СПОСОБ ДОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕРРОЗОНДА Российский патент 2025 года по МПК G01V3/08 

Описание патента на изобретение RU2835836C1

Изобретение относится к устройствам досмотра транспортных средств и может быть использовано для обнаружения любых предметов (устройств), содержащих источники магнитного поля, установленных на днище автомобиля, в том числе на узлах и агрегатах нижней части двигателя, раме, мостах, подвеске, колесных нишах и т.д.

В контексте настоящей заявки в качестве синонимов будут использованы следующие понятия:

«транспортное средство», автомобиль;

«феррозонды», «датчики».

Согласно части 1 статьи 27.9 КоАП РФ, досмотр транспортного средства (далее, условно, автомобиля) представляет собой «обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».

В настоящее время существует большое количество GPS-трекеров, которые предназначены для отслеживания автомобиля (координаты обычно посылаются с помощью сети «Интернет» или SMS-сообщений). Известно, что GPS-трекеры содержат источники радиоизлучения (обычно передача/прием информации происходит с использованием сотовой связи), а также обычно крепятся к днищу автомобиля с помощью магнита (см., например, https://www.gdemoi.ru/res/gps-treker-s-magnitom/ (опубл. 20.05.2016)). Известно также, злоумышленники в преступных целях используют мины (бомбы) на магнитном основании, которые закрепляют под днищем автомобиля и такие средства также могут содержать источники радиоизлучения (https://vvpankrat.ru/f/042021.pdf (опубл. 21.08.2021).

Известен способ выявления излучающих устройств, требующий для осуществления наличия емкости со стенками, крышкой и расположенным на внутренней поверхности емкости индикатором электромагнитного поля (пат. RU 201054, опубл. 25.11.2020. Бюл. №33). По известному решению, подозрительный с точки зрения наличия в нем скрытно установленных радиопередающих устройств обследуемый предмет, помещают внутрь емкости, а стенки емкости и крышка выполнены непроницаемыми для электромагнитного излучения.

К недостаткам известного решения относится, во-первых, необходимость наличия крупногабаритной емкости, превышающей размеры автомобиля. Во-вторых, результат проверки будет касаться всего объема автомобиля и потребует дополнительных мероприятий по локализации места нахождения источника электромагнитного излучения.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков - прототипом заявляемого изобретения - является способ досмотра транспортных средств, включающий инструментальный контроль с использованием одного или нескольких феррозондов, связанных с блоком обработки данных (пат. RU 2766022, опубл. 07.02.2022. Бюл. №4). По известному решению, феррозонды размещены на стационарной или подкатной досмотровой площадке.

Известно, что безрельсовые транспортные средства с силовыми установками всех типов и, особенно, гибридные автомобили и электромобили имеют внутренние локальные источники магнитных полей, обусловленные только конструкцией транспортного средства (см., например, Птицына Н.Г. и др. Электромагнитная безопасность электротранспортных систем: основные источники и параметры магнитных полей. / Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2013. - №2. С. 65-71; URL: https://electrik.info/avto/1764-magnity-v-avtomobilyah.html (опубл. 16.07.2021)). Далее будем условно называть внутренние локальные источники магнитных полей, наличие которых обусловлено конструкцией транспортного средства, собственными источниками магнитных полей. Очевидно, что наличие у досматриваемого транспортного средства собственных источников магнитных полей вносит погрешность в показания феррозондов и может приводить к неправильным выводам относительно наличия или отсутствия скрытно установленных посторонних устройств, которые необходимо выявить в ходе досмотра.

К недостаткам известного решения относится возможность получения в ходе досмотра транспортного средства неточных данных вследствие помех от собственных источников магнитных полей, вызывающих ложные срабатывания феррозондов,

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение эффективности досмотра транспортного средства (далее - ТС) с использованием феррозонда.

Техническим результатом осуществления предлагаемого изобретения является исключение из результатов досмотра ТС данных, полученных из-за ложных срабатываний контрольной аппаратуры (феррозондов).

