СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ Российский патент 2023 года по МПК A61B5/16 G01N33/48 

Описание патента на изобретение RU2810814C1

Изобретение относится к медицине, а именно к возрастной физиологии и педиатрии, и может быть использовано для диагностики стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ - это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма, завершается морфогенез систем жизнеобеспечения, таких как сердечно-сосудистая система, пищеварительная, а также регуляторных систем: нервной и гормональной, что позволяет подростковый возраст выделять как критический период роста и развития человека в постнатальный период. Для подростков характерна повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации.

Психологические особенности подросткового периода объясняются возрастным кризисом, основная причина которого значительный разрыв между физиологическим, социальны и эмоциональным созреванием личности. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются во время подросткового возрастного кризиса, наиболее выраженного в III-IV фазах пубертатного периода, приходящихся на возраст 13-17 лет.

Такие физиологические и психологические особенности подросткового периода делают подростков уязвимыми к действию стрессорных факторов, и особенно при действии факторов социального характера, что может привести к нарушению физического и психического здоровья подростков. Психологическая незрелость подростков в возрасте 13-17 лет определяет актуальность дифференциальной диагностики стресса, как фактора риска нарушения здоровья.

Особого внимания заслуживают подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, относятся: подростки-сироты, подростки-инвалиды, подростки - потерпевшие стихийные бедствия, подвергшиеся насилию, отбывающие наказание в виде лишения свободы, подростки, живущие в малоимущих семьях, жертвы вооруженных конфликтов, подростки из семей беженцев и вынужденных переселенцев, подростки, имеющие недостатки в развитии, с отклонениями в поведении (см. Фомина А.Н., Микульская В.Г. Трудные жизненные ситуации, как их воспринимают подростки и чем могут помочь взрослые // Народное образование 2015. №6, с. 186-190).

У детей и подростков, оставшихся без родительского попечения и воспитывающихся в детском доме, тревожность и агрессивность усиливается стрессом, вызванного факторами депривации (материнской, эмоциональной, социальной), психологической травмы разлуки с семьей, недостаточностью развития познавательных процессов (см. Фомина Е.В., Оленко Е.С., Кодочигова А.И., Филиппов Д.Ю. Влияние стресса на когнитивные способности здорового человека: нейрофизиологические аспекты // Психосоматические и интегративные исследования 2019, №5, с. 4-2). Это зачастую приводит к неконструктивным формам поведения, отражается на психоэмоциональном благополучии подростков и вызывает негативные личностные изменения (см. Морозова Н.Н., Никишов С.Н., Осипова И.С., Баляев С.И. Особенности психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования 2022, том 22, №4, с. 460-476).

Поэтому своевременная поддержка и помощь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, является одной из важнейших задач, решение которой дает возможность в дальнейшем сформировать правильные жизненные установки, обеспечивающие социализацию и благополучие во взрослой жизни.

Стресс - это не просто волнение или нервное напряжение, это системный нейроэндокринный ответ, который активируется в первую очередь сочетанным действием симпатической нервной и эндокринной систем (см. Акарачкова Е.С., Блинов Д.В., Котова О.В., Травникова Е.В., Царева Е.В. Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции. https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca. 2018. 1. 28-35).

Физиологический ответ на стресс - это универсальная форма общего адаптационного синдрома, который регулируется гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системой. Ведущую роль в этих процессах играют гормоны кортизол (Ко) и дегидроэпиадростерона (ДГАЭ), а также катехоламины: адреналин (А) и норадреналин (НА).

Основатель теории стресса и адаптации Г. Селье выделил три патогенетические стадии стресса: тревоги, устойчивости, истощения (см. Салехов С.А. Патогенетический анализ достоверности критериев классической триады стресса Г. Селье // Вестник Новгородского государственного университета, 2019, №3 (115), с. 28-30), но сегодня общепризнанным является наличие переходной стадии переактивации, которая в патогенетическом развитии стресса предшествует стадии истощения (см. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону, 1990, 223 с.). Каждая стадия стресса имеет особенности гормональной и нервной регуляции.

Первая стадия тревоги, характеризуется активацией симпатомиметических гормонов (тироксин, глюкокортикоиды, адреналин), что мобилизует энергетический и пластический обмен, выстраивая специфическую и неспецифическую защиту от действия стрессора. При кратковременном воздействии организм быстро восстанавливает начальное устойчивое состояние без нарушения психоэмоционального состояния. Надпочечники начинают активно вырабатывать повышенное количество кортизола и находятся в состоянии гиперфункции. Стадия тревоги является вариантом нормы ответа организма на внешний раздражитель.

При продолжении действия стрессора формируются процессы адаптации, которые характеризуются новым уровнем взаимодействия в иерархии регуляторных систем. Это дает возможность перейти в стадию устойчивости (резистентности) к действию стрессора. Главным регуляторным звеном этой стадии являются вегетативная нервная система, действие которой направлено на снижение выброса кортизола. Уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов, что требует напряжения адаптационных систем.

Поэтому длительное воздействие стресса приводит к формированию стадии истощения, при которой организм начинает терять способность адаптироваться к стрессору.

Стадии истощения предшествует крайне неблагоприятная реакция на стрессор, выделенная как стадия переактивации. Переактивация характеризуется неустойчивостью нейрогуморальной регуляцию. На этой стадии ответа организма на стресс отмечается снижение секреции кортизола, но сохраняется высокая активность симпато-адреналового звена (см. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону, 1990, 223 с.). Активация симпатической регуляции проходит к затратой энергетических ресурсов и поэтому приводит к истощению адаптационного потенциала. Организм переходит в стадию истощения, когда ресурсы организма энергетические, пластические снижаются, секреция гормонов также снижается, что становится фоном для формирования патологий из-за серьезных нарушений гомеостаза.

