УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАТОПЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕННОЙ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ Российский патент 2023 года по МПК B63B43/16 B60F3/00 

Описание патента на изобретение RU2798596C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к плавающей технике, и может быть использовано для повышения защищенности плавающей машины от попадания забортной воды в корпус при преодолении водных преград после повреждения корпуса из за воздействия внешних сил на плавающую технику, на уменьшение сопротивления воды, а также снижение времени и трудозатрат при подготовке к преодолению водных участков местности.

Целью изобретения является повышение защищенности плавающей машины от попадания забортной воды в корпус при преодолении водных преград после повреждения корпуса из за воздействия внешних сил на плавающую технику, на уменьшение сопротивления воды, а также снижение времени и трудозатрат при подготовке к преодолению водных участков местности.

Устройство для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины, содержащее съемную выдвижную штору, выполненную из водонепроницаемой прорезиненной ткани, дополнительно введены защитный кожух, выполненный из ударопрочного материала в котором размещен водонепроницаемый чехол, в котором размещены жидкость, съемная выдвижная штора, закрепленная с верхней части к верху водонепроницаемого чехла, с нижней части к грузу с отталкивателями массой, обеспечивающей его подтопление в жидкости от ее уреза на глубину высоты груза.

Известно изобретение: «Способ сохранения запаса плавучести военной гусеничной машины при затоплении обитаемых отделений» (патент на изобретение РФ №2531112 МПК B60F 3/00 (20006.01), B62D 55/00 (20006.01), F41H 7/00 (20006.01) от 20.10.2014 г., бюл №29), заключающееся в том, что при затоплении обитаемых отделений сигнал передается по электропроводам с датчика наличия воды, находящегося в обитаемых отделениях, на пульт механика-водителя, механик водитель органом управления, через электромагнит со штоком включает муфту, передающую крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания по валу через муфту на компрессор высокой производительности, который под давлением по системе газораспределения через клапаны заполняет воздухом надувные камеры плавучести, раскрывая складные металлические каркасы, которые автоматически фиксируются, повышая объемное водоизмещение боевой машины, машина удерживается на плаву, исключая затопление.

Недостатком данного изобретения является необходимость обязательной работы двигателя, который по валу через муфту передает крутящий момент на компрессор высокой производительности, под давлением заполняя воздухом по системе газораспределения (трубопроводам) через клапаны надувные камеры плавучести, раскрывая складные металлические каркасы, автоматически зафиксировав, повышают объемное водоизмещение боевой машины. В случае, если двигатель не работает из-за неисправности, либо других причин, отсутствует возможность его пустить, то использование изобретения не представляется возможным. Кроме того, при пробитии корпуса надувные камеры плавучести, находящиеся в складных металлических каркасах, из-за размещения их симметрично по бортам машины в сложенном положении могут быть повреждены, что не позволит изобретению быть использованным по назначению. При этом повышение защищенности машины от попадания забортной воды в корпус не происходит.

Известно изобретение: «Устройство для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники» (патент на изобретение РФ №2787896 МПК В63В 43/16 (20006.01), от 13.01.2023 г., бюл №2), заключающееся в том, что при включении штатной аккумуляторной батареи начинают работать электромагнитные реле управляя состоянием устройств, закрепленных на каждом из двух бортов корпуса военной техники воздействуя на электромагнитный замок открывания футляра, который в свою очередь плотно удерживает крышку футляра в закрытом положении не давая ей открыться за счет петли с пружиной, предназначенной для ее быстрого открывания и связанной посредством рычага с запорными механизмами гибких телескопических реек крепления съемной выдвижной шторы. При преодолении водной преграды военной техникой, после воздействия огневых средств поражения противника и пробития корпуса в районе ватерлинии или ниже вода через пробоину начинает поступать внутрь плавающей военной техники, что приводит к увеличению массы машины, ее более глубокой просадке, увеличению сопротивления движению и уменьшению ходкости. В это время механик-водитель нажимает на один из выключателей в зависимости от появления пробоины в одном из двух левом, либо правом борту корпуса военной техники, тем самым размыкая электрическую цепь воздействует на одно из электромагнитных реле прекращая его работу, что приводит к открыванию крышки футляра устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники за счет прекращения действия удерживающей силы электромагнитного замка и опрокидывающей силы петли с пружиной крышки футляра. Открывая крышку футляра петля с пружиной рычагом воздействует на запорные механизмы телескопических реек, которые срабатывают, обеспечивая возможность разжатия пружин телескопических реек, находящихся до этого в сжатом состоянии, расположенных в основании телескопических реек и крепящихся в нише футляра, в результате которого от пружины на внутренние секции гибких телескопических реек будет передана механическая энергия, вызывающая воздействие секций большего диаметра на секции с меньшим диаметром, что обеспечит полное раскрытие гибких телескопических реек совместно со съемной выдвижной шторой, имеющей уплотнительное основание, крепящееся к внутренней части футляра и гибким телескопическим рейкам, всплытие поплавков, которые будут удерживать съемную выдвижную штору у уреза воды. Прижимные устройства, расположенные напротив стержней, жестко прижимают под воздействием пружин, закрепленных на стержнях, гибкие телескопические рейки к внутренней части футляра и корпусу военной техники. Съемная выдвижная штора под действием напора воды, стремящегося в корпус военной техники затягивается в повреждение и останавливает воду, что позволит обеспечить выход плавающей военной техники на берег.

