Способ оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения Российский патент 2023 года по МПК B64F1/32 

Описание патента на изобретение RU2808134C1

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно, к способам оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения, используемыми в дальней, оперативно-тактической, армейской авиации и беспилотной авиации, основными задачами которых является охрана и оборона воздушных рубежей, поддержка сухопутных войск, а также осуществление ударных действий по назначенным объектам в тактической и оперативной глубине обороны противника.

На современных воздушных судах имеются как внешние, так и внутрифюзеляжные установки авиационного вооружения, предназначенные для подвески (стыковки), закрепления в исходном и безопасном положении, транспортировки к месту пуска/сброса, подготовки вспомогательных систем, контроля и сигнализации экипажу о выполнении условий наведения, прицеливания и пуска/сброса авиационных средств поражения.

Актуальной задачей в настоящее время является сокращение временных и трудозатрат на оснащение воздушных судов авиационными средствами поражения, с учетом расширения их номенклатуры, изменения условий боевого применения, требующих быстрой смены вариантов боекомплекта. Кроме того, постоянно увеличивающаяся доля применения ударных беспилотных летательных аппаратов в вооруженных конфликтах и локальных войнах, обуславливает необходимость создания принципиально новой наземной обслуживающей и эксплуатационной инфраструктуры.

Известен способ оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения, реализуемый системой оснащения в дальней, оперативно-тактической, армейской и беспилотной авиации, являющийся аналогом заявленному. Система оснащения содержит транспортные и подъемно-транспортные тележки (одноместные и многоместные), лебедки с узлами крепления тросов к силовым элементам летательного аппарата, привод механизма подъема авиационных средств поражения (ручной, электрический, гидравлический), пульт управления автоматизированным подъемом и стыковкой. Способ управления этой системой оснащения воздушных судов включает транспортировку авиационных средств поражения в окрестность воздушного судна, ручное перемещение подъемно-транспортных средств для требуемого позиционирования узлов подвески авиационных средств поражения относительно установок авиационного вооружения, ручной монтаж узлов крепления лебедок/траверс и вспомогательных тросовых блоков к технологическим отверстиям силовых элементов летательного аппарата (см. патент RU №2046073 B64F 1/32).

Известно также устройство для транспортировки, подъема и подвески грузов на летательный аппарат (см. патент RU №2455202 C1 B64F 1/32), содержащем тележку с рамой, разъемно установленное на тележке грузоподъемное устройство с ложементом и тросовой системой, соединенной с лебедкой, тросовая система выполнена на одном конце с выравнивающим балансиром, а на другом конце с отклоняющими роликами, а также с наконечниками для соединения с узлами подвески, при этом тросовая система лебедки снабжена двумя блоками, один из которых выполняет функцию упомянутого выравнивающего балансира с вмонтированным роликом, а второй блок установлен шарнирно при помощи кронштейна на штанге лебедки и снабжен осью и роликом, при этом ложемент выполнен в виде дисков, шарнирно закрепленных в проушинах основания и снабженных осями для обеспечения возможности их переустановки под грузы различных диаметров, причем диски выполнены с углублениями разного диаметра под грузы различных диаметров.

Недостатком этих способов являются низкая производительность процесса оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения, большие временные и трудозатраты (особенно в ночное время), обусловленные технологическими операциями, предусмотренными данной системой оснащения и требующими дополнительного привлечения специалистов смежных специальностей для выполнения несвойственных им функций, что снижает боевые возможности авиации при подготовке к боевому полету.

Известна также модульно-реконфигурируемая система поддержки (см. патент US 11,235,432 В2 B23Q 1/64, B23Q 1/25), содержащая опорные модули, системы позиционирования, которые включают линейную систему, подъемно-поворотное устройство, исполнительную систему и систему вращения, выполненную с возможностью позиционирования части опорной конструкции относительно ряда осей вращения, систему удержания, связанную с опорной конструкцией и выполненную с возможностью удержания и перемещения груза систему крепления. В одном из вариантов модульно-реконфигурируемая система может содержать опорные модули, систему позиционирования. Система позиционирования может быть связана с опорными модулями и конфигурирована для позиционирования одного опорного модуля относительно основной базы. Модульно-реконфигурируемая система позволяет удерживать груз и перемещать его таким образом, чтобы расположение груза соответствовало точкам крепления (комплекту баз). В другом варианте модульно-реконфигурируемая система может содержать несколько опорных модулей и систем позиционирования, что позволяет осуществлять удержание и перемещение груза вдоль назначенной базы.