Следовательно, дифференцированная диагностика стадий стресса, и особенно стадии переактивации и истощения имеет важное значение, т.к. именно такое проявление ответа на стресс несет наибольшие риски нарушения соматического и психического здоровья подростков (см. Андреева И.А., Анохина С.А. Стресс в подростковом возрасте //Вестник Санкт-Петербургского университета, - 2006. - №4. - С. 374-380).

У подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации клинические проявления стресса выражаются психическими признаками, такими как тревожность, страх, трудности принятия решения, снижение когнитивных способностей, частая смена настроения, агрессия, склонностью к депрессии закрепляются в формах поведения, которые можно расценивать как социальную дезадаптацию.

Изложенное выше указывает на высокую актуальность разработки способа дифференциальной диагностики стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что позволит оказать своевременную психологическую и медицинскую помощь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

В литературных и патентных источниках широко представлены способы диагностики стресса путем оценки симпатических влияний на системы жизнеобеспечения, чаще сердечно-сосудистой системы. Например: «Способ диагностики стрессоустойчивости» (см. патент на изобретение RU №2742161 С1, опубл. 02.02.2021, Бюл. №4), включающий вычисление интегрального баланса и индекса симпатической активности, по результатам обследования пациентов по методике тетраполярной реокардиографии по Кубичеку. Расчет по формуле позволяет провести дифференциальную диагностику стресса. Однако, по нашему мнению, способ не удобен для оценки стресс-устойчивости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, т.к. требует специального оборудования, общения с медицинским персоналом, что может вызвать эмоциональный дискомфорт у подростка и привести к искаженным результатам, т.к. между эмоциональной сферой и симпатической регуляцией существует прямая функциональная связь.

Этот же недостаток, по нашему мнению, имеется и у другого способа диагностики стресса «Способ диагностики стресса у человека» (см. патент на изобретение RU 2624813 С1, опубл. 06.07.2017 г. Бюл. №19). Сущностью способа является то, что у пациента проводят запись кардиоритма на протяжении 12 часов дневного времени суток во время его повседневной активности, анализируют один раз за каждые полчаса 5-минутный отрезок записи, не имеющий помех, вычисляют стандартное отклонение N-N интервалов (SDNN) каждого из указанных 5-минутных отрезков кардиоритмограммы, определяют путем усреднения SDNN 5-минутных отрезков среднее значение SDNN за каждую третью часть 12-часового периода дневного времени суток и диагностируют хронический стресс при получении средних значений SDNN за вторую и за третью трети дневного времени суток, каждое из которых отличается от среднего значения предшествовавшей ей трети дневного времени суток (первой и второй соответственно) менее чем на 10 миллисекунд и/или среднем значении SDNN за первую треть дневного времени суток, составляющем менее 70 миллисекунд, при среднем значении SDNN за последующую вторую треть дневного времени суток, равном или меньшем, чем значение SDNN за первую треть дневного времени суток.

Недостатком предлагаемого способа, по нашему мнению, является длительность наблюдения за испытуемым (12 часов активного бодрствования) и включения в расчет большого количества точек измерения.

Наиболее популярные методы диагностики стресса предусматривают психофизиологическое тестирование с использованием опросников, адаптированных для разных возрастных групп, в том числе и для подростков. Основным ориентиром на наличие стресса является определение тревожности. Однако у детей и подростков эти методы чаще используются для диагностики школьного стресса. Например, личностная и ситуационная тревожность Спилбергера, школьная тревожность и др. (см. Семыкина А.Р. Определение уровня стресса выпускников 9 и 11 классов и методы преодоления стрессовых состояний, https://school-science.ru/6/1/37712; см. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.А. Формирование стресса и его проявления у учащихся старших классов в условиях действия различного уровня напряженности учебного процесса. Профилактическая медицина. 2019, №22(6), с. 61-66).

Однако в настоящее время количество опросников велико, нет четко установленных оценок, коррелирующих с физиологическими показателями стресса и до сих пор диагностика стресса преимущественно основывается на анкетном психологическом тестировании, то есть субъективна. Кроме того, отсутствуют валидизированные оценочные инструменты для диагностики стресса и измерения уровня стрессоустойчивости.

Оценку психофизиологического стресса у подростков по физиологическим показателям предложили и психофизиологическому тестированию Потягайло Е.Г. и Покровский В.М. (см. file:///С:/Users/Home/Desktop/заявка%20на%20изобрет/novye-podhody-k-diagnostike psihoemotsionalnogo-stressa-u-detey.pdf (online-версия журнала http://www.pediatriajournal.ru №5/2004, приложение №7). В качестве физиологических параметров использовали сердечно-дыхательную синхронизацию (СДС) и психологический тест Люшера. Установлена связь между диапазоном СДС и уровнем тревожности. Данная работа свидетельствует об эффективности комплексного исследования при оценке стресса. Основным недостатком данного способа является применение специального оборудования, которое, как правило, есть медицинских учреждениях, поэтому обследование может привести к напряжению подростка и искажению результата.

Между тем связь между поведением и его физиологическими основами установлена и имеет особенности у подростков (см. Китаева М.А., Русинова С.И. Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет //. Вестник ТГГПУ. 2008. №4 (15). С. 15-21).

За последнее десятилетие наблюдается заметный рост исследований в отношении поиска физиологических коррелятов поведенческих расстройств у детей и подростков.

Связующим звеном между психологическими аспектами поведения, контролем со стороны нервной системы поведения и метаболизма является гормональное звено, в котором, несомненно, ведущая роль принадлежит кортизолу.