Поставленная техническая задача решается за счет принятия предварительного решения о наличии или отсутствии в осматриваемой зоне ТС постороннего устройства, являющегося источником магнитного поля, в зависимости от наличия или отсутствия в упомянутой зоне собственного источника магнитного поля.

Предлагаемый в качестве настоящего изобретения способ досмотра ТС с использованием феррозондов осуществляется в следующей последовательности:

1 этап: определяют марку и модель ТС;

выполнение этапа может происходить как непосредственно оператором, так и с помощью автоматического распознавания с помощью технических средств, например, с помощью видеокамер с функцией распознавания;

можно использовать, например, но не исключительно камеру с функцией распознавания номеров, марок и моделей ТС WISENET TNO-7180RLP (https://www.hanwhavision.com/en/products/camera/network/A/tno-7180rlp/; опубл. 27.12.2022).

2 этап: выполняют инструментальный контроль электромагнитной обстановки в досматриваемой зоне ТС с использованием оборудования, в состав которого входят один или несколько феррозондов;

можно использовать, например, но не исключительно феррозонд «МФ-24» (https://ank-ndt.ru/catalog/magnitnyy-i-magnitoporoshkovyy-kontrol/magnitometry/ferrozondovyy-magnitometr-mf24fm; опубл. 10.04.2016).

3 этап: анализируют взаимное расположение в досматриваемой зоне ТС мест, где сработали феррозонды и мест, где, по предварительным данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля ТС;

анализ может быть выполнен непосредственно оператором или с использованием аппаратно-программных средств блока обработки данных.

4 этап: в случае совпадения места срабатывания феррозондов и мест нахождения собственных источников магнитного поля ТС - принятие решения о том, что срабатывание было ложным;

в случае если анализ выполнен с использованием аппаратно-программных средств блока обработки данных, результат принятия решения может быть передан оператору, например, но не исключительно, в виде звуковых и/или световых сигналов.

Пример 1 осуществления предлагаемого способа досмотра ТС с использованием феррозондов

Выполняли досмотр днища автомобилей Ford Kuga (1 шт.), Skoda Superb (1 шт.), Ford Focus (1 шт.).

Определение марки и модели ТС выполняли визуально - ТС идентифицировал непосредственно человек.

Перед проведением досмотра данных о возможном наличии на днище автомобилей собственных источников магнитных полей не имели.

Инструментальный контроль ТС выполняли с использованием досмотровой штанги, связанной по радиоканалу с блоком обработки данных. На конце досмотровой штанги, удаленном от оператора были установлены два датчика AD 22151 производства компании Analog Device.

Инструментальный контроль ТС с использованием оптических устройств не выполняли - на досмотровой штанге не было установлено никаких оптических устройств.

На автомобилях Ford Kuga и Ford Focus ложных срабатываний не было.

На автомобиле Skoda Superb зафиксировано срабатывание в районе двери водителя.

После тщательного обследования автомобиля и анализа ситуации пришли к выводу, что, во-первых, срабатывание было ложным, и, во-вторых, возможной причиной срабатывания датчика могло быть наличие в ТС собственного источника магнитного поля - динамика, установленного в нижней части двери. Это предположение было зафиксировано в журнале досмотра.

Пример 2 осуществления предлагаемого способа досмотра ТС с использованием феррозондов

Выполняли досмотр днища автомобилей ВА3-2101 (1 шт.), ВА3-21045 (1 шт.), Skoda Superb (1 шт.; ТС - не то, что было в первом примере осуществления).

Определение марки и модели ТС выполняли визуально - ТС идентифицировал непосредственно человек.

Перед проведением досмотра данных о возможном наличии на днище автомобилей собственных источников магнитных полей не имели.

Инструментальный контроль ТС выполняли с использованием досмотровой штанги, связанной с по радиоканалу с блоком обработки данных. На конце досмотровой штанги, удаленном от оператора были установлены два датчика AD 22151 производства компании Analog Device.

Инструментальный контроль ТС с использованием оптических устройств не выполняли - на досмотровой штанге не было установлено никаких оптических устройств.

На автомобилях ВА3-2101 и ВА3-21045 ложных срабатываний не было.