Основным недостатками этого способа является необходимость транспортировки авиационных средств поражения, их перегрузки краном с транспортной тележки на систему позиционирования, и увеличение времени при базировании каждого по отдельности опорного модуля для разных типов воздушных судов относительно внешних точек подвески в соответствии с типом балочных держателей и пусковых устройств. Это усложняет соблюдение условий скрытности, требует больших трудозатрат как основных, так и привлеченных смежных специалистов на каждый цикл.

Наиболее близким к изобретению является способ снаряжения летательных аппаратов боеприпасами и система для его осуществления (см. патент RU 2560228 С1 B64F 1/32 - прототип) заключающийся в загрузке боеприпасов со складов на транспортное средство с помощью технических средств для погрузочно-разгрузочных работ, доставке боеприпасов транспортным средством к площадке подготовки боеприпасов и осуществлении их выгрузки, обеспечении предварительной подготовки боеприпасов к боевому применению, специалисты осуществляют загрузку боеприпасов на платформы транспортных роботов, которые обеспечивают одновременную доставку боеприпасов к реперным знакам, расположенным относительно летательных аппаратов на заданном расстоянии, путем приема сигналов инфракрасного излучения, размещенных на реперных знаках, при этом осуществляют перемещение каждого транспортного робота на основе выдачи управляющего сигнала на привод перемещения транспортного робота, блокируют прием сигналов транспортным роботом при достижения реперных знаков, осуществляют самонаведение каждого транспортного робота с боеприпасами к стыковочным узлам летательных аппаратов на основе приема сигналов инфракрасного излучения от передатчиков, размещенных на стыковочных узлах летательных аппаратов и выдачи команд управления на привод перемещения каждого транспортного робота, перемещение каждого транспортного робота с боеприпасами к стыковочным узлам летательных аппаратов осуществляют в пределах секторов излучения первых, вторых и третьих сигналов инфракрасного излучения, при этом сектора излучения имеют разные размеры, обусловленные различными дальностями действия и углами излучения, определяют пространственное положение каждого транспортного робота с боеприпасами путем селекции сигналов инфракрасного излучения, осуществляют управление направлением перемещения каждого транспортного робота с боеприпасами на основе выдачи управляющих сигналов на привод перемещения каждого транспортного робота, при достижении каждым транспортным роботом третьего сектора определяют взаимное положение каждого транспортного робота относительно центральной линии стыковочного узла, на основе измерения двух расстояний относительно центра каждого транспортного робота, в случае равенства расстояний принимается, что транспортный робот и стыковочный узел расположены параллельно относительно друг друга, и осуществляют дальнейшее движения, в случае если расстояния не равны, вычисляют угол отклонения между каждым транспортным роботом с боеприпасами и стыковочным узлом, осуществляют поворот каждого транспортного робота с боеприпасами на двойные углы отклонения, осуществляют движение транспортного робота по прямой назад на расстояние N для совмещения его центра с центральной линией стыковочного узла, при этом расстояние от центра транспортного робота до центральной точки стыковочного узла определяется в соответствии с выражением N=(L1+L2)/2+R, где (L1+L2)/2 - расстояние от центра транспортного робота с боеприпасами до центральной точки стыковочного узла, R - радиус транспортного робота с боеприпасами, осуществляют перемещение каждого транспортного робота с боеприпасами к стыковочному узлу на заданное расстояние от него, и дополнительно, проверяется параллельность каждого транспортного робота с боеприпасами относительно стыковочного узла летательного аппарата, в случае если они параллельны друг другу, то транспортный робот с боеприпасами стыкуется со стыковочным узлом, в случае если стыковка не произошла, то каждый транспортный робот отходит на заданное расстояние и повторно выполняет этап стыковки, в случае успешной стыковки происходит выдача команды «первичная стыковка завершена» с блока сигнализации стыковочного узла на блок управления транспортного робота, который выдает команду на привод платформы для поднятия и перемещения боеприпасов на фиксированные значения, при осуществлении заданных перемещений выдается команда блоком сигнализации «вторичная стыковка произошла», при этом передающее устройство, размещенное на каждом транспортном роботе, передает на диспетчерский пункт информацию о времени, варианте загрузки и номере летательного аппарата, на котором произведена загрузка боеприпасов.

Основным недостатками этого способа является повышенные требования к пилоту при установке воздушного судна на площадку, так как происходит два этапа базирования, по выбранным базам реперных знаков и центральные линии стыковочных узлов, что увеличивает количество этапов стыковки. При непоследовательном и/или одновременном движении n-транспортных роботов на площадке, маршрут движения разветвляется, сливается, пересекается, поэтому существует проблема, заключающаяся в том, что другие транспортные роботы, получают сигнал запрещающий въезд и находящиеся в состоянии ожидания для въезда, при этом эффективность движения работы беспилотного транспортного робота снижается. Требуется переоснащение воздушного судна для установки передатчиков инфракрасного излучения, размещенных на стыковочных узлах, сброс всех настроек и/или перезагрузка системы.

