Антифрикционный композиционный материал на основе железа Российский патент 2024 года по МПК C22C38/00 C22C33/02 C22C45/02 

Описание патента на изобретение RU2811315C1

Изобретение относится к антифрикционным материалам, получаемым методом порошковой металлургии, в частности к композиционным материалам на основе железа. Изобретение может быть использовано для изготовления втулок подшипников скольжения и скользящих электрических контактов.

Известен композиционный материал на основе железа для скользящих электрических контактов по авторскому свидетельству SU 892495 A1. Материал состоит из спеченной пористой железной основы, содержащей легирующие добавки и пропитанной сплавом на основе свинца. Недостатком является недостаточная твердость поверхности и, как следствие, недостаточная износостойкость материала.

Известен также антифрикционный композиционный материал на основе железа по свидетельству SU 1796499 A1, предназначенный для токосъемных элементов полозов электроподвижного состава. Материал состоит из спеченной железной основы, содержащей фосфор, серу и другие легирующие добавки, пропитанной сплавом на основе свинца. Добавки серы и фосфора способствуют улучшению антифрикционных свойств материала, но отрицательно влияют на его прочность. Вместе с невысокой твердостью поверхности это приводит к недостаточной износостойкости материала.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является антифрикционный композиционный материал по патенту RU 2166410 C1, предназначенный для получения контактных пластин. По второму варианту материал получают из шихты, содержащей порошки меди, никеля, серы, фосфора, углерода, хромоникелевой стали Х18Н15 и железа. Из шихты формуют пластины, спекают их, после чего прикрепляют к стальной ленте и пропитывают сплавом, содержащим свинец, олово и цинк. Спеченная матрица придает материалу необходимую прочность. Пропитка пор матрицы свинцовым сплавом обеспечивает твердую смазку, придает антифрикционные свойства. Благодаря легированию хромом и никелем материал имеет твердость около 155 HB (153 HV), повышенную по сравнению с аналогами, что придает ему более высокую износостойкость. Однако при значительных нагрузках на пару трения износостойкость материала является достаточной.

Задачей изобретения является повышение износостойкости материала.

Техническим результатом является повышение твердости и износостойкости поверхностного слоя спеченной матрицы материала.

Указанный технический результат достигается тем, что композиционный антифрикционный материал на основе железа, состоящий из спеченной пористой железной матрицы, пропитанной свинцовым сплавом, дополнительно содержит на поверхности матрицы диффузионное хромовое покрытие толщиной 0,02-0,1 мм, при этом пористость железной матрицы составляет 15-35%.

На фиг. 1 представлена фотография микроструктуры антифрикционного композиционного материала при увеличении 100 крат, на которой обозначены: спеченная пористая железная матрица 1; поры, пропитанные свинцовым сплавом 2; диффузионное хромовое покрытие 3, находящееся на поверхности материала.

Спеченная железная матрица обеспечивает достаточную прочность и ударную вязкость композиционного материала, благодаря чему подшипник скольжения выдерживает необходимые эксплуатационные нагрузки. Твердость матрицы составляет 80-120 HV. При пористости матрицы 15-35% не менее половины пор являются открытыми, то есть сообщающимися с внешней поверхностью материала. Это позволяет пропитывать поры легкоплавким свинцовым сплавом. Увеличение пористости свыше 35 % не целесообразно, так как приводит к существенному снижению прочности материала.

Свинцовый сплав, находящийся в порах и в микронеровностях поверхности матрицы, придает материалу антифрикционные свойства, снижает коэффициент трения, улучшает прирабатываемость.

Диффузионное хромовое покрытие имеет твердость 200-350 HV, более высокую, чем у материала матрицы. Концентрация хрома на поверхности покрытия составляет 35-60 мас. % и плавно убывает по мере удаления от поверхности вглубь железной матрицы. С увеличением пористости матрицы, как правило, уменьшается концентрация хрома на поверхности и увеличивается толщина покрытия, так как с увеличением пористости матрицы интенсифицируется диффузия хрома по дефектам кристаллической решетки вглубь материала. Твердое хромовое покрытие защищает поверхность железной матрицы от истирания при работе подшипника скольжения и тем самым обеспечивает повышение износостойкости материала по сравнению с прототипом.

Пример. Изготавливали втулки подшипников скольжения из антифрикционного композиционного материала на основе железа. Железные матрицы изделий получали из порошка ПЖВ 2.160.26 статическим прессованием в прессформе и спеканием в вакууме при 1100°С, после чего матрицы имели пористость, указанную в таблице. Полученные заготовки погружали в ванну с расплавом свинца, содержащим добавку хрома 3 мас. %, и выдерживали при 900-1100°C в течение 1-3 ч.

При изотермической выдержке происходила сквозная пропитка матриц расплавом свинца и формирование на поверхности заготовок диффузионного хромового покрытия. Варьируя температуру и продолжительность выдержки, получили диффузионное хромовое покрытие с заданной толщиной и твердостью в соответствии с таблицей. После выдержки изделия извлекали из ванны и очищали поверхность от остатков расплава.

Пористость железной матрицы, % Твердость железной матрицы, HV Толщина хромового покрытия, мм Твердость хромового покрытия, HV Предел прочности композиционного материала,
МПа
Пример 1 15 120 0,02 350 215 Пример 2 25 100 0,045 270 160 Пример 3 35 80 0,1 200 110

Рабочая поверхность полученных материалов состоит из твердых и мягких участков. Твердые участки (поверхность железной матрицы с хромовым покрытием) обеспечивают износостойкость материала. Мягкие участки (устья пор и микронеровности поверхности, заполненные свинцовым сплавом) придают материалу антифрикционные свойства, улучшают прирабатываемость. С увеличением пористости матрицы возрастает доля пор на поверхности материала, что способствует улучшению антифрикционных свойств, при этом снижается прочность материала.

