Способ досмотра транспортных средств с использованием результата анализа магнитных аномалий Российский патент 2025 года по МПК G01V3/08 

Описание патента на изобретение RU2833409C1

Изобретение относится к устройствам досмотра транспортных средств и может быть использовано для обнаружения любых предметов (устройств), содержащих источники магнитного поля, установленных на днище автомобиля, в том числе на узлах и агрегатах нижней части двигателя, раме, мостах, подвеске, колесных нишах и т.д.

В контексте настоящей заявки в качестве синонимов будут использованы следующие понятия:

«транспортное средство», «автомобиль»;

«феррозонды», «датчики».

Согласно части 1 статьи 27.9 КоАП РФ, досмотр транспортного средства (далее, условно, автомобиля) представляет собой «обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».

В настоящее время существует большое количество GPS-трекеров, которые предназначены для отслеживания автомобиля (координаты обычно посылаются с помощью сети «Интернет» или SMS-сообщений). Известно, что GPS-трекеры содержат источники радиоизлучения (обычно передача/прием информации происходит с использованием сотовой связи), а также обычно крепятся к днищу автомобиля с помощью магнита (см., например, https://www.gdemoi.ru/res/gps-treker-s-magnitom/ (дата опубл.: 20.05.2016)). Известно также, злоумышленники в преступных целях используют мины (бомбы) на магнитном основании, которые закрепляют под днищем автомобиля и такие средства также могут содержать источники радиоизлучения (https://vvpankrat.ru/f/042021 pdf (дата опубл.: 21.08.2021).

Известен способ выявления излучающих устройств, требующий для осуществления наличия емкости со стенками, крышкой и расположенным на внутренней поверхности емкости индикатором электромагнитного поля (пат. RU 201054, опубл. 25.11.2020. Бюл. №33). По известному решению, подозрительный с точки зрения наличия в нем скрытно установленных радиопередающих устройств обследуемый предмет, помещают внутрь емкости, а стенки емкости и крышка выполнены непроницаемыми для электромагнитного излучения.

К недостаткам известного решения относится, во-первых, необходимость наличия крупногабаритной емкости, превышающей размеры автомобиля. Во-вторых, результат проверки будет касаться всего объема автомобиля и потребует дополнительных мероприятий по локализации места нахождения источника электромагнитного излучения.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков - прототипом заявляемого изобретения - является способ досмотра транспортных средств, включающий инструментальный контроль с использованием одного или нескольких феррозондов, связанных с блоком обработки данных (пат. 2766022, опубл. 07.02.2022. Бюл. №4). По известному решению, феррозонды размещены на стационарной или подкатной досмотровой площадке.

Известно, что безрельсовые транспортные средства с силовыми установками всех типов и, особенно, гибридные автомобили и электромобили имеют внутренние локальные источники магнитных полей, обусловленные только конструкцией транспортного средства (см., например, Птицына Н.Г. и др. Электромагнитная безопасность электротранспортных систем: основные источники и параметры магнитных полей. // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2013. - №2. С. 65-71; URL: https://electrik.info/avto/1764-magnity-v-avtomobilyah.html (дата опубл.: 16.07.2021)). Далее будем условно называть внутренние локальные источники магнитных полей, наличие которых обусловлено конструкцией транспортного средства, собственными источниками магнитных полей. Очевидно, что наличие у досматриваемого транспортного средства собственных источников магнитных полей вносит погрешность в показания феррозондов и может приводить к неправильным выводам относительно наличия или отсутствия скрытно установленных посторонних устройств, которые необходимо выявить в ходе досмотра.

К недостаткам известного решения относится возможность получения в ходе досмотра транспортного средства неточных данных вследствие помех от собственных источников магнитных полей, вызывающих ложные срабатывания феррозондов,

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение эффективности досмотра транспортного средства (далее - ТС) с использованием феррозонда.

Техническим результатом осуществления предлагаемого изобретения является исключение из результатов досмотра ТС данных, полученных из-за ложных срабатываний контрольной аппаратуры (феррозондов).

Поставленная техническая задача решается за счет принятия предварительного решения о наличии или отсутствии в осматриваемой зоне ТС постороннего устройства, являющегося источником магнитного поля, в зависимости от наличия или отсутствия в упомянутой зоне собственного источника магнитного поля (для конкретного транспортного средства).

