Способ по выявлению попыток установки на транспортных средствах противоправных технических устройств Российский патент 2025 года по МПК B60R21/02 G08B13/24 G01V3/08 B60S5/00 

Описание патента на изобретение RU2837415C1

Изобретение относится к устройствам досмотра транспортных средств и может быть использовано для обнаружения любых предметов (устройств), содержащих источники магнитного поля, установленных на днище автомобиля, в том числе на узлах и агрегатах нижней части двигателя, раме, мостах, подвеске, колесных нишах и т.д.

В контексте настоящей заявки в качестве синонимов будут использованы следующие понятия:

«транспортное средство», автомобиль;

«феррозонды», «датчики», «датчик Холла», «элемент детектирования», «феррозонды».

Согласно части 1 статьи 27.9 КоАП РФ, досмотр транспортного средства (далее, условно, автомобиля) представляет собой «обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».

В настоящее время существует большое количество GPS-трекеров, которые предназначены для отслеживания автомобиля (координаты обычно посылаются с помощью сети «Интернет» или SMS-сообщений). Известно, что GPS-трекеры содержат источники радиоизлучения (обычно передача/прием информации происходит с использованием сотовой связи), а также обычно крепятся к днищу автомобиля с помощью магнита (см., например, https://www.gdemoi.ru/res/gps-treker-s-magnitom/ (дата опубл.: 20.05.2016)). Известно также, злоумышленники в преступных целях используют мины (бомбы) на магнитном основании, которые закрепляют под днищем автомобиля и такие средства также могут содержать источники радиоизлучения (https://vvpankrat.ru/f/042021.pdf (дата опубл.: 21.08.2021).

Известен способ выявления излучающих устройств, требующий для осуществления наличия емкости со стенками, крышкой и расположенным на внутренней поверхности емкости индикатором электромагнитного поля (пат. RU 201054, опубл. 25.11.2020. Бюл. №33). По известному решению, подозрительный с точки зрения наличия в нем скрытно установленных радиопередающих устройств обследуемый предмет, помещают внутрь емкости, а стенки емкости и крышка выполнены непроницаемыми для электромагнитного излучения.

К недостаткам известного решения относится, во-первых, необходимость наличия крупногабаритной емкости, превышающей размеры автомобиля. Во-вторых, результат проверки будет касаться всего объема автомобиля и потребует дополнительных мероприятий по локализации места нахождения источника электромагнитного излучения.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков - прототипом заявляемого изобретения - является устройство досмотра днища автомобиля (пат.199276, опубл. 25.08.2020. Бюл. №4). По известному решению устройство для нахождения на днище автотранспортных средств посторонних предметов, имеющее элемент детектирования, содержащий феррозонд, выполненный с возможностью закрепления на днище автотранспортного средства, соединенную с ним систему обработки полученных помощью элементов детектирования данных, а также средство для передачи обработанных данных оператору.

К недостаткам известного решения можно отнести:

1) Большая вероятность пропуска противоправных технических средств, закрепленных на днище транспортного средства, небольшой мощности (так, эксперимент, проведенный автором патента показал, что при использовании феррозонда (датчик Холла) AD 22151 постоянный магнит, мощностью 8 кг уверенно выявлялся на расстоянии всего лишь 15 см).

2) Кроме того, с помощью данного технического средства, будут фиксироваться только уже установленные противоправные средства. Но теоретически может быть ситуация, когда злоумышленник только совершил попытку установки противоправного средства и по каким, то обстоятельствам, она не была удачной (не закрепился магнит, например, из-за сильно загрязненного днища, в месте совершения преступления, появились свидетели и т.д.). Очевидно, что выявления факта попытки установки таких противоправных средств, также положительно повлияет на повышение безопасности (лицо, совершающее попытку установки будет изобличено).

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение эффективности досмотра транспортного средства (далее - ТС) с использованием феррозонда.

Техническим результатом осуществления предлагаемого изобретения является повышение безопасности личности при использовании транспортных средств за счет своевременного выявления факта установки противоправных технических средств (своевременное, эффективное выявление противоправных средств, а также лиц, осуществляющих попытку установки таких средств на транспортное средство).

Достижение поставленного технического результата выполняется за счет предложенного способа по выявлению попыток установки на транспортных средствах противоправных технических устройств, включающего размещение элементов детектирования, содержащих феррозонд, выполненный с возможностью закрепления на днище автотранспортного средства, соединенную с ним систему обработки полученных помощью элементов детектирования данных, а также средство для передачи обработанных данных оператору, при этом элементы детектирования размещаются по периметру днища автомобиля, кроме того расстояние между ними не должно превышать 30 сантиметров.