В таблице можно видеть механические свойства полученных композиционных материалов. Материал, по примеру 1, обладающий наибольшей прочностью, способен воспринимать наибольшие удельные нагрузки на поверхность подшипника. Материалы, соответствующие примерам 2 и 3, уступают первому материалу по прочности, но обладают более высокими антифрикционными свойствами. Сравнительные испытания показывают, что износостойкость полученных материалов в 1,5-2 раза выше, чем у прототипа.

Таким образом, полученные композиционные материалы обладают повышенной износостойкостью за счет сочетания пористой железной матрицы, пропитанной свинцовым сплавом, и твердого диффузионного покрытия на поверхности матрицы.

Похожие патенты RU2811315C1

название год авторы номер документа
ШИХТА ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЙ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 2007
  • Савицкий Арнольд Петрович
  • Прибытков Геннадий Андреевич
  • Коржова Виктория Викторовна
  • Вагнер Марина Ивановна
RU2359051C2
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ 2014
  • Шалунов Евгений Петрович
  • Смирнов Валентин Михайлович
  • Урянский Илья Павлович
RU2576740C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2014
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Шакина Антонина Владимировна
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2553138C1
Способ получения биметаллической полосы с антифрикционным порошковым покрытием на основе меди для подшипников скольжения 2019
  • Концевой Юрий Васильевич
  • Мейлах Анна Григорьевна
  • Шубин Алексей Борисович
  • Гойда Эдуард Юрьевич
RU2705486C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ 2001
  • Романов Сергей Михайлович
  • Романов Дмитрий Сергеевич
RU2201431C2
Износостойкий антифрикционный материал на основе двухфазного сплава Al-Sn, легированного железом, и способ его получения 2022
  • Русин Николай Мартемьянович
  • Скоренцев Александр Леонидович
RU2789324C1
МАТЕРИАЛ ФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ДЛЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ СТРЕЛОЧНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА 2016
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Конаков Александр Викторович
  • Афанасьева Анна Александровна
RU2639427C1
МАТРИЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ СВИНЦА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРОПИТКОЙ 2014
  • Гулевский Виктор Александрович
  • Федотов Михаил Юрьевич
  • Волков Сергей Сергеевич
  • Кидалов Николай Алексеевич
  • Антипов Валерий Иванович
  • Колмаков Алексей Георгиевич
  • Виноградов Леонид Викторович
RU2554263C1
МАТЕРИАЛ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ДЛЯ МУФТЫ ФРИКЦИОННОЙ СТРЕЛОЧНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА 2021
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Конаков Александр Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Гайнаншин Назим Галимзянович
  • Злобин Сергей Александрович
  • Довгаль Олег Викторович
  • Рябченко Алина Сергеевна
RU2759364C1
СПЕЧЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА, СОДЕРЖАЩЕЕ МЕДЬ, И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2002
  • Молик Паритош
RU2280706C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 811 315 C1

Реферат патента 2024 года Антифрикционный композиционный материал на основе железа

Изобретение относится к области металлургии, а именно к антифрикционным материалам, получаемым методом порошковой металлургии, в частности к композиционным материалам на основе железа, и используемым для изготовления втулок подшипников скольжения и скользящих электрических контактов. Композиционный антифрикционный материал на основе железа состоит из спеченной пористой железной матрицы, пропитанной свинцовым сплавом. На поверхности матрицы присутствует диффузионное хромовое покрытие толщиной 0,02-0,1 мм, а пористость железной матрицы составляет 15-35%. Обеспечивается повышение твердости и износостойкости поверхностного слоя спеченной матрицы. 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 811 315 C1

Антифрикционный композиционный материал на основе железа, состоящий из спеченной пористой железной матрицы, пропитанной свинцовым сплавом, отличающийся тем, что он содержит на поверхности матрицы диффузионное хромовое покрытие толщиной 0,02-0,1 мм твердостью 200-350 HV, при этом пористость железной матрицы составляет 15-35%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2811315C1

ТУЧИНСКИЙ Я.И., Композиционные материалы, получаемые методом пропитки, М.: "Металлургия", 1986 г., с.127, 140-143
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОНТАКТНЫХ ПЛАСТИН (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1999
  • Берент В.Я.
RU2166410C1
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СИЛЬНОТОЧНОГО СКОЛЬЗЯЩЕГО ЭЛЕКТРОКОНТАКТА 2008
  • Фадин Виктор Вениаминович
  • Алеутдинова Марина Ивановна
RU2368971C1
Токосъемный элемент полоза электроподвижного состава 1991
  • Берент Валентин Янович
  • Алешина Алла Владимировна
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Шмелев Лев Сергеевич
SU1796499A1
Способ регулирования карбюраторного двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Пахомкин Юрий Васильевич
  • Черняев Эмиль Харитонович
SU939801A1
CN 109983147 A, 05.07.2019
US 3495957 A1, 17.02.1970
US 4071643 A1, 31.01.1978.

RU 2 811 315 C1

Авторы

Соколов Евгений Георгиевич

Исаев Юрий Александрович

Даты

2024-01-11Публикация

2023-07-17Подача