Изобретение относится к авиационному оборудованию и предназначено для формирования рекомендаций летчику современного маневренного самолета при выполнении переворота.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является устройство для формирования рекомендаций экипажу летательного аппарата, содержащее последовательно соединенные блок выделения фазовых координат ЛА и режимов полета, блок выделения экспертных рекомендаций, блок памяти и табло индикации, а также блок восприятия сигналов опасных ситуаций, выход которого соединен с вторым входом блока выделения экспертных рекомендаций, при этом входы блока выделения фазовых координат ЛА и режимов полета и блока восприятия сигналов опасных ситуаций являются входами устройства (Патент RU 2038631 С1, МПК G05В 23/02, опубл. 27.06.1995).
Недостатком устройства, принятого за прототип, являются ограниченные функциональные возможности устройства, обеспечивающие низкий уровень информированности летчика о параметрах полета, особенно при выполнении сложных пространственных маневров, таких как переворот.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей устройства, за счет определения основных характеристик переворота и выдачи рекомендаций о возможности безопасного выполнения переворота при текущих фазовых координатах самолета.
Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство для формирования рекомендаций экипажу летательного аппарата, содержащее последовательно соединенные блок выделения фазовых координат ЛА и режимов полета, блок выделения экспертных рекомендаций, блок памяти и табло индикации, а также блок восприятия сигналов опасных ситуаций, выход которого соединен с вторым входом блока выделения экспертных рекомендаций, согласно изобретению, дополнительно введены последовательно соединенные блок определения минимальной высоты вывода из маневра, схема сравнения и блок формирования рекомендаций по выполнению маневра, выход которого соединен с вторым входом табло индикации, последовательно соединенные блок определения минимально допустимой перегрузки и схема разности, выход которой соединен с вторым входом блока формирования рекомендаций по выполнению маневра, при этом второй выход блока выделения фазовых координат ЛА и режимов полета соединен с объединенными входами блока определения минимальной высоты вывода из переворота и блока определения минимально допустимой перегрузки, вторые входы схемы сравнения и схемы разности являются технологическими.
Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно введены последовательно соединенные блок определения минимальной высоты вывода из маневра, схема сравнения и блок формирования рекомендаций по выполнению маневра, выход которого соединен с вторым входом табло индикации, последовательно соединенные блок определения минимально допустимой перегрузки и схема разности, выход которой соединен с вторым входом блока формирования рекомендаций по выполнению маневра, при этом второй выход блока выделения фазовых координат ЛА и режимов полета соединен с объединенными входами блока определения минимальной высоты вывода из переворота и блока определения минимально допустимой перегрузки, вторые входы схемы сравнения и схемы разности являются технологическими. Что позволяет, исключить случаи выполнения маневра, приводящие к авиационным происшествиям, потому что в известном устройстве не определяется возможность выполнения переворота. В изобретении проверяется возможность выполнения переворота путем определения минимальной высоты вывода и сравнения ее с заданным значением. Также в изобретении определяются опасные условия ввода в маневр путем расчета минимально допустимой перегрузки при перевороте и нахождения разности этой перегрузки с заданным значением. В качестве заданных значений могут быть: в первом случае - безопасная высота полета, во втором - максимально допустимая эксплуатационная нормальная перегрузка.
Вариант структурной схемы устройства для формирования рекомендаций экипажу летательного аппарата приведен на фигуре, где обозначено: 1 -блок выделения фазовых координат ЛА и режимов полета; 2 - блок восприятия сигналов опасных ситуаций; 3 - блок выделения экспертных рекомендаций; 4 - блок памяти; 5 - табло индикации; 6 - блок определения минимальной высоты вывода из маневра; 7 - блок определения минимальной допустимой перегрузки; 8 - схема сравнения; 9 - схема разности; 10 - блок формирования рекомендаций по выполнению маневра.
Блок определения минимальной высоты вывода из маневра 6 предназначен для расчета минимальной высоты вывода из переворота при текущих фазовых координатах самолета по методике (например, Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Определение параметров безопасного режима эксплуатации маневренного самолета при выполнении переворота». - Журавский К.А., Костин П.С., Филатов В.К. - №2021663754. - заявка №2021662713 от 09.08.2021 г. Дата гос. регистрации 23.08.2021 г.).
Блок определения минимальной допустимой перегрузки 7 предназначен для расчета минимальной допустимой нормальной перегрузки, обеспечивающей вывод из переворота на безопасной высоте при текущих фазовых координатах самолета.
