Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройству речных судов, преимущественно для мелководных рек.
Известны проекты речных судов с движителями непосредственно воздействующими на дно акватории (патенты RU №2391248, 2382716). Первый предполагает использование гусеничной цепи с траками в виде ковшей, что практически неприемлемо, поскольку дно рек, особенно мелководных, загрязнено различным мусором (бревна - топляки и пр.) и что неизбежно выведет этот движитель из строя. Второй проект предполагает использовать в качестве движителей шесты, а они не смогут обеспечить необходимого тягового усилия и пригодны лишь для небольших лодок.
Целью изобретения является создание работоспособного и высокоэффективного (с высоким КПД) движителя для речных судов.
Поставленная цель достигается тем, что в буксировочном судне, содержащем водоизмещающий корпус, двигатель внутреннего сгорания с электрическим генератором и движитель, по изобретению, движитель выполнен в виде двух побортно расположенных кольцевых гирлянд полых шаров соединенных шарнирно и содержащих внутри вращательный приводной механизм. При этом оси шаров расположенные снаружи их оболочки, взаимодействуют с токопередающими электрическими шинами. А вращательный приводной механизм выполнен в виде электродвигателя с планетарным редуктором. Оболочка шаров выполнена стальной или чугунной с обрезиненной беговой дорожкой. А внутренняя их полость заполнена диэлектрической жидкостью.
На фиг.1 изображено судно, вид сбоку. На фиг.2 показано внутреннее устройство шаров.
Судно состоит из водоизмещающегося корпуса 1,по бортам которого смонтированы беговые дорожки 2 для шаров 3. Последние с помощью рычагов с шарнирами 4 собраны в кольцевую гирлянду. Шары 3 имеют стальную/чугунную оболочку 5 с обрезиненной беговой дорожкой 6. Снаружи шаров 3 имеются изолированные от оболочки 5 оси 6 и 7 контактирующие с токоподводящими шинами 8. Внутри шаров 3 и соосно с ними, установлены электродвигатели 9 с планетарными редукторами 10. Рычаги с шарнирами 4 соединяющие шары 3 из диэлектрического материала и взаимодействуют с осями 6 и 7 через механизмы свободного хода (МСХ) 11. В кормовой части корпуса 1 имеется выдвижное натяжное устройство 12 (механизм выдвижения не показан). Электродвигатели 9 оснащены маятниковыми грузами 13. А внутренняя полость шаров 3 заполняется диэлектрической жидкостью (напр. денатурированным спиртом) 14.
Судно действует следующим образом. При стоящем на мелководье судне побортно на дно укладываются уже собранные, но еще разомкнутые гирлянды шаров 3, концы которых затем одновременно с носа и кормы поднимаются на беговые дорожки 2 и замыкаются шарнирами 4. После чего с помощью натяжного устройства 12 гирлянде шаров 3 придается оптимальное расположение (зависит от рельефа дна и глубины водоема). Далее подается электрическое напряжение на шины 8 и которое через оси 6 и 7 поступает на электродвигатели 9. Последние через редукторы 10 начинают вращать шары 3, которые перекатываясь по беговым дорожкам 2 приводят судно в движение. При этом перекатыванию шаров 3 по дну водоема препятствуют МСХ 12.
Это судно предназначено для буксировки барж (одной или нескольких) с небольшой осадкой (вариант - плоскодонных) по мелководным (преимущественно) рекам. Маневрирование судна осуществляется по «тракторному», путем остановки одной из гирлянд шаров 3. При установке на шары 3 вместо резиновых колец 6 колец с грунтозацепами (не показаны), это судно может эксплуатироваться и зимой, уже в качестве ледокольного.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ КАТАМАРАН | 2015 |
|
RU2600263C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ЛЕДОКОЛЬНОГО СУДНА - 2 | 2018 |
|
RU2679697C1 |
ВЕРТОЛЁТ-БУКСИРОВЩИК | 2016 |
|
RU2627912C1 |
ПЛАВУЧИЙ КРАН | 2022 |
|
RU2791756C2 |
ДВИЖИТЕЛЬ ЛЕДОКОЛЬНОГО СУДНА | 2016 |
|
RU2630262C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И ПУТЕПРОВОД ДЛЯ НЕГО | 2016 |
|
RU2639380C1 |
ТРОЛЛЕЙБУС И СИСТЕМА ЕГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2632362C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ПОДВОДНОГО СУДНА | 2016 |
|
RU2629474C1 |
СУДОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2017 |
|
RU2665783C1 |
СТРАТОСФЕРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2022 |
|
RU2799175C2 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям для речных судов, преимущественно для мелководных рек. Буксировочное судно содержит водоизмещающий корпус, двигатель внутреннего сгорания с электрическим генератором и движитель. Движитель выполнен в виде двух побортно расположенных кольцевых гирлянд, полых шаров, соединенных шарнирно и содержащих внутри вращательный приводной механизм. Оси шаров расположены снаружи их оболочки и взаимодействуют с токопередающими электрическими шинами. Достигается высокая эффективность движителя. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Буксировочное судно, содержащее водоизмещающий корпус, двигатель внутреннего сгорания с электрическим генератором и движитель, отличающееся тем, что движитель выполнен в виде двух побортно расположенных кольцевых гирлянд, полых шаров, соединенных шарнирно и содержащих внутри вращательный приводной механизм, а оси шаров расположены снаружи их оболочки и взаимодействуют с токопередающими электрическими шинами.
2. Судно по п.1, отличающееся тем, что вращательный приводной механизм выполнен в виде электродвигателя с планетарным редуктором.
3. Судно по п.1, отличающееся тем, что оболочка шаров выполнена стальной или чугунной с обрезиненной беговой дорожкой.
4. Судно по п.1, отличающееся тем, что внутренняя полость шаров заполнена диэлектрической жидкостью.
СУДНО | 2008 |
|
RU2391248C2 |
RU 2005136345 A, 27.05.2007 | |||
ВНУТРИТРУБНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1996 |
|
RU2093282C1 |
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм | 1919 |
|
SU28A1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ | 0 |
|
SU312164A1 |
Авторы
Даты
2023-05-31—Публикация
2022-10-13—Подача