Изобретение относится к парашютной технике, а именно к конструкции учебно-тренировочных средств для обучаемых (парашютистов). Стапель планирующих парашютных систем предназначен для комплексной отработки парашютистами навыков управления планирующих парашютных систем (далее ППС) с момента отделения от летательного аппарата до приготовления к приземлению, а также отработки действий парашютиста в экстремальных случаях, например, не раскрытие основного парашюта.
Известно учебно-тренировочное средство «Стапель подвесных систем Т2Н91-3М» (Рекламный паспорт Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева, стр. 6), являющийся по технической сущности наиболее близким к предлагаемому стапелю планирующих парашютных систем и принятый за прототип.
Учебно-тренировочное средство - стапель подвесных систем, выбран в качестве прототипа, представляет собой перекладины, укрепленные на столбах высотой 5-6 м. К перекладинам прикрепляются металлические кольца (зонты) со стропами, к которым присоединены карабины. Во время занятия обучаемые, надев на себя макеты парашютов, присоединяют свободные концы подвесной системы к карабинам и зависают на стропах, имитируя положение при спуске на парашюте. Под стапелем оборудуются специальные скамейки для удобства зацепления подвесных систем макетов парашютов к карабинам зонтов, которые опускаются после зацепления. Кроме того, на стапеле оборудуются приспособления для обучения ориентированию в воздухе и принятию правильного положения для приземления по направлению ветра. Такими приспособлениями могут быть вращающаяся стрела, движущийся экран с обозначенными на нем местными предметами и др. Для удобства проведения занятия внутри стапеля оборудуется специальное место, с которого руководитель занятий с помощью механического устройства может поднимать и опускать скамейки, приводить в действие сигналы и подавать обучаемым необходимые команды. Внутри стапеля по периметру или рядом располагаются стеллажи для заправки макетов запасных парашютов после их применения.
Известное учебно-тренировочное средство обеспечивает подготовку парашютистов к совершению прыжков с применением кругло купольных парашютных систем.
Недостатком учебно-тренировочного средства являются ограниченные возможности обучения парашютистов действиям в экстремальных случаях, а учитывая, что количество типовых действий осваивающих ППС при формировании умений на основных этапах прыжка на 54% больше, чем у кругло купольных людских десантных парашютных систем, это имеет большое значение. Кроме того, в указанном учебно-тренировочном средстве конструктивно не предусмотрено устройство, имитирующее процесс применения запасной парашютной системы, что способствует развитию неправильных навыков.
Технической задачей, решаемой предлагаемым изобретением является расширение функциональных возможностей, за счет применения устройства имитирующее процесс применения запасной парашютной системы.
Технический результат направлен на повышение качества подготовки обучаемых к совершению прыжков с применением ППС, за счет обеспечения отработки навыков по управлению парашютом с момента отделения от летательного аппарата до подготовки к приземлению, что позволит исключить травматизм обучаемых в реальных условиях.
Технический результат достигается тем, что стапель планирующих парашютных систем, содержит трап со ступенями, платформу для размещения обучаемого, содержащую жестко закрепленную в фундаменте опору, с балкой, на обоих концах которой закреплены ролики и центральную цепь, поперечину, на обоих концах которой установлены поперечные ролики для тросов управления и боковые удерживающие цепи. Стапель ППС также содержит раму, содержащую центральную перемычку. Рама выполнена с возможностью вращения и наклона в зависимости от действий обучаемого.
При этом на раме с двух сторон установлены ролики для строп управления.
В углам рамы выполнены проушины. За проушины закрепляются тросы правой стропы управления, левой стропы управления, задние и передние тросы подвесной системы, проходящих через отверстия устройства рифления, соединенных через полукольца с правой и левой клевантами управления, а также с устройством имитации работы запасной парашютной системы. На перемычке рамы по центру передней поверхности выполнена проушина с закрепленной на ней центральной удерживающей цепью, а на боковой поверхности перемычки рамы выполнена также проушина для фиксации троса возврата устройства рифления соединенного с ручкой.
В свою очередь устройство имитации работы запасной парашютной системы состоит из пластин-люверсов, соединенных с тросом звена ручного раскрытия запасной парашютной системы и с шланга-боуденом, соединенного в свою очередь со звеном ручного раскрытия запасной парашютной системы.