Блоки 6,7 могут быть выполнены, например, в виде микроконтроллеров типа ArduinoUNOR3 (например, https://arduinomaster.ru/platy-arduino/plata-arduino-uno/) со специальным программным обеспечением, разработанным по указанной методике.
Устройство для формирования рекомендаций экипажу летательного аппарата работает, аналогично известному, за исключением некоторых особенностей. В блоке определения минимальной высоты вывода из маневра 6 определяется минимальная высота вывода из переворота. В схеме сравнения 8 минимальная высота вывода из переворота сравнивается с безопасной высотой. Если минимальная высота вывода из переворота меньше или равна безопасной высоте полета, то из блока формирования рекомендаций по выполнению маневра 10 выдается команда «МАНЕВР НЕ ВЫПОЛНИМ». В противном случае - «МАНЕВР ВЫПОЛНИМ». В блоке определения минимальной допустимой перегрузки 7 определяется минимальная допустимая нормальная перегрузка, обеспечивающая вывод из маневра на безопасной высоте. В схеме разности 9 рассчитывается разность максимальной допустимой нормальной перегрузке в полете и минимальной допустимой нормальной перегрузке при перевороте. Если значение разности меньше или равно единице, то из блока формирования рекомендаций по выполнению маневра 10 выдается команда - «ОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ВВОДА В МАНЕВР». В противном случае команда не выдается. Команды отображаются на табло 5.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ | 2007 |
|
RU2356099C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЭКИПАЖУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1989 |
|
RU2038631C1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА | 2013 |
|
RU2541902C2 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА | 2015 |
|
RU2598130C1 |
Способ и система предупреждения столкновения пилотируемого летательного аппарата с земной поверхностью, многофункциональный, маневренный самолет с системой предупреждения столкновения с земной поверхностью | 2017 |
|
RU2664090C1 |
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ | 1996 |
|
RU2134911C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2339547C9 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЗЕМЛЕЙ И УСТРОЙСТВО НА ЕГО ОСНОВЕ | 2004 |
|
RU2262746C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2008 |
|
RU2370416C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2009 |
|
RU2388663C1 |
Изобретение относится к авиационному оборудованию и предназначено для формирования рекомендаций летчику современного маневренного самолета при выполнении переворота. Техническим результатом является обеспечение определения основных характеристик переворота и выдачи рекомендаций о возможности безопасного выполнения переворота при текущих фазовых координатах самолета. Устройство содержит блок выделения фазовых координат летательного аппарата и режимов полета, блок восприятия сигналов опасных ситуаций, блок выделения экспертных рекомендаций, блок памяти, табло индикации, блок определения минимальной высоты вывода из маневра, блок определения минимальной допустимой перегрузки, схему сравнения, схему разности, блок формирования рекомендаций по выполнению маневра. 1 ил.
Устройство для формирования рекомендаций экипажу летательного аппарата, содержащее последовательно соединенные блок выделения фазовых координат ЛА и режимов полета, блок выделения экспертных рекомендаций, блок памяти и табло индикации, а также блок восприятия сигналов опасных ситуаций, выход которого соединен с вторым входом блока выделения экспертных рекомендаций, при этом входы блока выделения фазовых координат ЛА и режимов полета и блока восприятия сигналов опасных ситуаций являются входами устройства, отличающееся тем, что дополнительно введены последовательно соединенные блок определения минимальной высоты вывода из маневра, схема сравнения и блок формирования рекомендаций по выполнению маневра, выход которого соединен с вторым входом табло индикации, последовательно соединенные блок определения минимально допустимой перегрузки и схема разности, выход которой соединен с вторым входом блока формирования рекомендаций по выполнению маневра, при этом второй выход блока выделения фазовых координат ЛА и режимов полета соединен с объединенными входами блока определения минимальной высоты вывода из переворота и блока определения минимально допустимой перегрузки, вторые входы схемы сравнения и схемы разности являются технологическими.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЭКИПАЖУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1989 |
|
RU2038631C1 |
0 |
|
SU159568A1 | |
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2653417C1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА | 2015 |
|
RU2598130C1 |
US 9773421 B2, 26.09.2017 | |||
WO 2015002675 A1, 08.01.2015 | |||
US 9205931 B1, 08.12.2015. |
Авторы
Даты
2023-03-10—Публикация
2021-12-23—Подача