Недостатком данного изобретения является размещение футляра с электромагнитным замком открывания с внешней части машины, что вызывает дополнительное сопротивление воды при движении машины на плаву и приводит к потери скорости, а также существует большая вероятность повреждение футляра при возможных столкновениях машины с различными препятствиями, как на суше, так и на воде, что может повлечь деформацию крышки футляра, неспособность ей открыться и в целом не позволит изобретению быть использованным по назначению. При этом повышение защищенности машины от попадания забортной воды в корпус не происходит.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является изобретение: «Плавающий транспортер» (патент на изобретение РФ №2086461 МПК В63В 43/16, B60F 3/00 от 10.08.1997 г.) содержащий корпус с грузовым отделением, силовую установку и ходовую часть, снабженный установленным по периметру грузового отделения с правого и левого бортов съемными выдвижными шторами, выполненными из водонепроницаемой прорезиненной ткани, причем каждая из штор закреплена с одной стороны к подпружиненной оси, установленной в полом корпусе, а с другой к противовесу, при этом в нижней части бортов размещены фиксаторы для установки упомянутых противовесов в рабочем положении штор, а длина штор равна высоте борта грузового отделения, причем транспортер снабжен резиновыми жгутами для прижатия с двух сторон каждой из штор в рабочем положении.

Недостатками данного изобретение является необходимость привлечения для его работы специально подготовленных специалистов в грузовом отделении плавающего транспортера, имеющих навыки в отстегивании карабинчика, резиновых жгутов от скоб, расстегивании ремней удержания противовеса в транспортном положении, запасовывании резиновых жгутов сначала в полые карманы шторы, а затем опускании противовеса вниз борта по жгутам выдвигая штору, и установлении в фиксаторах, имеющих опыт запасовывания резиновых жгутов в петли шторы и крепления карабочником к скобам, прижимая таким образом штору с обоих сторон к борту. Это условие делает невозможным работу изобретения при отсутствии личного состава в грузовом отделении плавающего транспортера при получении им повреждения в период преодоления водной преграды. Кроме того, при воздействии средств огневого поражения противником жгуты, размещенные на правом и левом бортах транспортера в походном положении могут быть повреждены, в результате чего опускание шторы, выполненной из водонепранецаемой прорезиненной ткани будет невозможно. При этом обеспечение живучести не происходит. Так же требуется дополнительное время и трудозатраты на предварительную подготовку изобретения перед преодолением водной преграды, состоящую в установке на правый и левый борта грузового отделения полых корпусов с выдвижными шторами посредством кронштейнов, крепление фиксаторов к днищу грузового отделения болтами и резиновых жгутов к скобам посредством карабинчиков.

Технический результат направлен на повышение защищенности плавающей машины от попадания забортной воды в корпус при преодолении водных преград после повреждения корпуса из за воздействия внешних сил на плавающую технику, на уменьшение сопротивления воды, а также снижение времени и трудозатрат при подготовке к преодолению водных участков местности.