Устройство имитации работы запасной парашютной системы также содержит ленты имитации свободного падения, которые одним концом жестко соединены с дополнительными лентами посредством D-образной пряжки, а другим концом с подвесной системой, при этом другие концы дополнительных лент и подвесных систем соединены с большими кольцами.
Кроме того на подвесной системе закреплены малые кольца, люверсы и шнуровые петли.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 представлен общий вид стапеля планирующих парашютных систем; на фиг. 2 - принципиальная схема системы запасного парашюта и имитации свободного падения.
Стапель планирующих парашютных систем (фиг. 1), содержащий трап 20 со ступенями 22, платформу 21 для размещения обучаемого, содержащую жестко закрепленную в фундаменте опору 2, с балкой 1, на обоих концах которой закреплены ролики 30 и центральная цепь 9, поперечину 3, на обоих концах которой установлены поперечные ролики 4 для тросов управления и боковые удерживающие цепи 5, 31. Стапель ППС содержит раму 11, с центральной перемычкой. Рама 11, выполнена с возможностью вращения и наклона в зависимости от действий обучаемого. На раме 11 с двух сторон установлены ролики 6 для строп управления.
По углам рамы 11 выполнены проушины 7, 8, 28. Проушины 7, 8, 28 соединены с тросами 12 и 27 правой стропы управления, левой стропы управления, с задними 13 и передними 14 тросами подвесной системы, проходящих через отверстия устройства рифления 16, посредством передних 19 и задних 24 строп управления, соединенных через полукольца 17 с правой 18 и левой 23 клевантами управления, а также с устройством имитации работы запасной парашютной системы.
На перемычке рамы по центру передней поверхности выполнена проушина 10 с закрепленной на ней центральной удерживающей цепью 9, а на боковой поверхности перемычки рамы выполнена также проушина 29 для фиксации троса 26 возврата устройства рифления 16 соединенного с ручкой 25.
Устройство имитации работы запасной парашютной системы, состоит из пластин-люверсов 32, соединенных с тросом 33 звена ручного раскрытия запасной парашютной системы и с шланга-боуденом 34, соединенного в свою очередь со звеном 36 ручного раскрытия запасной парашютной системы.
Устройство имитации работы запасной парашютной системы также содержит ленты имитации свободного падения 39, которые одним концом жестко соединены с дополнительными лентами 37 посредством D-образной пряжки 38, а другим концом с подвесной системой 43, при этом другие концы дополнительных лент 37 и подвесных систем 43 соединены с большими кольцами 35, кроме того на подвесной системе 43 закреплены малые кольца 40, люверсы 41 и шнуровые петли 42.
Система возврата устройства рифления 16 в исходное положение предназначена для повторения отработки действий парашютиста в экстремальных случаях.
Устройство применения запасной парашютной системы предназначено для отработки вопросов ввода в работу запасной парашютной системы, а также позволяет почувствовать «провал» при отцепке основного парашюта.
Пристегивание парашютиста к стапелю ППС происходит с платформы 21 трапа 20.
Балка 1 с опорой балки 2 представляет собой жестко закрепленную Г-образную металлическую конструкцию, позволяющую поместить стапель ППС и обеспечить его работоспособность.
Центральная удерживающая цепь 9 за проушину 10 прикреплена к балке 1 и служит для подвешивания рамы 11, создающей имитацию купола планирующей парашютной системы.
Боковые удерживающие цепи 31, не позволяют раме 11 при поворотах отклоняться от заданной плоскости.
Работа стапеля планирующих парашютных систем осуществляется следующим образом.
Обучаемый экипируется, надевает макет подвесной системы, и при помощи карабинов пристегивается к большим кольцам 35 (фиг. 2). Занимает позицию, соответствующую изготовке десантника к отделению от летательного аппарата. После команды «Пошел» обучаемый делает энергичный поступательный толчок от трапа с платформой 20 левой ногой вперед и занимает положение стабилизированного снижения, производит отсчет времени и имитирует ввод в работу основной парашютной системы, для чего производит выдергивание звена ручного раскрытия парашюта 36. Далее обучаемый принимает положение для снижения и обеспечивает сход устройства рифления 16 для полного раскрытия основного парашюта.
Обучаемый для этого интенсивно перемещает вверх-вниз правую 18 и левую 23 клеванты управления.