Предлагаемый способ позволяет практически исключить присущие прототипу недостатки.

Целью настоящего изобретения является сокращение времени и трудозатрат при оснащении воздушных судов авиационными средствами поражения, повышение точности выполнения технологических операций безопасного позиционирования и стыковки авиационных средств поражения и установок авиационного вооружения, скрытности производимых работ, расширения области применения. Указанная цель достигается тем, что в способе оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения, заключающемся в транспортировке авиационных средств поражения в окрестность воздушного судна, подвеске/снятии авиабомб на одинарные и многозамковые балочные держатели, подвеске/снятии авиационных средств поражения на авиационные пусковые устройства, подвеске/снятии авиационных средств поражения на авиационные катапультные устройства, дополнительно устанавливают воздушное судно на площадку горизонтирования с автоматически открывающимися/закрывающимися калиброванными проемами и струеотклоняющим экраном(опционально) на уровне плит аэродромного покрытия, под которой монтируют заглубленный модуль, соединенный скрытой магистралью с технической позицией. В модуле размещают хранилища-накопители, устанавливают силовые балки и опоры площадки горизонтирования со встроенными лифтами, монтируют подъемно-поворотные платформы со встроенными ножничными подъемниками, размещают сеть датчиков сенсорной системы безопасного позиционирования, перемещения и стыковки авиационных средств поражения.

Признаки предлагаемого способа, общие с признаками прототипа, предназначены для выполнения тех же функций, что и в прототипе. Новые признаки введены для достижения целей изобретения. Открытая транспортировка авиационных средств поражения и развертывание в окрестности оснащаемых воздушных судов нескольких перегрузочных кранов, группировки самодвижущихся транспортных роботов, влечет за собой создание оперативного пункта оснащения у каждого обслуживаемого воздушного судна, что демаскирует маршрут доставки и пункты перегрузки авиационных средств поражения, затрудняет качественное выполнение технологических операций подвески ввиду нехватки специалистов на точках подвески и ведет к увеличению временных и трудозатрат.

Особую опасность для реализации прототипа представляют воздействие внешних возмущений (время суток, изменчивость погодных условий, срыв логистического планирования, утрата маскирующих способностей). С этой целью вводят признак скрытой транспортировки авиационных средств поражения. Этот признак вызван необходимостью создания глубоко замаскированной магистрали доставки авиационных средств поражения для непрерывного пополнения ими хранилищ-накопителей в соответствии с заявками. В прототипе использование индивидуально оснащающих воздушное судно n-транспортных роботов на площадке, маршрут движения которых разветвляется, сливается, пересекается, делает эту задачу невыполнимой в принципе.

В заявляемом способе авиационные средства поражения аккумулируют в ячейках хранилищ-накопителей с установленными ложементами, готовыми к захвату рамами подъемно-поворотных платформ, одновременно поднимают и стыкуют однотипные авиационные средства поражения на установки авиационного вооружения, симметричные относительно строительной оси воздушного судна. Применяют подъемно-поворотные платформы (две основные и одна перегрузочная) интегрированные с лифтами, вмонтированными в силовые опоры заглубленного модуля, активируют механизмы открытия/закрытия проемов площадки горизонтирования, применяют зажимные ложементы, аутригеры, дополнительные подъемники для труднодоступных точек подвески, используют систему датчиков положения и движения, управляют с единого централизованного пункта оснащения, реализуя алгоритмы и программы разработанные для этих целей.

Реализация предлагаемого способа может быть осуществлена следующим образом. Как и в прототипе, авиационные средства поражения транспортируются с технической позиции в окрестности воздушного судна. Дополнительно монтируют заглубленный модуль с хранилищами-накопителями, силовые балки и опоры площадки горизонтирования со встроенными лифтами, подъемно-поворотные платформы с рамами и встроенными ножничными подъемниками.

Воздушное судно устанавливают на площадку горизонтирования на уровне плит аэродромного покрытия, калиброванные проемы которой автоматически открываются с учетом размаха аэродинамических поверхностей подвешиваемого авиационного средства поражения по сигналам сенсорной системы безопасного позиционирования, перемещения и стыковки.

Предложенный способ оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения позволяет сократить временные и трудозатраты при оснащении воздушных судов авиационными средствами поражения, повысить точность выполнения технологических операций, обеспечить безопасное позиционирование и стыковку авиационных средств поражения и установок авиационного вооружения, расширить область применения, реализовать возможность оснащения воздушных судов различных типов, повысить скрытность производимых работ.