Наиболее близко нам в понимании проблемы стресса у подростков представлены данные в статье А.Н. Шарапова «Нейроэндокринные аспекты стресса и расстройств поведения у подростков» (см. https://cyberleninka.ru/article/n/neyroendokrinnye-aspekty-stressa-i-rasstroystv-povedeniya-u-podrostkov), которые являются доказательством участия кортизола в регуляции поведения и активности вегетативной нервной системе при стрессе у подростков. В статье приводятся сведения о связи между эмоциональным проявлением стресса (агрессия) и экскрецией кортизола слюной. Используя психологическое тестирование как показатель стресса, измеряли уровень кортизола в слюне до и после проведения психологического теста. Выявлено, что увеличение уровня кортизола было обратно пропорционально степени агрессии у подростков с РП, которые сохраняли свою реакционную способность к стрессу. Абсолютно низкие показатели у подростков, которые показали снижение кортизола после стресса отрицательно коррелировали с оценочным уровнем внимания по корейской версии контрольного списка поведения детей (K-CBCL). Авторы считают, что для подростков, которые показали повышение концентрации кортизола в реакции на стресс, гормон может исполнять защитную роль против агрессии, на основании чего предполагается, что существенные успехи могут быть достигнуты при изучении закономерностей физиологических реакций между несколькими параллельными системами, а не системами индивидуального реагирования. Однако результаты данного исследования нельзя использовать с целью диагностики стадий стресса у подростков, что по-нашему мнению крайне важно, когда речь идет о подростках, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Значимость глюкокортикоидов в регуляции стрессорного ответа описана в статье Касьянова Е.Д., Мазо Г.Э. (см. Касьянов Е.Д., Мазо Г.Э. Функционирование гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси при депрессии: актуальное состояние проблемы. Журнал «Психическое здоровье». - 2017. - №8. - С. 27-34). Глубокое понимание механизмов регуляции стресса стало возможным благодаря исследованию процессов синтеза, обмена и метаболизма стероидных гормонов коры надпочечников: кортизола и дегидроэпиандростерона (ДГЭА), которые регулируют реализацию стрессорной реакции.

Согласно современным исследованиям, физиологический смысл этого феномена заключается в том, что ДГЭА - это мощный естественный антиглюкокортикоид, противостоящий кортизолу, уровень которого резко повышается при стрессе (см. https://mc21.ru/blog/disfunktsiya-nadpochechnikov-chelovek-ustavshiy-prodolzhenie. Дата обращения 24.02.2023).

На основании проведенного анализа литературы стало очевидно, что основной принцип поиска маркеров диагностики стресса должен быть ориентирован на показатели симпатической и адренокортикальной регуляции, ассоциированные с изменением в психофизиологическом состоянии и поведении подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачей изобретения явилось разработка эффективного способа дифференциальной диагностики стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Техническим результатом, проявляющимся при реализации данного способа является дифференциальная диагностика стадий стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Технический результат достигается тем, что у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определяют содержание гормонов кортизола (Ко, нг/мл) и дегидроэпиадростерона (ДГАЭ, нг/мл), адреналина (А, нг/мл) и норадреналина (НА, нг/мл), а также определяют в баллах значения эмоционального дискомфорта (ЭД), астенического компонента тревожности (ACT), фобического компонента (ФОБ), тревожной оценки перспективы (ОП), социальной реакции защиты (СЗ), после чего рассчитывают значение интегративного теста тревожности (ИТТ) по формуле ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ; рассчитывают значения коэффициентов напряжения гормонального звена К1 и симпато-адреналового звена К2 по формулам К1=ДГАЭ/Ко и К2=НА/А;

при одновременном условии выполнения значений К1 равно и больше 2,5 и меньше 3,0, К2 равно и больше 2,0 и меньше 2,6, ИТТ меньше 20 - диагностируют как отсутствие стресса;

при одновременном условии выполнения значений К1 меньше 2,5, К2 равно и больше 2,0 и меньше 2,6, ИТТ меньше 20 - диагностируют как стадию тревоги;

при одновременном условии выполнения значений К1 равно и больше 3,0 и меньше 5,0, К2 равно и больше 2,6 и меньше 3,0, ИТТ равно и больше 20 и равно и меньше 24 - диагностируют как стадию устойчивости;

при одновременном условии выполнения значения К1 равно и больше 5,0, и меньше 8,0, значения К2 равно и больше 3,0 и равно и меньше 3,5, значении ИТТ больше 24 и равно и меньше 27 - диагностируют как стадию переактивации;

при одновременном условии выполнения значения К1 равно и больше 8,0 и значения К2 меньше 2,0, значения ИТТ больше 27 диагностируют как стадию истощения.

Тревога относится к числу облигатных, но неспецифических субъективных эмоциональных проявлений острого и хронического стресса, ее уровень оценивали по результатам интегративного теста тревожности (см. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., и др. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ) // Методические рекомендации / А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2003. - 23 с.). Методика «Интегративный тест тревожности» (ИТТ) представляет собой медицинскую (медико-психологическую) технологию для дифференцированной оценки и содержательной квалификации по 5 новым факторам (субшкалам) тревоги как неспецифического регулятора поведения личности и тревожности как личностно-типологической характеристики.

Структурно методика ИТТ состоит из двух основных равнозначных шкал, которые имеют условные названия СТ-С (ситуативная) - для первой шкалы и СТ-Л (личностная) - для второй шкалы.

Каждая из шкал включает в себя перечень из 15 утверждений (см. Таблица №1).

В процессе тестирования по первой шкале испытуемому предлагается оценить себя по степени выраженности признака: «Совсем нет», «Слабо выражено», «Выражено», «Очень выражено», а по второй шкале - по частоте встречаемости признака: «Почти никогда», «Редко», «Часто», «Почти все время».

В методике ИТТ использована традиционная 4-х балльная градация ответов. Отсутствие признака («Совсем нет», «Почти никогда») оценивается в 0 баллов, промежуточные степени представленности признака («Слабо выражено», «Редко», «Выражено», «Часто») оценивается в 1-2 балла соответственно, максимальная степень выраженности признака («Очень выражено», «Почти все время») оценивается в 3 балла. Таким образом, максимальное количество сырых баллов, которые может набрать испытуемый - 45.

Путем выделения 5 дополнительных субшкал, раскрывается содержательный характер самооценки аффективного состояния, определяемого тестом:

1. Субшкала «Эмоциональный дискомфорт» (ЭД). Определяет наличие эмоциональных расстройств, эмоциональной напряженности, элементов ажитации, неудовлетворенность жизненной ситуацией.

