Индивидуальный носимый оповещатель (ИНО) Российский патент 2023 года по МПК B61L23/06 

Описание патента на изобретение RU2792365C1

Изобретение относится к средствам оповещения работающих на железнодорожных путях и может быть использовано для индивидуального оповещения работающих о приближении подвижного состава.

Известен индивидуальный носимый оповещатель (ИНО), работающий в составе системы оповещения работающих на железнодорожных путях, включающий радиоприемник, который выходом через блок обработки подключен к средствам звукового и вибрационного оповещения, и автономный блок питания. Квитирующие сигналы, соответствующие контрольным сигналам или сигналам оповещения, принятые радиоприемниками ИНО, преобразуются средствами звукового и вибрационного оповещения в соответствующие воздействия – звуковое и вибрационное, которые оповещают исполнителей об отсутствии приближающегося к зоне работ подвижного состава или о при приближении к зоне работ подвижного состава (RU 2658744 C1, опубликовано 22.06.2018).

Недостаток известного ИНО заключается в том, что оповещение осуществляется звуковым сигналом Сирена, что не дает возможность определить пользователю направление движения поезда или номер пути. Также отсутствует световое оповещение.

Техническая проблема, решаемая изобретением, заключается в создании ИНО, осуществляющего голосовое оповещение, однозначно понятное пользователю.

Техническая проблема решается индивидуальным носимым оповещателем (ИНО), содержащим приемник, контроллер, соединенный входом с выходом приемника, вибратор и источник света, соединенные соответственно с первым и вторым выходами контроллера, и источник питания, соединенный с приемником и контроллером, отличающийся тем, что снабжен соединенным с источником питания усилителем низкой частоты (УНЧ), первый вход которого соединен с третьим выходом контроллера, синтезатором звука, вход которого соединен с четвертым выходом контроллера, передатчиком, вход которого соединен с пятым выходом контроллера, и динамиком, соединенным с выходом УНЧ, а выход синтезатора звука соединен со вторым входом УНЧ, при этом контроллер имеет первую память и вторую память.

Кроме того, в предпочтительных вариантах выполнения ИНО дополнительно включает микрофон, соединенный с первой памятью контроллера, и переключатель каналов, соединенный с выводами контроллера.

На фиг. 1 представлена схема предложенного ИНО.

Антенна 1 (УКВ/ГЛОНАСС/GPS) соединена с приемником 2, который своим выходом соединен с входом контроллера 3. С первым и вторым выходами контроллера 3 соединены соответственно вибратор 9 и источник света, предпочтительно светодиод 10. Третий выход 13 контроллера 3 соединен с первым входом усилителя 4 низкой частоты (УНЧ), соединенного с динамиком 5. Четвертый выход 14 контроллера 3 соединен с входом синтезатора 6 звука, выход которого соединен со вторым входом УНЧ 4. С пятым выходом 15 контроллера 3 соединен передатчик 7, выход которого соединен с антенной 1.

Источник питания – аккумуляторная батарея 11 (АКБ) – соединена с приемником 2, контроллером 3 через кнопку 16 включения-выключения и с УНЧ 4. Питание передатчика 7 осуществляется через контроллер 3.

Контроллер имеет первую память 17 и вторую память 18. С первой памятью 17 соединен микрофон 8. Также с контроллером соединен переключатель каналов 12.

ИНО представляет собой приемопередающее устройство, работающее в составе систем оповещения, работающих на железнодорожных путях СОРБИС (автоматизированная система ограждения места работ по текущему содержанию железнодорожного пути с оповещением работающих о приближении подвижного состава без использования сигналистов) и СОМП (система оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава, ограждения участка работ и технологической радиосвязи подвижной единицы специального подвижного состава) и предназначенное для оповещения работающих о приближении подвижного состава. Оповещение является голосовым и должно быть однозначно понятым пользователем. Для этого голосовое оповещение происходит последовательно четырьмя способами.

Голосовое оповещение.

1. ИНО работает в составе системы оповещения СОРБИС (или СОМП) и управляется (контролируется) главным элементом системы – коллективным переносным оповещателем (КПС-Л) по средствам радиосвязи. При срабатывании системы оповещения включается первая серия голосового оповещения. КПС-Л передает управляющий сигнал и голосовое сообщение, которое заранее записано в КПС-Л. При этом через антенну 1 поступает высокочастотный сигнал (160 МГц) на вход приемника 2. С выхода приемника 2 низкочастотный сигнал поступает на вход контроллера 3, где во второй памяти 18 фиксируется географическое положение ИНО и время поступления сигнала оповещения. Далее сигнал с третьего выхода 13 контроллера 3 поступает на первый вход УНЧ 4, на выходе которого усиленный голосовой сигнал поступает на динамик 5. После голосового оповещения контроллер 3 с четвертого выхода 14 подает управляющий сигнал на вход синтезатора 6 звука для включения сирены длительностью 10 секунд. Сирена с выхода синтезатора 6 звука через УНЧ 4 поступает на динамик 5. Одновременно с сиреной контроллер 3 подает управляющий сигнал на включение вибратора 9 и светодиода 10.

