Способ определения эксплуатационных параметров автомобиля, фиксируемых при движении в колонне Российский патент 2023 года по МПК G05B23/00 

Описание патента на изобретение RU2810707C1

Изобретение относится к технике контроля и оценки качества вождения автомобиля.

Устройство контроля подготовленности водителя при движении в колонне (на марше) предназначено для мониторинга состояния водителя посредством определения качества вождения по совокупности контрольных значений динамических, в том числе критических и опасных и эксплуатационных параметров, фиксируемых при движении автомобиля и контроля дистанции между автомобилями при движении в организованной колонне при перевозке грузов оборонного значения, в том числе опасных и перевозке людей.

Известно «Устройство оценки качества вождения автомобиля» патент РФ на изобретение №2308385, МПК B60W 50/08, 25.08.2005, содержащий бортовой автомобильный компьютер, блок памяти которого включает эталонную информацию о качестве вождения автомобиля с диапазоном допустимых величин с возможностью сравнения их с определяемыми величинами, а также хранилище статистики, блок контроля скорости, датчик скорости.

Известно так же «Устройство оценки качества вождения автомобиля» патент РФ на полезную модель №81 691 U1, МПК B60W 50/08, 22.12.2008, являющееся по технической сущности наиболее близким к предлагаемому устройству контроля за состоянием водителя при движении в колонне (на марше), которое выбрано в качестве прототипа.

Известное устройство оценки качества вождения автомобиля обеспечивает повышение точности оценки качества вождения автомобиля, за счет учета целого ряда параметров, считываемых с введенных: блока контроля педали газа, блока контроля педали тормоза, блока контроля параметров работы двигателя, блока контроля коробки переключения передач, блока контроля педали сцепления, блока контроля руля, а также соответствующих им датчиков.

Однако, в устройстве оценки качества вождения автомобиля конструктивно не предусмотрено возможность подключения к бортовому компьютеру автомобиля для считывания основных параметров работы автомобиля, частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, расхода топлива, отсутствие возможности определения безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля с возможностью передачи информации о дистанции и качестве вождения в автомобиль лидера или на диспетчерский пункт.

Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является расширение функциональных возможностей, повышение точности оценки качества вождения автомобиля, за счет внесения изменений конструкции предлагаемого устройства и учета целого ряда контрольных значений динамических, в том числе критических и опасных и эксплуатационных параметров, фиксируемых при движении автомобиля и контроля дистанции между автомобилями при движении в организованной колонне.

Техническая задача решается тем, что устройство контроля подготовленности водителя при движении в колонне (на марше), содержащее автомобильный компьютер, блок памяти с эталонной информацией о качестве вождения автомобиля с диапазонами допустимых величин с возможностью сравнения их с определяемыми величинами, а так же хранилище накопленной системы информации о прошедших поездках и блок контроля эксплуатационных параметров с датчиками контроля эксплуатационных параметров.

В блок контроля эксплуатационных параметров дополнительно введены блоки частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, расхода топлива с бортового компьютера автомобиля с соответствующими им датчиками контроля.

При этом устройство содержит телематический блок, с возможностью определения резких торможений, ускорений, поворотов и вертикальных колебаний корпуса автомобиля, пользовательский интерфейс с подключаемым дисплеем вывода информации о дистанции до впереди идущего автомобиля с оппозиционной шкалой, динамик воспроизведения речевых сообщений, зуммер сигнализации о необходимости увеличения, и, или уменьшения текущей дистанции, блок сканирования зоны движения с приемо-передающим модулем данных о дистанции между идущими в колонне автомобилей, контрольный переносной блок управления и сбора информации о состоянии качества вождения автомобилей в колонне и движении автомобильной колонны с приемо-передающим модулем и монитором, при этом указанные блоки соединены с хранилищем накопленной статистики вождения с возможностью сравнения их с определяемыми величинами.

Кроме того динамик воспроизведения речевых сообщений связан с пользовательским интерфейсом.

На фиг. 1 представлено устройство контроля подготовленности водителя при движении в колонне (на марше).

Устройство контроля подготовленности водителя при движении в колонне (на марше) (фиг. 1), содержит - автомобильный компьютер 1, блок памяти 2, который содержит эталонную информацию о профессионально важных компетенциях (эталонных параметрах) с диапазоном контрольных, в том числе критических и опасных значений динамических и эксплуатационных параметров с возможностью сравнения их с величинами динамических параметров, снимаемых при движении автомобиля с телематического блока (акселерометра) 4.