Технический результат достигается тем, что из прототипа исключили корпус с грузовым отделением, силовую установку и ходовую часть, при этом корпус с грузовым отделением, силовая установка и ходовая часть являются элементами плавающей машины, в которой предлагается использовать предполагаемое изобретение, подпружиненные оси, установленные в полом корпусе, полый корпус, противовесы, фиксаторы для установки упомянутых противовесов в рабочем положении штор, резиновые жгуты для прижатия с двух сторон каждой из штор в рабочем положении, дополнительно введены защитный кожух, выполненный из ударопрочного материала в котором размещен водонепроницаемый чехол, в котором размещены жидкость, съемная выдвижная штора, закрепленная с верхней части к верху водонепроницаемого чехла, с нижней части к грузу с отталкивателями массой обеспечивающей его подтопление в жидкости от ее уреза на глубину высоты груза.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины отличается изменением конструкции, а именно исключением из прототипа корпуса с грузовым отделением, силовой установки и ходовой части, подпружиненных осей, установленных в полом корпусе, полого корпуса, противовесов, фиксаторов для установки упомянутых противовесов в рабочем положении штор, резиновых жгутов для прижатия с двух сторон каждой из штор в рабочем положении, введением в конструкцию дополнительных элементов: защитный кожух, выполненный из ударопрочного материала в котором размещен водонепроницаемый чехол, в котором размещены жидкость, съемная выдвижная штора, закрепленная с верхней части к верху водонепроницаемого чехла, с нижней части к грузу с отталкивателями массой обеспечивающей его подтопление в жидкости от ее уреза на глубину высоты груза.

Изменение конструкции прототипа, а именно исключение ряда элементов и введение новых позволит повысить защищенность плавающей машины от попадания забортной воды в корпус при преодолении водных преград после повреждения корпуса из за воздействия внешних сил на плавающую технику, уменьшить сопротивление воды, а также снизить время и трудозатраты при подготовке военной техники к преодолению водных преград и позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого устройства для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины: «Существенные отличия».

Устройство поясняется чертежами:

На фиг. 1 представлен вид сбоку устройства для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины в исходном положении, на фиг. 2 отображен вид сверху устройства для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины, на фиг. 3 отображен вид сбоку устройства для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины в рабочем состоянии при повреждении корпуса из за воздействия внешних сил на плавающую технику, где 1 - защитный кожух, 2 - водонепроницаемый чехол, 3 - жидкость, 4 - съемная выдвижная штора, 5 - груз, 6 - отталкиватель, 7 - корпус плавающей машины.

Устройство крепится к каждому из двух бортов с внутренней стороны у основания корпуса плавающей машины, содержит: съемную выдвижную штору 4, закрепленную с верхней части - к верху водонепроницаемого чехла 2, с нижней части - к грузу 5 с отталкивателями 6 массой обеспечивающей его подтопление в жидкости 3 от ее уреза на глубину высоты груза 5 и размещенного водонепроницаемого чехла 6 в защитный кожух 1, выполненного из ударопрочного материала.

Работа устройства для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины осуществляется следующим образом:

При преодолении водной преграды плавающей машиной, после воздействия внешних сил и пробитии корпуса плавающей машины 7, защитного кожуха 1 и водонепроницаемого чехла 2 в районе ватерлинии или ниже вода через пробоину начинает поступать внутрь плавающей техники, что приводит к увеличению массы машины, ее более глубокой просадке, увеличению сопротивления движению и уменьшению скорости. В это же время жидкость 3 находящаяся в водонепроницаемом чехле 2 начинает вытекать во внутрь корпуса машины, тем самым груз 5 опускается, вытягивая за собой съемную выдвижную штору 4 вниз ниже пробоины незасасаваясь при этом в пробоину за счет отталкивателей 6 которые отталкивают груз 5 от стенки водонепронецаемого чехла 2 за счет того что расположены на каждом углу груза 5 создавая место для жидкости 3 между водонепроницаемым чехлом 2 и грузом 5. Съемная выдвижная штора 4 под действием напора воды, стремящегося в корпус плавающей машины 7 затягивается в повреждение и останавливает воду, что позволит сохранить плавучесть, ходкость и обеспечить выход плавающей машины на берег.

Дополнительного времени и трудозатрат при подготовке плавающей машины к преодолению водных преград с использованием устройства для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины не требуется.

За счет размещения устройства во внутренней части машины не увеличена площадь обводов корпуса и не создается дополнительное сопротивления воды при преодолении водной преграды плавающей машиной.

Таким образом, при использовании устройства для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины достигается повышение защищенности плавающей машины от попадания забортной воды в корпус при преодолении водных преград после повреждения корпуса из за воздействия внешних сил на плавающую технику, на уменьшение сопротивления воды, а также снижение времени и трудозатрат при подготовке к преодолению водных участков местности.

