C1
Способ обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства и устройство для его осуществления 2020
RU2743863C1
СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УСТАНОВКЕ НА ДНИЩЕ АВТОМОБИЛЯ УСТРОЙСТВ С МАГНИТНЫМ ОСНОВАНИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ УСТРОЙСТВ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ 2020
RU2746284C1
СПОСОБ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПОДАВЛЕНИЯ РАДИОЛИНИЙ 2021
RU2780797C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ В КРУПНОГАБАРИТНЫХ ПРЕДМЕТАХ 2020
RU2757152C1
СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКИМИ СИГНАЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ НА ОДНО- И ДВУХКОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ С ДВИГАТЕЛЕМ И БЕЗ НЕГО 2022
  • Задорожный Артем Анатольевич
  • Задорожный Егор Артемович
RU2782547C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СОТОВУЮ СВЯЗЬ, В КРУПНОГАБАРИТНЫХ ПРЕДМЕТАХ 2020
RU2762031C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАДИОКАНАЛ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ВАРИАНТЫ) 2020
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2760506C2

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для нахождения на днище автотранспортных средств предметов, содержащих источники радиоизлучения. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля заключается в использовании досмотровой площадки, на которой установлен, по крайней мере, один элемент детектирования. Элемент детектирования содержит приемную антенну от чувствительного элемента, способного принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения, и выполнен с возможностью размещения под днищем автомобиля, и блок обработки полученных данных. Элемент детектирования выполнен с возможностью перемещения с удалением и/или приближением к днищу автомобиля. Достигается повышение эффективности досмотра. 8 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 788 043 C1

1. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля, характеризующийся использованием досмотровой площадки, на которой установлены, по крайней мере, один элемент детектирования, содержащий приемную антенну от чувствительного элемента, способного принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения, который выполнен с возможностью размещения под днищем автомобиля, и блок обработки полученных данных, кроме этого, элемент детектирования выполнен с возможностью перемещения с удалением и/или приближением к днищу автомобиля.

2. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля по п.1, отличающийся тем, что досмотровая площадка выполнена подкатной под днище автомобиля.

3. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля по п.1, отличающийся тем, что блок обработки данных выполнен адаптивным.

4. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля по п.3, отличающийся тем, что существует возможность задавать уровень радиосигналов, при котором осуществляется сигнализация.

5. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля по п.3, отличающийся тем, что существует возможность задавать диапазоны радиосигналов.

6. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля по п.1, отличающийся тем, что чувствительный элемент способен идентифицировать цифровые протоколы.

7. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля по п.1, отличающийся тем, что имеется возможность перемещения элемента детектирования вдоль днища автомобиля в горизонтальной плоскости.

8. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля по п.1, отличающийся тем, что имеется возможность перемещения элемента детектирования вдоль днища автомобиля в вертикальной плоскости.

9. Способ локализации радиоизлучения при досмотре автомобиля по п.1, отличающийся тем, что совместно с чувствительным элементом используется устройство фото- и/или видеофиксации для визуального подтверждения наличия подозрительного предмета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2788043C1

СИСТЕМА ДОСМОТРА ДНИЩА АВТОМОБИЛЯ 2014
  • Кондрашев Сергей Федорович
RU2574298C2
Электромагнитный аппарат постоянного тока 1959
  • Каминская Д.-Р.А.
  • Фаинберг М.Ю.
SU130562A1
US 2016090132 A1, 31.03.2016
CN 209719539 U, 03.12.2019.

RU 2 788 043 C1

Авторы

Задорожный Артем Анатольевич

Даты

2023-01-16Публикация

2022-06-02Подача