2. После первой серии голосового оповещения и сирены включается вторая серия. В этом случае воспроизводится заранее записанное в первую память 17 голосовое сообщение. Сообщение записывается в память 17 при начальной установке с КПС-Л. Перед началом работ после установки и включения всех элементов системы СОРБИС (СОМП) должна быть выполнена начальная установка, при которой главный элемент системы КПС-Л опрашивает все элементы системы и включает их в работу. Все включённые ИНО также опрашиваются и одновременно по радиоканалу с КПС-Л поступает голосовое оповещение, записанное в КПС-Л для каждого направления и сохраняется в первую память 17. После первой серии голосового оповещения и сирены с выхода 13 контроллера 3 на вход УНЧ 6 поступает записанное в память 17 сообщение, которое транслируется через динамик 5. После голосового оповещения контроллер 3 с выхода 14 подает управляющий сигнал на вход синтезатора 6 звука для включения сирены длительностью 10 секунд. Сигнал с выхода синтезатора 6 звука через УНЧ 4 поступает на динамик 5. Одновременно с сиреной контроллер 3 подает управляющий сигнал на включение вибратора 9 и светодиода 10.

3. После второй серии голосового оповещения и сирены включается третья серия. В этом случае воспроизводится записанное пользователем сообщение. Пользователь в любой момент может записать своим голосом и удобное для него сообщение через микрофон 8 в первую память 17. Контроллер 3 через выход 13 подает на вход УНЧ 4 записанное пользователем сообщение из памяти 17, которое транслируется через динамик 5. После голосового оповещения контроллер 3 с выхода 14 подает управляющий сигнал на вход синтезатора 6 звука для включения сирены длительностью 10 секунд. Сигнал с выхода синтезатора 6 звука через УНЧ 4 поступает на динамик 5. Одновременно с сиреной контроллер 3 подает управляющий сигнал на включение вибратора 9 и светодиода 10.

4. Четвертая серия голосового оповещения заключается в использовании записанного на заводе-производителе в синтезатор 6 звука 6. Например – «Внимание! Направление один!». При этом контроллер 3 с выхода 14 подает управляющий сигнал на вход синтезатора 6 звука. Трансляция голосового оповещения через УНЧ 4 подается на динамик 5. После голосового оповещения контроллер 3 с выхода 14 подает управляющий сигнал на вход синтезатора 6 звука для включения сирены длительностью 10 секунд. Сигнал с выхода синтезатора 6 звука через УНЧ 4 поступает на динамик 5. Одновременно с сиреной контроллер 3 подает управляющий сигнал на включение вибратора 9 и светодиода 10.

Подтверждение оповещения.

Описанное выше четырехкратное оповещение пользователь может досрочно прекратить путем кратковременного нажатия кнопки 16 вкл/выкл. При этом контроллер 3 прекращает подавать управляющие сигналы на выходы 13, 14 и формирует сигнал подтверждения оповещения с ID номером ИНО на выход 15, который через передатчик 7 поступает в антенну 1. КПС-Л, принимая сигналы подтверждения оповещения с ID номерами от всех зарегистрированных ИНО, досрочно прекращает оповещение. В случае неполучения подтверждения оповещения на КПС-Л отобразятся ID номера соответствующих ИНО, а оповещение на КПС-Л прекратиться по таймауту.

Контроль канала.

Неполучение сигнала оповещения на ИНО и неполучение подтверждения на КПС-Л может быть вызвано отсутствием (ухудшением) радиоканала между КПС-Л и ИНО. Для контроля состояния радиоканала КПС-Л как ведущее устройство периодически передает контрольные сигналы, которые, поступая в контроллер 3 через приемник 2, анализируются по уровню RSSI. В случае непревышения определенного уровня контроллер 3 формирует ответный контрольный сигнал и с пятого выхода 15 передает на передатчик 7. В случае ухудшения или отсутствия приемного контрольного сигнала контроллер 3 подает на вход синтезатора 6 звука управляющий сигнал на включение аварийного оповещения, который через УНЧ 4 поступает на динамик 5. КПС-Л, не получив ответный контрольный сигнал, отображает ID номер ИНО, с которым потеряна связь. В соответствии с инструкцией (регламентом) при отсутствии связи за определенное время или при возникновении радиопомехи пользователи должны перейти на другой радиоканал. Для этого в ИНО предусмотрен переключатель 12 каналов.

Архивация событий.

ИНО как средство оповещения играет важную роль в обеспечении безопасности пользователей. В случае расследовании нештатных ситуаций можно воспользоваться архивом событий, который находится во второй памяти 18 контроллера 3. В память 18 записываются все оповещения, подтверждения оповещения, записи сообщений, уровни приемного сигнала с привязкой по времени и ГЛОНАСС/GPS координатам.