2. Субшкала «Астенический компонент тревожности» (ACT). Определяет преобладание в структуре тревожности усталости, расстройств сна, вялости, пассивности и быстрой утомляемости.

3. Субшкала «Фобический компонент тревожности» (ФОБ). Определяет преобладание в структуре тревожности ощущения непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности.

4. Субшкала «Тревожная оценка перспективы» (ОП). Определяет наличие озабоченности будущем на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.

5. Субшкала «Социальная реакция защиты» (СЗ). Определяет склонность испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник напряжений и неуверенности в себе.

Обработка результатов обследования с помощью ИТТ.

Обследование по обеим шкалам обычно отнимает не более 5 мин., расчет общих баллов тревоги-тревожности для СТ-С и СТ-Л - не более минуты, Кроме того, окончательный расчет баллов можно произвести по ссылке https://uchebana5.ru/cont/1813400-p52.html.

Во время обследования определяется итоговая сумма в «сырых» баллах. Для стандартизации результатов предусмотрен перевод «сырых» значений основных шкал СТ-С и СТ-Л в значения шкалы стэнов (см. Таблица №2).

При необходимости дифференцировать и детализировать полученный результат производятся расчеты с помощью вспомогательных субшкал. Для каждой субшкалы определены диагностические коэффициенты, приведенные в Таблице 3.

Первое (наибольшее) число в ряду соответствует значительной выраженности признака («Очень выражено», «Почти все время»), второе - средней выраженности («Выражено», «Часто»), третье - слабой выраженности («Слабо выражено», «Редко»). Ответы «Совсем нет» и «Никогда» не учитываются.

Таким образом, исходя из приведенной таблицы, для получения результатов по субшкале ЭД подсчитывается арифметическая сумма диагностических коэффициентов (с учетом выраженности признака), соответствующих утверждениям №1,2, 4, 6; по субшкале ACT - №8, 13, 14; по субшкале ФОБ - №7, 9, 12; по субшкале ОП - №3, 5, 15; по субшкале СЗ - №10, 11.

Для стандартизации результатов обследования «сырые» значения субшкал (суммы диагностических коэффициентов) так же, как и значения основных шкал, переводятся в стэны (см. Таблица №4).

Интерпретация результатов обследования с помощью ИТТ.

1. Основные шкалы (СТ-С, СТ-Л):

0-4 стэна - низкий уровень тревоги-тревожности;

4-6 стэнов - нормальный уровень тревоги-тревожности;

7 и более стэнов - высокий уровень тревоги-тревожности, наличие дезадаптации в интер - или интраиндивидуальных отношениях, дисгармония со средой в целом.

2. Дополнительные субшкалы (ЭД; ACT; ФОБ; ОП; СЗ):

0-4 стэна - компонент в структуре тревоги-тревожности не выражен или мало выражен;

4-6 стэнов - выраженность компонента не превышает уровня нормы;

7 и более стэнов - компонент преобладает в структуре тревоги-тревожности и может оказывать влияние на эмоциональный тонус испытуемого.

Пример регистрационного бланка шкалы СТ-С

Инструкция: ниже Вам предложены несколько утверждений, касающихся вашего эмоционального состояния. В отношении каждого из них нужно решить - насколько данное состояние выражено именно сейчас, в данный момент, сегодня.

В зависимости от этого поставьте знак «+» в одну из четырех граф (см. Таблица №5).

Перевод «сырых» значений основных шкал СТ-С и СТ-Л в значения шкалы стэнов (см. Таблица 5а).

Стандартизация результатов обследования (перевод в стэны «сырых» значений субшкал (суммы диагностических коэффициентов) и значений основных шкал) (см. Таблица 5б).

Пример регистрационного бланка шкалы СТ-Л

Инструкция: ниже Вам предложены несколько утверждений, касающихся вашего эмоционального состояния. В отношении каждого из них нужно решить - КАК ЧАСТО на протяжении последнего времени (например, на протяжении последнего года) Вы его испытывали. В зависимости от этого поставьте знак «+» в одну из четырех граф (см. Таблица №6).

Перевод «сырых» значений основных шкал СТ-С и СТ-Л в значения шкалы стэнов (см. Таблица 6а).

Стандартизация результатов обследования (перевод в стэны «сырых» значений субшкал (суммы диагностических коэффициентов) и значений основных шкал) (см. Таблица 66).

Методика ИТТ имеет неоспоримое значение в решении задачи первичной психопрофилактики возникновения психической дезадаптации у лиц, находящихся в условиях напряжения и воздействия сложных социальных условиях.

Определение содержания гормонов и катехоламинов проводили в утренней порции слюны, которую собирали натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой. Слюну собирали в течение 5 минут в пластиковые конические пробирки без наполнителя. Пробы центрифугировались при 3000 об/мин в течение 15 минут.Для дальнейших исследований использовалась надосадочная жидкость, которую хранили при -700С не более двух месяцев до определения изучаемых показателей (см. Турлак И.В. Слюна - основные направления исследования ее свойств // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - №4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29934).

Содержание дегидроэпиадростерона (ДГАЭ, нг/мл), кортизола (Ко, нг/мл), норадреналина (НА, нг/мл) и адреналина (А, нг/мл) проводили иммуноферментным анализом (ИФА) с использованием стандартных наборов для исследования слюны (производство IBL ELISA).

В связи с тем, что содержание гормонов имеет широкие границы нормы, для оценки напряжения гормонального звена регуляции рассчитывали коэффициент К1 по отношению содержания ДГАЭ к содержанию кортизола по формуле Оценку напряжения симпато-адреналового звена регуляции коэффициентом К2 по отношению содержания НА к содержанию А по формуле

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием программы StatTech v.1.2.0. Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Шапиро-Уилка. С помощью корреляционного анализа по Пирсону, установлена связь между гормональной регуляцией, симпатоадреналовой регуляцией ответа на стресс и психоэмоциональным состоянием подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В ходе нашего исследования, провели диагностику стресса у 68 подростков в возрасте 13-17, оказавшихся в трудной жизненной ситуации без попечения родителей, проживающих в Азовском Центре помощи детям.