Похожие патенты RU2798596C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПРОНИКНОВЕНИЯ ВОДЫ В КОРПУС ПОВРЕЖДЕННОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ 2022
  • Куранов Максим Олегович
  • Поярков Сергей Станиславович
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Нечаева Вероника Анатольевна
  • Байдала Виктор Сергеевич
  • Коваль Александр Игоревич
RU2787896C1
Стенд для экспериментального исследования процессов движения на плаву и затопления двухзвенного гусеничного транспортера 2023
  • Куранов Максим Олегович
  • Поярков Сергей Станиславович
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Нечаева Вероника Анатольевна
  • Посметьев Виктор Валерьевич
RU2804146C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКАЧКИ ВОДЫ ИЗ КОРПУСА ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ 2023
  • Куранов Максим Олегович
  • Поярков Сергей Станиславович
  • Ташкинов Александр Анатольевич
RU2807849C1
ПЛАВАЮЩИЙ ТРАНСПОРТЕР 1994
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2086461C1
ПЛАВАЮЩАЯ БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2006
  • Маланичев Виктор Викторович
  • Покутний Владимир Васильевич
  • Савельев Николай Геннадьевич
RU2326769C2
БРОНИРОВАННАЯ ЭВАКУАЦИОННО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 1999
  • Батенин В.И.
  • Батенин Д.В.
  • Ковалев В.Г.
  • Окунев И.Г.
  • Старостин М.М.
RU2152887C1
БРОНИРОВАННАЯ ЭВАКУАЦИОННО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 1999
  • Батенин В.И.
  • Батенин Д.В.
  • Ковалев В.Г.
  • Окунев И.Г.
  • Родиков С.В.
  • Старостин М.М.
RU2153997C1
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ БРОНЕМАШИН 2008
  • Федосеев Леонид Федорович
  • Клячко Лев Михайлович
  • Милоголов Валерий Павлович
  • Старчеус Игорь Евгеньевич
  • Уманский Вячеслав Львович
  • Шарапов Леонид Егорович
RU2371350C1
ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2001
  • Агеев Д.В.
  • Дордин Л.Н.
  • Кондратьев И.А.
  • Крицкий С.А.
  • Куракин Б.М.
  • Моров А.А.
  • Налобин А.Н.
  • Овсянников Б.В.
  • Хмелюк П.С.
RU2201353C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЗАПАСА ПЛАВУЧЕСТИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ 2013
  • Котровский Александр Александрович
  • Елистратов Василий Васильевич
  • Климаков Виталий Сергеевич
  • Макарчук Игорь Леонидович
  • Брилёв Олег Никитович
  • Ситник Валерий Иванович
  • Рудь Александр Геннадьевич
  • Корольков Александр Иванович
  • Сергеев Артём Юрьевич
RU2562011C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 798 596 C1

Реферат патента 2023 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАТОПЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕННОЙ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к плавающей технике. Устройство для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины, содержащее съемную выдвижную штору, выполненную из водонепроницаемой прорезиненной ткани. Дополнительно введены защитный кожух, выполненный из ударопрочного материала, в котором размещен водонепроницаемый чехол, в котором размещены жидкость, съемная выдвижная штора, закрепленная с верхней части к верху водонепроницаемого чехла, с нижней части к грузу с отталкивателями массой, обеспечивающей его подтопление в жидкости от ее уреза на глубину высоты груза. Достигается повышение защищенности плавающей машины от попадания забортной воды в корпус при преодолении водных преград. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 798 596 C1

Устройство для предотвращения затопления поврежденной плавающей машины, содержащее съемную выдвижную штору, выполненную из водонепроницаемой прорезиненной ткани, отличающееся тем, что дополнительно введены защитный кожух, выполненный из ударопрочного материала, в котором размещен водонепроницаемый чехол, в котором размещены жидкость, съемная выдвижная штора, закрепленная с верхней части к верху водонепроницаемого чехла, с нижней части к грузу с отталкивателями массой, обеспечивающей его подтопление в жидкости от ее уреза на глубину высоты груза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2798596C1

ПЛАВАЮЩИЙ ТРАНСПОРТЕР 1994
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2086461C1
CN 207931945 U, 02.10.2018
KR 101635909 B1, 04.07.2016
Устройство для заделки пробоины в корпусе судна 1990
  • Бем Александр Сергеевич
  • Васильев Алиаскар Константинович
SU1789416A1

RU 2 798 596 C1

Авторы

Куранов Максим Олегович

Поярков Сергей Станиславович

Нечаев Виталий Викторович

Нечаева Вероника Анатольевна

Даты

2023-06-23Публикация

2023-02-14Подача