Преимущественно для оптимизации датчики должны размещаться равномерно (то есть расстояние между датчиками должно быть одинаково). Таким образом, можно эффективно выполнить задачу минимальными средствами.

Размещение на расстоянии 30 см между датчиками, обосновывается полученными эмпирическими данными во время эксперимента.

Так, автор провел ряд экспериментов с различными ферродатчиками (датчики Холла, феррозонды) и установил, что постоянные магниты силой от 9 - 11 кг (обычно применяются более мощные магниты, но существуют небольшие противоправные технические средства, с такой силой магнита1 (1www.gdemoi.ru/blog/luchshie-gps-trekery-na-magnite/)) уверенно выявляются на расстоянии 15-20 см (в эксперименте были использованы несколько элементов детектирования - лучший результат показал ферродатчик AD 22151, компании «Analog device»).

Таким образом для гарантированного выявления магнитов заявленной силы, расстояние между ними должно быть не менее 30 см.

Также для максимально быстрого выявления (уже при попытке установки), такие элементы детектирования должны располагаться по периметру днища (сработка датчика будет уже во время попытки подноса противоправного устройства с магнитом к днищу автомобиля).

Кроме того, расположение на днище датчиков не всегда возможно (движущие части, небольшая площадь), тогда как расположение по периметру возможно практически во всех случаях (в районе порога).

Кроме того, по закрепление датчиков по периметру будет более надежное, чем внутри днища автомобиля.

Соединение элемента детектирования и системы обработки полученных данных может быть выполнено посредством провода либо с помощью беспроводных технологий.

Устройство может содержать радиопередатчик с возможностью передачи данных о функционировании системы оператору по радиоканалу (в том числе о работоспособности датчиков, о сработке датчик и т.д.).

Система обработки полученных данных может быть выполнена с возможностью задания критического уровня срабатывания каждого из устройств.

Поскольку в конструкции некоторых автомобилей встречаются изделия, содержащие постоянные магниты, возможны так называемые «ложные срабатывания». Учитывая, что элементы детектирования размещают постоянно на днище автомобиля, система обработки полученных данных может быть выполнена адаптирующейся. То есть может быть задан определенный порог для срабатывания тревоги на каждом датчике (например, при превышении уровня индукции, зафиксированной на определенном датчике, более 0,1 Тл), что эффективно решает проблему «ложного срабатывания» (необходимость адаптации каждого датчика обосновывается, прежде всего тем, что уровни магнитной напряженности каждого датчика может быть разная, так как они установлены в различных местах транспортного средства).

Также преимущественно, чтобы каждый датчик имел свой уникальный идентификатор (номер, буквенное обозначение и т.д.), при этом необходимо знать непосредственное расположение каждого датчика (по его уникальному идентификатору) по периметру (задать в систему в обработку полученных данных).

Тогда кроме указания датчика и времени сработки (его номера - уникального идентификатора) оператору может поступать информация о местоположении датчика на котором произошла «сработка» (может быть указана не точное местоположение, а примерной - например, в районе заднего крыла).

Местоположение сработанного датчика может показано графически. Например, сигнализация поступает на абонентское устройство в специальное приложение.

Указание местоположения датчика напрямую влияет на технический результат (оператор будет точно знать место возможной установки противоправного средства).

Система обработки полученных данных (далее - СОПД) может быть выполнена с возможностью накопления данных, полученных от ферродатчиков, а также и других дополнительных параметров - например, времени, местоположения автомобиля. Для этого данная система может быть оснащена дополнительно GPS/GLONASS приемником.

В случае срабатывании «ТРЕВОГИ», СОПД незамедлительно передает информацию об этом событии (а также, при дополнительных настройках, и дополнительную информацию - время, место, уровень сигнала магнитной напряженности, индукции оператору с помощью радиоканала, местоположение сработавшего датчика (например, БСПД Wi-Fi, Bluetooch, LTE, 3G, 4G,5G) с использованием глобальной сети «Интернет» либо без этого (соединение «напрямую»).

Также такая информация и другое отображение данных от СОПД может быть передано другим способом - непосредственно на панель управления (приборную панель) автомобиля (для этого управление и отображение информации от СОПД инкорпорируется в систему управления и мониторинга автомобиля) или на отдельное устройство, также размещаемого внутри салона автомобиля, специально предназначенное для отображения данных от СОПД.

Сигнал «ТРЕВОГИ» может быть сопровожден дополнительно визуальной (например, мигания лампочки) или звуковой сигнализацией.

Сам блок СОПД может быть размещен как непосредственно на днище автомобиля, так и в любом другом подходящем для этого месте (внутри салона, под капотом).

Система работает следующим образом.

Элементы детектирования располагаются по периметру днища транспортного средства на расстоянии 30 см друг от друга.