Предлагаемый в качестве настоящего изобретения способ осуществляется в следующей последовательности:

1 этап: Для каждого конкретного автомобиля (исходя из его госномеров) проводят обследование с целью получения карт (местоположений) магнитных аномалий, свойственных для конкретного автомобиля (необходимо убедиться, что на транспортном средстве нет посторонних предметов).

Такое обследование может производиться с использованием, например, досмотрового оборудования, которое может определять магнитные аномалии (или штатного установленного на объекте).

Например, досмотрового оборудования «Осьминог-маг», производства компании «Ин-Сек» (ln-sec.ru/nasha-produktsiya/osminog-mag), которое способно обнаруживать магниные аномалии на расстояниях до 25-30 см. Информацию о госномере (а также желательно о его марки и модели), информацию о нахождении магнитной аномалии (или графическом изображении аномалии) заносят в базу.

Желательно, чтобы в базе была информация о всех ТС, въезжающих на определенный объект (накапливать базу).

2 этап: определяют госномер досматриваемого автомобиля (а также желательно марку и модель ТС, так как госномера могут быть перевешены на другое ТС);

выполнение этапа может происходить с использованием технических средств видеофиксации с функцией распознавания изображений; может быть использована, например, но не исключительно видеокамера с функцией распознавания номеров, марок и моделей ТС WISENET TNO-7180RLP (https://www/hanwhavision/.com/en/products//camera/network/A/tno-7180rlp/; опубл.: 27.12.2022).

3 этап: выполняют инструментальный контроль электромагнитной обстановки (магнитой аномалии) в досматриваемой зоне ТС с конкретными госномерами с использованием оборудования, в состав которого входят один или несколько феррозондов; можно использовать, например, но не исключительно феррозонд «МФ-24» (https://ank-ndt.ru/catalog/magnitnyy-i-magnitoporoshkovyy-kontrol/magnitometry/ferrozondovyy-magnitometr-mf24fm; дата опубл.. 10.04.2016).

4 этап: анализируют взаимное расположение в досматриваемой зоне ТС мест, где сработали феррозонды и мест, где, по предварительным данным, нельзя ожидать наличия собственных источников магнитного поля ТС (исходя из госномера автомобиля);

анализ может быть выполнен непосредственно оператором или с использованием аппаратно-программных средств блока обработки данных;

в качестве предварительных данных предпочтительно использовать статистическую базу, в которой для набора ТС определенных госномеров указаны (при наличии таковых в ТС) места расположения собственных источников магнитных полей.

Такая база может быть собрана в результате досмотра транспортных средств на одном или нескольких объектов.

5 этап: в случае совпадения места срабатывания феррозондов и мест нахождения собственных источников магнитного поля ТС (для каждого ТС индивидуально с учетом госномера) - принятие решения о том, что срабатывание было ложным (места магнитных аномалий будут одинаковы для одних и тех же госномеров);

6 этап: в случае срабатывания феррозондов вне мест нахождения собственных источников магнитного поля ТС - принятие решения о том, что срабатывание было истинным, и требуется дополнительное обследование ТС в связи с возможным наличием постороннего устройства, установленного с противоправными целями.

в случае, если анализ выполнен с использованием аппаратно-программных средств блока обработки данных, тот или иной результат принятия решения может быть передан оператору, например, но не исключительно, в виде звуковых и/или световых сигналов.

Пример осуществления предлагаемого способа досмотра ТС с использованием феррозондов.

На корпоративную автостоянку компании ежедневно прибывают Ford Fokus с госномерами Н000НН777.

На основании предварительно выполненного досмотра ТС с помощью досмотровой штанги, оснащенной феррозондами AD 22151 производства компании Analog Device и имеющей радиосвязь по радиоканалу с блоком обработки данных, было установлено, что на днищах Scoda Superb зафиксировано срабатывание в районе двери водителя. Данная информация занесена в базу данных.

Принято решение, что причиной срабатывания датчика является наличие в ТС собственного источника магнитного поля - динамика, установленного в нижней части двери.. Данная инфорация также была занесена в базу данных (база данных может находиться на удаленном сервере, информация с блока обработки данных на удаленный сервер передается с использованием сети «Интернет»).

На въезде на автостоянку установлена видеокамера WISENET TNO-7180RLP, имеющая встроенную функцию распознавания марок, моделей ТС. Все вышеперечисленные автомобили внесены в базу данных корпоративной автоматизированной системы учета и безопасности.