Исследование проводили однократно - спустя 2 месяца от начала проживания подростка в центе реабилитации. Данный срок выбран с учетом острой эмоциональной реакции подростков на сложившуюся жизненную ситуацию. Мы полагаем, что проживание в Центре в течение 2 месяцев позволяет освоить новую среду, познакомиться с правилами и требованиями учреждения, школы и пр., т.е. должны сформироваться физиологические и психологические основы адаптации к новым условиям проживания в зависимости от индивидуальной реакции на стресс, вызванной трудной жизненной ситуацией.

Анализ результатов с учетом закономерных изменений систем регуляции стрессорного ответа позволил сформировать группы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в зависимости от уровня стресса (см. Таблица №7).

1 стадия стресса (тревоги) по общему показателю тревоги (ИТТ) не отличается от значений контрольной группы, что указывает на благополучное течение адаптации подростков к новым условиям проживания, что подтверждается невысокими значениями субшкал: астенический компонент тревожности, фобический компонент, тревожная оценка перспективы. Резких отличий в содержании гормонов и катехоламинов в слюне этих подростков по сравнению с контролем также не отмечалось, незначительное повышение содержания кортизола носит закономерный характер и указывает на наличие адаптационной реакции. Это проявляется в снижении

Стадия устойчивости заметно отличается от других стадий стресса, так как характеризуется новым уровнем взаимодействия регуляторных систем. Общий уровень тревожности повышается, что связано с активным вовлечением симпатического звена вегетативной нервной системы, а, следовательно, и повышением возбудимости ЦНС. При этом очевидна связь между активностью гормонального и центрального звеньев регуляции организма. Стадия устойчивости у подростков характеризуется значительным повышением содержания в слюне ДГАЭ - основного антистрессорного гормона (см. Гончаров Н.П., Кация Г.В. Дегидроэпиандростерон: биосинтез, метаболизм, биологическое действие и клиническое применение (аналитический обзор). Андрология и генитальная хирургия. 2015, №16(1). С. 13-22. https://doi.org/10.17650/2070-9781-2015-l-13-22) при уровне кортизола соответствующему норме. Как следствие, заметно повышение отношения более чем в 2 раза по сравнению с нормой. Повышается содержание НА в слюне, что указывает на вовлечение центральных механизмов регуляции ответа на стресс. Содержание А остается без изменений, отношение становится выше. На фоне высокого возбуждения отмечаются более высокие показатели тревожности по всем субшкалам, и, соответственно, более высокому показателю интегральной тревожности по сравнению с контролем и подростками в стадии стресса «тревожность».

Стадии переактивации и истощения характеризуются резким снижением содержания кортизола в слюне, что указывает на угнетение гормонального звена адаптации. Однако секреция слюной ДГАЭ значительно различается, что отражается на показателе

При переактивации секреция ДГАЭ соответствует контрольным значениям и К1 выше контроля. На стадии истощения содержание ДГАЭ становится ниже контрольных значений и К1 также ниже, чем при стадии переактивации, поэтому значение К1 также превышает норму. Однако принципиальным отличием этих стадий является участие центральных механизмов адаптации. При переактивации отмечается максимальное содержание НА в слюне, при истощении - минимальное. За счет этого К2 при стадии переактивации имеет наибольшие значения, а при стадии истощения ниже, чем при других стадиях стресса.

Таким образом, при стадии переактивации главным звеном адаптации является нервная система за счет высокой возбудимости. Это объясняет и более низкие значения баллов по субшкалам ACT, ФОБ, ОП в тесте интегральной тревожности. Высокий уровень активности центрального звена регуляции на фоне низкой гормональной активности может привести к нарушению со стороны поведения подростков, что служит маркером социальной дезадаптации. Следовательно, стадия истощения характеризуется как дефицитом гормонального, так и центрального звена регуляции гомеостаза. Общий показатель стресса при истощении самый высокий по всем субшкалам. Такие неблагоприятные изменения нейрогуморальной регуляции у подростков могут привести дезадаптации и к нарушению соматического здоровья, что требует своевременной персонализированной коррекции психофизиологического состояния подростка.

Способ выполняется следующим образом.

У подростка, поступившего в реабилитационный центр, замещающий семью, через 2 месяца пребывания в реабилитационном центре в утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определяют содержание гормонов кортизола (Ко, нг/мл) и дигидроэпиадростерона (ДГАЭ, нг/мл), адреналина (А нг/мл) и норадреналина (НА, нг/мл), а также проводят общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности интегративным тестом тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт (ЭД), астенический компонент тревожности (ACT), фобический компонент (ФОБ), тревожная оценка перспективы (ОП), социальные реакции защиты (СЗ).

По результатам ответов на вопросы анкеты рассчитывали в баллах значение ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ. Затем рассчитывают коэффициент где ДГАЭ - содержание дегидроэпиадростерона в слюне в нг/мл, Ко - содержание кортизола в нг/мл и , где НА - содержание норадреналина в нг/мл, А - содержание адреналина в нг/мл;

при одновременном условии выполнения значений К1 равно и больше 2,5 и меньше 3,0, К2 равно и больше 2,0 и меньше 2,6, ИТТ меньше 20 - диагностируют как отсутствие стресса;

при одновременном условии выполнения значений К1 меньше 2,5, К2 равно и больше 2,0 и меньше 2,6, ИТТ меньше 20 - диагностируют как стадию тревоги;

при одновременном условии выполнения значений К1 равно и больше 3,0 и меньше 5,0, К2 равно и больше 2,6 и меньше 3,0, ИТТ равно и больше 20 и равно и меньше 24 - диагностируют как стадию устойчивости;

при одновременном условии выполнения значения К1 равно и больше 5,0, и меньше 8,0, значения К2 равно и больше 3,0 и равно и меньше 3,5, значении ИТТ больше 24 и равно и меньше 27 - диагностируют как стадию переактивации;

при одновременном условии выполнения значения К1 равно и больше 8,0 и значения К2 меньше 2,0, значения ИТТ больше 27 диагностируют как стадию истощения.