Хранилище накопленной системы информации о прошедших поездках 3, телематический блок (акселерометр) 4 с возможностью определения резких торможений, ускорений, поворотов и вертикальных колебаний корпуса автомобиля.

Блок контроля эксплуатационных параметров 5, дополнительно содержащий блоки частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, расхода топлива с бортового компьютера автомобиля. Пользовательский интерфейс 6, связан с дисплеем 7 вывода информации о дистанции до впереди идущего автомобиля с оппозиционной шкалой и предустановленными заранее информационными сообщениями для водителя, в том числе речевыми, значением текущей оценки вождения и общей оценки вождения с нарастающим итогом и динамиком воспроизведения речевых сообщений.

Зуммер сигнализации 8 о необходимости увеличения и, или уменьшения текущей дистанции и предупреждения о значительном снижении текущего качества вождения.

Блок сканирования зоны движения 9, с радаром (77-79 ГГц), сканирует полосы по ходу движения и соседнюю, с приемо-передающим модулем данных о дистанции между идущими в колонне автомобиля и о качестве вождения лидеру в колонне (на сервер), контрольный (базовый) переносной блок управления и сбора информации 10 о состоянии качества вождения автомобилей в колонне и движении автомобильной колонны с приемопередающим модулем и монитором.

Бортовой компьютер 1 включает в себя систему сбора и обработки информации о динамических и эксплуатационных параметрах, используемых для оценки подготовленности водителем автомобиля. В эту систему входят блок памяти 2, локальное хранилище 3 о прошедших поездках, блок контроля эксплуатационных параметров 5. Значения эксплуатационных параметров температура охлаждающей жидкости, частота вращения коленчатого вала, расход топлива регистрироваться с контрольно-измерительных приборов автомобиля.

Блоки памяти 2 и контроля 5 бортового компьютера 1 анализируют информацию в соответствии с заложенными в них алгоритмами. Каждому блоку контроля доступна вся текущая информация от телематического блока 4 (акселерометра) и от контрольно измерительных приборов автомобиля. Блоки памяти и контроля не только способны отслеживать текущие параметры, а также способны накапливать информацию о поездках, отслеживать изменения и превышения критических и опасных параметров. В результате блоки контроля сравнивают полученные значения динамических и эксплуатационных параметров автомобиля с эталонной информацией о профессионально важных компетенциях (эталонных параметрах) содержащих информацию о диапазонах контрольных, в том числе критических и опасных значений динамических и эксплуатационных параметров. Результаты контроля подготовленности водителя при движении в колонне (на марше) прошедших поездок передаются в локальное хранилище 3.

Телематический блок 4 (акселерометр) устанавливается так, чтобы одна из осей была расположена вертикально, с целью исключения ложных срабатываний на неровностях дороги. Телематический блок 4 регистрирует информацию о прямолинейных ускорениях, положениях, поворотах, разворотах, вертикальных ускорениях, скорости движения, времени работы автомобиля со скоростью более 0 км/ч.

Пользовательский интерфейс 6, доступен водителю через бортовой компьютер 1, это обеспечивает вывод накопленной статистический информации, уровня подготовленности водителя и дистанции до впередиидущего автомобиля на дисплей 7, прослушивание речевых сообщений через динамик, а также передачу предупредительных сигналов на зуммер 8 при необходимости изменения текущей дистанции и о значительном снижении текущего качества вождения.

Дисплей 7 устанавливается в кабине автомобиля так, что бы информация с дисплея была доступна для водителя и не снижала уровень обзора с водительского сидения, и уровень прохождения света через стекло, также пассивной безопасности автомобиля.

Блок 9 сканирования зоны движения, содержащий радар и приемопередающее устройство данных устанавливается в передней части автомобиля, при этом обеспечивается прием и передача данных по ходу и против хода движения.

Данные, получаемые со всех автомобилей в колонне через приемопередающий модуль блока сканирования зоны движения 9, отображаются у лидера в колонне (сервер) через контрольный (базовый) переносной блок 10 управления и сбора информации о состоянии качества вождения автомобилей в колонне и движении автомобильной колонны через приемо-передающий модуль и монитор. Данные поучают с целью мониторинга контроля подготовленности каждого водителя и принятия управленческих решений в ходе движения колонны.