После очередного въезда ТС на автостоянку, при прохождении обязательного досмотра у данного автомобиля выявлено 2 источника магнитной аномалии на днище со стороны нижней части двери пассажира и передней двери водителя (информация от феррозонда заносится в базу данных, передача в блок обработки данных (с помощью проводной или беспроводной технологи).

Анализ ранее фиксированных аномалий для конкретного автомобиля выявил, что аномалия для данного автомобиля только одна и соответственно, вторая аномалия - в нижней части двери пассажира не характерна для конкретного ТС (с учетом его госномеров).

Более тщательный досмотр выявил противоправный предмет - трекер на магнитном основании.

Таким образом, в базу данных заносится место выявления аномалии и автомобильная марка, модель ТС.

При этом камера с распознаванием номеров, модели ТС может быть синхронизирована с феррозондом (одним или нескольким) следующим образом:

- в базу данных поступает информация о местоположении магнитной аномалии и времени фиксации);

- в туже базу данных поступает информация о времени въезда и выезда досматриваемого автомобиля с указанием марки ТС и его госномера.

Таким образом с помощью ПО (которое может находиться на ПК - блоке обработки данных) можно точно выявить на каком ТС (номер, марка) номер выявлена магнитная аномалия.

При этом для того, чтобы зафиксировать точное место нахождения магнитной аномалии, может быть использована одна или несколько камер (в зависимости от количества феррозондов) направление объектива которых сориентированы с направлением действия феррозонда (исходя из экспериментов автора с различными феррозондами, подавляющее большинство феррозондов выявляют постоянные магниты по радиусом не более 25 см в зависимости от типа феррозонда и силы магнита).

Может использоваться несколько феррозондов и камер для увеличение вероятности выявления магнитов (с учетом дальности выявления магнитов).

Например, в случае выявления магнита на расстоянии не более 20 см, они должны быть установлены так (феррозонды), чтобы расстояние между ними не превышало 20 см.

Можно использовать уже готовые системы феррозондов, сопряженных с видеокамерой, которые позволяют выявлять и показывать участки с магнитными аномалиями.

Например, система SecurOS UVSS» (lss.ru/products/secures-uvss) имеет следующие параметры:

- широкоугольная камера машинного зрения: 2 Мп

- эффективность результирующего разрешения: 18 пикселей/см

- система подсветки: 12 светодиодов

- 8 датчиков магнитного поля.

С помощью ПО, которое может находиться в блоке обработки данных, проводится анализ взаимного расположения в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля транспортного средства.

То есть анализ начинается только в случае выявления магнитной аномалии.

Далее сравнивается данные из базы данных: характерна ли выявленная аномалия для конкретного транспортного средства

- существуют ли магнитные аномалии для подобных ТС;

- если существуют, то какое местонахождение данных аномалий (локальный район транспортного средства г де находится аномалия).

Также для анализа может использоваться такой параметр сила магнитной аномалии (но данный параметр может увеличивать количество «ложных срабатываний», так как сила магнитной аномалии может меняться в зависимости, например, от грязевого или снежного покрытия на днище ТС).

В случае если при анализе с помощью ПО выясняется, что аномалии ранее вообще не фиксировалось, либо аномалия фиксировалось в другом месте (либо сила магнитной аномалии увеличилась более чем на 30% в случае если используют параметр - сила магнитной аномалии), делают вывод о том, что используется противоправный предмет на магнитном основании.

В связи с существующей вероятностью осуществления противоправных действий против пассажиров указанного ТС, было принято решение о детальном обследовании днища автомобиля. В результате обнаружен установленный GPS-трекер.

В случае получения графического изображения аномалии (на фото), такое фото может также заноситься для каждого конкретного транспортного средства в базу данных (может использоваться готовая база данных), также при досмотре каждого автомобиля получают графическое изображение магнитных аномалий (в случае если они имеются) и производят сравнение (автоматически, преимущественно с использованием средств искусственного интеллекта) изображения магнитных аномалий досматриваемого автомобиля с магнитными аномалиями существующими для конкретного автомобиля. В случае несовпадения изображения (интенсивность и геометрические размеры могут немного различаться, поэтому необходимо задавать какую-то погрешность, обычно не более 15-20%), делают вывод о том, что на ТС может быть установлен противоправный предмет.

