Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к металлокерамическим фрикционным спеченным материалам, изготавливаемым из металлических и неметаллических порошков, и предназначено для изготовления деталей дисковых и колодочных тормозов железнодорожного тягового и подвижного составов, например к колодкам локомотивов, грузовых, пассажирских вагонов, электропоездов и т.д. и применяются для обеспечения необходимой эффективности торможения в его тормозных узлах.
Известны металлокерамические фрикционные спеченные материалы, включающие металлокерамическую композицию, содержащую, мас.%:
- медь - 40-50;
- олово - 3-9;
- железо - 9-15;
- графит - 10-20;
- свинец - 3-10;
- электрокорунд - 4-15.
(ТУ №1479-002-49123292- 2005. Накладка фрикционная с металлокерамическим слоем на основе меди).
Недостаток известного материала в том, что при использовании известных накладок на поверхности диска тормоза отмечается локальные навары из фрикционного материала накладок («наволакивание»), имеющего в своем составе твердые составляющие. Переносу фрикционного материала на контртело в значительной степени способствует высокая температура, близкая к температуре пластического деформирования, и наличие в структуре легкоплавких составляющих. Этот материал имеет структуру, представляющую собой механическую смесь металлов - Cn, Fe, Sn и графит в свободном состоянии, а также соединений на их основе. Твердость по Бринеллю металлокерамического слоя накладки 40-60 НВ.
Известны металлокерамические фрикционные спеченные материалы, включающие медь, олово, графит, дисульфит молибдена, свинец и другие компоненты (Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. - Киев, Наукова думка, 1979, с. 169-172; Патент РФ №2319768) и материал, содержащий мас.%:
- медь - 1,0-3,0;
- олово - 0,5-2,0;
- сернокислый барий - 3,0-5,0;
- графит - 4,0-10,0;
- дисульфид молибдена - 2,0-6,0;
- ситтал - 1,0-30,0;
- свинец - 0,1-4,0;
- железо - остальное.
В вышеуказанных изобретениях применяется технология спекания, т.е. первоначально ингредиенты смешиваются, формуются в пресс-форме на цельнометаллический каркас под давлением от 800 до 3000 кг на см. кв., после чего спекаются в печи при температуре ниже температуры плавления связующего металла.
Недостатком известных материалов является применение дорогостоящих составляющих и недостаточная износостойкость. Задачей предлагаемого изобретения является создание фрикционного металлокерамического материала на основе использования доступных и недорогих составляющих - меди в виде медного порошка в небольшом количестве, стальной шерсти, графита, с добавлением (железорудного и медного концентратов) и соответственно повышение износостойкости.
Техническим результатом является повышение фрикционной теплостойкости, теплопроводности и прочности деталей дисковых и колодочных тормозов на цельнометаллическом каркасе для железнодорожного тягового и подвижного составов, а также увеличение износостойкости, уменьшение вредного воздействия на поверхность контртела (тормозного диска, колеса).
Для этого предложен металлокерамический фрикционный материал, содержащий железорудный и медный концентраты, графит, стальную шерсть, медный порошок, при следующем соотношении, мас.%
- медный порошок - 15;
- медный концентрат - 20;
- стальная шерсть - 10;
- графит - 1;
- железорудный концентрат - остальное.
Материал не разлагается при спекании, сохраняет хорошие смазочные свойства и способствует пленкообразованию в процессе трения, что приводит к повышению износостойкости. Изделие имеет цельнометаллический каркас с напрессованным и припеченным металлокерамическим фрикционным слоем. Данный материал применяется для тормозных систем железнодорожного подвижного состава с обеспечением эксплуатации тормозов в соответствии с требованиями ГОСТ 33421-2015 и действующих норм безопасности на железнодорожном транспорте.
Материал имеет следующие свойства: износ за 100 торможений, мкм - 2, стабильный коэффициент трения - 0,40-0,42.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2022 |
|
RU2802613C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-ФУВЛХЧ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2016 |
|
RU2665651C2 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ БЕЗАСБЕСТОВОГО ФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2000 |
|
RU2173691C1 |
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ | 2008 |
|
RU2374519C2 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2310779C9 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2014 |
|
RU2553138C1 |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ | 2008 |
|
RU2371497C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2317906C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ БЕЗАСБЕСТОВОГО ФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1999 |
|
RU2147024C1 |
Металлокомпозитный фрикционный сплав на основе железа | 2016 |
|
RU2644488C1 |
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к металлокерамическим фрикционным спеченным материалам. Может использоваться для изготовления деталей дисковых и колодочных тормозов железнодорожного тягового и подвижного составов, например к колодкам локомотивов, грузовых, пассажирских вагонов, электропоездов. Металлокерамический фрикционный материал содержит, мас.%: медный порошок - 15, медный концентрат - 20, стальная шерсть - 10, графит - 1, железорудный концентрат - остальное. Обеспечивается повышение фрикционной теплостойкости, теплопроводности, прочности и износостойкости.
Металлокерамический фрикционный материал, содержащий графит, железорудный и медный концентраты, отличающийся тем, что он дополнительно содержит стальную шерсть и медный порошок при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Зубопротезный стол для гипсовых работ | 1930 |
|
SU30805A1 |
СПЕЧЕННЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 2008 |
|
RU2360994C1 |
US 4415363 A1, 15.11.1983 | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
СПОСОБ ВОЗБУЖДЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ СКВАЖИННОЙ ЖИДКОСТИ | 2004 |
|
RU2265718C1 |
CN 103555273 A, 05.02.2014. |
Авторы
Даты
2023-08-30—Публикация
2022-05-04—Подача