Информация с них поступает на АЦП (в случае использования аналоговых элементов детектирования), которая уже поступает на СОПД (можно использовать один СОПД для каждого датчика и уже с этих СОПД отправлять на общий СОПД, можно использовать один общий блок обработки информации).

В качестве блока обработки информации может использоваться ПЛИС и/или микрокомпьютер.

Перед началом работы - проводится режим адаптации для каждого элемента детектирования (могут быть источники магнитного поля как в самом автомобиле, так и в окружающей среде).

СОПД запоминает все максимальные значения поля для каждого из элементов детектирования.

Далее датчики переходят в режим «боевой работы» (может быть выдана сигнализация оператору об этом событии - звуковая, световая).

При превышении уровня магнитного поля для конкретного датчика, информация об этом событии с указанием местонахождения датчика поступает оператору.

Устройство также может быть снабжено визуальным отображением полученных данных. В этом случае оператору был бы отображен участок с наиболее вероятным местом нахождения подозрительного объекта, содержащего ферромагнетик.

Для целей оповещения пользователя о функционировании данного технического средства, может быть также использовано мобильное приложение.

Любая попытка несанкционированного размещения подобных устройств на днище автомобиля будет сразу же обнаружена, и при оперативном реагировании злоумышленник может быть даже задержан на месте преступления.

Похожие патенты RU2837415C1

название год авторы номер документа
Способ досмотра транспортных средств с использованием результата анализа магнитных аномалий 2024
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2833409C1
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ 2021
RU2766022C1
СПОСОБ ДОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕРРОЗОНДА 2023
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2835836C1
Способ обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства и устройство для его осуществления 2020
RU2743863C1
СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ 2022
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2788043C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ 2021
  • Махтаев Махтай Шапиевич
RU2765012C1
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ВЫЯВЛЕНИЕМ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ 2021
  • Махтаев Махтай Шапиевич
RU2764810C1
СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УСТАНОВКЕ НА ДНИЩЕ АВТОМОБИЛЯ УСТРОЙСТВ С МАГНИТНЫМ ОСНОВАНИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ УСТРОЙСТВ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ 2020
RU2746284C1
Способ выявления беспилотных летательных аппаратов, осуществляющих незаконный полет над режимным объектом, с помощью нескольких датчиков 2024
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2830710C1
Способ ориентирования транспортного средства на местности 2024
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2841475C1

Реферат патента 2025 года Способ по выявлению попыток установки на транспортных средствах противоправных технических устройств

Изобретение относится к способу по выявлению попыток установки на транспортных средствах противоправных технических устройств. Способ включает размещение элементов детектирования на днище автотранспортного средства. Элементы детектирования содержат феррозонд. Феррозонд соединен с системой обработки данных и средством для передачи обработанных данных оператору. Данные получают с помощью элементов детектирования. Элементы детектирования размещаются по периметру днища автомобиля. Расстояние между элементами детектирования не превышает 30 см. Таким образом достигается повышение безопасности личности при использовании транспортных средств. 6 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 837 415 C1

1. Способ по выявлению попыток установки на транспортных средствах противоправных технических устройств, включающий размещение элементов детектирования, содержащих феррозонд, выполненный с возможностью закрепления на днище автотранспортного средства, соединенную с ним систему обработки полученных помощью элементов детектирования данных, а также средство для передачи обработанных данных оператору, при этом элементы детектирования размещаются по периметру днища автомобиля, кроме того расстояние между ними не должно превышать 30 см.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что результат принятия решения может быть передан оператору, например, но не исключительно, в виде звуковых и/или световых сигналов.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что элементы детектирования - датчики размещаются равномерно.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что каждый элемент детектирования имеет свой уникальный идентификатор.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что оператору в случае срабатывания одного или нескольких датчиков также сообщают их местоположение.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что оператору передается информация в случае неработоспасобности одного или нескольких датчиков.

7. Способ по п. 5, отличающийся тем, что местоположение датчика показывается графически.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2837415C1

RU 199276 U1, 25.08.2020
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ОБ ЭВАКУАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Купцов Александр Вячеславович
  • Кулагин Степан Олегович
RU2667412C2
ШАРОВОЙ КРАН 2015
  • Агабабян Размик Енокович
  • Ломовцев Владимир Александрович
  • Симонова Елена Анатольевна
RU2660762C2
СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УСТАНОВКЕ НА ДНИЩЕ АВТОМОБИЛЯ УСТРОЙСТВ С МАГНИТНЫМ ОСНОВАНИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ УСТРОЙСТВ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ 2020
RU2746284C1

RU 2 837 415 C1

Авторы

Задорожный Артем Анатольевич

Даты

2025-03-31Публикация

2024-09-05Подача