Приводим примеры применения способа.

Пример №1. Подросток С., 14 лет. Поступил в Азовский центр помощи детям в октябре 2021 г. в связи с неблагополучным результатом эпидемиологического обследования жилья.

Спустя 2 месяца проживания в Центре подростку С. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 2,04 нг/мл и дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 5,1 нг/мл, адреналина (А) = 76,0 нг/мл и норадреналина (НА) = 161,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности интегративным тестом тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты – СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=3+3+4+4+4=18.

Коэффициент

Коэффициент

Состояние диагностируют как отсутствие стресса.

Отношения с ровесниками ровные, успевает по всем предметам. Планирует получать профессию в колледже.

Предложенные мероприятия: курс витаминотерапии, спортивное воспитание, плавание.

Пример №2. Подросток В., 13 лет. Поступил в Азовский центр помощи детям в апреле 2021 г. в связи с лишением родителей родительских прав на время документального оформления бабушкой опеки над подростком.

Спустя 2 месяца проживания в Центре, подростку В. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 2,5 нг/мл, дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 7,0 нг/мл, адреналина (А) = 47,8 нг/мл, норадреналина (НА) = 121,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности интегративным тестом тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты - СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=3+1+2+4+4=14.

Коэффициент

Коэффициент

Состояние диагностируют как отсутствие стресса. Успеваемость в школе удовлетворительная. Любит рисовать, неконфликтный.

Предложенные мероприятия: курс витаминотерапии, спортивное воспитание, плавание.

Пример №3. Подросток С., 14 лет.

Поступил в Азовский центр помощи детям в марте 2020 г. в связи с асоциальным образом жизни мамы (алкоголизм, периодические запои).

Спустя 2 месяца проживания в Центре подростку С. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 4,1 нг/мл и дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 8,2 нг/мл, адреналина (А) = 45,0 нг/мл и норадреналина (НА) = 116,0 нг/мл, а также провели экспресс-диагностику тревоги и тревожности с применением интегративного теста тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты - СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=4+4+3+4+3=18.

Состояние диагностируют как стадию тревоги.

Предложенные мероприятия: работа с психологом, спортивное воспитание, плавание, курс витаминотерапии.

В течение проживания в Центре освоил основные требования режима учреждения, включился в учебу в дистанционном формате, легко принял необходимость занятий с психологом. Через два месяца активно готовился к летней поездке на море.

Пример №4. Подросток С. 14 лет. Поступил в Азовский центр помощи детям в феврале 2021. в связи с конфликтными отношениями в семье.

Спустя 2 месяца проживания в Центре подростку С. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 4,5 нг/мл, дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 8,2 нг/мл, адреналина (А) = 47,2 нг/мл, норадреналина (НА) = 120,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности интегративным тестом тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты – СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=3+3+3+5+4=18.

Состояние диагностируют как стадию тревоги.

Немного замкнутый, спокойно реагирует на замечания, посещает бассейн, любит общественные мероприятия.

Предложенные мероприятия: работа с психологом, спортивное воспитание, плавание, курс витаминотерапии.

Пример №5. Подросток Л., 15 лет.

Поступила в Азовский центр помощи детям в январе 2020 г. в связи с тем, что бабушке стало трудно справляться с периодическими сложностями в поведении подростка (агрессивность, требовательность, непослушность).

Спустя 2 месяца проживания в Центре подростку Л. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 3,9 нг/мл и дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 11,9 нг/мл, адреналина (А) = 57,7 нг/мл и норадреналина (НА) = 152,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности интегративным тестом тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты – СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=5+4+5+4+5=23.

Состояние диагностируют как стадию устойчивости.

Несмотря на соблюдение всех противоковидных мер в учреждении постоянно проявляла беспокойство в связи с возможностью заразиться, старалась ограничивать общение с персоналом и детьми. Училась ровно, но без желания, могла не выучить уроки.

Предложенные мероприятия: работа с психологом, спортивное воспитание, плавание, релаксация по Джекобсону, курс седативного препарата (персен), и магнелис В6.

Пример №6. Подросток Л. 17 лет. Поступила в Азовский центр помощи детям в ноябре 2020 в связи со смертью бабушки-опекуна.

Спустя 2 месяца проживания в Центре подростку Л. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 5,1 нг/мл, дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 17,0 нг/мл, адреналина (А) = 55,0 нг/мл, норадреналина (НА) = 156,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности интегративным тестом тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты – СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=3+5+5+3+4=20.

Состояние диагностируют как 1 стадию устойчивости.

Немного неуверенная в себе девушка, после окончания школы планирует работать и жить у родственников.

Предложенные мероприятия: работа с психологом, спортивное воспитание, плавание, курс витаминотерапии, курс седативного препарата персен, магнелис В6.

Пример №7. Подросток К., 14 лет. Поступил в Азовский центр помощи детям в январе 2020 г. в связи со склонностью к бродяжничеству и побегам из дома.

Спустя 2 месяца проживания в Центре подростку К. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 0,9 нг/мл и дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 6,64 нг/мл, адреналина (А) = 70,0 нг/мл и норадреналина (НА) = 221,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности с применением интегративного теста тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты – СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=5,0+4,0+5,0+6,0+6,0=26.

Состояние диагностируют как стадию переактивации.

Постоянно пытается привлечь к себе внимание, преимущественно с негативными эмоциями, с выраженным желанием оказывать сопротивление любым предложениям со стороны взрослых. Демонстративно отказывался носить маску, беседовать с психологом, учиться в новой школе, общаться с родственниками. Агрессивное поведение (чаще словесное, провокаций драк не устраивал) иногда сменяется замкнутостью. Успеваемость в школе неудовлетворительная - основная причина - отсутствие мотивации из-за уверенности, что общество его не примет и не даст возможности добиться успехов.