Обучаемый далее начинает ориентироваться в пространстве. В зависимости от команд, подаваемых инструктором, принимает решение о воздействии на средства управления - правую стропу управления 12, левую стропу управления 27, передние свободные концы 19, задние свободные концы 24. При этом в зависимости от того, на какое средство управления оказано воздействие, определятся положение рамки 11 в пространстве. При натяжении правой клеванты управления 18 стропы управления 12 рама 11 поворачивается направо с небольшим наклоном в правую сторону. При натяжении левой клеванты 23 стропы управления 27 рама 11 поворачивается налево с наклоном в левую сторону, при натяжении передних строп управления 19 рама 11 наклоняется вперед, при натяжении задних строп управления 24 рама 11 отклоняется назад, что соответствует положению парашютной системы при управлении в воздухе.
Отрабатываемые обучаемым (парашютистом) действия в различных ситуациях и зависящие от них управляющие воздействия на элементы ППС и их характеристики приведены в таблице.
В случае, когда обучаемый должен осуществить отцепку основного парашюта и ввести в действие запасной, он левой рукой дергает за звено ручного раскрытия запасной парашютной системы 36 (фиг. 2), при этом трос звена ручного раскрытия запасной парашютной системы 33 выходит из шланга-боудена 34 и происходит «провал» парашютиста за счет лент имитации свободного падения 39.
При отработке действий обучаемым в особом случае «Несход устройства рифления» система возврата устройства рифления 16 в исходное положение работает следующим образом:
- при воздействии на ручку 25 троса возврата слайдера 16 в исходное положение трос 26, проходящий через ролики 30 и проушену 29, соединенный со слайдером 16, поднимает его вверх, чем создается имитация неправильной работы парашютной системы.
На стапеле планирующих парашютных систем возможна тренировка действий парашютиста - десантника в следующих особых случаях:
- полный отказ парашюта в работе (не зацепление карабина, захват стабилизирующей системы, не выдергивается звено ручного раскрытия);
- не отход системы стабилизации;
- невыход камеры ОП из ранца;
- не выход основного парашюта из камеры;
- не сход устройства рифления;
- не наполнение основного парашюта;
- перехлест купола парашюта стропами;
- обрыв основных строп;
- обрыв строп управления (запутывание);
- порыв купола;
- закручивание строп (при открытом куполе);
- непреднамеренная отцепка ОП (самоотцепка);
- непреднамеренная отцепка одного свободного конца ОП (самоотцепка);
- действия при схождении парашютистов в воздухе (попадание в купол, попадание в стропы);
- отработка действий при стабилизации (остановка вращения вокруг вертикальной оси);
- отработка действий по предотвращению схождения парашютистов по горизонту и вертикали;
- действия при совместной работе ОП и ЗП;
- действия при угрозе попадания в водоем;
- действия при попадании на препятствие (лес, ЛЭП);
- действия при попадании на препятствие (здание);
- действия при значительном усилении силы ветра (протаскивание).
Предлагаемая конструкция стапеля планирующих парашютных систем более совершенна по сравнению с известными техническими решениями, так как в ней предлагаются новые технические решения, основанные на полученных при проведении исследований знаниях о процессах формирования навыков управления планирующей парашютной системой, так как предоставляет возможность тренировать действия парашютиста-десантника при возникновении двадцати одного экстремального случая.