На автомобиле Skoda Superb зафиксировано срабатывание в районе двери водителя.

После тщательного обследования автомобиля и анализа ситуации пришли к выводу, что срабатывание было ложным. Повторение результатов досмотра автомобиля Skoda Superb - ложное срабатывание датчиков в районе двери водителя - свидетельствует о правильности первоначального вывода о причине этих срабатываний - наличии динамика.

За счет осуществления предлагаемого способа досмотра транспортных средств с использованием феррозондов обеспечивается исключение из результатов досмотра случаев ложного срабатывания феррозондов.

Похожие патенты RU2835836C1

название год авторы номер документа
Способ досмотра транспортных средств с использованием результата анализа магнитных аномалий 2024
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2833409C1
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ 2021
RU2766022C1
СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ 2022
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2788043C1
Способ обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства и устройство для его осуществления 2020
RU2743863C1
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ВЫЯВЛЕНИЕМ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ 2021
  • Махтаев Махтай Шапиевич
RU2764810C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ 2021
  • Махтаев Махтай Шапиевич
RU2765012C1
СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УСТАНОВКЕ НА ДНИЩЕ АВТОМОБИЛЯ УСТРОЙСТВ С МАГНИТНЫМ ОСНОВАНИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ УСТРОЙСТВ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ 2020
RU2746284C1
Способ выявления беспилотных летательных аппаратов, осуществляющих незаконный полет над режимным объектом, с помощью нескольких датчиков 2024
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2830710C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ В КРУПНОГАБАРИТНЫХ ПРЕДМЕТАХ 2020
RU2757152C1
СПОСОБ БЛОКИРОВАНИЯ СИГНАЛА В ЛОКАЛЬНОМ РАЙОНЕ НАХОДЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА 2021
RU2773056C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ ДОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕРРОЗОНДА

Использование: для досмотра транспортного средства с помощью феррозонда. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют инструментальный контроль электромагнитной обстановки в досматриваемой зоне транспортного средства с помощью одного или нескольких феррозондов, связанных с блоком обработки данных, при этом дополнительно определяют марку и модель транспортного средства, анализируют взаимное расположение в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля транспортного средства, принимают, в случае совпадения места срабатывания феррозондов и места нахождения собственных источников магнитного поля транспортного средства, решение о том, что срабатывание феррозондов было ложным. Технический результат: обеспечение возможности исключения из результатов досмотра транспортного средства данных, полученных из-за ложных срабатываний контрольной аппаратуры. 5 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 835 836 C1

1. Способ досмотра транспортного средства с помощью феррозонда, включающий инструментальный контроль электромагнитной обстановки в досматриваемой зоне транспортного средства с помощью одного или нескольких феррозондов, связанных с блоком обработки данных, отличающийся тем, что дополнительно содержит этапы определения марки и модели транспортного средства, анализа взаимного расположения в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля транспортного средства, принятия, в случае совпадения места срабатывания феррозондов и места нахождения собственных источников магнитного поля транспортного средства, решения о том, что срабатывание феррозондов было ложным.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что результат принятия решения может быть передан оператору, например, но не исключительно, в виде звуковых и/или световых сигналов.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что определение марки и модели транспортного средства выполняет непосредственно оператор.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что определение марки и модели транспортного средства выполняют путем автоматического распознавания с помощью технических средств.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что анализ взаимного расположения в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля транспортного средства, выполняет оператор.

6. Способ по предшествующим пунктам, отличающийся тем, что анализ взаимного расположения в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля транспортного средства, выполняют с использованием аппаратно-программных средств.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2835836C1

RU 199276 U1, 25.08.2020
https://web.archive.org/web/20230601154856/https://platerecognizer.com/vehicle-make-model-recognition-with-color/, дата размещения в электронной среде 01.06.2023
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ 2021
RU2766022C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН 0
SU203483A1
ЗАХВАТ-КАНТОВАТЕЛЬ ЛИСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ 1972
SU453347A1
US 2014232563 A1, 21.08.2014.

RU 2 835 836 C1

Авторы

Задорожный Артем Анатольевич

Даты

2025-03-04Публикация

2023-12-07Подача