Предложенные мероприятия: работа с психологом, плавание, консультация психиатра, курс анксиолитического препарата атаракс, физиотерапевтическое лечение (ванны с углекислым газом, элекрофорез с эуфиллином).

Пример №8 Подросток Н., 15 лет. Поступила в Азовский центр помощи детям в декабре 2020 г. в связи со смертью мамы и асоциальным образом жизни папы.

Спустя 2 месяца проживания в Центре подростку Н. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 0,76 нг/мл, дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 3,8 нг/мл, адреналина (А) = 65,7 нг/мл, норадреналина (НА) = 230,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности интегративным тестом тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты – СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=2+4+5+5+8=24 балла.

Состояние диагностируют как стадию переактивации. Выраженное нарушение сна, низкая концентрация внимания, во время выполнения домашнего задания часто отвлекается, обидчивая и вспыльчивая. Может нагрубить взрослым.

Предложенные мероприятия: работа с психологом, плавание, консультация психиатра, курс анксиолитического препарата атаракс, физиотерапевтическое лечение (ванны с углекислым газом, элекрофорез с эуфиллином).

Пример №9. Подросток Д., 15 лет. Поступил в Азовский центр помощи детям в сентябре 2020 г. после нескольких побегов из дома опекунов.

До поступления в учреждение летние месяцы жил практически самостоятельно, сам себя обеспечивал едой. В течение двух первых месяцев пребывания в Центре был замкнут, но подчинялся расписанию учреждения, посещал школу.

Спустя 2 месяца проживания в Центре, подростку Д. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 0,52 нг/мл и дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 4,26 нг/мл, адреналина (А) = 50,0 нг/мл и норадреналина (НА) = 80,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности с применением интегративного теста тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты – СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=6+8+6+6+6=32.

Состояние диагностируют как стадию истощения.

Было отмечено несколько прогулов, которые пытался скрыть. Никогда не пытался объяснить причину нарушения или найти оправдание. На занятиях с психологом был пассивный, как обязанность воспринимал встречи с родственниками. Отказался посещать бассейн, ссылаясь на утомляемость.

Предложенные мероприятия: работа с психологом, плавание, консультация психиатра и невролога, курсовой прием антиоксидантного препарата мексидола, курс витаминотерапии.

Пример №10. Подросток Р., 13 лет. Поступил в Азовский Центр в сентябре 2021 г. после неоднократного нахождения в других социальных приютах и полного лишения родителей родительских прав.

Спустя 2 месяца проживания в Центре, подростку Р. было проведено обследование согласно заявленному способу. В утренней порции слюны натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой определили содержание гормонов кортизола (Ко) = 0,52 нг/мл и дегидроэпиадростерона (ДГАЭ) = 4,8 нг/мл, адреналина (А) = 50,2 нг/мл и норадреналина (НА) = 93,0 нг/мл, а также провели общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности с применением интегративного теста тревожности (ИТТ) в виде суммы баллов субшкал: эмоциональный дискомфорт - ЭД, астенический компонент тревожности - ACT, фобический компонент - ФОБ, тревожная оценка перспективы - ОП, социальные реакции защиты – СЗ.

ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ=5,0+6,0+5,0+7,0+6,0=29.

Состояние диагностируют как стадию истощения.

Высокая утомляемость, частые простуды. После посещения родственников плачет, отказывается от общения с персоналом и детьми. В учебе прилежен, но успеваемость низкая.

Предложенные мероприятия: работа с психологом, плавание, консультация психиатра и невролога, курсовой прием антиоксидантного препарата мексидола, курс витаминотерапии.

Технико-экономическая эффективность способа «Способ оценки уровня стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» заключается в том, что его применение позволяет оценить уровень стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с учетом психоэмоциональных особенностей этого контингента и предусматривает возможность сбора биоматериада и психологического тестирования в привычной для подростков обстановке, неинвазивными методами, при ограниченном общении с незнакомыми людьми (вплоть до исключения такого общения), что снижает риск искажения полученных результатов. Правильно поставить диагноз стрессорного ответа организма подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, необходимо для проведения своевременной и персонализированной коррекции психофизиологического состояния, а также снижения риска дезадаптации подростка в замещающей семье.