Блок памяти 2 содержит эталонную информацию о профессионально важных компетенциях (эталонных параметрах) с диапазоном контрольных (в том числе критических и опасных) значений динамических и эксплуатационных параметров. Значения динамических параметров определены в ГОСТ Р 58782 - 2019, а также экспертным и экспериментальным путем. Значения эксплуатационных параметров определены производителями в руководствах по эксплуатации автомобиля.

Блок контроля 5 оценивает регистрируемые при движении автомобиля динамические и эксплуатационные параметры, сравнивают их с эталонной информацией о профессионально важных компетенциях (эталонных параметрах) с диапазоном контрольных значений динамических и эксплуатационных параметров. Все оценки передаются в локальное хранилище информации о прошедших поездках 3 для их хранения и накопления информации за рассматриваемый период (отдельную поездку) накопления информации.

Работает устройство следующим образом: с началом движения автомобильной колонны, в каждом автомобиле из состава колонны, приемопередающий модуль расположенный в блоке 9 отправляет данные об оценке качества вождения каждого водителя и дистанции между автомобилями в колонне на контрольный (базовый) переносной блок управления и сбора информации 10, с выводом вышеуказанных данных на монитор блока лидера с целью контроля подготовленности при движении в колонне и принятия лидером управленческих решений, с последующей их передачей через блок 10 на блоки 9, установленные на контролируемых автомобилях.

Накопленная статистический информация об уровне подготовленности водителя и дистанции до впередиидущего автомобиля отображаются на дисплее 7 пользовательского интерфейса 6. Речевые сообщения, полученные от лидера, воспроизводятся через динамик, а предупредительные сигналы при необходимости изменения текущей дистанции и о значительном снижении текущего качества вождения передаются через зуммер 8.

Применение предлагаемого устройства позволит расширить его функциональные возможности. Повысить точности оценки качества вождения автомобиля, за счет внесения изменений в конструкцию устройства, а так же учета целого ряда контрольных значений динамических, в том числе критических и опасных и эксплуатационных параметров, фиксируемых при движении автомобиля и контроля дистанции между автомобилями при движении в организованной колонне.

Похожие патенты RU2810707C1

название год авторы номер документа
Система контроля и мониторинга маршрутизированных автотранспортных средств 2018
  • Кулагин Александр Сергеевич
RU2712404C2
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС, СОБИРАЮЩИЙ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ И РАССЧИТЫВАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЖДЕНИЯ 2022
  • Анохин Михаил Александрович
  • Касьяненко Никита Андреевич
RU2790883C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ БОЕВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2019
  • Сергеев Артём Юрьевич
  • Сидоров Борис Николаевич
  • Ковалев Владислав Петрович
  • Зубатыкин Дмитрий Борисович
  • Эйсмунт Виталий Владимирович
  • Бабакин Александр Николаевич
  • Тимофеев Юрий Владимирович
  • Петров Владислав Евгеньевич
  • Куимов Валентин Григорьевич
RU2709344C1
СИСТЕМА ДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТАНКА 2001
  • Москалев В.С.
  • Алешечкин Н.Д.
  • Шишкин Н.К.
RU2202758C2
СПОСОБ И СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ МАРШРУТА НА ОСНОВАНИИ ТЕЛЕМАТИЧЕСКОГО СКОРИНГА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2023
  • Глазков Александр Николаевич
  • Хереш Игорь Анатольевич
  • Жуков Максим Александрович
RU2814789C1
ТЕЛЕМАТИЧЕСКОЕ БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2012
  • Амселем Жак
RU2621505C2
Система контроля и мониторинга автотранспортных средств 2020
  • Первинкин Константин Игоревич
RU2738664C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Крайний Николай Яковлевич
RU2625213C2
Способ управления движением автомобильной техники в составе колонны с учетом состояния опорной поверхности, рельефа и кривизны маршрута 2022
  • Свиридов Евгений Викторович
RU2790889C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Койнаш Виктор Иванович
  • Чередников Александр Александрович
RU2131146C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 810 707 C1

Реферат патента 2023 года Способ определения эксплуатационных параметров автомобиля, фиксируемых при движении в колонне