Похожие патенты RU2792365C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРИБЛИЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ОГРАЖДЕНИЯ УЧАСТКА РАБОТ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ, РАЗМЕЩАЕМОЙ НА ПУТЕВОЙ МАШИНЕ (СОМП) 2020
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2739091C1
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРИБЛИЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ОГРАЖДЕНИЯ УЧАСТКА РАБОТ, РАЗМЕЩАЕМАЯ НА ПУТЕВОЙ МАШИНЕ (СОМП) 2020
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2737976C1
Способ ограждения места работ по текущему содержанию железнодорожного пути с оповещением работающих о приближении подвижного состава без использования сигналистов 2020
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2739090C1
Автоматизированная система ограждения места работ по текущему содержанию железнодорожного пути с оповещением работающих о приближении подвижного состава без использования сигналистов (СОРБИС-М1) 2020
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2733452C1
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ СТАНЦИИ СОПР-160 В СТРУКТУРЕ СИСТЕМЫ ПАРКОВОЙ СВЯЗИ 2017
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2647818C1
СПОСОБ ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ СТАНЦИИ О ПРИБЛИЖЕНИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ПАРКОВОЙ СВЯЗИ 2017
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2648533C1
Устройство для обнаружения подвижного состава с радиостанцией (ДОП.РСДОП-М) 2020
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2760042C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРИБЛИЖЕНИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2013
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2569067C2
СПОСОБ ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ О ПРИБЛИЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПУТИ 2015
  • Шарипов Ренат Мазгарович
  • Запольский Александр Викторович
  • Матафонов Алексей Валерьевич
RU2606755C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ 2021
  • Алексеев Михаил Борисович
RU2773550C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 792 365 C1

Реферат патента 2023 года Индивидуальный носимый оповещатель (ИНО)

Изобретение относится к носимым индивидуальным средствам оповещения работающих на железнодорожных путях. Оповещатель содержит приемник (2), контроллер (3), соединенный входом с выходом приемника (2), вибратор (9) и источник света (10), соединенные соответственно с первым и вторым выходами контроллера (3), и источник питания (11), соединенный с приемником (2) и контроллером (3). Дополнительно снабжен соединенным с источником питания (11) усилителем низкой частоты УНЧ (4), первый вход которого соединен с третьим выходом контроллера (3), синтезатором звука (6), вход которого соединен с четвертым выходом контроллера (3), передатчиком (7), вход которого соединен с пятым выходом контроллера (3), и динамиком (5), соединенным с выходом УНЧ (4), а выход синтезатора звука (6) соединен со вторым входом УНЧ (4), при этом контроллер имеет первую память (17) и вторую память (18), микрофон (8), соединенный с первой памятью контроллера (3), переключатель каналов (12), соединенный с выводами контроллера (3). Достигается повышение надежности оповещения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 792 365 C1

1. Индивидуальный носимый оповещатель, содержащий приемник, контроллер, соединенный входом с выходом приемника, вибратор и источник света, соединенные соответственно с первым и вторым выходами контроллера, и источник питания, соединенный с приемником и контроллером, отличающийся тем, что снабжен соединенным с источником питания усилителем низкой частоты (УНЧ), первый вход которого соединен с третьим выходом контроллера, синтезатором звука, вход которого соединен с четвертым выходом контроллера, передатчиком, вход которого соединен с пятым выходом контроллера, и динамиком, соединенным с выходом УНЧ, а выход синтезатора звука соединен со вторым входом УНЧ, при этом контроллер имеет первую память и вторую память.

2. Оповещатель по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно включает микрофон, соединенный с первой памятью контроллера.

3. Оповещатель по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно включает переключатель каналов, соединенный с выводами контроллера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2792365C1

Система контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне 2020
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Меркулов Павел Михайлович
RU2747307C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ 2021
  • Алексеев Михаил Борисович
RU2773550C1
Система оповещения работающих на железнодорожных путях 2017
  • Баландин Владимир Иванович
  • Блиндер Илья Давидович
  • Дуренков Александр Владимирович
  • Каменецкий Борис Исакович
  • Лапунов Сергей Игоревич
  • Слюняев Александр Николаевич
  • Шурдак Андрей Владимирович
RU2658744C1
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами 1924
  • Ф.А. Клейн
SU2017A1
ПЛОДОСРЕЗ ДЛЯ ЦИТРУСОВЫХ ПЛОДОВ, ПРЕДНАЗНАЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ 1936
  • Коконов М.Т.
  • Киртбай Ю.К.
SU52377A1

RU 2 792 365 C1

Авторы

Шарипов Ренат Мазгарович

Даты

2023-03-21Публикация

2022-12-30Подача