Похожие патенты RU2810814C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫБОРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕМЕДИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ 2016
  • Саввина Ирина Александровна
  • Орехова Екатерина Сергеевна
  • Гуляев Дмитрий Александрович
RU2647622C1
Способ снижения тревожности посредством мануального воздействия 2023
  • Масгутов Руслан Фаридович
  • Черепнев Георгий Валентинович
  • Масгутова Галина Андреевна
  • Федоренко Павел Алексеевич
  • Якупов Рамиль Максумьянович
RU2814746C1
Способ прогнозирования риска формирования панического расстройства на ранней стадии заболевания 2016
  • Никитина Валентина Борисовна
  • Казенных Татьяна Валентиновна
  • Иванова Алла Алимомедовна
  • Цыбульская Елена Владимировна
  • Лобачева Ольга Анатольевна
  • Ветлугина Тамара Парфеновна
  • Бохан Николай Александрович
RU2644309C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРЫ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ КРИЗИСНОЙ СЕМЬИ 2003
  • Лаврова Нина Михайловна
  • Лавров Василий Васильевич
  • Мельников Александр Валерьевич
RU2268648C2
Способ определения уровня стрессоустойчивости человека 2017
  • Кратасюк Валентина Александровна
  • Жукова Галина Викторовна
  • Коленчукова Оксана Александровна
  • Степанова Людмила Васильевна
  • Сутормин Олег Сергеевич
  • Есимбекова Елена Николаевна
  • Гульнов Дмитрий Валерьевич
RU2665144C1
Способ дифференциальной диагностики панического расстройства и органического тревожного расстройства в связи с сосудистым заболеванием головного мозга 2021
  • Никитина Валентина Борисовна
  • Белокрылова Маргарита Федоровна
  • Рудницкий Владислав Александрович
  • Казенных Татьяна Валентиновна
  • Бохан Николай Александрович
RU2770734C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОРТОПЕДИЧЕСКОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ ЧАСТИЧНОЙ ИЛИ ПОЛНОЙ ВТОРИЧНОЙ АДЕНТИИ 2002
  • Шаныгина Д.В.
  • Батрак И.К.
  • Большаков Г.В.
  • Подколзин А.А.
RU2217764C2
Способ дифференциальной диагностики расстройства адаптации и органического эмоционально лабильного расстройства 2022
  • Никитина Валентина Борисовна
  • Белокрылова Маргарита Федоровна
  • Рудницкий Владислав Александрович
  • Бохан Николай Александрович
RU2787638C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) 2007
  • Бундало Наталья Леонидовна
RU2328977C2
Способ лечения пациентов с пограничной нервно-психической патологией 2019
  • Гонопольский Александр Марксович
RU2691512C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Изобретение относится к медицине, а именно к возрастной физиологии и педиатрии, и может быть использовано для оценки уровня стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У подростков в утренней порции слюны натощак, собранной после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой, определяют в нг/мл содержание кортизола, дегидроэпиадростерона, адреналина и норадреналина. Проводят диагностику по интегративному тесту тревожности (ИТТ). Затем рассчитывают коэффициенты К1 и К2 по заявленным формулам. При одновременном значении К1 равно и больше 2,5 и меньше 3,0, К2 равно и больше 2,0 и меньше 2,6, ИТТ меньше 20 - диагностируют как отсутствие стресса. При одновременном значении К1 меньше 2,5, К2 равно и больше 2,0 и меньше 2,6, ИТТ меньше 20 - диагностируют как стадию тревоги. При одновременном значении К1 равно и больше 3,0 и меньше 5,0, К2 равно и больше 2,6 и меньше 3,0, ИТТ равно и больше 20 и равно и меньше 24 - диагностируют как стадию устойчивости. При значении К1 равно и больше 5,0, и меньше 8,0, значения К2 равно и больше 3,0 и равно и меньше 3,5, значении ИТТ больше 24 и равно и меньше 27 - диагностируют как стадию переактивации. При значении К1 равно и больше 8,0 и значения К2 меньше 2,0, значения ИТТ больше 27 диагностируют как стадию истощения. Способ позволяет провести дифференциальную диагностику стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, провести своевременную и персонализированную коррекцию. 7 табл., 10 пр.

Формула изобретения RU 2 810 814 C1

Способ дифференциальной диагностики стресса у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включающий исследование утренней порции слюны, взятой натощак после предварительного ополаскивания рта дистиллированной водой, в которой определяют в нг/мл содержание кортизола (Ко), отличающий тем, что в этой же порции слюны дополнительно определяют в нг/мл содержание дигидроэпиадростерона (ДГАЭ), адреналина (А) и норадреналина (НА), а также проводят оценку по интегративному тесту тревожности, определяя в баллах полученные значения субшкал эмоционального дискомфорта (ЭД), астенического компонента тревожности (ACT), фобического компонента тревожности (ФОБ), тревожной оценки перспективы (ОП), социальной реакции защиты (СЗ), после чего рассчитывают значение интегративного теста тревожности (ИТТ) по формуле ИТТ=ЭД+АСТ+ФОБ+ОП+СЗ; рассчитывают значения коэффициентов напряжения гормонального звена К1 и симпато-адреналового звена К2 по формулам К1 = ДГАЭ/Ко и К2 = НА/А; при одновременном условии выполнения значений К1 равно и больше 2,5 и меньше 3,0, К2 равно и больше 2,0 и меньше 2,6, ИТТ меньше 20 - диагностируют как отсутствие стресса; при одновременном условии выполнения значений К1 меньше 2,5, К2 равно и больше 2,0 и меньше 2,6, ИТТ меньше 20 - диагностируют как стадию тревоги; при одновременном условии выполнения значений К1 равно и больше 3,0 и меньше 5,0, К2 равно и больше 2,6 и меньше 3,0, ИТТ равно и больше 20 и равно и меньше 24 - диагностируют как стадию устойчивости; при одновременном условии выполнения значения К1 равно и больше 5,0, и меньше 8,0, значения К2 равно и больше 3,0 и равно и меньше 3,5, значения ИТТ больше 24 и равно и меньше 27 - диагностируют как стадию переактивации; при одновременном условии выполнения значения К1 равно и больше 8,0 и значения К2 меньше 2,0, значения ИТТ больше 27 диагностируют как стадию истощения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2810814C1

Способ оценки вероятности формирования у школьников расстройств вегетативной нервной системы, связанных с сочетанным комплексным воздействием таких факторов окружающей среды, как марганец, свинец и формальдегид, современного образовательного процесса, питания и образа жизни 2021
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Савинков Максим Анатольевич
  • Эйсфельд Дарья Александровна
RU2771853C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СТУДЕНТА К ГРУППЕ РИСКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ДИСТРЕССА 2011
  • Лавров Олег Владимирович
  • Малова Елена Сергеевна
  • Балмасова Ирина Петровна
RU2460460C1
Пропашник с вращающимися в двух взаимно перпендикулярных направлениях рабочими органами 1931
  • Яворский Т.Г.
SU26846A1
WO 2013076615 A1, 30.05.2013
ШАРАПОВА А.Н
Нейроэндокринные аспекты стресса и расстройств поведения у подростков
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1
WHELAN E
Evaluating measures of allostatic load in adolescents: A systematic review

RU 2 810 814 C1

Авторы

Колмакова Татьяна Сергеевна

Горбанева Маргарита Вячеславовна

Оксенюк Оксана Станиславовна

Байер Елена Александровна

Ишонина Оксана Георгиевна

Даты

2023-12-28Публикация

2023-04-04Подача