Применение стапеля планирующих парашютных систем повышает качество подготовки обучаемых (парашютиста-десантника) к совершению прыжков с применением ППС, за счет обеспечения отработки навыков по управлению парашютом с момента отделения от летательного аппарата до подготовки к приземлению, что позволит исключить травматизм обучаемых в реальных условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство имитации прыжка с парашютом | 2023 |
|
RU2808184C1 |
Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки и устройство его реализующее | 2021 |
|
RU2769481C1 |
Учебно-тренировочное средство отработки действий десантника при приземлении на планирующей парашютной системе | 2023 |
|
RU2809876C1 |
Способ подготовки парашютистов и устройство его реализующее | 2019 |
|
RU2730759C1 |
ТРЕНАЖЁР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2713681C1 |
ТРЕНАЖЕР ПАРАШЮТИСТА-ДЕСАНТНИКА И СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА НЕМ | 2016 |
|
RU2653900C1 |
Тренажер для наземной подготовки парашютиста | 2023 |
|
RU2806470C1 |
Тренажер для парашютно-спасательной подготовки летного состава авиации | 2022 |
|
RU2792911C1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР ПРИМЕНЕНИЯ ПАРАШЮТНЫХ СИСТЕМ ТИПА "ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО" | 2016 |
|
RU2645516C2 |
ТРЕНАЖЕР ПАРАШЮТИСТА | 2019 |
|
RU2712355C1 |
Изобретение относится к парашютной технике, а именно к конструкции учебно-тренировочных средств для парашютистов. Стапель планирующих парашютных систем содержит трап со ступенями, платформу для размещения обучаемого, содержащую жестко закрепленную в фундаменте опору, с балкой, на обеих концах которой закреплены ролики, и центральную цепь, поперечину, на обеих концах которой установлены поперечные ролики для тросов управления и боковые удерживающие цепи. При этом в него дополнительно введена рама, содержащая центральную перемычку, выполненная с возможностью вращения и наклона в зависимости от действий обучаемого. При этом на раме с двух сторон установлены ролики для строп управления, а по углам рамы выполнены проушины, за которые закрепляются тросы правой стропы управления, левой стропы управления, задние и передние тросы подвесной системы, проходящие через отверстия устройства рифления, соединенные через полукольца с правой и левой клевантами управления, а также с устройством имитации работы запасной парашютной системы. При этом на перемычке рамы по центру передней поверхности выполнена проушина с закрепленной на ней центральной удерживающей цепью, а на боковой поверхности перемычки рамы выполнена также проушина для фиксации троса возврата устройства рифления, соединенного с ручкой. В свою очередь устройство имитации работы запасной парашютной системы состоит из пластин-люверсов, соединенных с тросом звена ручного раскрытия запасной парашютной системы и с шлангом-боуденом, соединенным в свою очередь со звеном ручного раскрытия запасной парашютной системы. Кроме того, устройство имитации работы запасной парашютной системы содержит ленты имитации свободного падения, которые одним концом жестко соединены с дополнительными лентами посредством D-образной пряжки, а другим концом с подвесной системой. При этом другие концы дополнительных лент и подвесных систем соединены с большими кольцами, при этом на подвесной системе закреплены малые кольца, люверсы и шнуровые петли. Технический результат изобретения направлен на повышение качества подготовки обучаемых к совершению прыжков с применением ППС за счет обеспечения отработки навыков по управлению парашютом с момента отделения от летательного аппарата до подготовки к приземлению, что позволит исключить травматизм обучаемых в реальных условиях. 2 ил.
Стапель планирующих парашютных систем, содержащий трап со ступенями, платформу для размещения обучаемого, содержащую жестко закрепленную в фундаменте опору, с балкой, на обеих концах которой закреплены ролики, и центральную цепь, поперечину, на обеих концах которой установлены поперечные ролики для тросов управления и боковые удерживающие цепи, отличающийся тем, что в него дополнительно введена рама, содержащая центральную перемычку, выполненная с возможностью вращения и наклона в зависимости от действий обучаемого, при этом на раме с двух сторон установлены ролики для строп управления, а по углам рамы выполнены проушины, за которые закрепляются тросы правой стропы управления, левой стропы управления, задние и передние тросы подвесной системы, проходящие через отверстия устройства рифления, соединенные через полукольца с правой и левой клевантами управления, а также с устройством имитации работы запасной парашютной системы, при этом на перемычке рамы по центру передней поверхности выполнена проушина с закрепленной на ней центральной удерживающей цепью, а на боковой поверхности перемычки рамы выполнена также проушина для фиксации троса возврата устройства рифления, соединенного с ручкой, в свою очередь устройство имитации работы запасной парашютной системы состоит из пластин-люверсов, соединенных с тросом звена ручного раскрытия запасной парашютной системы и с шлангом-боуденом, соединенным в свою очередь со звеном ручного раскрытия запасной парашютной системы, кроме того, устройство имитации работы запасной парашютной системы содержит ленты имитации свободного падения, которые одним концом жестко соединены с дополнительными лентами посредством D-образной пряжки, а другим концом с подвесной системой, при этом другие концы дополнительных лент и подвесных систем соединены с большими кольцами, при этом на подвесной системе закреплены малые кольца, люверсы и шнуровые петли.
CN 214671189 U, 09.11.2021 | |||
CN 111223346 A, 02.06.2020 | |||
US 2019197914 A1, 27.06.2019 | |||
РАЗРЯД САМОСИНХРОННОГО РЕГИСТРА СДВИГА | 2006 |
|
RU2319232C1 |
CN 1714902 A, 04.01.2006. |
Авторы
Даты
2023-03-16—Публикация
2022-09-29—Подача