Похожие патенты RU2808134C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СНАРЯЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ БОЕПРИПАСАМИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Ашурков Андрей Александрович
  • Вытришко Федор Михайлович
  • Сазонов Владимир Михайлович
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Шибиров Андрей Вячеславович
RU2560228C1
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2007
  • Крыгин Валерий Александрович
  • Карлов Юрий Вениаминович
RU2348571C1
Мультиагентный робототехнический поисково-спасательный комплекс 2021
  • Хамуков Юрий Хабижевич
  • Шереужев Мадин Артурович
RU2773987C1
Планарный корпус корабля, предназначенный для размещения функциональных комплексов авианесущего или транспортно-десантного корабля 2021
  • Третьяков Олег Владимирович
  • Тенишев Петр Геннадьевич
  • Власов Александр Александрович
  • Коваль Андрей Александрович
  • Жирин Дмитрий Валерьевич
  • Туголуков Валентин Алексеевич
RU2770817C1
АЭРОСТАТИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Анисимов Олег Владимирович
  • Панфилов Станислав Климентьевич
  • Райз Дан Зарикович
  • Субчев Анатолий Иванович
RU2511500C2
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР 2020
  • Емельянов Алексей Владимирович
  • Гордеев Василий Николаевич
  • Канивец Виктор Юрьевич
RU2752582C1
СПОСОБЫ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ СПОСОБОВ 2010
  • Овинов Александр Валентинович
RU2466913C2
БРОНИРОВАННЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2009
  • Булычев Олег Федорович
  • Ковалев Владимир Георгиевич
  • Кандауров Андрей Викторович
  • Ильин Лев Николаевич
  • Маслов Александр Геннадьевич
  • Поляков Дмитрий Викторович
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Радин Александр Алексеевич
RU2422754C2
Многоразовый модульный трансатмосферный аппарат 2022
  • Котов Андрей Евгеньевич
  • Ратников Дмитрий Владимирович
  • Марин Игорь Николаевич
  • Ратников Кирилл Владимирович
  • Карауланов Антон Александрович
  • Замуруев Алексей Романович
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Харченко Николай Анатольевич
  • Шнырёв Андрей Геннадьевич
RU2787063C1
АКВААЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2012
  • Киселев Владимир Владимирович
  • Вагулин Владимир Викторович
RU2626418C2

Реферат патента 2023 года Способ оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения

Изобретение относится к оснащению воздушных судов авиационными средствами поражения. Способ оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения включает в себя транспортировку, подвеску и стыковку существующей номенклатуры авиационных средств поражения на все типы пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Авиационные средства поражения транспортируют в окрестность воздушного судна. Воздушное судно устанавливают на площадку горизонтирования по уровню аэродрома. Создают заглубленный модуль, объединяющий в себе хранилища - накопители, подъемно-поворотные платформы, в которые интегрируют дополнительные подъемники ножничного типа, оснащают системой поворотных и зажимных ложементов, на них укладывают и фиксируют авиационные средства поражения. При этом устанавливают также шаблоны, аутригеры и сеть датчиков сенсорной системы. Достигается повышение точности выполнения технологических операций.

Формула изобретения RU 2 808 134 C1

Способ оснащения воздушных судов авиационными средствами поражения, включающий в себя доставку авиационных средств поражения на стоянки воздушных судов в зонах рассредоточения и центральной зоне, загрузку внешних и внутрифюзеляжных установок авиационного вооружения воздушных судов, отличающийся тем, что воздушное судно устанавливают на площадку горизонтирования по уровню аэродрома, создают заглубленный модуль, объединяющий в себе хранилища - накопители, подъемно-поворотные платформы, в которые интегрируют дополнительные подъемники ножничного типа, оснащают системой поворотных и зажимных ложементов, на них укладывают и фиксируют авиационные средства поражения, устанавливают также шаблоны и аутригеры, устанавливают сеть датчиков сенсорной системы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2808134C1

СПОСОБ СНАРЯЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ БОЕПРИПАСАМИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Ашурков Андрей Александрович
  • Вытришко Федор Михайлович
  • Сазонов Владимир Михайлович
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Шибиров Андрей Вячеславович
RU2560228C1
ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Дудин В.Г.
RU2165378C2
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2007
  • Крыгин Валерий Александрович
  • Карлов Юрий Вениаминович
RU2348571C1
JP 4103499 A, 06.04.1992
US 11198519 B1, 14.12.2021
CN106742034 A, 31.05.2017.

RU 2 808 134 C1

Авторы

Тресков Валерий Павлович

Жуков Алексей Сергеевич

Гарькавый Константин Алексеевич

Баротов Фазив Комилович

Кониченко Илья Игоревич

Григорьев Георгий Александрович

Даты

2023-11-23Публикация

2022-10-19Подача