Изобретение относится к технике контроля и оценки качества вождения автомобиля. Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является расширение функциональных возможностей, повышение точности оценки качества вождения автомобиля, за счет внесения изменений конструкции предлагаемого устройства и учета целого ряда контрольных значений динамических, в том числе критических и опасных и эксплуатационных параметров, фиксируемых при движении автомобиля и контроля дистанции между автомобилями при движении в организованной колонне. Техническая задача решается тем, что способ определения эксплуатационных параметров автомобиля, фиксируемых при движении в колонне, содержащий автомобильный компьютер, блок памяти, содержащий эталонную информацию о качестве вождения автомобиля с диапазонами допустимых величин с возможностью сравнения их с определяемыми величинами, а также локальное хранилище накопленной системы информации о прошедших поездках блок контроля эксплуатационных параметров с датчиками контроля эксплуатационных параметров, отличающийся тем, что в блок контроля эксплуатационных параметров дополнительно введены блоки частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, расхода топлива с бортового компьютера автомобиля с соответствующими им датчиками контроля, также в способе используется акселерометр, с возможностью определения резких торможений, ускорений, поворотов и вертикальных колебаний корпуса автомобиля, пользовательский интерфейс с подключаемым дисплеем вывода информации о дистанции до впереди идущего автомобиля с оппозиционной шкалой, динамик воспроизведения речевых сообщений, зуммер сигнализации о необходимости увеличения и/или уменьшения текущей дистанции, блок сканирования зоны движения с приемо-передающим модулем данных о дистанции между идущими в колонне автомобилей, контрольный переносной блок управления и сбора информации о состоянии качества вождения автомобилей в колонне и движении автомобильной колонны с приемопередающим модулем и монитором, при этом указанные блоки соединены с хранилищем накопленной статистики вождения с возможностью сравнения их с определяемыми величинами, кроме того динамик воспроизведения речевых сообщений связан с пользовательским интерфейсом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 810 707 C1

Способ определения эксплуатационных параметров автомобиля, фиксируемых при движении в колонне, содержащий автомобильный компьютер, блок памяти, содержащий эталонную информацию о качестве вождения автомобиля с диапазонами допустимых величин с возможностью сравнения их с определяемыми величинами, а также локальное хранилище накопленной системы информации о прошедших поездках блок контроля эксплуатационных параметров с датчиками контроля эксплуатационных параметров, отличающийся тем, что в блок контроля эксплуатационных параметров дополнительно введены блоки частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, расхода топлива с бортового компьютера автомобиля с соответствующими им датчиками контроля, также в способе используется акселерометр, с возможностью определения резких торможений, ускорений, поворотов и вертикальных колебаний корпуса автомобиля, пользовательский интерфейс с подключаемым дисплеем вывода информации о дистанции до впереди идущего автомобиля с оппозиционной шкалой, динамик воспроизведения речевых сообщений, зуммер сигнализации о необходимости увеличения и/или уменьшения текущей дистанции, блок сканирования зоны движения с приемо-передающим модулем данных о дистанции между идущими в колонне автомобилей, контрольный переносной блок управления и сбора информации о состоянии качества вождения автомобилей в колонне и движении автомобильной колонны с приемопередающим модулем и монитором, при этом указанные блоки соединены с хранилищем накопленной статистики вождения с возможностью сравнения их с определяемыми величинами, кроме того динамик воспроизведения речевых сообщений связан с пользовательским интерфейсом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2810707C1

Комбинированная ситчато-колпачковая тарелка для ректификационных аппаратов 1948
  • Собчук Ю.И.
SU81691A1
СИСТЕМА И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОПАРКОМ В ПАРКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСТРОЙСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ОБРАЩЕННОГО К ВОДИТЕЛЮ 2018
  • Кюнле, Андреас У.
  • Ли, Чжен
  • Молин, Ханс М.
  • Боон, Кэти Л.
RU2756256C1
US 20190171225 A1, 06.06.2019
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 2021
  • Фадеев Евгений Андреевич
  • Шашкина Ксения Михайловна
  • Мишустов Владислав Павлович
RU2793073C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2017
  • Бузников Сергей Евгеньевич
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Ендачев Денис Владимирович
  • Елкин Дмитрий Сергеевич
  • Шабанов Николай Сергеевич
  • Струков Владислав Олегович
RU2671891C1

RU 2 810 707 C1

Авторы

Шевченко Кирилл Анатольевич

Горностаев Александр Иванович

Котляров Алексей Юрьевич

Даты

2023-12-28Публикация

2023-03-29Подача