Похожие патенты RU2833409C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕРРОЗОНДА 2023
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2835836C1
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ 2021
RU2766022C1
СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ 2022
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2788043C1
ДОСМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА С ВЫЯВЛЕНИЕМ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ 2021
  • Махтаев Махтай Шапиевич
RU2764810C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ ПРИ ДОСМОТРЕ АВТОМОБИЛЯ 2021
  • Махтаев Махтай Шапиевич
RU2765012C1
Способ обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства и устройство для его осуществления 2020
RU2743863C1
СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УСТАНОВКЕ НА ДНИЩЕ АВТОМОБИЛЯ УСТРОЙСТВ С МАГНИТНЫМ ОСНОВАНИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ УСТРОЙСТВ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ 2020
RU2746284C1
Способ выявления беспилотных летательных аппаратов, осуществляющих незаконный полет над режимным объектом, с помощью нескольких датчиков 2024
  • Задорожный Артем Анатольевич
RU2830710C1
Способ обнаружения и идентификации транспортных средств 2020
RU2745164C1
СПОСОБ БЛОКИРОВАНИЯ СИГНАЛА В ЛОКАЛЬНОМ РАЙОНЕ НАХОДЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА 2021
RU2773056C1

Реферат патента 2025 года Способ досмотра транспортных средств с использованием результата анализа магнитных аномалий

Использование: для досмотра транспортных средств с использованием результата анализа магнитных аномалий. Сущность изобретения заключается в том, что предварительно в базу данных заносят информацию о транспортном средстве, его государственном номере и месте нахождения магнитной аномалии, кроме того, дополнительно содержит этапы распознавания регистрационных номеров, анализа взаимного расположения в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля для транспортного средства с распознанными госномерами, принятия, в случае несовпадения места срабатывания феррозондов и места нахождения собственных источников магнитного поля транспортного средства, решения о том, что в месте срабатывания феррозонда установлен посторонний источник магнитного поля. Технический результат: исключение из результатов досмотра транспортного средства (ТС) данных, полученных из-за ложных срабатываний контрольной аппаратуры (феррозондов). 7 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 833 409 C1

1. Способ досмотра транспортных средств с использованием результата анализа магнитных аномалий, включающий инструментальный контроль магнитных аномалий в досматриваемой зоне транспортного средства с помощью одного или нескольких феррозондов, связанных с блоком обработки данных, отличающийся тем, что предварительно в базу данных заносят информацию о транспортном средстве, его государственном номере и месте нахождения магнитной аномалии, кроме того, дополнительно содержит этапы распознавания регистрационных номеров, анализа взаимного расположения в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля для транспортного средства с распознаными госномерами, принятия, в случае несовпадения места срабатывания феррозондов и места нахождения собственных источников магнитного поля транспортного средства, решения о том, что в месте срабатывания феррозонда установлен посторонний источник магнитного поля.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что результат принятия решения может быть передан оператору, например, но не исключительно, в виде звуковых и/или световых сигналов.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что анализ взаимного расположения в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, можно ожидать наличие собственных источников магнитного поля транспортного средства, выполняет оператор.

4. Способ по предшествующим пунктам, отличающийся тем, что анализ взаимного расположения в досматриваемой зоне мест, где зафиксировано изменение магнитного поля, и мест, где, по имеющимся перед досмотром данным, нельзя ожидать наличия собственных источников магнитного поля транспортного средства, выполняют с использованием аппаратно-программных средств.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при осуществлении способа используют такой параметр как сила магнитной аномалии.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для локализации магнитной аномалии используют дополнительную камеру для каждого феррозонда.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что анализ взаимного расположения в досматриваемой зоне магнитных аномалий производят по средствам сравнения графического изображения магнитных аномалий досматриваемого транспортного средства и изображения магнитной аномалии, характерной для конкретного транспортного средства.

8. Способ по п. 7, отличающийся тем, что анализ производится с применением средств искусственного интеллекта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2833409C1

RU 199276 U1, 25.08.2020
https://platerecognizer.com/vehicle-make-model-recognition-with-color/, дата размещения в электронной среде 01.06.2023
Артамонова С.Ю
и др
Магнитные аномалии на площадке объекта мирного подземного ядерного взрыва "Кристалл" (Западная Якутия), Известия Томского политехнического университета
Инжиниринг георесурсов,

RU 2 833 409 C1

Авторы

Задорожный Артем Анатольевич

Даты

2025-01-21Публикация

2024-05-14Подача